Проблемно-ориентированное консультирование - (контрольная)

Проблемно-ориентированное консультирование - (контрольная)

Дата добавления: март 2006г.

    ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
    Контрольная работа Шалаевой Т. В.
    СОДЕРЖАНИЕ
    ПРЕДМЕТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 2
    ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 3

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ЭТАПЫ 6 Понятие проблемно-ориентированной психологической помощи 6

    Этапы проблемно-ориентированной психологической помощи 9
    Типы запросов клиента и способы их трансформации 18
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 24
    ПРЕДМЕТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Произошедшие за последние годы открытия в различных областях привели к появлению особого вида деятельности, которое получило название консультирование. Практика помощи советом, консультацией, руководством, симпатией и ободрением (как неформально, так и профессионально), известна издревле. Суть современной практики консультирования состоит в попытке сделать эту помощь более эффективной, основываясь на знаниях о человеческом характере, его формировании и коррекции, что можно сделать только при помощи знания различных отраслей современной психологии. В настоящее время образовалась ниша, которую должны занять консультанты, прошедшие подготовку и имеющие необходимые черты характера, так как много людей нуждается в таком виде помощи, который не могут оказать врачи обычных специальностей. Если человек болен физически, ему нужен врач; если у человека душевная болезнь или он не может контролировать свои поступки, что может быть вызвано как органическими, так и психологическими причинами, такому человеку нужна помощь психиатра (врача, специализирующегося на заболеваниях нервной системы и обученного психотерапии); если же у человека личностные проблемы, которые можно считать психологическими, а не имеющими физические причины, то ему следует обратиться к консультирующему психологу или психотерапевту (не медику). Если человек молод и неопытен, ему нужно обучение, преподаватель.

Поле деятельности консультанта лежит между двух вышеописанных профессий, и он применяет часть методов каждого из них. Преподаватель имеет дело с“нормальными” индивидами и концентрируется на процессе роста и развития —интеллектуального, морального или религиозного. Консультирующий психолог работает главным образом над проблемами коррекции, или перевоспитания, индивида, имеющего серьезные трудности в приспособлении к окружающей среде и нуждающегося в продолжительном лечении. Как бы то ни было, провести четкую грань между потребностями индивида в“воспитании” и соответственно “перевоспитании” невозможно. Корректирующие и дисциплинарные проблемы являются “статистически нормальной”частью профессии учителя, а консультирующий психолог использует в большей или меньшей степени положительные образовательные методики в соответствии с потребностями конкретной ситуации. Консультант имеет дело с проблемами, которые слишком сложны, чтобы их решить между прочим в обычном образовательном процессе, но недостаточно серьезны, чтобы требовалась индивидуальная специализированная помощь консультирующего психолога. (Собственно говоря, существует много видов проблем, которые могут быть разрешены либо консультантом, либо консультирующим психологом; в подобных случаях относительная недоступность последнего по финансовым или территориальным причинам увеличивает потребность в квалифицированных консультантах. ) Консультирование—это скорее не профессия, а техника или искусство, которое должно применяться как часть более широких обязанностей в профессиях, предполагающих длительное общение с людьми, например в работе врачей, учителей, священнослужителей и социальных работников. Естественно, возможности консультирования в рамках любой из упомянутых специальностей зависит от имеющегося времени, наклонностей, личностных качеств, а также от наличия информации об индивиде. ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические методы лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с "магнетического флюида" венского врача А. Месмера следуют: в XIX столетии— Джеймс Бред (гипноз), в XX в. —Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадиционный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие. И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обособляетсяконсультативная психология. Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличаетотказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам. Консультативную психологию как профессиональное поле можно идентифицировать только с 1951 г. , когда в США Северо-западная конференция рекомендовала наименование "консультативная психология", или с 1952 г. , когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности "Консультирование и руководство", которое использовалось также непсихологами, на "Консультативная психология". Второй причиной подобного изменения была потребность дифференцировать консультативное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологии.

Уайтли называет "корнями" консультативной психологии во-первых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологические измерения; во-вторых, прикладную психологию. До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуальных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психологию индивидуальных различий применительно к школе и трудовой деятельности.

Каково соотношение понятий консультирование и психотерапия? Термин “психотерапия”означает комплексное лечебное, вербальное и невербальное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Причем условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную, ставящую задачей содействие клиенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности.

Ряд исследователей (Эйдемиллер, Юстицкий, 1989) говорят о неврачебной психотерапии, имея в виду консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений. Другие же высказывают некоторые сомнения по поводу употребления термина "психотерапия", так как в данном случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смысле этого слова.

Еще один термин, введенный в обиход именно в России, — психокоррекция, направленная на исправление тех или иных расстройств, но в то же время лечение в некоторых случаях рассчитано не на полное устранение патологических нарушений, а лишь на их компенсацию. Существенной общей особенностью и психотерапии, и психокоррекции является психологическое воздействие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма. Методами психологической коррекции называютсяаутогенная тренировка, тренинговые методы, семейная психотерапия и т. д. Заметим, что одно и то же психологическое воздействие в России чаще всего называется психотерапией, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К тому же термин "психотерапия" является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами (Алешина, 1994). Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: психотерапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование. Представим их сходство и различие в таблице 1.

    НАПРАВЛЕНИЕ
    СУБЪЕКТ
    ОБЪЕКТ
    ЦЕЛЬ
    Психотерапия
    А. клинически-ориентированная
    Врач (психиатр, психотерапевт)
    Больной, клиент
    Ликвидация симптомов
    В. личностно- ориентированная
    Врач, психолог, социальный работник
    Больной, клиент
    Личностные и межличностные изменения
    Психокоррекция
    Врач, психолог
    Больной, клиент

Исправление тех или иных расстройств, нормализация психической деятельности Неврачебная психотерапия

    Психолог
    Клиент

Оптимизация взаимоотношений (например, в проблемных семьях) Консультирование

    Консультирующий психолог, социальный работник
    Клиент, семья, группа

Адаптация к жизни за счет активизации личностных ресурсов (выход из трудной жизненной ситуации)

Мы видим, что термины психотерапия и психокоррекция практически совпадают по содержанию. Смыкаются также понятия неврачебная психотерапия и консультирование. Более того, в рамках понятия психотерапия четко выделяются две составляющие, и вторая из них, то есть личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия и консультирование. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются (Алешина, 1994). Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мягкое. Отличает консультирование и его краткосрочность (от одной до 5—6 встреч), хотя в последнее время появляются почти "мгновенные" психотерапевтические техники (Гриндер, Бэндлер, 1992).

Выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от меры ответственности, которую может вынести сам клиент. Это предполагаетадекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать варианты решения проблемной ситуации.

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ЭТАПЫ Понятие проблемно-ориентированной психологической помощи

Каждому человеку, оказавшемуся в психологически неразрешимой для него ситуации, кажется, что его проблема уникальна. Можно даже сказать, что для него переживание“я — не такой, как все.... ”становится ведущим. Это переживание усугубляется и наблюдением за окружающими, которые будто без видимых усилий решают подобные внутренние проблемы. Само по себе такое переживание нормально, поскольку каждый человек обладает уникальностью и способностью открыть свое предназначение, свою жизненную задачу. Переживание своей уникальности со знаком“плюс”является основой внутренней стабильности человека, способности делать осознанный выбор и достойно встречать испытания.

Но переживание своей уникальности со знаком “минус”, которой обычно обусловлен приход человека к психологу- консультанту, приводит к иному результату— постоянному чувству растерянности и беспомощности или наоборот —стремлению поставить себя выше других за счет своих особых недостатков, возведенных в достоинства (“я потому так несчастен, что более совестлив, чем другие”, “я стал сердечником потому, что глубоко чувствую то, что другие не замечают”). Парадокс состоит в том, что до возникновения психологической проблемы человек не задумывался над уникальностью своего жизненного пути и впервые столкнулся с ней лишь при возникновении симптома или серьезной личной проблемы. Его позитивная уникальность, оставленная без внимания, может заявить о себе только через душевные и телесные страдания. Поэтому само наличие жалобы на психологические проблемы или телесные симптомы можно истолковывать двояко: либо человек игнорировал на протяжении жизни само наличие у себя особой жизненной задачи, либо совершил ошибку в ее обнаружении, сознательно или бессознательно приняв навязанные ему другими задачи за его личные.

И если благодаря уникальности со знаком “плюс”люди действительно проявляют многообразие своих неповторимых стилей существования, то уникальность со знаком“минус”является лишь мнимой, поскольку количество жалоб, проблем и симптомов является в принципе ограниченным. Причем каждая из“психологических проблем”является одним из типовых вариантов неспособности обучаться на материале своего жизненного опыта, вырабатывать или присваивать новые виды поведения или мышления, соответствующие новым жизненным обстоятельствам.

Конечно, источники большинства психологических проблем коренятся в детстве, но способность их решать является достоянием развитой и развивающейся личности. Каждый человек становится самостоятельным и способным решать свои личные проблемы намного позже, чем он их приобретает. Сама ситуация детства, само положение зависимого и управляемого, вынужденного подчиняться воле“больших” и “взрослых”неотвратимо создают предпосылки этих проблем. И избежать их никто не может, так же как и не может сразу родиться взрослым, минуя детство.

Человек, приобретая способность самостоятельно мыслить о своей жизни и принимать решения, столь же неминуемо сталкивается с необходимостью различения в себе“своего”, т. е. того в себе, с чем он намерен жить дальше, решая свои жизненные задачи, и“чужого”в себе, т. е. того, что, может быть, когда-то и было полезным, но на данном этапе осознается как препятствие, и от чего он хотел бы освободиться. Но отделить одно от другого часто бывает трудно даже взрослому человеку, не говоря уже о детях и подростках. Для этого и нужна профессиональная помощь психолога-консультанта, как человека, который не только не был вовлечен в ситуацию, но и не воспринимает многие привычные установки как само собой разумеющееся. Более того, в его профессиональные обязанности входит“не торопиться вас понимать”. Хотя это, быть может, и противоречит бытовому представлению о психологе, который все“понимает” с первого взгляда и без слов. Причем, часто именно поспешность в “понимании”, а точнее, в присоединении к самонепониманиюконсультируемого, мешает начинающему психологу разобраться в проблеме по существу.

Итак, каждый человек в потенциале обладает неповторимой внутренней задачей. Однако внешние и внутренние препятствия, которые он встречает на своем жизненном пути, имеют достаточно типичный, неуникальный характер, хотя человек может их не воспринимать таковыми.

Проблемно-ориентированная психологическая помощь направлена на решение типичных проблем, возникающих у весьма отличающихся друг от друга по характеру и установкам людей. Умение выявлять эти типовые проблемы за внешним многообразием историй жизни, жалоб, парадоксальным переплетением судеб приходит с опытом. Следует помнить, что существуют общие закономерности жизненного пути человека, которые, как и законы физики, ни для кого не делают исключения. Итак, путь к симптому, тупику, проблеме у всех примерно одинаков, а здоровье, целостность и продуктивность поддерживаются уникальными и непохожими друг на друга способами. Неодинаковым также оказывается и путь от проблемы, тупика к продуктивному и целостному существованию. Поэтому нормы в обычном смысле слова относятся как раз к болезни, это нормы течения болезни, нормы развития патологии, установить же удовлетворяющую всех норму психического здоровья, не впадая при этом в противоречия, невозможно.

С точки зрения проблемно-ориентированной психологической помощи самого больного нет; есть проблема, постепенно создающая болезнь, и есть совершенно здоровая часть Я, к которой мы и обращаемся. Сам страдающий человек—лишь носитель проблемы, но он, по замыслу своему, совершенно здоров, совершенен и уникален.

Когда мы говорим с ним о его проблеме, мы намеренно выводим его в позицию наблюдателя. Мы подразумеваем, что говорим о чем-то вне него, на что он и сам может посмотреть со стороны. Да и не только посмотреть, но и свою оставить ношу. Мы обращаемся к Наблюдателю в нем, мы находим источники проблемы в его детстве, когда он еще не был способен психологически защищать себя. Таким образом, мы максимально экстернализуем проблему, размещая ее и во времени его прошлого опыта и в пространстве ситуаций и действующих лиц. Мы это делаем для того, чтобы ему легче было осознать свое прошлое и, в конечном счете, освободиться от него.

Конечно, человек может и не принять предлагаемого решения его проблемы. И у этой ситуации может быть двойственное значение: либо он выбирает дальше жить с проблемой, которая, как он считает, отнимет у него меньше сил, чем ее решение, либо он найдет другое решение. Но в любом случае психолог уважает его выбор, понимая границы своей ответственности. Психолог не может быть более ответственен за решение проблемы человека, чем он сам ответственен за это.

Таким образом, цель психолога —снова и снова толковать проблему человека и выводить из этих толкований все новые и новые действенные следствия. Личность может измениться и сама по себе, но только после решения проблемы. Мы не ставим задачу глубинного изменения личности, мы претендуем только на осознание и выявление достаточно типичных препятствий, нагроможденных вокруг и внутри человека, которые он считает частью себя. А изменится ли он и куда он двинется дальше— это дело его выбора. Такая установка избавляет психолога от фантазма всемогущества, ограничивая зону его ответственности— с одной стороны, но повышая уровень его ответственности в границах этой зоны — с другой. И здесь может быть задан вопрос: “А не может ли психолог навредить человеку, сообщая ему не только интерпретации, но и действенные следствия? ”

Человеку столь же трудно навредить, как и помочь. Не стоит преувеличивать возможностей своего“воздействия”. У каждого человека есть фильтр психологической защиты, и то, что ему в данный момент“не нужно”, человек воспринимать и учитывать в своих действиях не будет. Но то, что было сказано —было сказано, и человеку, отказавшемуся от интерпретаций, прогнозов и предложений, будет трудно делать далее вид, что он этого никогда не слышал. Тем самым, он будет иметь в виду тот выбор, на который пока не идет. Часто нечто говорится даже не для того, чтобы быть услышанным, а для того, чтобы просто прозвучать. Нечто должно быть сказано независимо от того, воспримут его или нет.

Важно понять, что каждый человек в итоге исцеляется сам, лишь используя психолога как средство. Признаком психологической зрелости является не отсутствие проблем, а их своевременное решение, бдительность и алертность к их появлению, осознанию и разрешению в своей жизни.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать