Развитие воображения у подростков - (реферат)
p>Они еще не умеют систематично и строго доказывать свои утверждения. Этот подэтап был названзарождающимся формально-операционным мышлением. В это время подростки уже могут выполнять формальные операции, но не во всех ситуациях. Достигнув стадии III-Б, они обретают способность формулировать более изящные обобщения и выводить более общие законы, а самое главное—могут спонтанно доказывать свои утверждения с помощью систематичных рассуждений, так как понимают важность метода мышления(Muuss, 1988). Этот подэтап —истинная, или подкрепленная стадия формально-операционного мышления, когда подросток или взрослый демонстрирует его в самых разнообразных ситуациях. Многие люди так и не достигают второго подэтапа, останавливаясь где-то на подэтапе III-A и мысля формально зачастую лишь в знакомых ситуациях. Овладение формальными операциями не происходит раз и навсегда. С 11—12 до 14—15 лет наблюдается значительное изменение, систематизация и формализация процесса мышления. В течение этих лет значительно усложняются задачи, с которыми может справиться индивид, а по достижении подэтапа III-Б вновь устанавливается равновесие(Muuss, 1988).

Некоторые подростки и взрослые так и не достигают стадии формальных операций в силу ограниченности своих интеллектуальных способностей или слабого культурного развития. Элкинд (1967) называет последнюю стадиюпокорением мысли. В это время мышление подростка начинает коренным образом отличаться от мышления ребенка(fidget, 1972). Ребенок осваивает конкретные операции и с их помощью оперирует классами, отношениями и числами, но сложность этих операций никогда не превышает элементарного уровня логических “группировок” или сложения и умножения числовых групп. Дети никогда не включают эти операции в единую общую систему формальной логики. Однако подросток уже способен наложить логику " деяний на логику классов и отношений. Другими словами, на стадии формальных операций подросток может с помощьюиндуктивных рассуждений рематизировать свои мысли и подвергнуть их критическому анализу, эмулировать определенный взгляд на них. Более того, он может провести свои теории с помощью логических и научных методов, учитывая сразу несколько переменных, и открывать для себя истины научно, путем дедуктивных рассуждений (Inhelder and Piaget, 1958). В этом смысле подросток сможет принять на себя роль ученого, так как способен строить теории, и проверять их.

Приведенный ниже пример демонстрирует разницу между детским подходом к проблеме и логичным, систематическим подходом подростка: Е. Пил спросил детей, что они думают о таком событии: “Только храбрым летчикам разрешается летать над высокими горами. Пилот одного истребителя, пролетая над Альпами, врезался в канатную дорогу и порвал главный трос, из-за чего несколько кабинок упали вниз на ледник. Погибло несколько человек”. Ребенок с конкретно-операционным мышлением ответил: “Я думаю, этот пилот не очень хорошо летал”. Ребенок, мышление которого находилось уже на уровне формальных операций, высказал другое Мнение: “Может быть, он не знал, что на его пути находится канатная дорога, или летел слишком низко. Возможно еще, что перед стартом или уже во время полета у него испортился компас, поэтому он сбился с курса и врезался в трос”. Ребенок с конкретно-операционным мышлением полагает, что если произошло столкновение, значит, пилот был плохим: ребенок с формально-операционным мышлением рассматривает все причины, которые могли вызвать аварию. Ребенок с конкретно-операционным мышлением принимает гипотезу, которая кажется ему наиболее вероятной. Ребенок с формально-операционным мышлением конструирует все возможности и проверяет их одну за другой (Kohlberg and Gilligan, 1971, pp. 1061, 1062). [9]

    §4 Роберт Селман: социальное познание

Социальное познание — это способность к пониманию социальных отношений. Это умение понимать других людей, их эмоции, мысли, намерения, поведение в обществе и общие точки зрения. Все человеческие отношения основаны на социальном познании. Чтобы уживаться с другими людьми и понимать их, необходимо представлять себе, что они думают и чувствуют Feldman and Ruble, 1988; Gnepp and Chilamkurti, 1988). Способность к такому пониманию развивается медленно, поэтому встает вопрос о том, аналогичны ли способы получения социальных и предметных знаний. Не вызывает сомнений, что и те и другие знания приобретаются методом проб и ошибок, с помощью наблюдений, исследований, эмпирического опыта и открытий. Но процесс приобретения социальных знаний протекает труднее. Предметные знания объективны и основаны на фактах. Социальные могут носить условный характер и определяться специфической социальной ситуацией, а также общественными, культурными или даже субкультурными установками и ожиданиями. Поскольку социальные законы менее единообразны, менее специфичны и сильнее зависят от ситуации, чем предметные явления, — их сложнее прогнозировать и понимать. Какова связь между умением решать социальные проблемы и другими ког-нитивными способностями, такими как интеллектуальные и моральные качества? Человек, блестяще решающий интеллектуальные проблемы, вовсе не обязательно обладает такими же способностями к решению социальных проблем. Некоторые люди, обладающие высокими показателями интеллекта, бывают совершенно беспомощны в социальных отношениях. Это свидетельствует о том, что для формирования межличностных отношений нужны не те когнитивные способности, которые оцениваются общепринятым тестом на IQ. Умению решать социальные проблемы можно научиться, причем успех обучения не зависит от интеллектуальных способностей. Шуре и Спивак, разработавшие программу обучения искусству межличностных отношений, обнаружили, что наступающее в результате обучения улучшение социальной адаптации ребенка не зависит от уровня его интеллекта(Shure and Spivak 1980). Селман заключает: “Развитие социальных представлений, аргументации и мышления, то есть социальное познание, происходит отдельно от развития несоциального познания, хотя нельзя считать эти виды познания совершенно независимыми друг от друга”(Selman, 1980). Существуют, однако, данные, свидетельствующие о том, что люди с прекрасными способностями к моральным рассуждениям проявляют также отличные способности к социальному познанию(Muuss, 1982).

    Принятие социальной роли

Одной из наиболее полезных моделей социального познания является модель Роберта Селмана(Selman, 1977, 1980), который разработал теорию принятия социалъной роли(рис. 2. 2). Под принятием социальной роли Селман понимал развитие способности относиться к себе и другим как к субъектам, реагировать нa действия окружающих так же, как на свои собственные, и рассматривать свое поведение с точки зрения других людей. Селман выделял следующие пять стадий развития:

Стадия 0. Стадия недифференци-рованного эгоцентризма (с рождения до 6 лет). Примерно до 6 лет дети не могут провести четкой границы между своей собственной интерпретацией социальной ситуации и точкой зрения другого человека и не понимают, что их восприятие может быть неправильным. Отвечая на вопрос об ощущениях другого человека в какой-либо ситуации, они описывают свои собственные ощущения.

    Пять стадий принятия социальных ролей, по Селману.

Стадия 1. Дифференциальная стадия, стадия субъективной перспективы, или социально-информационная стадия (от 6 до 8 лет). Ребенок начинает осознавать тот факт, что у других могут быть иные взгляды на социальную ситуацию, но он еще плохо понимает причины возникновения разных точек зрения(LeMare and Rubin, 1987). Ребенок считает, что если бы другие люди обладали той же информацией, что и он, то они испытывали бы одинаковые с ним чувства. Однако он начинает отличать преднамеренное поведение от непреднамеренного и оценивать причины поступков(Miller and Aloise. 1989). Он способен интерпретировать намерения, чувства и мысли других людей, но не понимает, что посторонние могут скрывать свои подлинные чувства, и основывает свои выводы на наблюдаемых явлениях, которые могут не соответствовать истине. Стадия 2. Стадия саморефлексивного мышления, или взаимной перспективы (от 8 до 10 лет). Ребенок понимает, что о нем думает другой человек, и может принять роль субъекта. Таким образом, главным отличием второй стадии от первой является появление способности мысленно отстраниться от самого себя и принять точку зрения другого. На этой стадии индивид может делать заключения о перспективах других людей; может анализировать собственное поведение и его мотивы с точки зрения другого человека.

С появлением такой способности приходит осознание того, что в абсолютном смысле ни одна индивидуальная социальная перспектива не может считаться правильной или истинной. Иными словами, точка зрения другого человека может быть столь же верна, как ваша собственная. Однако развивающаяся способность к принятию взаимных ролей на данной стадии является лишь двусторонней; роли принимаются последовательно, а не одновременно. В предподростковом возрасте ребенок мыслит в рамках системы координат, учитывающей только два лица: “Я думаю— ты думаешь”, — и не может принять более общую перспективу третьего лица (Muuss, 1982, 1988). Стадия 3. Стадия перспективы третьего лица, или общей перспективы (от 10 до 12 лет). На этой стадии ребенок может видеть свою перспективу, перспективу своего партнера и строить предположения о точке зрения нейтрального третьего лица. Он может видеть себя как в роли объекта, так и в роли су5ъекта, наблюдая за собой с третьей точки зрения. Он может понять и еще более обобщенную перспективу, которая возникает в восприятии “осредненного члена группы. Дружба теперь воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках их участников(Muuss, 1982). Стадия 4. Стадия многосторонней и общественной перспективы (с юности периода взрослости). Для представлений подростка о людях характерны две отличительные черты. Во-первых, это осознание того, что чужие мотивы поступки, мысли и чувства определяются психологическими детерминантами, в том числе и бессознательными (осознание, разумеется, интуитивное: не все юноши способны сформулировать его в терминах психологии). Во-вторых, подросток начинает понимать, что человеческая личность представляет собой систему черт характера, убеждений, ценностей и установок и эта система имеет свою собственную историю развития.

В юношеские годы индивид может перейти к еще более высокому и абст-рактному уровню принятия межличностной перспективы, которая включает в себя координацию всех возможных точек зрения третьих лиц—общественной перспективы. Подросток способен разделять точку зрения “обобщенного другогo”, то есть социальной системы, которая, в свою очередь, создает среду для нормальной коммуникации между людьми, обеспечивает адекватное взаимопонимание. Более того, сама идея законности и морали в социальной системе зависит от концепции согласованной (консенсуальной) групповой перспективы(Selman, 1980). Селман подчеркивает, что не все юноши и даже взрослые достигают четвертой стадии в своем социально-когнитивном развитии. Четвертая стадия соответствует формально-операционному уровню логического мышления по Пиаже и конвенциональной и постконвенциональной стадии морального развития по Кольбергу(Selman, 1977, 1980). Теория Селмана подразумевает выход за узкие рамки когнитивных аспектов научения и введение межличностных социальных когнитивных представлений в круг исследуемых сторон процесса познания. [9]

    §5 Я-концепция и самооценка

Часть личности человека, которая им осознается, называется Я-концепциюможно определить как сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя, то есть мысли и мнения о себе. Я-концепцию можно также назвать “самопредполагаемой, гипотетической идентичностью”(Wayment and Zettin, 1989). Эриксон (1968) называет Я-концепцию “идентичностью это” индивида, или согласованным самовосприятием индивидом своей личности.

Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек—это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве.

При формировании Я-концепции происходит развитие представлений о себе. Я-концепция—это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, то есть как он сам определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. Можно сказать, что Я-концепция—это система установок по отношению к самому себе. Это идентичность эго или личная идентичность индивида, которая является совокупностью его самоопределений или образов Я(Chassin and Young, 1981).

Я-концепцию часто описывают как глобальное понятие, то есть —общее отношение человека к самому себе. Но ее можно также рассматривать как совокупность множества Я-концепций, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли (Griffin. Chassin. and Young, 1981). Таким образом, человек может оценивать себя в качестве сына или дочери, учащегося, спортсмена, друга и так далее. Концепции различных аспектов личности могут отличаться друг от друга, что помогает объяснить разницу в поведении индивида в разных ролях. Формирование адекватной Я-концепции очень важно. У каждого человека существует шесть различных Я: реальное Я человека; собственное Я в представлении самого человека; его Я в представлении других людей; представления человека о том, что о нем думают другие; представления человека о том, каким ему хотелось бы стать, и о том, каким его хотели бы видеть другие. Я-концепция может моделировать реальность с разной степенью адекватности и постоянно изменяется, особенно в детстве. Много лет назад Гордон Олпорт (Gordon W. Allport) подчеркивал, что индивидуальность—это скорее не конечный результат, а непосредственно происходящий процесс: она обладает некоторыми стабильными чертами, но в то же время постоянно претерпевает изменения(Allport, 1950). Олпорт ввел термин проприум, которому дал следующее определение: “все аспекты личности, которые способствуют ее внутреннему единству”. Это своевременно развившееся Я, или эго, составляющее ядро личной идентичности.

Рут Стренг (Ruth Strang) выделила четыре основных аспекта Я. Во-первых, существуетобщая, основная Я-концепция, то есть представление подростка о собственной личности и “восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире(Strang, 1957, р. 68)”. Во-вторых, существуют индивидуальные временные или переходные Я-концепции, которые зависят от настроения, ситуации, от прошлых или текущих переживаний. Недавно полученная на экзамене плохая оценка может создать у подростка временное ощущение собственной глупости; критическое замечание родителей может спровоцировать снижение на какой-то срок самооценки.

В-третьих, существует социальноеЯ подростка: его представления о том, что о нем думают другие люди. Эти представления в свою очередь влияют на мысли юного человека о себе. Если у него создается впечатление, что другие считают его глупым или неприемлемым в обществе, то он склонен думать о себе так же негативно. Представление о том, как его воспринимают другие, окрашивает и взгляды подростка на самого себя(Street. 1988). Взаимоотношения с другими людьми, близкие отношения, участие в каких-либо группах, сотрудничество и соперничество влияют на формирование идентичности. Она развивается в процессе социальных взаимодействий, включающих в себя как преемственность и единство Я, так и идентификацию с объектами, находящимися за пределами Я. Вильям Кэрайл писал: “Покажите мне вашего друга, и я пойму, каков ваш идеал и каким человеком вы хотели бы стать”{William Caryle. 1970). Составной частью Я-концепции является чувство социального статуса, то есть текущее или будущее положение в социальной системе в представлении индивида. Например, подросток из группы с низким социоэкономическим статусом, который не считает себя принадлежащим к ней, а относит себя к более высокому социоэкономическому классу, формирует новую идентичность на основе своих более высоких устремлений.

В-четвертых, существует идеальноеЯ, то есть то, каким подросток хотел бы стать. Эти представления могут быть реалистическими, заниженными или завышенными. Заниженное идеальное Я препятствует достижениям; завышенный образ идеального Я может привести к фрустрации и снижению самооценки. Реалистические Я-концепции способствуют приятию самого себя, психическому здоровью и достижению реалистичных целей. Составив представления о себе, подросток должен оценить полученную картину. Как он оценивает самого себя в собственном восприятии? Способствует ли эта оценка самоприятию и самоодобрению, появлению чувства собственной ценности? Если да, то егосамооценкадостаточна для того, чтобы принять самого себя и жить с этими представлениями о себе. Поскольку людям необходима самооценка, то должна существовать связь между их Я-концепцией и идеальным Я.

В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, двигательные навыки, интеллектуальные способности и социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников и идеальных героев. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток чрезвычайно уязвим и легко смущается. Поэтому подростки очень озабочены тем, чтобы как-то примирить воспринимаемое собственное Я с идеальным Я(Handel, 1980). В старшем подростковом возрасте им, как правило, удается разобраться в себе, определить, что они Могут делать с максимальной эффективностью, и соединить свои цели с идеальным Я.

Карл Роджерс был одним из самых выдающихся современных ученых в области теоретических и экспериментальных исследований структуры идеального Я(Rogers, 1961). Он видел конечную цель развития личности в достижении соответствия областей явлений и жизненного опыта концептуальной структуре Я. Достижение такого соответствия приводит к освобождению от внутренних конфликтов и тревоги. Представления о себе, Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, поэтому индивид может бесконфликтно принять самого себя. Его самовосприятие и отношения с другими людьми приводят к принятию самого себя и самоуважению. Если между образом Я во взаимоотношениях с другими и Я в собственном восприятии индивида или идеальным Я возникает расхождение, то это приводит к психологическим проблемам. [9]

    § 6 Значение адекватной Я-концепции и самооценки

Самоуважение называют "условием выживания души"; оно является компонентой человеческого существования, придающей ему чувство собственного достоинства. Самооценка растет в процессе взаимодействия с людьми, когда Я оказывается для кого-то значимым. Эго растет за счет мелких достижений, похвал и успехов. Адекватная Я-концепция и самооценка имеют значение в формировании навыков межличностных отношений и социальной адаптации.

Окружающие часто отвергают подростков с низкой самооценкой. Принятие других людей и принятие индивида другими людьми, особенно близкими друзьями, связано с уровнем самооценки: самый высокий уровень принятия отмечается в группах с умеренной самооценкой, а самый низкий—в группах с низкой самооценкой. Между принятием себя, принятием других и другими существует сильная положительная корреляция. Следовательно, самоприятие и социальная адаптация тесно взаимосвязаны. Одним из признаков нарушений, возможных в юношеском возрасте, является неспособность дружить или знакомиться с новыми людьми.

Плохая социальная адаптация, которая связана с негативной Я-концепцией и низкой самооценкой, может проявляться по-разному. Подростки с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не “видят” и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развиваются чувства изоляции и одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими(Ishiyama, 1984). Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими; они обычно позволяют другим принимать за них решения, так как им не хватает уверенности в себе. Один человек рассказывает: “Теперь я понимаю, что, пытаясь справиться со своей застенчивостью, я шел на любые жертвы, чтобы быть приятным людям, вплоть до подчинения им в своих мыслях и поступках” (Zimbardo, 1978). Те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе уважение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их. [9]

    § 7 Изменение и стабильность Я-концепции

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать