2. 1. 2. Диагностика состояния агрессии у подростков
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. [19, 9] Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность). В практике психологов более интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса- Дарки.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих
предшественников, разделил понятие агрессии и враждебности и определил последнюю как: ".... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событиий. " Создавая свой опросник, дифференцирующий проявленияя агрессии и
враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Вопросник состоит из 75 утверждений, на который испытуемый отвечает "да" или "нет". (См. Приложение 2. )
При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами: 1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить внияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
"да"=1, "нет"=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и
"нет"=1, 2да"=0 - 9 и7 утверждения.
2. Косвенная:
"да"=1, "нет"=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и
"нет"=1, "да"=0 - 26 и 49.
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и
"нет"=1, "да"=0 - 11, 35, 69.
4. Негативизм:
"да"=1, "нет"=0: 4, 12, 20, 28 и
"нет"=1, "да"=0 - 36.
5. Обида:
"да"=1, "нет"=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и
"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.
7. Вербальная агрессия:
"да"=1, "нет"=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и
"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
"да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54 61 67.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессвности является величина ее ииндекса, равная 21+4, а враждебности 6, 5-7+3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Используя данную методку, следует помнить о том, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому данный опросник мы использовали в своей работе в совокупности с проективными методиками (см 2. 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Бланк методики "Шкала тревожности" (Кондаш)
Фамилия, Имя _________________________________________
Класс__________________ Возраст ______________________
Дата __________________
ИНСТРУКЦИЯ:
На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.
Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа : 0 1 2 3 4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру - 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру - 1. Если ситуация достаточно неприятна, вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру - 2.
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру - 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не может перенести ее, и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру - 4.
Ваша задача - представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком, ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасения, беспокойство, тревогу или страх.
ВОПРОСЫ:
Пример: перейти в новую школу 0 1 2 3 4
1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4 4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого-бы спросить 0 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь
(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 0 1 2 3 4
9. Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
14. Тебе грозит неудача или провал 0 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школе 0 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему) 0 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4
20. Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4
21. С тобой несогласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности 0 1 2 3 4
24. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3
4
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросник Басса-Дарки
1. Временами я не могу справиться с желанием причинять вред другим да нет 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы да нет 5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет 8. Когда мне случалось обманывать кого-нибудь, я испытывал угрызения совести да нет
9. Мне кажется, я не способен ударить человека да нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет 13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
15. Я иногда бываю несогласен с людьми да нет
16. Иногда мне приходят на ум мысли, которых я стыжусь да нет 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми да нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор да нет
21. Меня немного огорчает моя судьба да нет
22. Я думаю, что многие не любят меня да нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет 25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет 26. Я не способен на грубые шутки да нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет 30. Довольно многие люди завидуют мне да нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет 33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет 36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет 37. Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет 40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня да нет
42. Когда получается не по-моему, иногда я обижаюсь да нет
43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием да нет
44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел да нет
45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам" да нет
46. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать о нем все, что думаю да нет 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею да нет 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет 51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
54. Неудачи огорчают меня да нет
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие да нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол,
что хватал первую попавшуюся вещь и ломал ее да нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет 59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
60. Я ругаюсь только со злости да нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет 62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет 64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет 65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить да нет 66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет 67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
72. В последнее время я стал занудой да нет
73. В споре я часто повышаю голос да нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет
ЛИТЕРАТУРА
1. Анзорг Линда
"Дети и семейный конфликт"
М. : "Просвещение", 1987 г.
2. Байярд Р. Т. , Байярд Д.
"Ваш беспокойный подросток"
М. : "Просвещение", 1991 г.
3. Блага К. , Шебек М.
"Я - твой ученик, ты - мой учитель. "
М. : "Просвещение", 1991 г.
4. Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М.
"Словарь-справочник по психологической диагностке" Киев: "Наукова думка", 1989г.
5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М. : 1984
6. Волкова Е. М.
"Трудные дети или трудные родители? "
М. : "Профиздат", 1992 г.
7. Жутикова Н. В.
"Психологические уроки обыденной жизни"
М. : "Просвещение", 1990 г.
8. Ковалев С. В.
"Психология современной семьи. "
М. : "Просвещение", 1988 г.
9. И. С. Кон
"Дружба"
М. : "Просвещение", 1980 г.
10. И. С. Кон
"Психология ранней юности"
М. : "Просвещение", 1991 г.
11. Лесгафт П. Ф.
"Семейное воспитание ребенка и его значение. "
М. : "Педагогика", 1991 г.
12. Личко А. Е.
"Психопатии и акцентуации характера у подростков. "
М. : 1983 г.
13. Макаренко А. С.
"Книга для родителей"
Л. : "Лениздат", 1981 г.
14. Обухов Я. Л.
"Образ-рисунок-символ"//
Журнал практического психолога, N 2, 1996 г.
15. Овчарова Р. В.
"Справочная книга школьного психолога"
М. : "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.
16. Панкова Л. М.
"У порога семейной жизни. "
М. : "Просвещение", 1991 г.
17. Петровский А. В.
"Возрастная и педагогическая психология"
М. : Педагогика, 1975 г.
18. Поливанова Л. Б.
"Психологическое содержание подросткового
возраста"//
Вопросы психологии N5 1992 г.
19. Психология (словарь)
под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского
М. : Изд. политической литературы, 1990 г.
20. "Психология современного подростка" под ред. Д. И. Фельдштейна М. : Педагогика, 1987 г.
21. Ремшмидт Х.
"Подростковый и юношеский возраст"//
Мир 1994 г.
22. Рогов Е. И.
"Настольная книга практического психолога в
образовании"
М. : "Владос", 1996 г.
23. Романова Е. С. , Потемкина О. Ф.
"Графические методы в психологической диагностике"
М. : "Дидакт", 1992 г.
24. Сатир В.
"Как строить себя и свою семью. "
М. : "Педагогика - Пресс", 1992 г.
25. Соколова В. Н. , Юзефович Г. Я.
"Отцы и дети в меняющемсяя мире"
М. : "Просвещение", 1991 г.
26. Спиваковская А. С.
"Как быть родителями: (о психологии родительской
любви)"
М. : "Педагогика", 1986 г.
27. Спок Б.
"Разговор с матерью"
СПб: Лениздат, 1992 г.
28. Степанов С. С.
"Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. "
М. : "Академия", 1996 г.
29. Эйдемиллер Э. Г.
"Методы семейной диагностики и психотерапии. "
Москва & Санкт-Петербург: "Фолиум", 1996 г.
30. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В.
"Семейная психотерапия"
Л. : 1990 г.
31. "Учителям и родителям о психологии подростка"
Под ред. Г. Г. Аракелова
М. : "Высшая школа", 1990 г.
32. А. Фромм
"Азбука для родителей"
Л. : 1991 г.
33. Хоментскаус Г. Т.
"Семья глазами ребенка"
М. : 1990 г.