Профессиональное самосознание личности - (диплом)

Профессиональное самосознание личности - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в юношеском возрасте. 1. 1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры. 1. 2. Особенности самосознания в юношеском возрасте.

1. 3. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте. 1. 4. Особенности профессионального самосознания

Глава II. Экспериментальное исследование развития профессионального самосознания студентов медицинского колледжа.

    2. 1. Организация и методы исследования
    2. 2. Анализ результатов исследования
    2. 3. Выводы.
    Заключение
    Литература
    Приложение
    ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть q1 особенности формирования самосознания в юношеском возрасте, как важном периоде личностного и профессионального самоопределения.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов. Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов –Л. И. Божович, И. И. Чесноковой, А. Г. Спиркина, И. С. Кона, В. В. Столина, М. И. Лисиной и др. , так и зарубежных– У. Джемса, Э. Эриксона, К. Роджерса, Р. Бернса и др. В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.

Предметом исследования стали особенности становления профессионального самосознания в юношеском возрасте.

Объектом исследования выступили 30 студенток первого курса и 30 студенток третьего курса отделения“Лечебное дело” Муромского медицинского колледжа в возрасте 17-19 лет. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что такие личности образования в структуре самосознания как самооценка и самоотношение влияют на процесс формирования профессионального самосознания.

    Задачи исследования:

1) Анализ литературы по проблеме формирования самосознания в юношеском возрасте.

2) Проведение сравнительного анализа результатов исследования студентов I и III курсов.

Исследование проводилось в период 2001-2002 учебного года на базе Муромского медицинского колледжа.

Для решения поставленных задач был использован следующий диагностический блок: 1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. [38].

2. Методика исследования самоотношения Р. С. Пантилеева [38]. 3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной [39].

    4. Опросник Мегробяна по изучению эмпатии [30].

5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко [39]. 7. Сочинение “Я в профессии через 10 лет”.

    Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
    становления самосознания в юношеском возрасте.

1. 1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.

Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:

философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием [И. С. Кон, 1978, А. Г. Спиркин 1972, А. И. Титаренко 1974] и др; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [Л. И. Божович, 1968; И. И. Чеснокова, 1977; С. Л. Рубинштейн, 1989] и др. ; социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности[ Л. И. Божович, 1968; И. И. Чеснокова, 1977г. , С. Л. Рубенштейн, 1989г. ] ; социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей[ А. В. Захарова, 1980г. ; А. И. Липкина, 1976г. ; В. В. Столин, 1983г. ] и др. В литературе используется множество самых разнообразных терминов: “самсознание”, “я”, “я-концепция”, “представление о себе”, “отношение к себе”, “самооценка”, “образ Я”и т. п. Авторы ряда работ пытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы. (М. И. Лисина, 1980г. ; В. В. Столин, 1983г. ). Понятие “самосознание”используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины“самосознание”, “представление о себе”применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов“отношение к себе” и “самооценка”. “Образ Я” рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода “итоговый продукт” неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и регуляторной. [В. В. Столин, 1983г. ]. Наибольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация. И. И. Чеснокова (1977г. ) предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сапостовления“Я” и “другого человека”. Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках“Я и Я”. Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственного достоинства. [И. М. Чеснокова, №49]

И. С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа “Я”. Образ “Я”понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Нижний уровень образа“Я” составляют “неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с“самочувствием”и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот образ“Я”вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей[И. С. Кон, 1978г. , №16, с. 72-73].

По мнению В. В. Столина (1983г. ) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. [В. В. Столин №43].

По мнению М. И. Лисиной (1986г. ), образ себя имеет аффективно-когнитивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что Я-образ имеет сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и функционирует; существует так же“периферия”, на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе. [М. И. Лисина, № ]. С. Л. Рубенштейн считает, что “развитие самосознания проходит через ряд ступеней –от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. ” [С. Л. Рубенштейн, 1989г. , № 40, с. 245] Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата.

У. Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал, как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознание и Я, как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая–содержание этого опыта (Я, как объект). По мысли Джемса, Я, как объект, - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. [Р. Берис №2]

Интеракционная школа (Кули, Мид и др. ) полагают, что человеческое “Я”изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Интеракционисты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление Я-концепции индивида. [Р. Бенс, №2].

В теории Э. Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Формирование идентичности Я-процесс, который служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности. [Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров № 48]. К. Роджерс понимает под Я-концепцией восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. К. Роджерс рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия. [Р. Бернс № 2 с. 58, с. 367].

Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях проблема самосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание–это прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе. “Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование–в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. ” [И. И. Чеснокова № 49, с. 122].

Самосознание –это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

    1. 2. Особенности самосознания в юношеском возрасте.

Центральный психологический процесс юношеского возраста –развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными приступами и образом собственного “Я”. [И. С. Кон № 14].

Юношеское “Я” еще не определено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом “Мы”, то есть образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим “Мы” полностью. Чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и “усредненным” сверстником. [И. С. Кон № 14].

Исключительно важной инстанцией самосознания, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального “Я”. В зависимости от того, идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либо отдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное самоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое– с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения –это “личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе”(Г. Каплан, 1980) [И. С. Кон № 14].

Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов“Я” и мнений о себе. Они больше других склонны “закрываться” от окружающих, представляя им какое-то “ложное лицо”, “представляемое Я”. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны, они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше всего беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или, если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Пониженное уважение побуждает уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы. [№4]. В юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований, критериев для самооценки– они смещаются, говоря словами Л. С. Выгодского, “из вне, во внутрь”, приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования в подлинном смысле слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний. Оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное“принятие себя”, “самоуважение”. Именно в юности формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть“оперативная самооценка”начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности. [№46]

Самооценки отводиться ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания. Самооценка –оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [№18] Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному“Я”. Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей.

Выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектом своего поведения, деятельности, отношений. Она является важнейшим фактором мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. [А. В. Захарова]

Многочисленные исследования неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. [№37]

В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы с одной стороны, и растущую индивидуализацию, обособление - с другой. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего“Я”. Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, возможно при наличии потребности в уединении. [А. В. Мудрик. №26]

В юности обостряются способности к чувствованию в состояния других лиц, способности переживать эмоционально эти состояния, как свои. Именно поэтому юность может быть столь сенситивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в идентификации с ними. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. [В. С. Мухина №27] Таким образом, самосознание в юношеском возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценивать качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений, в связи с решением задачи профессионального самоопределения.

1. 3. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

Профессионализация, как форма становления субъекта деятельности, влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социального опыта личности с включением этого опыта в“профессиональное Я” личности.

Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Например, Б. Д. Порыгин (1971г. ) считает, что профессиональное самосознание–это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В. Д. Брагина делает основной акцент в профессиональном самосознании на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении к ним. П. А. Шавир трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности. Подобные интерпретации термина“профессиональное самосознание”не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия. [Л. М. Митина №24]

По мнению А. К. Марковой профессиональное самосознание включает: осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;

осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;

    учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

самооценивание человеком своих отдельных сторон –понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;

положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной “Я-концепции”.

У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации. [А. К. Маркова № 22].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать