Проблема способностей в психологии - (диплом)

Проблема способностей в психологии - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Пятигорский Государственный Лингвистический Университет
    Кафедра психологии
    Тимур Арутчев
    студент 5 курса
    факультета испанского языка
    Проблема способностей
    в психологии
    Итоговая квалификационная работа на присвоение
    квалификации преподавателя иностранных языков
    К защите в ГАК
    допускается
    Решение кафедры
    от _________1997
    Зав. кафедрой:
    Научный руководитель:
    кандидат психологических наук, доцент
    Найманов Али Темирович
    Пятигорск 1997 г.
    Оглавление.
    Введение 1
    Глава 1. Понятие о способностях. 4
    1. 1 Способности как возможность. 4
    1. 2 Одаренность и способности. 6
    1. 3 Способности и интересы. 7
    1. 4 Общие и специальные способности. 8
    1. 4. 1 Математические способности. 8
    1. 5 Способности и типология людей. 10

Глава 2. Способности как индивидуально-психологические особенности человека. 12

    2. 1 Психика человека и ее возможности. 12
    2. 2 Способности как врожденные возможности. 13
    2. 3 Динамика способностей. 14

Глава 3. Качественная и количественная характеристика способностей. 15 3. 1 Структура способностей. 15

    3. 2 Качественная характеристика способностей. 16
    3. 3 Количественная характеристика способностей. 17
    Глава 4. Природные предпосылки способностей и таланта. 20

4. 1 Ошибочность фаталистического взгляда на способности. 20 4. 2 Задатки как природные предпосылки способностей. 21

    4. 3 Способности и наследственность. 23
    Заключение. 26
    Список использованной литературы.
    Введение.

Так что же представляют из себя способности вообще? Изучив массу изданий посвященных данной проблеме, можно сделать 3 формулировки, которые объясняют и расшифровывают понятие “способности”. Это:

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях, там где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово способность употреблялось основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорили: "От каждо го по способностям.... "

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выпол нения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые несомненно являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не назы ваются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешнос ти выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которого радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во вни мание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний. Когда выдвигают молодого человека на какую-нибудь организационную работу и мотивируют это выдвижение "хорошими организационными способностями", то, конечно не думают при этом, что обладать "организационными способностями" - значит обладать "организационными навыками и умениями". Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работни ка его "организационными способностями", предполагают, что, он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, но, благодаря своим способ ностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки. Вышеприведенные примеры показывают, что в жизни под способностями обычно имеют ввиду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к налич ным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Далее в своей работе я постараюсь проанализировать все связанное со способностями, с их проявлениями, с причинами обуславливающими или объясняющими их появление.

В начале своей работы я бы хотел кратко объяснить причину, по которой я выбрал данную тему в качестве темы для своей квалификационной работы, и рассмотреть несколько положений, облегчающих ее понимание и анализ. Актуальность данной темы очевидна для каждого человека, так или иначе связанного с преподаванием или обучением. Перешагнув порог любого учебного заведения мы сталкиваемся с данной проблемой, так как увидев в первый раз ребенка, учитель начинает постепенно составлять для себе картину способностей этого ребенка. Делает он это для того, чтобы правильно выбрать методику обучения для данного обучаемого именно с учетом этих самых возможностей и способностей. Лично у меня причин для выбора этой темы было несколько. Еще во время прохождения мной практики в школе, во время знакомства с классом, у меня много раз возникал вопрос, по каким критериям учитель или классный руководитель может делать (или делает) заключение о способности (неспособности) ребенка к какому либо школьному предмету. Что влияет на заключение учителя, говорящего о неспособности ученика к языкам? Неужели способности к языкам увеличиваются при систематическом посещении уроков испанского/английского языков? И убывают при прогулах? И вообще, способности как таковые это что называется “дар от бога”, или же это результат упорных занятий? И почему ребенок имеющий хорошие оценки по русскому языку (и по словам учительницы “очень способный”), может иметь плохие оценки по иностранному языку (и быть по словам учительницы иностранного языка “абсолютно неспособным к языкам”)? Такое обилие вопросов породило желание найти на них убедительные ответы, и мне кажется что в данной работе мне удалось это сделать.

В современной школе проблема способностей является одной из самых серьезных проблем. Несмотря на кажущуюся разрешаемость проблемы способностей (спецшколы, школы с различными уклонами, лицеи и гимназии ), дело обстоит гораздо серьезней. Частичное или полное отсутствие современных методик в данных школах зачастую не позволяет ребенку полностью проявить всю гамму своих способностей. Целью данной работы являлся анализ и по возможности наиболее точное и полное теоретическое решение проблемы способностей для школьного учителя. Основной задачей автора было составление источника, информацию из которого учитель может рассматривать как пособие в своей работе, внося изменения и дополнения в методику своего преподавания, учитывая приведенные здесь материалы. Также еще одной задачей является ознакомление читателя с такими характеристиками способностей, как качественная и количественная; рассмотрение природных предпосылок способностей и таланта и понятия о способностях вообще. Данная работа состоит из 4 глав. Каждая глава посвящена одной или нескольким проблемам, из множества составляющих проблему способностей в психологии вообще. Глава № 1 посвящена собственно понятию о способностях, в ней рассматривается связи способностей и одаренности, способностей и интересов, и дается классификация способностей. Глава № 2 отведена понятию способностей человека как его индивидуально-психологических особенностей. Сюда вошло рассмотрение способностей как врожденных возможностей и приводится динамика способностей. В третьей главе дается качественная и количественная характеристика способностей. И, наконец, глава № 4 обосновывает природные предпосылки способностей и таланта.

При создании данной работы, для достижения поставленных научных целей, мною были использованы следующие методы исследования:

    - анализ литературы по психологии;

- анализ личного опыта работы с учащимися по исследуемой проблеме во время прохождения педпрактики;

    - наблюдение за ходом педпроцесса в школе;
    - беседа с учителями.
    Глава 1. Понятие о способностях.
    1. 1 Способности как возможность.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно яв ляется лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приоб ретены эти знания и умения, превратиться ли возможность в действи тельность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди ( в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в кото рой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.

Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные спо собности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет му зыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здо ровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонен тов деятельности - знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способнос тей. Нельзя говорить о способностях ребенка к рисованию, если его не пытают ся обучать рисовать, если он не приобретает никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы рабо ты, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире. Серьезной ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьезной про верки утверждения, что у данного школьника нет способностей, на том лишь основании, что у ребенка нет еще в наличии необходимых систем умений и на выков, прочных знаний, сложившихся приемов работы. Известно немало слу чаев, когда в детстве ребенок не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесло ему заслуженную славу. Альберт Эйнштейн в средней школе считался весьма заурядным учени ком, и ничего, казалось бы не предвещало его грядущей гениальности. В чем же выражается единство способностей, с одной стороны, и умений, знаний и навыков - с другой? Способности обнаруживаются не в знаниях, уме ниях и навыках как таковых, а в динамике их приобретения, т. е. в том, нас колько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осущес твляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право гово рить о способностях.

Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности личнос ти, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и об наруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отве чает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требова ниями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предпо лагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей. Последнее не означает, разумеется, что человек вообще не может овладеть необходимыми умениями и знаниями, а лишь то, что процесс усвоения затянется, потребует значительных усилий и време ни со стороны педагогов, чрезвычайного напряжения сил при сравнительно скромных результатах. Это не исключает также и того, что способности мо гут со временем развиться.

Являясь индивидуально-психологическими особенностями, способности не мо гут быть противопоставлены другим качествам и свойствам личности - качес твам ума, особенностям памяти, чертам характера, эмоциональным свойствам и т. д. , но должны быть поставлены с ними в один ряд. Если какое-либо из этих качеств или совокупность их отвечает требованиям деятельности, или формируется под влиянием этих требований, то это дает все основания рас сматривать данную индивидуально-психологическую особенность личности как способность.

    1. 2 Одаренность и способности.

Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от от дельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осущес твлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является "одаренность", понимаемая как то качествено своеобразное сочета ние способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Своеобразие по нятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства чело века рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя гово рить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к че му-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой "общей одарен ности".

То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необхо димостью содержится в самом понятии "одаренность", обусловливает истори ческий характер этого понятия. Понятие "одаренность" лишается смысла, ес ли его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим ви дам деятельности и что разумеется под "успешным" выполнением каждой кон кретной деятельности.

Существенное изменение претерпевает и содержание понятия того или друго го социального вида одаренности в зависимости от того, каков в данную эпо ху и в данной общественной формации критерий "успешного" выполнения соот ветствующей деятельности. Понятие "музыкальная одаренность" имеет, конеч но, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой. Историческое развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности. Итак, понятие "одаренность" не имеет смысла без соотнесения его с кон кретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики. Необходимо отметить еще одно очень существенное обстоятельство. От ода ренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной воп роса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, то есть наличие соответствующего сочета ния способностей, но и обладания необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность не имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста. Имеется большое различие между следующими двумя положениями: "данный че ловек по своей одаренности имеет возможность весьма успешно выполнять та кие-то виды деятельности" и "данный человек воей одаренностью предрасполо жен к таким-то видам деятельности". Одаренность не является единственным фактором определяющим выбор деятельности ( а в классовом обществе она у ог ромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор ), как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.

    1. 3 Способности и интересы.

Существенно важный фактор развития способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию оп ределенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склон ности профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами дея тельности.

Подмечено, что возникновение интереса к той или иной трудовой или учеб ной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит отправной точкой для их развития. "Наши желания, - по словам Гете, - пред чувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоя нии будем совершить". Упрочившиеся интересы ребенка - это "лакмусовая бу мажка" его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих заду маться - не дают ли себя знать зарождающиеся способности.

У подростка эти интересы, как уже подчеркивалось, приобретают характер увлечений кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому и юношескому возрасту разнообразные и нередко вскоре угасающие интересы иг рают важную роль в выявлении способностей развивающейся личности. Педаго гически важным является такое отношение воспитателей к сфере интересов подростков или юношей, которое предполагает углубление и расширение их познавательных потребностей. Вместе с тем педагог не должен негодовать по поводу того, что увлечения подростка имеют зачастую мимолетный характер. Конечно, оптимально такое положение вещей, при котором школьник очень рано обнаруживает (при посредстве и помощи взрослых) устойчивые спе циальные интересы и развивает соответствующие способности, позволяющие ему безошибочно определить свое призвание. Это бывает, как известно, далеко не со всяким. Но даже если выпускник уйдет из школы без стойко выраженного интереса к какой-то профессии (речь здесь идет об интересе, а не о необхо димых для вступления в жизнь знаниях и психологической готовности к труду), это будет лучше, чем если учащийся неверно и скоропалительно опре делит свой интерес, опираясь на чисто внешние признаки "заманчивых" про фессий: артиста, дипломата, журналиста и т. д.

    1. 4 Общие и специальные способности.

Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие бо лее узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выра жены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних спо собностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельнос тей, специальностей и занятий. Эти общие способности или качества не дол жны противопоставляться специальным способностям или качествам, как это делают некоторые психологи, которые пытаются выделить общий интеллект как мистический фактор, открывающийся лишь в результате применения тестов ум ственной одаренности, как одаренность вообще.

    1. 4. 1 Математические способности.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать