Влияние эмоциональной тревожности ребенка на его статусное положение в группе - (реферат)
p>Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта–2 балла (симптомокомплекс “трудности в общении”), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе–1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Таблица 1: Симптомокомплексы теста “дом – дерево – человек” Симптомокомплекс

    №
    Симптом
    Баллы
    Незащищенность
    1
    Рисунок в самом центре листа
    0; 1; 2; 3
    2
    Рисунок в верхнем углу листа
    0; 1; 2; 3
    3
    Дом, дерево – с самого края
    0; 1; 2
    4
    Рисунок внизу листа
    0; 1; 2; 3
    5
    Много второстепенных деталей
    0; 1; 2; 3
    6
    Дерево на горе
    0; 1
    7
    Очень подчеркнутые корни
    0; 1
    8
    Непропорционально длинные руки
    0; 1
    9
    Широко расставленные ноги
    0; 1
    10
    Другие возможные признаки
    Тревожность
    1
    Облака
    0; 1; 2; 3
    2
    Выделение отдельных деталей
    0; 1
    3
    Ограничение пространства
    0; 1; 2; 3
    4
    Штриховка
    0; 1; 2; 3
    5
    Линия с сильным нажимом
    0; 1; 2; 3
    6
    Много стирания
    0; 1; 2; 3
    7
    Мертвое дерево, больной человек
    0; 2
    8
    Подчеркнутая линия основания
    0; 1; 2; 3
    9
    Толстая линия фундамента дома
    0; 2
    10
    Интенсивно затушеванные волосы
    0; 1
    11
    Другие возможные признаки
    Недоверие к себе
    1
    Очень слабая линия рисунка
    0; 2
    2
    Дом с краю листа
    0; 1
    3
    Слабая линия ствола
    0; 1
    4
    Одномерное дерево
    0; 1
    5
    Очень маленькая дверь
    0; 1
    6

Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой 0; 1

    7
    Другие возможные признаки
    Чувство неполноценности
    1
    Рисунок очень маленький
    0; 1; 2; 3
    2
    Отсутствуют ноги, руки
    0; 2
    3
    Руки за спиной
    0; 1
    4
    Непропорционально короткие руки
    0; 1
    5
    Непропорционально узкие плечи
    0; 1
    6
    Непропорционально большая система веток
    0; 1
    7
    Непропорционально крупные двумерные листья
    0; 1
    8
    Дерево, умершее от гниения
    0; 1
    9
    Другие возможные признаки
    Враждебность
    1
    Отсутствие окон
    0; 2
    2
    Дверь – замочная скважина
    0; 1
    3
    Очень большое дерево
    0; 1
    4
    Дерево с краю листа
    0; 1
    5
    Обратный профиль дерева, человека
    0; 1
    6
    Ветки двух измерений, как пальцы
    0; 1
    7
    Глаза – пустые глазницы
    0; 2
    8
    Длинные, острые пальцы
    0; 2
    9
    Оскал – видны зубы
    0; 1
    10
    Агрессивная позиция человека
    0; 2
    11
    Другие возможные признаки
    Конфликтность
    1
    Ограничение пространства
    0; 1; 2; 3
    (фрустрация)
    2
    Перспектива снизу (взгляд червя)
    0; 1; 2; 3
    3
    Перерисовывание объекта
    0; 2
    4
    Отказ рисовать какой-либо объект
    0; 2
    5
    Дерево, как два дерева
    0; 2
    6
    Явное несоответствие качества одного из рисунков
    0; 2
    7
    Противоречивость рисунка и высказываний
    0; 1
    8
    Подчеркнутая талия
    0; 1
    9
    Отсутствие трубы на крыше
    0; 1
    10
    Другие возможные признаки
    Трудности
    1
    Отсутствие двери
    0; 2
    Общения
    2
    Очень маленькая дверь
    0; 1
    3
    Отсутствие окон
    0; 2
    4
    Излишне закрытые окна
    0; 1
    5
    Окна – отверстия без рам
    0; 1
    6
    Выделенное лицо
    0; 1
    7
    Лицо, нарисованное последним
    0; 1
    8
    Отсутствие основных деталей лица
    0; 2
    9
    Человек, нарисованный схематично, из палочек
    0; 2
    10
    Дом, человек в профиль
    0; 1
    11
    Дверь без ручки
    0; 1
    12
    Руки в оборонительной позиции
    0; 1
    13

Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей 0; 1

    14
    Другие возможные признаки
    Депрессивность
    1
    Помещение рисунков в самый низ листа
    0; 1; 2; 3
    2
    Вид дерева или дома сверху
    0; 1
    3
    Линия основания, идущая в низ
    0; 1
    4
    Линия, слабеющая в процессе рисования
    0; 2
    5
    Сильная усталость после рисования
    0; 2
    6
    Очень маленькие рисунки
    0; 2
    7
    Другие возможные признаки

При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.

Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию центральной нервной системы. Существует 5 показателей органического поражения центральной нервной системы: 1. Двойные линии в рисунке; 2. Несоединенные между собой линии; 3. Сильный уклон нарисованной фигуры; 4. Очень большая голова или 5. Неадекватно выделенная в рисунке человека. Присутствие более 5 признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение центральной нервной системы. Наличие органической дисфункции центральной нервной системы еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети могут скоро уставать, быть менее внимательными.

В результате проведенного исследования и количественной оценки теста мы получили данные по симптомокомплексам, которые представили в виде таблицы:

Таблица 2: Количественный состав группы по уровням выраженности симптомокомплексов

    Симптомокомплекс
    Количество детей по уровню
    Высокий
    Средний
    Низкий
    чел.
    %
    Чел.
    %
    Чел.
    %
    Незащищенность
    7
    24%
    22
    76%
    Тревожность
    2
    7%
    5
    17%
    22
    76%
    Недоверие к себе
    7
    24%
    22
    76%
    Чувство неполноценности
    4
    14%
    25
    86%
    Враждебность
    6
    21%
    23
    79%
    Конфликтность (фрустрация)
    6
    21%
    23
    79%
    Трудности общения
    5
    17%
    24
    83%
    Депрессивность
    7
    24%
    22
    76%
    Мы имеем следующие результаты:

В таблице 2 находятся следующие полученные данные : по симптомокомплексу “незащищенность” - 24% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 76% детей–низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу “тревожность” - высокий уровень тревожности имеют 7% детей, средний уровень тревожности имеют 17% детей и низкий уровень–76% детей группы. 24% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу “недоверие к себе” и 76% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “чувство неполноценности”: 14% детей имеют средний уровень выраженности, 86% детей–низкий уровень. 21% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу “враждебность” и 79% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “конфликтность (фрустрация)” имеют средний уровень 21% детей и низкий уровень имеют 79% детей. По симптомокомплексу “трудности общении” имеют средний уровень 17% человек и низкий уровень–83% человек. И по симптомокомплексу “депрессивность” имеют средний уровень 24% детей и 76% детей из всей группы имеют низкий уровень.

Анализируя таблицу количественной обработки данных по симптомокомплексам, мы увидели некоторую взаимосвязь уровня тревожности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с высоким и повышенным уровнем тревожности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности.

Анализируя рисунки некоторых детей, мы получили следующие результаты: Например, анализ рисунка Ярослава Ч. показал нам наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, на рисунке мальчик изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (мальчик имеет неблагоприятную статусную категорию). Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. При рисовании сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когда рисовал человека, руки изобразил в виде кулаков, что может говорить о существующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с детьми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребенок расположил в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка.

В некоторых рисунках дети изображают военную тематику, человека в агрессивной позе, кисти рук в виде кулаков, что говорит о наличии у некоторых детей агрессивных тенденций, например рисунок Саши Ч. , Димы Д. , Леши Д. При анализе рисунка Вовы В. Заметно проявление у мальчика агрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека, человек вооружен (в руках держит шпаги). На лице человека не изображены глаза и голова нарисована в профиль. Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Отсутствие таких основных деталей лица, как глаза может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. Мы предполагаем, агрессивность мальчика выражается в стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе, как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов, что возможно и является причиной возникновения трудностей в общении с другими детьми группы.

По результатам социометрического исследования видно, что Вова В. имеет только два выбора из всех детей группы, мальчик имеет неблагополучную статусную категорию и из этого мы также можем сделать вывод, что у мальчика возникают трудности в общении с другими детьми. Следствием агрессивности может являться и то, что большинство детей испытывают по этой причине к мальчику негативные эмоции и отрицательно их оценивают и следовательно не принимают Вову В. в свой круг общения. В группе при проведении наблюдения за детьми у Вовы В. проявлялись в поведении признаки агрессии по отношению к другим детям. Дети часто жаловались на него (“Вова обижает меня.... ”, “А Вова толкается.... ”). Также в рисунках многих детей наблюдаются элементы демонстративности. Особенно это видно на рисунках девочек Леры Т. , Ярославы Я... Девочки изображают принцесс в пышных платьях, с коронами; на платьях множество разнообразных, необычных форм кармашков, нашивок, украшений. Такая степень декорированности фигуры свидетельствует о преобладающих демонстративных тенденций у детей. Демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. У этих детей повышена потребность во внимании, поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях в семье, а иногда и в группе.

Несмотря на такую особенность в группе девочки пользуются популярностью, дети тянутся к ним. Девочки имеют по социометрическому исследованию благоприятную статусную категорию и с ними охотно общаются многие дети.

Анализ еще одного рисунка показал немного другой результат. Это анализ рисунка Юли К. Прежде всего по рисунку можно сказать, что у Юли высокий уровень тревожности и наблюдаются трудности в общении с детьми группы. По социометрическому исследованию мы получили результаты о том, что Юля К находится в статусной категории “не принятые” и не имеет выборов детей. При исследовании рисунка также можно сказать о проявлении демонстративности, только это проявление немного другого типа, т. е. можно предположить, что у Юли К. возможно проявление демонстративности по типу “бегства в воображение”. Ребенок с таким видом демонстративности менее благополучен в общении и взаимоотношениях. А именно, испытывая потребность в общении, он не может ее реализовать в силу присущей ему тревожности, что еще более усугубляет тревожный компонент в структуре его личности, а демонстративные тенденции переносятся в воображаемый план.

Компенсируя испытываемый им недостаток внимания, такой ребенок иногда лжет, что вызывает к нему отрицательное отношение со стороны детей (особенно, если такая черта отрицательно оценивается воспитателем).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать