Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта–2 балла (симптомокомплекс “трудности в общении”), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе–1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.
Таблица 1: Симптомокомплексы теста “дом – дерево – человек” Симптомокомплекс
№
Симптом
Баллы
Незащищенность
1
Рисунок в самом центре листа
0; 1; 2; 3
2
Рисунок в верхнем углу листа
0; 1; 2; 3
3
Дом, дерево – с самого края
0; 1; 2
4
Рисунок внизу листа
0; 1; 2; 3
5
Много второстепенных деталей
0; 1; 2; 3
6
Дерево на горе
0; 1
7
Очень подчеркнутые корни
0; 1
8
Непропорционально длинные руки
0; 1
9
Широко расставленные ноги
0; 1
10
Другие возможные признаки
Тревожность
1
Облака
0; 1; 2; 3
2
Выделение отдельных деталей
0; 1
3
Ограничение пространства
0; 1; 2; 3
4
Штриховка
0; 1; 2; 3
5
Линия с сильным нажимом
0; 1; 2; 3
6
Много стирания
0; 1; 2; 3
7
Мертвое дерево, больной человек
0; 2
8
Подчеркнутая линия основания
0; 1; 2; 3
9
Толстая линия фундамента дома
0; 2
10
Интенсивно затушеванные волосы
0; 1
11
Другие возможные признаки
Недоверие к себе
1
Очень слабая линия рисунка
0; 2
2
Дом с краю листа
0; 1
3
Слабая линия ствола
0; 1
4
Одномерное дерево
0; 1
5
Очень маленькая дверь
0; 1
6
Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой 0; 1
7
Другие возможные признаки
Чувство неполноценности
1
Рисунок очень маленький
0; 1; 2; 3
2
Отсутствуют ноги, руки
0; 2
3
Руки за спиной
0; 1
4
Непропорционально короткие руки
0; 1
5
Непропорционально узкие плечи
0; 1
6
Непропорционально большая система веток
0; 1
7
Непропорционально крупные двумерные листья
0; 1
8
Дерево, умершее от гниения
0; 1
9
Другие возможные признаки
Враждебность
1
Отсутствие окон
0; 2
2
Дверь – замочная скважина
0; 1
3
Очень большое дерево
0; 1
4
Дерево с краю листа
0; 1
5
Обратный профиль дерева, человека
0; 1
6
Ветки двух измерений, как пальцы
0; 1
7
Глаза – пустые глазницы
0; 2
8
Длинные, острые пальцы
0; 2
9
Оскал – видны зубы
0; 1
10
Агрессивная позиция человека
0; 2
11
Другие возможные признаки
Конфликтность
1
Ограничение пространства
0; 1; 2; 3
(фрустрация)
2
Перспектива снизу (взгляд червя)
0; 1; 2; 3
3
Перерисовывание объекта
0; 2
4
Отказ рисовать какой-либо объект
0; 2
5
Дерево, как два дерева
0; 2
6
Явное несоответствие качества одного из рисунков
0; 2
7
Противоречивость рисунка и высказываний
0; 1
8
Подчеркнутая талия
0; 1
9
Отсутствие трубы на крыше
0; 1
10
Другие возможные признаки
Трудности
1
Отсутствие двери
0; 2
Общения
2
Очень маленькая дверь
0; 1
3
Отсутствие окон
0; 2
4
Излишне закрытые окна
0; 1
5
Окна – отверстия без рам
0; 1
6
Выделенное лицо
0; 1
7
Лицо, нарисованное последним
0; 1
8
Отсутствие основных деталей лица
0; 2
9
Человек, нарисованный схематично, из палочек
0; 2
10
Дом, человек в профиль
0; 1
11
Дверь без ручки
0; 1
12
Руки в оборонительной позиции
0; 1
13
Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей 0; 1
14
Другие возможные признаки
Депрессивность
1
Помещение рисунков в самый низ листа
0; 1; 2; 3
2
Вид дерева или дома сверху
0; 1
3
Линия основания, идущая в низ
0; 1
4
Линия, слабеющая в процессе рисования
0; 2
5
Сильная усталость после рисования
0; 2
6
Очень маленькие рисунки
0; 2
7
Другие возможные признаки
При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.
Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию центральной нервной системы. Существует 5 показателей органического поражения центральной нервной системы: 1. Двойные линии в рисунке; 2. Несоединенные между собой линии; 3. Сильный уклон нарисованной фигуры; 4. Очень большая голова или 5. Неадекватно выделенная в рисунке человека. Присутствие более 5 признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение центральной нервной системы. Наличие органической дисфункции центральной нервной системы еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети могут скоро уставать, быть менее внимательными.
В результате проведенного исследования и количественной оценки теста мы получили данные по симптомокомплексам, которые представили в виде таблицы:
Таблица 2: Количественный состав группы по уровням выраженности симптомокомплексов
Симптомокомплекс
Количество детей по уровню
Высокий
Средний
Низкий
чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Незащищенность
7
24%
22
76%
Тревожность
2
7%
5
17%
22
76%
Недоверие к себе
7
24%
22
76%
Чувство неполноценности
4
14%
25
86%
Враждебность
6
21%
23
79%
Конфликтность (фрустрация)
6
21%
23
79%
Трудности общения
5
17%
24
83%
Депрессивность
7
24%
22
76%
Мы имеем следующие результаты:
В таблице 2 находятся следующие полученные данные : по симптомокомплексу “незащищенность” - 24% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 76% детей–низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу “тревожность” - высокий уровень тревожности имеют 7% детей, средний уровень тревожности имеют 17% детей и низкий уровень–76% детей группы. 24% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу “недоверие к себе” и 76% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “чувство неполноценности”: 14% детей имеют средний уровень выраженности, 86% детей–низкий уровень. 21% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу “враждебность” и 79% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу “конфликтность (фрустрация)” имеют средний уровень 21% детей и низкий уровень имеют 79% детей. По симптомокомплексу “трудности общении” имеют средний уровень 17% человек и низкий уровень–83% человек. И по симптомокомплексу “депрессивность” имеют средний уровень 24% детей и 76% детей из всей группы имеют низкий уровень.
Анализируя таблицу количественной обработки данных по симптомокомплексам, мы увидели некоторую взаимосвязь уровня тревожности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с высоким и повышенным уровнем тревожности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности.
Анализируя рисунки некоторых детей, мы получили следующие результаты: Например, анализ рисунка Ярослава Ч. показал нам наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, на рисунке мальчик изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (мальчик имеет неблагоприятную статусную категорию). Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. При рисовании сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когда рисовал человека, руки изобразил в виде кулаков, что может говорить о существующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с детьми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребенок расположил в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка.
В некоторых рисунках дети изображают военную тематику, человека в агрессивной позе, кисти рук в виде кулаков, что говорит о наличии у некоторых детей агрессивных тенденций, например рисунок Саши Ч. , Димы Д. , Леши Д. При анализе рисунка Вовы В. Заметно проявление у мальчика агрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека, человек вооружен (в руках держит шпаги). На лице человека не изображены глаза и голова нарисована в профиль. Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Отсутствие таких основных деталей лица, как глаза может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. Мы предполагаем, агрессивность мальчика выражается в стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе, как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов, что возможно и является причиной возникновения трудностей в общении с другими детьми группы.
По результатам социометрического исследования видно, что Вова В. имеет только два выбора из всех детей группы, мальчик имеет неблагополучную статусную категорию и из этого мы также можем сделать вывод, что у мальчика возникают трудности в общении с другими детьми. Следствием агрессивности может являться и то, что большинство детей испытывают по этой причине к мальчику негативные эмоции и отрицательно их оценивают и следовательно не принимают Вову В. в свой круг общения. В группе при проведении наблюдения за детьми у Вовы В. проявлялись в поведении признаки агрессии по отношению к другим детям. Дети часто жаловались на него (“Вова обижает меня.... ”, “А Вова толкается.... ”). Также в рисунках многих детей наблюдаются элементы демонстративности. Особенно это видно на рисунках девочек Леры Т. , Ярославы Я... Девочки изображают принцесс в пышных платьях, с коронами; на платьях множество разнообразных, необычных форм кармашков, нашивок, украшений. Такая степень декорированности фигуры свидетельствует о преобладающих демонстративных тенденций у детей. Демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. У этих детей повышена потребность во внимании, поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях в семье, а иногда и в группе.
Несмотря на такую особенность в группе девочки пользуются популярностью, дети тянутся к ним. Девочки имеют по социометрическому исследованию благоприятную статусную категорию и с ними охотно общаются многие дети.
Анализ еще одного рисунка показал немного другой результат. Это анализ рисунка Юли К. Прежде всего по рисунку можно сказать, что у Юли высокий уровень тревожности и наблюдаются трудности в общении с детьми группы. По социометрическому исследованию мы получили результаты о том, что Юля К находится в статусной категории “не принятые” и не имеет выборов детей. При исследовании рисунка также можно сказать о проявлении демонстративности, только это проявление немного другого типа, т. е. можно предположить, что у Юли К. возможно проявление демонстративности по типу “бегства в воображение”. Ребенок с таким видом демонстративности менее благополучен в общении и взаимоотношениях. А именно, испытывая потребность в общении, он не может ее реализовать в силу присущей ему тревожности, что еще более усугубляет тревожный компонент в структуре его личности, а демонстративные тенденции переносятся в воображаемый план.
Компенсируя испытываемый им недостаток внимания, такой ребенок иногда лжет, что вызывает к нему отрицательное отношение со стороны детей (особенно, если такая черта отрицательно оценивается воспитателем).