Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы - (диплом)
p>Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для них, имеющих сходные поведенческие проблемы. д) Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в ВУЗе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

     Модели работы психолога в образовании.

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему в ВУЗе. Сложились различные модели деятельности психолога в ВУЗе.

Возможны различные модели работы психолога в образовании. Выбранная модель определяется не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста), сколько его профессиональной позицией с одной стороны, запросом и позицией администрации— с другой. Первая модель. Психолог работает на “территории”своего кабинета и ведет консультации со студентами, их родителями и педагогами по их обращению. Психолог не ставит своей задачей оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит в ВУЗе, как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений. Позиция психолога— это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы студента. Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики студентов по запросам администрации образовательного учреждения и отдельных педагогов, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными студентами. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости отдельных учащихся.

Третья модель. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов со студентами и преподавателями. Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации преподавателя со студентами. При высокой квалификации психолог на групповых занятиях со студентами формирует у них соответствующие социальные умения, рассматривает проблемы, дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами, делает акцент не на“вытаскивание из ямы, а на предупреждение о том, что впереди яма”. Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание преподавателей и руководства образовательного учреждения в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений в ВУЗе, внесения в Правила ВУЗа идеи уважения чести и достоинства каждого, задачи превращения ВУЗа в открытую систему, направленную на развитие личности каждого ее участника.

    Глава II. Изучение специфики учебной мотивации студента
    2. 1. Описание методов исследования
    1. Методика “Мотивация учебной деятельности”

Методика “Мотивы учебной деятельности”, под редакцией д. п. н. Масловой Н. Ф. , ставит своей целью выявить мотивы учебной деятельности с помощью анкетирования. Этот метод позволяет собрать наибольшее количество информации об обследуемом предмете. В частности ставится задача из перечисленных 12 утверждений подчеркнуть те пункты, которые наиболее соответствуют стремлениям и желаниям студентов. В результате анализа полученных данных предполагается классификация мотивов, включающая следующие группы: а) широкие социальные мотивы, б) мотивация благополучия, в) престижная мотивация, г) мотивация содержанием, д) мотивация прессом и е) узкие социальные мотивы. Основными критериями позволяющими осуществить качественный анализ являются: а) Богатство и разнообразие мотивов, - предполагает сочетание нескольких групп мотивов. б) Социальная ценность мотивов, раскрывает адаптивность к группе, обществу. в) Присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.

    2. Методика “Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)”

Использование следующей методики позволяет определить ценностные терминальные ориентации студента, в том числе и к процессу обучения.

Идея создания этой методики возникла в результате работы с рядом известных тестов, направленных на диагностику различных аспектов направленности личности. В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности, - методика словацкого психолога Т. Тарочковой “Жизненные цели”, тест американских авторов Д. Сьюпера и Д. Невил “Шкала ценностей”, методика М. Рокича “Изучение ценностей человека”, опросник Олпорта-Верона-Линдсея и некоторые другие. Так, например, методика“Жизненные цели”направлена на диагностику значимости для индивида таких жизненных целей, как учебно-образовательные, профессиональные, супружеско-семейные, интраперсональные и досуговые; опросник“Шкала ценностей”ориентирован на измерение ценностей, определяющих профессиональный путь человека.

В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Однако практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь - это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого - это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т. д. Таким образом, сопоставляя преобладающие ценностные ориентации индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и доминирующую направленность данной личности.

В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных целей и жизненных сфер деятельности студентов нами был взят Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Опросник позволяет выявить иерархию ценностных ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности. Методика ОТеЦ позволяет диагностировать следующие ценностные ориентации личности: Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

Высокое материальное положение, т. е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования.

Креативность, т. е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

Активные социальные контакты, т. е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

Развитие себя, т. е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

Достижения, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

Духовное удовлетворение, т. е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

Сохранение собственной индивидуальности, т. е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Опросник также позволяет определить степень значимости для индивида той или иной жизненной сферы, в рамках которой он пытается себя реализовать. Это: сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни и сфера увлечений.

    3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

Согласно задачам нашего исследования, мы посчитали необходимым использовать методику СЖО, которая позволяет нам выявить специфику учебной мотивации студента лингвистического университета.

Тест смысложизненных ориентаций является адаптированной версией теста "Смысл в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована А. Д. Леонтьевым в 1986 - 1988 годах. Версия К. Муздыбаева была взята за основу и видоизменена. В соответствии с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение с раздваивающемся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру.

Тест смысложизненных ориентаций включает, наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражает три конкретных смысложизненных ориентаций и два аспекта локуса контроля:

    Субшкала 1. Цели в жизни.

Субшкала 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность. Субшкала 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Субшкала 4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни).

    Субшкала 5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни.
    4. Тест Лири

Данная методика разработана Т. Лири (1954 г. ) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изученийвзаимоотношенийв малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке ивзаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность (враждебность)". Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций - типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения - степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения (при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.

Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива) можно составить обобщенный "представленческий" портрет к. л. ее члена, например, - лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

Кроме перечисленных методик мы использовали беседы и метод наблюдения. Метод наблюдения в психологии - это преднамеренное, систематизированное, целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его анализа и объяснения. В психологии наблюдение направлено не на внешнее действие, а на их психологическое содержание. Явления должны получать психологическую интерпретацию.

    Признаки:

Наблюдение всегда строится на основе определенной психологической теории, на основе понимания изучаемого явления.

В ходе наблюдения выдвигается гипотеза о зависимости явления от каких-либо факторов.

Наблюдение должно носить целенаправленный и систематический характер. Научное наблюдение отличается полнотой, нужно зафиксировать все проявления. Для этого используются технические средства.

    Особенности:
    Естественность поведения испытуемых (достоинство).

Наблюдение - это самый трудный метод, который требует длительного времени (недостаток).

Метод наблюдения имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) применяется, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо оттого, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Каждый из видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты.

    2. 2. Анализ и интерпретация полученных результатов

В проведенном исследовании принимали участие студенты I курса факультета английского языка и психологии Пятигорского государственного лингвистического университета. Выборка составила около 92% студентов. Особенностью выборки явилось то, что ее составили преимущественно лица женского пола (89%), что в целом отражает специфику ВУЗа. Исследование проводилось в начале учебного года (октябрь 1999 года).

Целью нашего исследования было выявление психологических особенностей и анализ учебной мотивации студентов. Почему наше внимание привлекли именно учебная мотивация студентов? В первую очередь наш интерес определяется тем, что развитие учебной мотивации является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, учебная мотивация выступает в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Учебная мотивация относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которой можно судить об уровне сформированности личности.

Изучение влияния учебной мотивации личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении. Причина существенных отклонений в поведении одного лица от другого в субъективном восприятии данных условий.

Таким образом, первым этапом нашего исследования было знакомство и наблюдение. Знакомство проходило в виде беседы в непринужденной обстановке, без присутствия преподавателей. Студенты реагировали адекватно, с желание рассказывали об их проблемах в учебе и отношениях с преподавателями и сокурсниками. В результате наблюдение мною были выделены существенные особенности каждой группы. Было выделено, кто является лидером, какой тип взаимоотношений у студентов данной группы, как влияет лидерство на учебную деятельность. В ходе беседы нам удалось выявить, что необходимо для успешного обучения, с точки зрения студента. Какое место занимает преподаватель в жизни студента. Для максимально возможного сбора информации нами была использована анкета.

В связи с тем, что учебная мотивация, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии личности индивида, в регуляции его поведения и деятельности, в процессе анализа полученных данных мы выявили, что наиболее характерными особенностями для студентов I курса является направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание, суть которого–установка по отношению к себе. Для этого возраста характерно появление жизненных планов, проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла. Также характерными особенностями является обостренные способности к вчувствованию в состояние других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Знаменательно, что некоторая часть студентов I курса начинают тяготеть к лидерству (стремятся научиться оказывать влияние на других).

У 23% студентов наблюдается потребность в доминировании, т. е. принятия себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решение. Что очень помогает преподавателям правильно организовать процесс обучения в группе. У большей части студентов (77%) наблюдается потребность в аффиляции, т. е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками. Они склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно следуют условностям, правилам и принципам“хорошего тона”в отношениях с преподавателями и сокурсниками. Они общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях. Выявлено, что существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании. Обобщая полученные результаты нужно отметить, что у 87% студентов доминируют широкие социальные мотивы. У 61% студентов преобладает мотивация благополучия и мотивация содержанием.

Следующим этапом нашей работы было сбор информации (тестирование), используя выбранные нами методики.

По результатам исследования методики “Опросник терминальных ценностей”, можно сказать, для большинства студентов, получивших высокий балл по показателю “высокое материальное положение” (67%), материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов, это часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.

У 82% студентов выражена высокая потребность в достижениях, это объясняется стремлением к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности, а точнее в учебной деятельности. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.

Большое количество студентов (79%) имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций.

Вопреки нашим ожиданиям, было установлено, что немногие студенты ставят удовлетворение своих духовных потребностей выше материальных (13%). Наиболее значимыми сферами жизнедеятельности для всех студентов являются сфера обучения и образования и сфера увлечений. Профессиональная же сфера для большинства студентов еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями. Что касается интереса к общественной жизни, то студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. Это можно объяснить тем, что на данном этапе жизни, у студентов первого курса едет процесс адаптации, у многих меняются взгляды и убеждения, появляются новые знакомые, друзья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать