Э.Фромм "Искусство любить" (сокр.) - (книга)

Э.Фромм "Искусство любить" (сокр.) - (книга)

Дата добавления: март 2006г.

    Э. Фромм “Искусство любить”
    Содержание.

Введение.................................................................................................................................................... 3

Является ли любовь искусством................................................................................................5

    Теория

любви........................................................................................................................................ 6

Любовь между родителями и детьми............................................................................... 8. Объекты любви

.................................................................................................................................. 9 а) Братская любовь

    б) Материнская любовь
    в) Эротическая любовь
    г) Любовь к себе
    д) Любовь к Богу

Любовь и её распад в современном западном обществе.................................12

    Практика

любви............................................................................................................................ 13

Заключение....................................................................................................................................14.

Если я не для себя, то кто будет для меня? Если я только для себя, то что я такое? Если не сейчас, то когда?

    Введение.

“Искусство любить”, пожалуй, самая читаемая книга Э. Фромма. На протяжении многих лет она оставалась в США бестселлером, была переведена на десятки языков в других странах. Общий тираж ее на английском языке составил 5 млн. экземпляров. Эта книга приходит к русскоязычному читателю с опозданием более чем на 30 лет, однако, к сожалению, изложенные в ней проблемы до сих пор не утратили актуальности. “Здоровое общество”, о котором размышлял Э. Фромм, все еще не построено, а наша страна слишком отстала на этом пути от остального человечества, и нам многому у него предстоит учиться. Одиночество, бегство от угнетающей реальности в мир наркотических и алкогольных иллюзий, психопатология в обыденной и общественной жизни, изнурительная рутина отчуждающего труда, во многом похожего на сизифов труд, — разве это не наши сегодняшние проблемы? ! Популярности этой книги Э. Фромма среди широкой публики способствовала в немалой мере доверительная интонация беседы умудренного опытом и знанием человека с людьми, страдающими от собственной несчастности. Автор не впадает в поучительство, назидательность, он полон желания помочь людям разобраться в своих проблемах, развить свое сознание в борьбе со страхом, неверием в себя, отчаянием, научить свое сердце любить. Отчаяние не созидательно, любовь же способна творить чудеса. В одной из книг Дж. Сэлинджера есть такие, приписываемые им Ф. Достоевскому, слова: “Отцы и учители, спрашиваю: что есть ад? И отвечаю; невозможность более любить”. Все гуманистические философии и религии сходятся в одном: нет ничего выше и прекраснее любви, лишь она способна Дать людям счастье и свободу. 'Свободу от низменного и закрепощающего— в самом человеке, в обществе—и свободу для самопроявления. Некогда Эмпедокл учил, что миром правят две противоборствующие силы: любовь и вражда. В современном лексиконе популярными стали определения двух этих космических начал как доброй энергии и злой энергии. Всякое слово и дело, сказанные и сделанные с любовью, увеличивают количество доброй энергии, а соответственно злые слово и дело повышают количество энергии разрушительной. Происходит их ежесекундная борьба, и от того, какая энергия победит, зависит будущее человечества.

. Как практикующий клиницист-психоаналитик, выслушавший, вероятно, не одну сотню, а то и тысячу горьких исповедей, он осознавал существенное значение эротики в человеческой жизни. Уделено ей подобающее место и на страницах данной книги. Написана эта работа философом, человеком, по роду своего призвания склонным и способным видеть и оценивать широкую панораму бытия в максимально всеохватных, всевременных категориях разума. Что есть любовь и для чего она нужна людям, Э. Фромм показывает на обширном материале разных времен, разных культур. И на разных уровнях: от макроуровня, где действуют социально-политические силы и в расчет берутся большие массы людей, до микроуровня — душевного мира человека — в здоровом и болезненном проявлении этого чувства. Э. Фромм подчеркивает в своей книге необходимость передавать от поколения к поколению не только свод идей и учений, но и определенный образ жизни, в котором эти идеи осуществлены, стали фактом биографии. Поэтому чем больше людей будут жить в любви, тем больше добра мы передадим в наследство следующим поколениям. Пример — лучшая проповедь. Надежда Э. Фромма на возможность преображения мира питается из того же источника, что и надежды всех гуманистов всех времен и народов. “Одного луча света довольно, чтоб рассеялись многие тьмы” — в это верил даже пессимист А. Шопенгауэр. В своей вступительной статье сам Фромм пишет в обращении к читателю: “ Чтение этой книги принесет разочарование тому, кто ожидает доступной инструкции в искусстве любви. Автор, напротив, ставит целью убедить читателя, что любовь не такое чувство, пережить которое может всякий, независимо от уровня достигнутой им зрелости. Нет, все наши попытки испытать любовь обречены на неудачу, если мы не будем стремиться постоянно развивать себя как личность, а удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины. В обществе, где эти качества редки, и настоящая любовь — исключение. Пусть каждый спросит себя, много ли он встречал действительно любящих людей. Однако трудность цели не должна отпугивать тех, кто хочет достичь ее и понять, какие подводные камни надо преодолеть на этом пути. ” Ключевым вопросом книги Фромм ставит вопрос: что же такое любовь? “ Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знаний и усилий. Но, может быть, любовь — божий дар, выпадающий человеку как счастливый случай, удача? Эта книга основана на первой предпосылке, хотя большинство людей, несомненно, исходят из второй.

При этом люди вовсе не считают любовь делом неважным. Они ее ждут, они смотрят бессчетное количество фильмов о счастливых и несчастных любовных историях, они слушают сотни глупых песенок о любви, но едва ли кто-нибудь действительно осознает необходимость учиться любви. Почему так происходит? Во-первых, для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее — быть способным любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы возбудить чувство любви к себе. К достижению, этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы пленить своей внешностью, фигурой, одеждой и т. д. Хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность — это тоже способы, которыми и мужчины и женщины пытаются привлечь внимание другой половины, , “влюбить” в себя. Иными словами, способы и пути возбуждать любовь к себе — те же самые, какие используются для достижения, например, видной карьеры или обретения полезных друзей и влиятельных связей. Очевидно, большинство людей убеждены, что завоевать любовь просто: достаточно обладать внешней и сексуальной привлекательностью. Во-вторых, отношение к любви как к удаче зиждется на той точке зрения, что это проблема объекта, а не проблема способности. Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви или оказаться любимым этим объектом — трудно. Эта установка имеет несколько причин, коренящихся в развитии современного общества. Одна причина — в большой перемене, произошедшей в XX в. в отношении выбора “объекта любви”. В викторианскую эпоху любовь в большинстве случаев не была спонтанным, личным переживанием, которое впоследствии приводило бы к вступлению в брак. Напротив, брак основывался на соглашении — то ли между семьями, то ли между посредниками — с учетом социально-материального положения и интересов “сторон”. Любовь же, как предполагалось, должна была возникнуть и развиваться после заключения брака. В сознании последующих поколений стало утверждаться понимание ценности романтической, идеальной любви...... Свобода любви в значительной мере повышает значение объекта в ущерб значении: функции. Этой тенденции отвечает такая характерная черта нашей цивилизации, как стремление к накоплению, обладанию, взаимовыгодному обмену. Наивысшее удовольствие современного человека, которое он испытывает, глядя на витрины магазинов, знать, что он может позволить себе купить все, что захочет, за наличные или в рассрочку. Он или она и на людей глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина, для женщины привлекательный мужчина — это добыча, товар, которыми необходимо завладеть. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы на личностном рынке. То, что особенно делает человека привлекательным как физически, так и духовно, зависит от моды данного времени. К тому же чувство влюбленности развивается обычно только в отношении такого человеческого товара, который находится в пределах досягаемости собственного выбора. Я ищу выгоды: объект должен быть желанным с точки зрения социальной ценности и в то же время должен сам желать меня, учитываямои скрытые и явные достоинства. Два человека влюбляются тогда, когда чувствуют, что нашли друг в друге наилучший объект, имеющийся на рынке, учитывая при этом и возможности собственного обменного фонда. Часто, как при покупке недвижимости, немаловажную рольв этой любовной сделке играют скрытые преимущества, которые со временем могут быть реализованы. Едва ли стоит удивляться, что в обществе, где превалирует прагматическая ориентация и где материальный успех представляет основную ценность, и человеческие любовные отношения следуют законам рынка. В-третьих, заблуждение, что любви не надо учиться, порождается отождествлением (неразличением) влюбленности и любви как постоянного чувства. Если двое совершенно чужих друг другу людей, какими они были до поры, вдруг позволят разделяющей их стене рухнуть, этот момент соединения становится одним из самых волнующих и прекрасных переживаний в ихжизни. Это чудо внезапной близости часто начинается с физического влечения и его удовлетворения. Однако такого типа любовь по самой своей природе недолговечна. Два человека все лучше узнают друг друга, их близость все более и более утрачивает чудесную новизну, пока наконец их антагонизм, их разочарование, их пресыщенность друг другом не гасят остатки былого огня. Вначале же они не предполагали подобный финал: их властно захватила волна слепой страсти. Самозабвенное помешательство друг на друге— вовсе не доказательство силы их любви, а лишь свидетельство безмерности предшествующего ей одиночества.

    Является ли любовь искусством.

“Осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви — это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги. Таким образом, глубочайшую потребность человека составляет стремление покинуть тюрьму своего одиночества. Полная неудача в достижении этой цели приводит к безумию, потому что панический ужас вечной изоляции может быть преодолен только таким радикальным способом, когда внешний мир, от которого человек отделен, сам перестает для него существовать. Первый шаг, который необходимо сделать, — это осознать, что любовь — искусство, такое же, как искусство жить. Если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как если бы мы хотели научиться любому другому искусству, скажем: музыке, живописи, столярному, врачебному или инженерному делу.

Обучение искусству можно последовательно разделить на два этапа: первый — приобщение к теории; второй — овладение практикой. Если я хочу стать медиком, в первую очередь я должен приобрести знания о теле и организме человека, а также о природе различных болезней. Но даже когда я овладею всеми книжными премудростями, я все еще не смогу считать себя мастером врачевания. Это произойдет после длительной практики, когда знание и навык соединятся в одно — в интуицию, сердце подлинного мастерства. Но наряду с теорией и практикой есть еще третья составляющая, без которой не достигнуть высот в любом деле, — это одержимость им, сосредоточенность на нем, предпочтение его всему остальному и всем остальным, полная самоотдача ему себя, своих сил и мыслей. ” И все же Фромм рассматривает, во-первых, теорию любви (это занимает большую часть книги) и, во-вторых, практику любви — насколько можно вообще говорить о практике в этой области.

    Теория любви.
    Любовь -- ответ на проблему человеческого существования .

В главе Э. Фромм утверждает , что “человек есть сознающая себя жизнь, он постигает себя, своего ближнего, свое прошлое и возможности своего будущего. Это восприятие себя как отдельного существа, понимание краткости собственной жизни, того, что не по своей воле рожден и вопреки своей воле умрет, что он может умереть раньше, чем те, кого он любит, или они раньше него, ощущение собственного одиночества, беспомощности перед силами природы и общества — все это делает его отчужденное, разобщенное с другими существование невыносимой тюрьмой. Он стал бы безумным, если бы не мог освободиться из этой тюрьмы, покинуть ее, объединившись в той или иной форме с окружающим миром и людьми... .. Переживание отчужденности рождает тревогу, чувство беспомощности, неспособности владеть обстоятельствами, рождает состояние страха: мир может наступить на меня, а я приэтом не в силах противостоять ему. Таким образом, отчужденность — источник напряженного беспокойства. Кроме того, она рождает чувство стыда и вины... .. Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единениес другими людьми и окружающими лицами? ...... Ответы же могут быть различны...... Ответ в определенной степени зависит от уровня индивидуализации, достигнутой человеком....... Один путь достижения этой цели составляют все виды оргиастических состояний. Они, например, могут иметь форму транса, в который человек вводит себя самовнушением или с помощью наркотиков....... В противоположность тем, кто участвует в социально одобренном действии, такие индивиды страдают от чувства вины и угрызения совести. Они пытаются бежать от своей отделенности, находя прибежище в алкоголе и наркотиках, но чувствуют еще большее одиночество после того, как оргиастические переживания заканчиваются. В результате растет необходимость затуманивать свое сознание как можно чаще и интенсивнее. Мало чем отличается от данного способа сексуально-оргиастическое решение проблемы изоляции. В определенном смысле оно естественно и нормально. Но для многих индивидов, чья отчужденность непреодолима иными способами, сексуальное удовлетворение по своим функциям не слишком-то отличается от алкоголизма и наркомании. Оно становится отчаянной попыткой избежать тревоги и страха одиночества, но в результате ведет к еще большему увеличению чувства отделенности, поскольку сексуальный акт без любви никогда не может перекинуть мост над пропастью, разделяющей два человеческих существа. Разве что на краткий миг. ” И ещё такая мысль меня заинтересовала в этой главе “.... Единение с группой является еще и ныне в современном западном обществе преобладающим способом преодоления личной отделенности. Это единение, в котором человек в значительной степени утрачивает себя как индивид; цель его в том, чтобы не выделяться, слиться со всеми, соответствовать общепринятым нормам и обычаям. Если я похож на кого-то еще, если я не имею отличающих меня чувств или мыслей, если я в привычках, одежде, идеях приспособлен к образцам группы, я спасен, спасен от ужасающего чувства одиночества... .... Но на самом деле люди хотят приспособиться в гораздо большей степени, чем они вынуждены приспосабливаться......Большинство людей даже не осознают своей склонности к приспособленчеству. Они живут силлюзией, что следуют своим собственным идеям и взглядам, что они оригинальны, что они приходят к своим убеждениям в результате самостоятельного раздумья; это, мол, простое совпадение, что их взгляды схожи с мнением большинства, согласие лишь доказывает правильность “их” идей. Поскольку все же существует потребность как-то выразить свою индивидуальность, это достигается при помощи незначительных отличий (инициалы на сумке или свитере, принадлежность к демократической или, напротив, республиканской партии, к какому-либо клубу и т. д. ^). Рекламируемый лозунг “это отличается” не более как патетическая декламация неординарности, тогда как в действительности она весьма невелика. Эта всевозрастающая тенденция к унифика-ции тесно связана с пониманием и переживанием идеи равенства. Равенство в религиозном контексте означает, что все мы дети Бога, что все мы обладаем одной и той же человеко-божеской субстанцией, что все мы едины, хотя и не похожи друг на друга и каждый из нас неповторим, являя космос в себе... .. Единение, достигаемое в созидательной работе, не межличностно; единение, достигаемое в оргиастическом слиянии, преходяще; единение, достигаемое приспособлением, оскопляет личность. Следовательно, оно дает только частичное разрешение проблемы существования, бытия человека. Полное — в достижении межличностного единения, слияния своего “я” и “я” другого человека, т. е. в любви. Итак, что же мы будем иметь в виду, говоря о чувстве единения: истинную любовь как реальное решение проблемы существования или же незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом? На следующих страницах я буду называть любовью только первую форму. А начну обсуждение любви со второй. Пассивная форма симбиотического союза — это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм... Мазохист избегает невыносимого чувства изоляции и одиночества, делая себя неотъемлемой частью другого человека, который направляет его, руководит им, защищает его, является как бы его жизнью и кислородом......Активная форма симбиотического союза — господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм. Садист хочет избежать одиночества и чувства замкнутости в себе, делая другого человека неотъемлимой частью самого себя. Он как бы набирается силы, вбирая в себя другого человека, который ему поклоняется. Садист зависит от подчиненного человека, так же как и тот зависит от него; ни тот, ни другой не могут жить друг без друга. В противоположность симбиотическому союзу любовь — это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь — это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность, В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. ” Здесь автор цитирует великого исламского поэта и мистика Руми (1207—1273): Никогда влюбленный не ищет один,

    Не будучи иском своей возлюбленной.
    Когда молния любви ударяет в сердце,
    Знай, что в этом сердце уже есть любовь.
    Когда любовь к Богу взрастает в твоем сердце,
    То, без сомнения, Бог полрбил тебя.
    Звуки рукоплесканий не в силах
    Произвести одна рука без другой.
    Божественная мудрость все предвидела,
    И она велит нам любить друг друга.
    Потому что назначение каждой части мира
    В том, чтобы образовать пару со своим суженым.
    В глазах мудрецов Небо — мужчина,
    А Земля — женщина,
    Земля хранит то, что изливается с Неба.
    Когда. Земле не хватает тепла, Небо его посылает.
    Когда она утрачивает свою свежесть,
    Небо ее возвращает и обновляет Землю.
    Небо кружится по своим орбитам,
    Как муж, заботящийся о благе жены своей.
    И Земля занята работой вместе с хозяйками,
    Помогает при родах и присматривает за младенцами.
    Уважай Землю и Небо как наделенных мудростью,
    Ибо они исполняют работу мудрецов.
    Если двое не доставляют наслаждения друг другу,
    Почему они льнут друг к другу подобно влюбленным?
    Без Земли — как зацветет и дерево?
    Но разве и Небо не дало им свое тепло и воду?
    Как Бог вложил желание в мужчину и женщину,
    Чтобы продолжать мир от их союза,
    Так внушил он каждой части существования,
    Чтобы она желала другой части.
    День и Ночь по виду враги,
    Однако оба служат одной цели.
    Любят друг друга ради совершения общего дела.
    Без Ночи природа человека не получила бы того,
    Богатства, которое тратит День.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать