Рождение ребенка и уход за ним - (реферат)
p>По мнению Ю. Н. Чусова, автора ряда книг о закаливании, для хорошего эффекта мало всего лишь систематически и nocтепенно проводить закаливающие процедуры— такие воздействия должны быть достаточно интенсивными и продолжительным. Сторонники другой точки зрения на закаливание считают, что нужно: для повышения сопротивляемости организма ребенка использовать те уникальные возможности, которые дала ему природа в периоде новорожденности; за основу взять не закаливающие процедуры, а такой образ жизни ребенка, который бы обеспечивал постоянную работу адаптационных систем его организма.

Как это выглядит на практике? Вот как пишет Никитин: "Ребенок бывает голеньким или в одной распашонке все время, пока не спит или когда его мама кормит. Он свободно шевелит ручками и ножками, и мы не боимся, если пяточки у него посинели. Илья Аркадьевич Аршавский говорит, что это первая термоадаптационная реакция малыша к холоду. Радуйтесь, родители, что она у него работает, —холодные ножки меньше отдают тепла, восстанавливается тепловой баланс организма.

В первые два-три дня малыш может иногда икать, но это тоже процесс привыкания к новому тепловому режиму. Икота проходит сама и прекращается, когда малыша заворачивают для сна в комнате в одну-две пеленки. Засыпать ему лучше с теплыми ножками. Для этого маме необходимо взять стопы в свои руки или даже подышать на них.

В комнате старайтесь поддерживать температуру 17 - 19°С. Если малыш находится в ней голеньким, то тонус мышц у него повышен, то есть они напряжены, чтобы больше вырабатывать тепла (видимо, это главный способ согрева), и мышцы при этом развиваются; прохлада всегда бодрит и делает движения особенно приятными; пеленки и одежки не стесняют движения; терморегуляторы организма включаются в работу и переводят всю защитную систему организма на другой режим. Важно только помнить: если малыш перестал двигаться, расслабился, значит, его надо одеть и завернуть в пеленку— согреть.

Таким образом, продолжительность закаливающей процедуры в данном случае определяет сам ребенок, вернее, его родители по изменению состояния малыша. Поначалу у физиологически незрелого младенца эта процедура может занимать лишъ 5 - 10, а у зрелого—порой сразу 60 секунд. По мере привыкания ребенка продолжительность воздушной ванны увеличивается, и вскоре малыш весь период бодрствования проводит либо голеньким, либо в одной распашонке. Такие дети практически не подвержены простудным заболеваниям. Подобный образ жизни ребенка чрезвычайно полезен для его психомоторного развития. Малыш быстрее осваивает различные движения, раньше начинает садиться, вставать в кроватке, ползать.... Благотворно он сказывается и на состоянии кожных покровов младенца, что особенно важно для незрелых детей, со склонностью к аллергическим заболеваниям, в частности к диатезу: кожа малыша в таких условиях не нуждается ни в частых подмываниях, ни в ежедневных купаниях и без всяких смазываний и присыпок остается чистой, здоровой и бархатистой на ощупь. Опрелости, сыпь, покраснения, полученные им в родильном доме, исчезали буквально в несколько дней и больше не появлялись”.

Сколько ребенок должен спать. Матери часто задают этот вопрос. Ответ может дать только сам ребенок. Одному ребенку необходимо спать очень много, другому—совсем мало. Если ребенок сыт, ухожен, много бывает на свежем воздухе и спит в прохладном помещении, вы можете позволить ему самому решать, сколько ему спать. Большинство новорожденных, если они сыты и желудок работает нормально, спят от кормления до кормления. Но некоторые дети с самого рождения спят мало, и совсем не потому, что их что-то беспокоит. Вам незачем приниматъ каие-либо меры. Чем старше становится ребенок, тем все меньше он спит. Обычно первый период бодрствования начинается примерно в 4-5 часов вечера. Со временем ребенок будет бодрствовать и в другое время дня. У каждого ребенка свое расписание сна. К концу первого года жизни он будет спать днем, скорее всего, только 2 раза. А между годом и полутора годами он перейдет на одноразовый дневной сон. Только в младенчестве ребенок спит столько, сколько хочет. В 2 года ребенок—сложное человеческое существо. Он может спать меньше, чем требует его организм, из-за возбуждения, беспокойства и по другим причинам.

Засыпание. Желательно приучить ребенка к мысли, что сразу же после еды он должен спать. Некоторые дети любят поиграть после еды. Лучше постараться отучить их от этой привычки. Приучайте ребенка засыпать в своей кроватке и без чьего бы то ни было присутствия, по крайней мере, после 3 месяцев, когда его перестанут беспокоить кишечные колики от газов.

Большинство детей привыкают как к тишине, так и к умеренному шуму. Поэтому не нужно ходить на цыпочках и шептать. Этим вы только приучите его к тишине, и он будет легко просыпаться от неожиданных звуков. Если ребенок привык к обычным домашним звукам, то вы спокойно можете принимать гостей в соседней комнате, смотреть телевизор или слушать радио. Вы можете даже входить в комнату ребенка, не разбудив его.

Желательно приучать ребенка с самого рождения спать на животе, если он не возражает. Впоследствии, когда он научится переворачиваться, он сможет сам изменить позу, если захочет. Попробуйте приучить ребенка просыпаться утром позднее или приучите его спокойно дожидаться пока проснетесь вы. Новорожденные обычно просыпаются непростительно рано—в 5, 6 часов утра. Но с 6-месячного возраста дети сами хотят поспать подольше. Многие родители вырабатывают привычку просыпаться и бежать к ребенку, как только тот пошевелился. Тем самым они мешают его возможности снова заснуть или спокойно поиграть в своей кроватке в ожидании, когда проснутся родители. В результате их ребенок может просыпаться раньше 7 часов утра даже в 2 - 3 года. Ребенок, привыкший к тому, что к нему подходят, как только он проснется, будет этого требовать.

Когда ребенок не спит. Спокойное дружелюбие должно быть главной чертой ваших отношений с ребенком. Когда вы его кормите, одеваете, купаете, разговариваете с ним, меняете пеленку, держите его на руках или просто находитесь с ним в одной комнате, он все больше осознает, как много он значит для вас, а вы вы для него. Когда вы его ласкаете, обнимаете и показываете ему, что он самый лучший малыш на свете, вы делаете его счастливым.

Ласка имеет такое же значение для эмоционального развития, как молоко для физического. Может быть, поэтому мы, взрослые, всегда стремимся доставить ребенку удовольствие, инстинктивно начиная сюсюкать, кивать головой. Так ведут себя даже солидные и необщительные люди. Главный недостаток родительской неопытности—излишне серьезное отношение родительским обязанностям, которое мешает получить удовольствие от материнства. В этом случае и мать и ребенок лишаются огромной радости в жизни.

Разумеется, это не означает, что вы должны без передышки болтать с ребенком все время, когда он не спит или постояно трясти и щекотать его. Это его только утомит, а, в конце концов, приведет к внутренней скованности или к избалованности. И для ребенка и для матери важнее ласковое дружелюбие. Оно проявляется в тепле ваших рук, в любящем мирном выражении вашего лица, в нежных интонациях вашего голоса.

Дружелюбие без баловства. Конечно, ребенку полезно находиться недалеко от матери (братьев и сестер, если они если они есть), когда он не спит, чтобы он мог видеть мать, лепетать, обращаться к ней, слышать ее голос. Но неразумно постоянно носить ребенка на руках или развлекать его, не оставляя одного ни на минуту.

Общество матери доставляет ребенку огромное удовольствие и приносит ему пользу, но в то же время ребенок должен научиться занимать себя сам. Бывает, что мать настолько обожает своего первенца, что держит его на руках, играет с ним все время, пока он не спит. Ребенок может привыкнуть к постоянному вниманию матери и постепенно будет становиться все более требовательным.

Игрушки. Чем старше становиться ребенок, тем все больше увеличивается период его бодрствования, особенно во второй половине дня. Пока дети не спят, они ищут чьего-либо общества, и им хочется чем-то заняться. В2, 3и 4 месяца дети любят смотреть на яркие движущиеся предметы. На прогулке они с удовольствием наблюдают за движением листьев, за игрой света и теней. Дома они изучают свои ручки, рисунки обоев. Вы можете подвесить яркие пластиковые игрушки на веревочке, протянутой между перилами кровати.

Повесьте их достаточно высоко, но так, чтобы он смог достать их, когда начнет тянуться к предметам. Можно также подвешивать предметы домашнего обихода: ложки, пластиковые чашки и др. Помните, что в конце концов, все попадает ребенку в рот. Около 6 месяцев главной радостью для него будет хватать, держать и брать в рот разнообразные предметы: погремушки, куклы, игрушечных животных, предметы домашнего обихода. Не разрешайте ребенку брать в рот и грызть предметы, окрашенные краской, содержащей свинец. Не позволяйте ему играть с целлулоидными игрушками, так как он может откусить маленькие острые кусочки. Не давайте ребенку бусы и другие мелкие предметы, которые он сможет проглотить и подавиться.

Во второй половине дня, когда ребенку наскучит лежать в кроватке, кладите его в манеж, который поместите недалеко от того места, где вы работаете или просто сидите. Если вы вообще собираетесь пользоваться манежем, начинайте приучать к нему ребенка с 3 - 4 месяцев, прежде, чем он научится сидеть и ползать и познает прелесть свободного передвижения. В противном случае ребенок воспримет манеж как клетку. Когда он научится сидеть и ползать, он будет развлекаться, передвигаясь от одного предмета к другому. Когда ребенку надоест находиься в манеже, посадите его на столик, или в креслице-качалку. А когда ему и там надоест, спустите его на пол. Это ему и полезно и приятно.

Иметь манеж совсем не обязательно. Некоторые психологи не одобряют эту идею, считая, что манеж не дает возможности исследовать окружающий мир и вырабатывать независимость. Это, конечно, не доказано. Манеж - очень практичная и полезная вещь, особенно для занятой матери.

У новорожденных существует врожденный механизм, заставляющий их разглядывать лица, а также предметы сложной формы или со сложным узором. Младенцев от рождения интересуют люди, поскольку только люди способны заботиться о них. В первые полгода жизни младенцы постепенно начинают понимать, какие именно предметы они видели перед собой. Они учатся отличать предметы друг от друга, а также что-нибудь делать с ними.

Ребенок узнает вас. В первые дни жизни ваш ребенок будет внимательно изучать любое лицо, любой предмет или даже рисунок, на котором изображено лицо. Правда, ребенок очень скоро начинает отличать настоящие лица от нарисованных. Когда шестинедельный младенец впервые улыбнется, его улыбка будет адресована и вам, и вашей соседке. Однако к восьми неделям младенец, скорее всего, улыбнется уже вам, и улыбка эта будет шире прежней.

В три месяца младенец уже умеет отличить не только настоящее лицо от нарисованного, но и знакомое от незнакомого. Правда, он по-прежнему улыбается вашей соседке, “разговаривает” с ней, когда она обращается к нему, но все же ребенок куда охотнее улыбнется именно вам.

В четыре месяца ребенок хорошо узнает вас и явно предпочитает вас другим. Он не пугается чужих—этот этап развития уже позади, однако с ними он держится настороже, тогда как с вами чувствует себя вольготно, уверенно, т. е. налицо столь лестные для вас признаки того, что ребенок привязан именно к вам.

Посадите его на колени —и он начнет вести себя так, словно ваше тело полностью принадлежит ему: он будет сосать ваш нос, изучать ваше лицо—руками и глазами, он сунет свои пальцы вам в рот. Посадите его на колени к незнакомому ему человеку: ребенок будет вести себя вежливо, соблюдая приличия, и только. Но протяните к нему руки, приглашая вернуться к вам на колени: он тут же перелезет к вам, источая сладчайшие улыбки и радостно “гукая”. Он уже понял, что люди, которых он постоянно видит вокруг себя, —это близкие ему существа. И он заставляет вас принять на себя эту роль, выделяя вас из всех окружающих своим постоянным, чарующим вас про явлением внимания. Ребенок обнаруживает, что у него есть руки. Гораздо больше времени, чем на осознание причастности к родным, ребенок тратит на то, чтобы обнаружить наличие у себя рук. Ваше лицо возникает в поле его зрения несколько раз в день, а его собственные руки обычно остаются вне поля его зрения и, соответственно, никак не воспринимаются его сознанием—до тех пор, пока сам ребенок не становится способен на некоторые действия, благодаря которым он осознает, что у него есть руки.

Однако этот этап не наступает, пока у него руки сжаты в кулачки. Но вот они разжались, и ребенок готов держать предметы, если вложить их ему в руки. Шестинедельный младенец находит руки лишь на ощупь. Он умеет хватать одну руку другой, раскрывать и сжимать кулачки. К восьми неделям он манипулирует руками так же, любым другим предметом, но еще не поднимает руки к глазам, чтобы разглядеть их. Двухмесячный ребенок уже умеет управлять своими руками довольно-таки свободно, и поэтому, лежа на спине, он, конечно же, тряхнет погремушкой—и она, конечно же, загремит. Услышав звук, ребенок попытается понять, откуда он исходит, и вот, скосив глаза, он впервые в жизни видит собственные руки и зажатую в них погремушку. В последующие две-три недели очень важно давать ребенку игрушки, которые удобно хватать и которые легко издают звуки, когда ими тряхнешь даже не очень сильно.

К десяти-двенадцати неделям младенец уже хорошо играет руками, не сводя с них глаз; сводит руки вместе, разводит их в стороны, пока они не пропадут из поля зрения, снова сводит их, перебирая пальцы.... Он в это время сосредоточен не меньше, чем пятилетний ребенок, который смотрит телевизор.

К трехмесячному возрасту он уже будет исследовать руки не только глазами, но и ртом. Как только ребенок начнет засовывать пальцы в рот, за ними последует в рот и многое другое—рот стал теперь частью его исследовательского аппарата, изучающего окружающий мир. Ребенок не сможет теперь всесторонне исследовать объект, пока не засунет его себе в рот. Не старайтесь отучить ребенка от этой “дурной привычки”—вы потратите время совершенно впустую и даже в ущерб развитию ребенка. Лучше регулярно мойте игрушки. Рот ребенка - часть большого исследовательского инструмента, поэтому особенно жалко, что у некоторых детей он почти всегда заткнут соской. Конечно, плаксивые, раздражительные дети, которым соска нужна почти постоянно, пожалуй, еще не способны играть собственными руками. Но большинство младенцев довольствуется соской лишь во время сна, так что их рты, как и руки, исследуют мир.

Ребенок учится управлять движениями рук. Как мы видели, младенцы поначалу пользуются руками и глазами независимо друг от друга. Так они трогают игрушку, не дотрагиваясь до нее. До тех пор, пока зрение и осязание останутся несопряженными друг с другом, младенец будет пассивен—он лишь смотрит. Младенец тогда будет активен, когда сможет соотнести свои осязательные и зрительные ощущения, когда научится брать предметы, которые видит перед собой.

Взять что-либо —очень сложная процедура. Надо увидеть предмет, надо подумать, что хочешь заполучить его; надо оценить, как далеко он находится, а затем заставить работать мьшцы, чтобы подвести к этому предмету кисть руки. Но вслед за этим понадобится совершить очень точное движение пальцами, чтобы предмет можно было взять и удержать в руке. Освоение всего этого комплекса действий требует соотнесения движений руки с тем, что видит глаз. Постичь эту связь в первые полгода столь же важно, как научиться ползать и ходить во втором полугодии жизни. Более того, координация движений рук и глаз остается важнейшей в течение всей последующей жизни человека. Если ребенок ловко играет в мячик, значит, у него в достаточной степени развита координация зрения и движения. Слух и издаваемые звуки. Младенцы начинают связывать слуховые и зрительные впечатления примерно к четырем-пяти неделям жизни.

В первые недели жизни ребенок, лежа на столе во время пеленания и глядя отсутствующим взором в потолок, внимательно прислушивается к тому, что вы говорите. А вскоре он уже не разглядывает потолок, он принимается искать глазами, откуда раздается голос.

Если внимательно наблюдать за малышом в это время, можно заметить, как ребенок начал улыбаться, чтобы вызвать ответную реакцию. Самая первая улыбка возникает не потому, что ребенок увидел улыбку на вашем лице, и не потому, что вы улыбнувшись, заговорили с ним. Нет, ребенок впервые улыбнется на звук вашего голоса. Когда же он обнаружит ваше лицо и увидит, что вы говорите, он начнет улыбаться не только на звук, но и видя вас. И еще две-три недели ваша улыбка сама по себе, без звука голоса, не будет вызывать ответной улыбки.

На втором месяце жизни ребенок начинает реагировать на большее число разных звуков, чем до сих пор. Если что-то упало, он вздрогнет, спокойная ритмичная музыка будет успокаивать его по-прежнему, однако теперь ребенок реагирует и на более нейтральные, неярко выраженные звуки. Его реакция на конкретный звук зависит обычно от настроения и от общего состояния. Включите пылесос или фен, когда ребенок будет в плаксивом настроении, раздражен, готов раскричаться; звук будет для него последней каплей: он безутешно заплачет. Но включите тот же пылесос или фен, когда у ребенка хорошее настроение, и тот же звук вызовет у него улыбку, он весело начнет сучить руками и ногами. Лишь голос действует на него всегда умиротворяюще в любых обстоятельствах и при любом настроении. Первые преднамеренные звуки. Поскольку у ребенка существует ярко выраженный интерес к голосам людей, не удивительно, что его собственные осмысленные звуки, как правило, возникают при общении с другими людьми: когда взрослые держат его на руках или играют с ним. Кое-какие звуки, имеющие отношения к плачу, ребенок издает уже после рождения, однако довольное “гуканье” после кормления или попискивание перед тем, как заплакать, не являются преднамеренно издаваемыми звуками— они лишь характеризуют состояние организма. Примерно к полутора месяцам ребенок начинает реагировать, если вы улыбнетесь ему и заговорите с ним: он улыбнется, начнет сучить руками и ногами, будет в довольном настроении. К двухмесячному возрасту он добавит к улыбке некоторые звуки “от себя” и время от времени будет издавать мелодичный “щебет”. Недели через две-три ребенок отделяет улыбку от “разговора”. Теперь он улыбается вам в ответ на вашу улыбку. Когда же вы заговариваете с ним, он “отвечает” вам. Те младенцы, с которыми родители много разговаривают, “словоохотливы”. Те, за кем ухаживают молча, на кого вообще обращают мало внимания, гораздо меньше любят “поговорить”. Конечно, младенцы “разговаривают” не только тогда, когда вы обращаетесь к ним. Они нередко издают звуки, пока лежат одни в кроватке или в коляске. Однако чем больше слов слышит и воспринимает младенец при общении со взрослыми (причем слов, обращенных непосредственно к нему), тем больше он 6удет “практиковаться”, когда предоставлен сам себе.

Звуки, издаваемые в таком раннем детстве, отнюдь нельзя назвать речью в том смысле, что ребенок хочет выразить нечто определенное, однако они постольку выполняют функции "речи", поскольку ребенок намерен вступить в контакт с окружающими. Он использует свой голос как способ взаимодействия с родителями. Допустим, вы что-то сказали ребенку, он "ответил" вам, но потом замолчал, словно ожидая вашей реакции. Если вы “отвечаете” ему, он ждет, пока вы не кончите говорить, и снова издает некоторые звуки. Его стремление "поговорить" проявляется только как реакция на ваш голос. При наличии других звуков ничего подобного не происходит. Малыши, любящие “поговорить” (неважно—с другими людьми или с самим собой), как правило, ведут себя в одиночестве более спокойно, чем менее “разговорчивые”. Вот еще одна причина, отчего дети, которым взрослые уделяют много внимания, более расслаблены и довольны своим существованием, не столь требовательны по сравнению с младенцами, чьи родители из боязни избаловать их мало общаются с ними.

Лепет. От четырех месяцев до полугода ребенок обычно издает настоящий поток звуков, который называется лепетом. Ребенок достиг возраста, когда все в его жизни стимулирует дальнейшее развитие. Он со вкусом и удовольствием сучит ногами и руками, играет руками, замахивается на подвешенные или лежащие около него предметы, приходит в полный восторг, когда ему удается достать до них; он радуется всему и взахлеб комментирует все. Он будет по-прежнему “отвечать” вам, если вы заговорите с ним, но теперь он редко лежит молча, когда предоставлен сам себе.

С трех до четырех месяцев ребенок больше всего издает открытые звуки. Он тянет “а-а-а” и “о-о-о”. Часто говорят, что ребенок “гулит”, и это очень точное определение: действительно похоже на “гуление” голубей.

К гласным раньше остальных добавляются согласные "п", "б" и "м". Благодаря этому “гуление” превращается в сочетания, которые очень похожи на слова. Чаще всего замечают слог “ма-а-а”. Обычно матери думают, что ребенок пытается позвать их. А некоторые папы начинают волноваться, почему это ребенок не говорит “па-а-а”. На самом деле эти звуки не имеют никакого отношения к попыткам назвать или обозначить родителей. Ребенок говорит “ма-а-а”, поскольку звук “м” он осваивает, как правило, раньше, чем “п”.

Взрослея, ребенок обязательно издает звуки все большей и большей фонетической сложности. Наблюдая за реакцией ребенка на внешние слуховые раздражители, можно достаточно рано определить, утрачен у него слух или нет. Если он никогда не поворачивает голову, чтобы посмотреть, откуда раздается ваш голос, если он не вздрагивает, когда вы роняете кастрюлю, нужно обязательно обратиться к врачу— как бы много ни “разговаривал” ребенок. Слух и слушание. В четыре-пять месяцев ребенок, с которым много разговаривают, обучается все более и более сложным звуковым сочетаниям. Когда вы говорите с ним, младенец внимательно вглядывается в ваше лицо. Как только в потоке слов возникает пауза, ребенок “ответит” вам. Оставшись один, он будет учиться издавать различные звуки. Многие родители считают, что ребенок учится говорить, подражая взрослым. Поэтому взрослые упрощают то, что говорят малышам, выделяют отдельные слова—так, по их мнению, ребенок быстрее научится говорить, подражая им. Однако младенцы учатся говорить, отнюдь не подражая, и потому попытки заставить их повторять слова вслед за вами неэффективны и бессмысленны. Ведь разговаривая с ребенком, вы дадите ему больше, чем модель для подражания: ваше общение—хороший для него стимул произнести все звуки, которые он уже умеет воспроизводить, и еще выговорить какие-то новые сочетания.

И хотя ребенок не пытается подражать вам, он изучает ваш голос. На этом этапе жизни он учится различать голоса на слух.

Помогите ребенку “разговаривать”. Ребенок “говорлив” в этом возрасте ровно настолько, насколько вы его в этом поощряете. В дальнейшем его умение хорошо говорить будет определять степень его готовности учиться самым разным вещам. Поэтому важная задача родителей— поддержать такой "разговор", который будет стимулировать развитие ребенка. Говорите ребенку, что вы делаете, когда ухаживаете за ним. Раздевая его, называйте одежду, которую вы с него сняли, части тела. Когда купаете его, говорите, что вы намыливаете его или какой предмет хотите взять. Когда кормите ребенка, расскажите ему, из чего приготовлено блюдо, что он получит еще. Говорите нормально, не упрощая. На этом этапе развития ребенку нужна ваша плавная, интересно звучащая речь. Если вы специально начнете говорить медленно и упрощенно, если вы будете стараться говорить понятно для малыша, речь ваша станет неестественной. Ребенок с одинаковой радостью отреагирует как на вашу сентенцию о развитии событий в мире, так и на хорошо продуманное простое предложение про собачку. Если вам нравится “детская” манера говорить— что ж, пользуйтесь ею. Если она вам претит — не прибегайте к ней. Показывайте ребенку книжки-картинки, называйте предметы, нарисованные там, и объясняйте ему так, как вы объясняли бы это трехлетнему ребенку, что эти предметы делают. Ребенку понравятся рисунки и разговор о них, хотя он не поймет того, что вы объясняете.

В процессе игры обязательно разговаривайте с ребенком. Это очень важно, особенно если вы ощущаете неловкость, когда приходится разговаривать с малышом при других. Иногда малышу не хватает общения с вами, поскольку вы предпочитаете говаривать со старшим ребенком— он понятливее, гораздо лучше реагирует на ваши слова. Важнее всего - прислушиваться к ребенку и попытаться ответить ему, причем ответить вразумительно, словами, и притом всякий раз, когда ребенок начинает лепетать, “обращаясь” к вам. Помните, что ребенку сейчас нужны не замечания по ходу дела, не монолог, сколько бы хорошо вы его ни построили, - ему нужно разговаривать с вами. Допустим, вы не умеете сами завязывать разговор, вам трудно найти тему, - во всяком случае, заставьте себя отвечать ребенку, когда он сам делает попытки "заговорить" с вами.

Особенности психики. Настанет день, когда вы вдруг почувствуете, что ребенок перестал быть для вас существом непредсказуемым, источником сплошных волнений, перевернувшим вашу привычную жизнь. Вы воспринимаете его теперь как человека, имеющего собственные вкусы, пристрастия, характерные особенности.

Как только это произойдет, значит, ваш ребенок окончательно приспособился к существованию вне материнского организма, и он уже не новорожденный, а грудной. Никто, кроме самих родителей, не в состоянии определить, когда происходит это событие. Если роды легкие, если сразу после них у вас с ребенком установился контакт и нет существенных расхождений между требованиями ребенка и вашими ожиданиями, то все способствует тому, чтобы ребенок перешел в стадию грудного довольно быстро. Однако послеродовая депрессия, трудности с кормлением и все неожиданности, проистекающие от того, что с ребенком надо общаться иначе, чем вы это себе представляли, растягивают период новорожденности. Но ваш ребенок обязательно повзрослеет и станет грудным— не через две недели так через два месяца. Справляться с “грудничком” куда легче, чем с новорожденным. Даже если вам достался не ребенок, а сущий чертенок, вы уже знаете, на что именно этот чертенок способен, можете заранее сказать, какой подход нужен к нему. Главное вы способны отличить, когда он доволен жизнью, а когда несчастлив. Ребенок вполне ясно дает понять, что больше всего ему нужны люди, которые бы постоянно о нем заботились, т. е. вы, родители. Возможно, вы еще не успели по-настоящему полюбить его, однако и его привязанность к вам зиждется пока на чистой необходимости. Ребенок выживет, если привяжется к вам, поэтому он делает все от него зависящее, чтобы вы заботились о нем. По прошествии первых недель все больше и больше сгановится заметно, сколь сильно растет интерес ребенка к людям. Младенца прямо-таки завораживает ваше лицо: всякий раз, когда оно оказывается достаточно близко от его глаз, он принимается изучать его. Малыш прислушивается и к звуку вашего голоса, причем руки и ноги его вздрагивают, как только он услышит знакомый голос. Уже скоро ребенок начнет поворачивать голову, чтобы посмотреть, кто именно заговорил. Если вы возьмете его на руки, он тут же перестанет плакать. Поносите ребенка на руках, бережно прижимая к себе, —и он будет донельзя доволен. Он явно нуждается в вас, и вы ему нравитесь. Теперь-то у вас должно появиться ощущение уверенности в своих способностях и возможностях.

И пусть эти реакции грудного ребенка еще недостаточны, чтобы вы всем сердцем привязались к нему, —у него имеется про запас потрясающий козырь: через один или два месяца после рождения он впервые улыбнется вам.

Когда ребенок улыбается, выглядит это как проявление любви к вам, однако он не способен еще любить хотя бы потому, что пока не способен отличать одного человека от другого. Его первые улыбки—всего лишь попытка быть приятным для взрослых, желание привлечь к себе внимание. Чем больше ребенок улыбается, “гулит” и взмахивает ручками при появлении взрослых, тем больше внимания будут оказывать ему взрослые, тем активнее он отвечает на него. Ребенок будет стараться еще крепче привязывать их к себе, отпуская невероятные улыбки, от которых у кого угодно дрогнет сердце. Но пока эти восхитительные улыбки предназначены не вам лично. Правда, примерно к трем месяцам ребенок станет узнавать вас. И самые очаровательные улыбки будут вызваны вашим появлением.

В нормальной семейной обстановке большинство младенцев выбирают предметом первой в своей жизни любви собственную маму, которая заботится о малыше со всем жаром души, ласкает его, гладит, улыбается ему, играет с ним. Все это имеет огромное значение для младенца и укрепляет взаимную любовь. Всякому ребенку обязательно нужен кто-то, к кому он испытывал бы особую привязанность. Ведь это—первое чувство, благодаря которому ребенок получит представление об окружающих людях, о мире. Пережив подобную “младенческую любовь”, ребенок впоследствии будет способен по-настоящему полно пережить все оттенки “взрослых” чувств, а в один из дней и сам сможет подарить своим детям такую же самозабвенную любовь, какую он сейчас требует от вас. Если же он не ощущает в достаточной мере любви, тепла, то будет развиваться не так быстро, как позволяют его внутренние резервы, а в дальнейшем, возможно, не сможет глубоко и сильно полюбить и сам. Однако если ребенок испытывает сильную привязанность к одному человеку, это никак не означает, что он не в силах полюбить других. И в этом он ничуть не отличается от вас. И чем больше у ребенка возможностей ощутить вашу любовь, тем больше он способен проявить нежность по отношению к другим. Ведь любовь обязательно порождает любовь.

Мало кто из отцов может похвастать тем, что младенец им первым выказал знаки своего особого расположения, ведь повседневные мужские обязанности обычно не позволяют отцу быть всегда рядом с ребенком. Однако если отец проявляет внимание к ребенку, а также поддерживает эмоциональную связь между матерью и младенцем, тор вскоре он испытает к нему не меньшее по силе чувство, чем мать. Примерно к четырем-пяти месяцам сам факт, что отец бывает дома не часто, заставляет ребенка устанавливать контакт с ним. Всякий раз, когда отец остается дома, ребенок начинает обращать на него особое внимание: для него привлекательно все, что имеет отношение к отцу, —его лицо, голос, его манера играть с ним. Как только ребенок почувствует удовольствие от общения с отцом, последний может начать устанавливать с ним отношения, которые будут касаться только их двоих. Но нет необходимости соперничать с матерью в борьбе за любовь ребенка. Надо строить свои собственные отношения, которыми ребенок с возрастом наверняка будет очень дорожить. Многие женщины наслаждаются этим периодом материнства: младенец доставляет им радость, дает почувствовать себя любимой, единственной, незаменимой. Мать нужна ему все время, пока он бодрствует, однако малыш требует не только ухода, но и нуждается в эмоциональном и интеллектуальном общении с ней. Однако не всем женщинам приятен этот период. Некоторые из них не получают никакого удовольствия от того, что ребенок нуждается в них, радуется их обществу, —они чувствуют себя связанными по рукам и ногам, полностью зависящими от произвола маленького тирана. Такие мамы ждут не дождутся той минуты, когда ребенок заснет и ему не надо будет уделять внимания: ни физического, ни душевного. У них совершенно не хватает сил на то, чтобы понять, каковы ощущения ребенка, что ему сейчас нужно. Накормить голодного младенца или подмыть его, когда он испачкает пеленки, кажется им куда более легким делом, чем поиграть с ним, пообщаться, составить ему компанию, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Вспомните, какую важную роль вы играете в его жизни, - и это, может быть, облегчит ваше состояние. Ведь одна мысль о том, что от вас зависит счастье ребенка, его отношение к жизни, его развитие, придаст вам силы и поднимет настроение.

Помогите ребенку, и в выигрыше будет вся семья: ребенок будет жизнестоек, “упруг”, у него чаще будет хорошее настроение, и общение с ним станет приятным. Если же вы откажетесь помочь ребенку, попытаетесь ограничить время общения с ним, проиграют все—и вы сами прежде всего: ребенок станет трудноуправляемым, капризным, и никому не доставит удовольствия его компания. Поэтому попытайтесь без внутреннего возмущения выполнить все его пожелания, проникнитесь его состоянием, обращайтесь с ним так, как он того хочет, и вы почувствуете, что делаете это не только ради него, но и ради себя. Нравится вам это или нет, но вы теперь одна семья.

    Используемая литература:
    1. Б. Спок. "Ребенок и уход за ним".
    2. Ю. А. Белопольский. "Для вас, молодые мамы".
    3. Журналы: "Работница", 84, № 12
    "Факультет здоровья", 87, №№ 11, 12.
    4. "Энциклопедия пап и мам".

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать