Восприятие младшими школьниками пейзажной живописи "Малых голландцев" - (реферат)
p>5. В процессе восприятия важно учить детей "графической речи", т. е. умению рассказывать и передавать впечатление о произведении при помощи изображения (быстрые наброски по памяти). Этот метод имеет прямое отношение к развитию образного мышления, зрительной образной памяти, подвижности реакции восприятия. Чтобы такой урок был эффективным, необходимо строго продумать количество произведений, отбираемых для показа, и возможности их восприятия учащимися. Не следует перегружать урок зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется силой эмоционального воздействия, которое оно оказывает на ребенка, всей совокупностью содержания и выразительных средств. Это воздействие зависит от свежести восприятия, от заинтересованности детей. Не следует показывать больше 3-4 произведений за урок. В то же время учителю важно помнить, что урок восприятия искусства не должен быть пустым, вялым и будто бы "легким". Он должен быть содержательным и наполненным преодолимыми для детей задачами.

Вместе с тем уроки восприятия искусства должны быть в известной мере самостоятельными; в целом ряде случаев они являются ведущим звеном в определении содержания обучения и развития ребенка по другим предметам. Практика свидетельствует, что многие сведения из различных областей знания дети получают на таких уроках в начальной школе: сведения из истории нашей страны, о природе и окружающем мире, о труде и производстве.

Всякая особенность мышления младших школьников заключается в том, что развернутые речевые реакции на произведения искусства у них возникают под влиянием вопроса учителя, активизирующего восприятие, в то время как при самостоятельном ознакомлении с произведением потребность говорить может и не появиться. Учащиеся могут ограничиться молчаливым рассматриванием, внимание только на внешний вид произведения - большое оно или маленькое, посмеяться, если им что-то понравится, или подойти поближе к произведению, чтобы его разглядеть и потрогать руками, если это скульптура или декоративно - прикладное искусство.

Вопросы, их характер и последовательность зависят от возраста детей, от задач урока. В начальной школе они относятся к содержанию произведения, его настроению, характеру, связи с явлениями действительности, к выразительным средствам, а также к оценке произведений детьми. Учитель - направляет ход занятия путем активных вопросов "почему? ", "зачем? ", чтобы учащиеся могли сами могли прийти к нужным выводам.

В оценках детей важное место занимает количественная оценка произведения искусства, она дается в сравнении, например: "Эта картина не нравится, в ней меньше красок и меньше людей" (II класс), или: "Здесь не все закрашено, есть белые полосы" (1 класс). Дети не любят "пустых" мест в картине. Количественные /оценки заменяют школьникам конкретные обобщения. Происходит это чаще всего от неумения найти обобщающие слова, соответствующие возникшим переживаниям. Когда ребенок говорит: "Здесь не все закрашено, есть белые полосы", то ясно, что с его точки зрения произведение не закончено, и это вызывает неудовлетворение - "картина не нравится". В практике занятий по изобразительному искусству полезна работа по выявлению возможностей и активизации отклика на произведение искусства при помощи музыки, поэзии (краткие поэтические тексты). Итак, мы можем сделать вывод о том, что восприятие произведений детьми интеллектуальная и эмоционально - творческая деятельность, в процессе которой происходит сложное взаимодействие образных компонентов. Характер связи этих компонентов важно учитывать при разработке методики уроков изобразительного искусства и организации восприятия произведений детьми.

    1. 2 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОЛЛАНДИИ В XVII ВЕКЕ.

При всей общности творческих явлений, протекавших в XVII столетии в искусстве различных европейских стран, каждая из национальных школ Европы обладала ярко выраженным своеобразием. Голландия во всем была отлична от других европейских стран. Она выделялась своими нетипичными географическими условиями, историческими судьбами, социальной основой, характером развития культуры. Уже само появление Голландии на исторической арене в качестве новой могущественной политической силы таило в себе нечто неожиданное: небольшой уголок земли на побережье Северного моря внезапно оказался узловым пунктом Европы. Многое выглядело здесь совершенно необычным. Новый тип государства первая буржуазная республика, единственный в Европе образец государственно-политической формы, распространение которой начнется только через два столетия. Новый общественный строй и новый жизненный уклад. Сам облик страны, где природа несла в себе признаки активной преобразующей деятельности человека. Новый тип художественной культуры - непривычное соотношение отдельных видов искусства, колоссальный, подавляющий перевес живописи над всеми остальными отраслями творческой деятельности. И, наконец, специфический характер самой голландской национальной живописной школы.

Эти специфические особенности определило то, что Голландия была первой в мировой истории страной, где победила буржуазная революция. Ликвидация гнета абсолютистской Испании и сложение нового социального строя способствовали ускоренному экономическому и культурному прогрессу.

В конце XVII - начале XVIII веков Голландия потеряла свое экономическое и политическое значение, т. к. на международной торговой арене выступили Англия и Франция. Но в XVII веке в мировой экономике Голландия прочно занимала ведущее положение. Она была связующим элементом в промышленной и торговой деятельности тогдашней Европы. Ее гигантский торговый флот, по количеству кораблей превышавший численность всех европейских флотов в сумме, занял главенствующее положение на мировых морских коммуникациях. Голландия выступала как всеобщий торговый посредник в масштабе всего мира.

Преобладание торговли над промышленностью и сельским хозяйством сильно повлияло на особенности социальной структуры голландского общества, где преобладал выраженный перевес класса буржуазии. Более высокая, нежели в других странах, ступень социальных отношений в голландской буржуазной республике породила соответствующий уровень общественного сознания. Сложились благоприятные условия для развития науки и искусства, т. к. они могут развиваться только при свободе разума и мысли.

Голландия была отлична от Европы и своей религией - протестантизмом. Протестантизм (кальвинизм как его форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в стране не имело такого влияния, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики. Отсутствие богатого патрициата и католического духовенства имело огромные последствия для развития голландского искусства. У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, голландский магистрат, украшавшие не дворцы и виллы, а скромные жилища или общественные здания, - поэтому и картины в Голландии этой поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса, и решают преимущественно не монументально-декоративные задачи. В Голландии церковь не играла роли заказчика произведений искусства: храмы не украшались алтарными образами, т. к. кальвинизм отвергал всякий намек на роскошь; протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри. Все это привело к решительному преобладанию в искусстве светского начала.

    ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ В XVII ВЕКЕ.

Главное достижение голландского искусства XVII века - в станковой живописи. Объектами наблюдения и изображения голландских художников были человек и природа. В картинах, изображающих голландский быт, нашли отражение трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров.

Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, “узкая специализация”по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Так же представлена живопись на евангельские и библейские сюжеты, но далеко не в таком объеме, как в других странах, равно как и античная мифология.

В Голландии никогда не было таких связей с Италией и классическое искусство не играло такой роли, как во Фландрии. Овладение реалистическими тенденциями, сложение определенного круга тем, дифференциация жанров как единый процесс находят завершение к 20-м годам XVII века. Но в каком бы жанре ни работали голландские мастера, везде они находят поэтическую красоту в обыденном, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей.

Положение художника в Голландии было далеко неоднозначным. Несмотря на внешнюю свободу в своих творческих устремлениях вещей, голландский художник все время находится в сфере активного воздействия со стороны господствующих в обществе воззрений и вкусов. Попытки даже самых крупных из голландских мастеров бросить вызов конформистским тенденциям неизбежно влекли за собой материальные невзгоды или творческую изоляцию.

Известно, что профессия живописца (как и других видов творческой деятельности) во все времена была достаточно редкой. В Голландии она утрачивает присущий ей оттенок исключительности и становится столь же распространенной, что и профессия любого ремесленника. Во многих голландских городах число членов гильдии Св. Луки - цеха, в который входили живописцы, - превосходило численность цехов самых рядовых профессий. Если вспомнить, что в XV - XVI веках северо-нидерландские провинции по уровню художественного развития заметно уступали южным областям страны, то тем более поразительным окажется факт внезапного появления в Голландии XVII века огромной массы живописцев, среди которых было множество высокоодаренных художников. Несомненно, что колоссальной продуктивности голландских живописцев содействовала система художественного рынка, благодаря которой произведения искусства вошли в широкий торговый оборот. Но это было лишь одно из предрасполагающих обстоятельств, а отнюдь не решающее условие столь интенсивного развития голландской живописи. Таким условием был гигантский творческий подъем, пережитый страной и предопределивший весь ее художественный климат. Именно этот подъем послужил базой не только для роста численности художников, но и для небывалого расширения круга потребителей искусства. Пожалуй, ни до, ни после того в истории искусств не было примера, чтобы живопись заняла такое больное место в жизни общества, так естественно вошла в повседневный быт на всех его социальных уровнях. Картины в Голландии можно было приобрести повсюду - у художников, у специальных торговцев, у разного рода комиссионеров, на аукционах, на сельских ярмарках: их покупали все, - начиная от состоятельных людей вплоть до мелких бюргеров и даже крестьян. По свидетельству современников, дома голландцев были полны картинами.

Произведения живописи рассматривались и как естественное украшение жилища и как объект художественного коллекционирования, которое вышло из узких границ и стало достоянием очень большого числа ценителей искусства.

Первоклассными художественными собраниями владели не только видные представители общества, например один из богатейших амстердамских патрициев Ян Сикс или великий живописец Рембрандт, бывший, как известно, страстным коллекционером, но и малоизвестные люди. Обилие картин повлекло за собой их крайнюю дешевизну.

Подъему голландской живописи благоприятствовали очень важные общественные и творческие факторы, ибо Голландия оказалась единственной в XVII веке национальной школой, которая получила возможность воспользоваться плодами двух революций—социальной и художественной. Победа буржуазной революции, резко выделившая Голландию из ряда других стран, была, при всех своих неизбежных исторически ограниченных чертах, еще одной ступенью общественного прогресса, следующим важным шагом на пути обретения человеком того времени нового уровня духовного и творческого самосознания. На новой социальной почве, в обновленной духовной среде революция в живописи, которой был ознаменован XVII век, привела к особенно плодотворным результатам.

Смысл этой революции, начатой в Италии Караваджо и продолженной усилиями многих мастеров в других странах, заключен в решительном отходе от господствовавших прежде идеальных форм художественной типизации и в непосредственном обращении живописи к материалу реальной действительности в более широком круге ее явлений, не входивших прежде в число объектов искусства. По существу, здесь можно говорить о“втором открытии мира”, о следующем рубеже после того коренного перелома, который означала эпоха Возрождения.

Голландская станковая живопись характеризуется максимально разветвленной системой живописных жанров. Наряду с традиционными жанрами, такими, как композиция на библейско-мифологическую тематику, как портрет, как историческая картина, в Голландии наблюдается бурный подъем новых жанров, которые появились и пережили свой первый расцвет именно и XVII веке, - бытового жанра, пейзажа и натюрморта. Революция в живописи сделала резкий акцент на индивидуализации жизненных явлений. В Голландии такого рода индивидуализирующие тенденции выразились в исключительном разнообразии живописных жанров и в расщеплении этих последних на многочисленные подвиды, разделы и отдельные типы картин. Параллельно с этим происходил процесс соответствующей творческой специализации самих художников. Живописец, одинаково плодотворно работавший в нескольких жанрах, составлял в Голландии скорее исключение, чем правило. Подобные исключения чаще встречаются среди наиболее выдающихся художников - ими были наряду с Рембрандтом Карель Фабрициус и Ян Вермер, но этого уже нельзя сказать о таком великом мастере, как Франс Хальс, деятельность которого сосредоточена почти всецело в сфере портрета. Якоб ван Рейсдаль, один из самых значительных мастеров эпохи, - только пейзажист.

Что касается большинства других голландских художников, то они обычно придерживались рамок какого-либо одного жанра, нередко даже не выходя за пределы немногих многократно варьируемых изобразительных мотивов. Подобного рода дробление в сочетании с узкой специализацией живописцев в особенности дало себя знать в новых жанрах.

Так, например, бытовой жанр подразделялся на сцены из жизни состоятельных бюргеров и офицеров (Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер де Хоох), среднего и мелкого бюргерства (Ян Стен), из крестьянской жизни (Адриан ван Остаде, Корнелис Бега, Говерт Кампхейзен), эпизоды быта ученых и врачей (Геррит Доу, Томас Вейк).

В пейзажном жанре мы находим маринистов (Ян Порселлис, Симон де Влигер, Ян ван де Капелле, Виллем ван де Вельде), изобразителей лесных уголков (Ян Веинантс, Мейндерт Хоббема), широких равнинных видов (Филипс Конинк) или мастеров отдельных специальных мотивов -“зимних видов и пейзажей при лунном свете (Арт ван дер Нер). Из мастеров интерьера один изображают комнаты бюргерских домов (Питер Янсенс Элинга), другие - внутренние виды церквей (Питер Санредам, Герард ван Хоукгест, Хендрик ван Флит).

Натюрморт подразделяется на скромные “завтраки” (Питер Клас, Биллем Хеда), богатые нарядные “десерты”(Абрахам ван Бейерен, Виллем Кальф), цветочные букеты (Ян Давидс де Хем), аллегорические мотивы (Хармен Стейнвейк).

Возникают своеобразные промежуточные жанровые формы, например анималистический жанр, совмещающий изображения животных и элементы пейзажа (Пауль Поттер, Альберт Кейп), или композиции, объединяющие в себе качества бытового, анималистического жанра и пейзажа (Филипс Воуверман).

Очень важно подчеркнуть стабильность этих жанровых подразделений. Основные характерные признаки каждого из них, при всем богатстве их вариаций в творчестве различных мастеров, сохраняются достаточно строго. Причина такой устойчивости таится отнюдь не в официальной канонизации, не в соблюдении какого-либо свода обязательных правил; постоянство типологических форм - это характернейшая особенность искусства XVII века, органическая форма развития внестилевой линии в эту пору, особенно ярко выраженная в условиях Голландии. Идейные и изобразительные установки каждого жанрового подразделения не складывались сразу, они возникли как следствие творческих поисков одного или целого ряда живописцев, но симптоматично, что результаты их исканий быстро выходили из пределов личной творческой сферы отдельного мастера, и, превращаясь в достояние большого числа художников, обретали завершенные типологические признаки.

В дальнейшем сложившийся тип картин мог развиваться и видоизменяться многими мастерами либо в рамках какой-нибудь одной локальной школы, либо же в нескольких художественных центрах, но и в этих условиях он сохранял свою единую формообразующую основу. Характерно в данном смысле, что те голландские живописцы, которые испытали свои силы в различных, подчас далеких друг от друга жанрах, не нарушали их стабилизированных форм.

Необыкновенная устойчивость типологических форм дала о себе знать даже в творчестве такого великого мастера, как Ян Вермер, который в сюжетном составе многих своих работ и даже в отдельных изобразительных мотивах оставался верным традиционному кругу голландской жанровой живописи(оригинально интерпретируя их уже внутри этих рамок).

Основные этапы художественного процесса в Голландии XVII столетия хорошо согласуются с общей периодизацией западноевропейского искусства этой эпохи. Периоды становления (до 1640г. ), расцвета (с 1640 до 1670 г. ) и упадка (после 1670 г. ) хронологически совпадают с неким общеевропейским вариантом. Специфическую черту голландского искусства составляет особая уплотненность, насыщенность этапов его эволюции: вся великая художественная эпоха укладывается менее, чем в три четверти века, охватывая 2 - 3 поколения живописцев, но зато включая необыкновенное множество художественных явлений.

Другая особенность эволюции голландского искусства - очень четкая выявленность ее начального и конечного рубежей, отсутствие растянутых переходных фаз, связывающих искусство XVII века с предшествующими и последующими художественными этапами. Начало рассматриваемой эпохи совпадает с появлением Голландии как суверенного государства на европейской арене в первом десятилетии XVII века, а ее финал связан с наступлением на рубеже 1660 - 1670х годов внезапного и катастрофического художественного упадка.

К концу 1660х годов завершает свой жизненный путь большинство из голландских живописцев, работавших в период расцвета, а мастера следующего поколения обнаруживают признаки явной деградации. В последнем тридцатилетии голландская школа превращается в нечто сугубо провинциальное, за исключением произведений отдельных мастеров.

    ПЕЙЗАЖНЫЙ ЖАНР ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ.

Особенно интересен пейзажный жанр Голландии XVII столетия. Это не природа вообще, некая картина мироздания, а национальный, именно голландский пейзаж, который можно узнать и в современной Голландии: знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ними лодками летом и с конькобежцами зимой. Воздух насыщен влагой, серое небо занимает в композициях большое место. Современников поражал облик этой страны. “Бог дал голландцам только небо и воду, а землю они создали сами”, гласит голландская поговорка. В справедливости ее убеждал ландшафт Голландии - плоская, покрытая сочной зеленью земля, рассеченная извивами речных русел и геометрической сеткой каналов. Но именно эта земля вдохновляла художников, именно эту землю они воспели и увековечили в своих живописных произведениях. Рембрандт призывал своих коллег учится следовать прежде всего природе и отображать все, что можно в ней найти. Он говорил, что небо, земля, море, животные - служат для упражнения художника; равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Он считал, что в отечестве каждый может открыть столько много любезного сердцу, приятного и достойного, что, раз отведав, можно найти жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать