Психологические факторы эффективности познавательной деятельности - (реферат)
p>Следовательно, теоретическое мышление имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, - это область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему; это органические, развивающиеся системы. В эмпирических зависимостях отдельная вещь выступает как самостоятельная реальность. В зависимостях, раскрываемых теорией, одна вещь выступает как способ проявления другой внутри некоторого целого. Различие содержания эмпирического и теоретического мышления обусловливает и различие их форм. Как уже отмечалось, эмпирические зависимости характеризуют налично данное, относительно устойчивое и постоянное. Наглядно данные явления можно различать и объединять по сходству. Различение и классификация как раз и лежат в основе формирования эмпирических понятий. Внешняя повторяемость, похожесть, расчлененность - общие внешние свойства действительности, которые выделяются и подводятся под определенное эмпирическое понятие. В противоположность этому внутренние, существенные зависимости непосредственно наблюдаться не могут. В наличном, ставшем бытии они уже не даны. Внутреннее обнаруживается в опосредованиях, внутри целого, в его становлении. Здесь настоящее и наблюдаемое нужно мысленно соотносить с прошлым и потенциями будущего. Возможностями познать внутреннее, существенное, схватить переходы внутри целого, свести воедино несходное, несовпадающее и указать их место и функцию в этом целом обладает теоретическое понятие.

Теоретическое понятие выступает как такая структура мыслительной деятельности, в которой воспроизводится система связей предмета, его сущность. Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. е. как особое мыслительное действие.

Основные мыслительные действия. Анализируя природу мышления, мы неоднократно указывали на связь мышления с действием, отмечали важное положение психологии о том, что мыслить - значит действовать. Теперь необходимо выяснить: из каких же действий складывается мышление? С помощью каких действий человек познает и воспроизводит окружающую действительность?

Как известно, в своей повседневной жизни, и зачастую в процессе обучения, люди в основном используют рассудочно-эмпирическое мышление. Как правило, такое мышление нацелено, по преимуществу, на классификацию окружающих их предметов и явлений. Основным мыслительным действием, предназначенным для этой цели, является сравнение многих предметов и явлений. Сравнение позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Это представление позволяет в последующем однозначно опознавать и выделять тот или иной предмет данного класса, отличая его от других. Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Таким образом, основными действиями эмпирического мышления является сравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществления этих действий являются общие представления (или эмпирические понятия) об этих предметах и явлениях.

Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необходимые функции в повседневной жизни людей, а также в науках, находящихся на начальных этапах своего развития.

Но в своей деятельности люди сталкиваются и с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выделить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. На познание сложных, системных объектов направлено теоретическое мышление.

Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, является анализ. Анализ целостного системного объекта обнаруживает в нем некоторую простую связь (или отношение), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного системного объекта.

Задача теоретического мышления состоит в обнаружении исходной существенной связи при последующем ее выделении, т. е. абстрагировании. Следующий шаг связан с мысленным сведением к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т. е. нужно произвести действие обобщения. Следующая задача теоретического мышления состоит в определении способа выведения частных проявлений системного объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определенного исходного отношения в системе. Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом "восхождения от абстрактного к конкретному". При этом осуществляется еще один вид содержательного обобщения, состоящий не в сведении частного к некоторой исходной связи (что было характерно для первого вида обобщения), а в выведении частного из этой связи, в прослеживании происхождения из всеобщего. Познавательным итогом выполнения этих действий являются теоретические понятия, позволяющие человеку понимать (воспроизводить) взаимосвязь внутреннего и внешнего в системных объектах, превращение некоторой его всеобщей связи в его многообразные частные формы.

Мышление как процесс решения задач. Определение мышления как процесса решения задач (в его узком понимании) используется, главным образом, в экспериментальных исследованиях конкретных механизмов познания, при диагностике мышления. В этом смысле мышление и определяется как процесс решения задач в самом широком значении этого термина.

Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача включает в себя: 1) набор определенных условий; 2) требование, которого нужно достичь. С психологической точки зрения требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условием - средства ее достижения.

Следовательно, решение задачи есть процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств в данных условиях.

Для психологического анализа процесса решения задачи важно знание о наличии или отсутствии в прошлом опыте субъекта готовых средств достижения цели. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее решение фактически сведется к использованию сформированного мыслительного действия, к воспроизводству готового знания. В психологии такое мышление называют репродуктивным.

Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой. Иначе говоря, подлинное мышление можно определить как процесс решения творческих задач. Как правило, творческие задачи составляют основной материал при изучении мышления как процесса решения задач.

Процесс мышления исследуется и при субъективно неопределенной цели. В этих случаях преобразование объективного требования в субъективную цель становится для субъекта самостоятельной проблемой. Такие ситуации являются экспериментальной моделью для исследования процессов целеполагания в мышлении. Само мышление выступает при этом как процесс не только решения, но и постановки задач.

Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами. Решение задачи, разрешение проблемной ситуации осуществляется в общих чертах по следующей схеме:

Осознание проблемной ситуации - Постановка задачи - Ограничение зоны поиска Построение гипотезы - Проверка гипотезы - Рефлексия действий и результатов. Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности. Осознание проблемной ситуации - первый этап разрешения проблемы. На втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу. На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задачи, исходя из предшествующего опыта). На четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задачи. Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы, а шестой - ее проверку. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.

Ход и результаты решения задачи существенно различны при эмпирическом и теоретическом мышлении. Осуществляя поиск способа решения задачи, субъект может построить либо способ решения только данной, конкретной задачи, либо найти общий способ решения всех задач того класса, к которому относится предложенная задача.

В первом случае мышление будет эмпирическим, поскольку здесь содержание соответствующей задачи отражается в частной форме. Во втором случае мышление можно квалифицировать как теоретическое, поскольку содержание соответствующего класса задач отражается в общей форме.

Очень точную психологическую характеристику двух способов решения задач дал С. Л. Рубинштейн. "Пока, решая задачу, - писал он, - мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получившая такое обобщенное решение, решена не только практически - для данного частного случая, но и теоретически для всех принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное значение; оно становится теорией или составной частью теории. Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования".

    5. Психология воображения.

Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Обычно мы сначала тщательно знакомимся с образцом вещи, которую надо сделать, строим ее мысленный образ, а затем воспроизводим его при создании подобной вещи. Но такого образца не бывает при изготовлении совсем новой вещи. Тогда человек сам мысленно создает ее образ. Такое умение строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало.

Воображение противопоставляется в жизни человека процессу прямого подражания, репродуцирования, имитации. Образы воображения отличаются от образов восприятия и представлений памяти тем, что в них обнаруживается и содержится то, с чем человек еще не сталкивался. Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются в воображении глубокой модификации, преобразованию. Воображение является одной из фундаментальных характеристик человеческой субъективности. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э. В. Ильенков так определял роль воображения в жизни человека: "Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве.... Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты".

Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека; кроме связи воображения с памятью оно тесно связано с процессами восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, воображение обогащает новые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение. Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно ярко это проявляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом и на этой основе пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов, явлений. И в этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, которое проявляется в воссоздании целостного образа, восполняющего недостающие элементы. Как отмечает А. В. Петровский, воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика: "Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат".

На основе деятельности воображения человек может предвидеть ход развития событий, изменение явлений, течение процесса, может предвидеть результаты своих действий, поступков, а в речевом общении - то, какое влияние будет оказывать его речь на собеседника, и то, что скажет и сделает в ответ собеседник. Воображение играет огромную роль не только в преобразовании человеком окружающего мира, но и самого себя.

Воображение облегчает процесс создания и реализации программ самовоспитания; позволяет увидеть результаты соответствующих действий и поступков и на этой основе пережить будущее, как настоящее. И чем ярче образы воображения, тем сильнее эмоции, тем сильнее их мотивирующая, побуждающая функция. Анализируя воображение как фактор поведения, его ориентированность на будущее, психолог Р. Г. Натадзе пишет: "Воображение преодолевает неясность, неопределенность, заполняет пробелы и детали нашего неточного знания об этом будущем и, создавая соответствующие образы, влияет на наше поведение, рисуя привлекательность, или, наоборот, отталкивающие моменты этого будущего".

Различие видов воображения производится по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение. При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах, в состоянии "бездумного" отдыха и т. п Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора и т. д. ). Необходимость правильно построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме того, надо воображать недостающие предметы и саму ситуацию игры. В такого рода деятельности и происходит развитие воображения.

Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида, а объективно они уже существуют, воплощены в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцирует то, что сам непосредственно не воспринимал, но что ему сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и т. д. ). Здесь должна существовать связь между образами и условными обозначениями, происходить расшифровка сигналов, символов, знаков. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ той машины, которая "зашифрована" условными обозначениями.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима их совместная жизнь. Оно помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение - это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Особой формой воображения является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т. е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время - эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечта, воображение полезны лишь тогда, когда они повседневно связывают желаемое будущее с настоящим. Если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться в мечтательность, в фантазию.

Внимательный анализ созданных воображением образов отмечает в них черты известных субъекту образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. В этой особенности новых образов и представлений психологи усматривают основной механизм работы воображения. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Принято считать, что воображение как способность создавать новые образы и предметы возникла на заре человечества вместе с трудом. Первые акты работы воображения были связаны с созданием элементарных орудий труда и предметов обихода. Их создание стало возможно на основе переноса функций руки и прочих органов тела на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и формы сложенных ладоней на другой материал - на глину. Человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, сотворил новую, оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения потребностей. Психологически в основе всякого изобретения лежит работа воображения, умение отделить одни свойства предметов и перенести на другие.

Как возможно создание новых образов в процессе воображения? Иначе говоря, что является психологической предпосылкой описанного механизма воображения? В психологии хорошо известна такая характерная черта образов и представлений об окружающем, как их гибкость и динамичность. "Образы, - писал С. Л. Рубинштейн, - являются нестатичными, неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования. Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий.... Образ-представление по своей природе лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддается преобразованию". Если человек отделяет одни черты образа от других (здесь работает репродуктивное воображение), то в какой-то момент он может перенести их на другие предметы, даже на такие вещи, которые сами по себе этими чертами не обладают. Когда это произойдет, получится образ новой вещи, которой еще не было.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать