Эмоциональная регуляция деятельности. Понятие эмоций - (лекции)
p>Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно кото рой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов - красного, зеленого и синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают раз личные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.

К различным участкам спектра наш глаз имеет неодниковую чувстви тельность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к зеленому и желтому цветам.

Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 565 нм.

Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек переме щается в сторону более коротких ноли - 50O нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине).

Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению переадов яркости цвета - это инструмент сумеречного зрения.

В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек.

В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбоч ки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т. е. цветовую окраску предметов. ) Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нес кольких квантов световой энергии.

Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылоч ной области коры головного мозга, которая построена по экранному прин ципу, т. е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения. Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это яв ляется причиной возникновения последовательных образов - сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кино фильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кад ра. )

Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, назы вается дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется куриной слепотой).

Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел том фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты, утомляет зрение.

Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщен ность.

При различении объектов цветовое их сходство может привести к зат руднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть оши бочно отнесены к однородной группе объектов.

Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой величиной 1-3 град.

Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга на является мембрана, состоящая из 24 тыс. волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). За верхним порогом звуковой чувствительости (т. е. свыше 20 000 Гц), расположены ультразвуки.

Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (т. е. различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издавае мыми двумя соседними клавишами рояля). Интенсивость слухового ощущения - громкость - зависит от интенсивности звука, т. е. от амплитуды коле бания источника звука и от высоты звука.

Порог слухового ощущения отдельного человека значительно изменяется в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого про межутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом происходит понижение чувствительности к звукам высокой частоты.

Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактильные (ощу щение прикосновения и давления), ощущение боли, ощущение тепла и ощу щение холода.

    Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы
    Тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления.

Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они восприни маются как раздельные на расстоянии 1 мм.

В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы паль цев рук (это связано со значением рук в труде человека).

Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов ко жи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По по верхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних мес тах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувст вительна кожа спины и шеи, а к горячему - кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова имеют разную температуру. Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и хими ческими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к разрушению организма. Болевые ощущения в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную сис тему.

Присущая данному участку кожи температура является физиологическим нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотноше ния температуры воздействия с постоянной температурой данного участка кожи.

Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизис той оболочки носовой полости. где находятся обонятельные клетки. Кор ковые центры обонятельного анализатораношения между людьми. Эстетические чувства смыкаются с моральными чувствами (отсюда выраже ние "красивый поступок", "прекрасный характер" и т. п. ). В. Г. Белинский справедливо говорил, что красота - родная сестра нравственности. Нравственное воспитание неразрывно связано с воспитанием эстетического отношения к действительности. Поступки людей оцениваются одновременно и как этическое, и как эстетическое явление, они переживаются и как прекрасное (или безобразное) и как доброе (или злое). В зависимости от свойств явлений эстетические чувства выражаются как переживание прек расного или безобразного, трагического или комического. Понятие прек расного изменяется в зависимости от изменений в развитии общества. Так, нормой внешней красоты женщины у крестьян являлось плотное, круп ное телосложение, физическая сила, румянец, как признак здоровья, и т. п. Идеал же светской красавицы был совершенно иным.

Чувство трагического связано с отражением противоречия между необ ходимостью и возможностью, с отражением противоборства прекрасного с безобразным. Скорбь в связи с трагическими событиями активизирует прогрессивную деятельность людей. Трагическое вызывает ненависть к низменным явлениям.

Чувство комического основано на несоответствии того или иного со циального явления, поступков людей объективным свойствам вещей: нового - старому, содержания - форме, реальной сущности человека - его мнению о себе и т. п.

Отражение явлений как трагических и комических, смешных и грустных зависит не только от того, что воспринимает человек, но и от его эсте тических, нравственных позиций, сложившейся системы оценок. Смех по всякому пустяковому поводу, а тем более в связи с обстоятельствами, неприятными для других людей, не эстетичен, он свидетельствует о непо нимании смешного, об отсутствии подлинного чувства юмора.

Переживание прекрасного в искусстве выражается в состоянии худо жественного наслаждения. Оно зависит от систематического общения с прекрасным, от эстетических знаний человека, его художественных оценок и вкусов, эмоциональной возбудимости, впечатлительности, понимания взаимосвязи содержания и формы данного произведения, художественного стиля и метода.

Произведения искусства являются одним из самых мощных источников эмоционального опыта человека, они формируют отношение человека к жиз ни.

Эмоциональное воздействие искусства основано на том, что подлинное искусство обнажает сущность явлений, проявляет эту сущность в непос редственно воспринимаемой форме.

Интеллектуальные чувства - эмоциональные состояния, связанные с реализацией познавательной потребности. Радость познания - одно из са мых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями познавательной направленности. Одним из них является состояние любопытства - состояние направленности соз нания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя взоры присутствующих - во всех этих случаях функционирует ори ентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Состоя ние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем больше осознается им степень необходимости той или иной информации. На этой основе возника ет любознательность - состояние познавательной активности, интеллек туальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности на определенные объекты.

Познание связано с деятельностью в проблемной ситуации, которая всегда содержит в себе элемент рассогласования нашего опыта, знаний с каким-то новым фактом, явлением. Отражение проблемной ситуации вызыва ет состояние недоумения или удивления. Удивление - более эмоционально насыщенное состояние, чем недоумение, оно активизирует познавательную деятельность. Удивление, сопровождаемое очень сильными эмоциональными переживаниями, переходит в изумление. Изумление возникает в связи с получением очень значимой и совершенно неожиданной информации, Одним из самых ценных интеллектуальных чувств человека является не удовлетворенность достигнутыми знаниями, стремление к постоянному поз нанию.

    Общие закономерности эмоций и чувств

В эмоциях и чувствах выражается эмоциональный опыт человека. Теку щие внешние воздействия связываются с теми чувствами, которые мы рань ше переживали. Приближающаяся грозовая туча обычно вызывает неприятное чувство, хотя мы в данный момент еще и не испытываем каких-либо вред ных воздействий. Возникшее в этой ситуации чувство является результа том обобщения прежнего опыта.

Возникновение и угасание чувств подчинено всем закономерностям фор мирования условного рефлекса.

Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств - одна из их закономерностей.

Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длитель но действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее пос тоянно и повсюду слышишь, шутка, повторяемая слишком часто, не вызыва ет удовольствия. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпо читается привычным надоевшим воздействиям. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (неп риглядным картинам, к неуютной обстановке и т. п. ). Притупление отрица тельных чувств опасно, так как вследствие этого они перестают сигнали зировать о неблагоприятной обстановке и побуждать к ее изменению. Следущая закономерность - контраст чувств. Чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений.

Одной из закономерностей чувств является их суммация. Чувства, сис тематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, сумми руются. Так, в результате суммации чувств у нас всю жизнь укрепляется любовь и уважение к родителям, другу, к родным местам. Иногда эта сум мация переживаний (например, накопление жизненных невзгод, неприятнос тей) может привести к аффекту, к очень сильной реакции по поводу внеш не незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным объектам. Так, человек неоднократно попадавший в автомобильные катастрофы, садится в автомо биль с некоторым опасением.

Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, также уси ливают друг друга. Так, чувство страха, возникающее при переходе через пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с преодолением препятствия.

Эмоциональные состояния, не получившие исхода в соответствующих действиях, иногда замещаются эмоциональными состояниями, связанными с другой деятельностью. Так, неудача в одной деятельности, компенсирует ся успехом в другой деятельности.

Одной из закономерностей эмоций является их переключаемость. Успеш ность переключения зависит от того, насколько велика значимость нового объекта.

В ряде случаев сильные эмоции являются взаимно не совместимыми создается конфликтная ситуация. Так, у алкоголика любовь к семье про тивоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь. Конфликт между противоположными, амбивалентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений. Иногда это может приобрести патологический характер, при котором объективная действительность становится как бы несовместимой с созна нием больного.

Эмоции и чувства имеют внешнее проявление - экспрессию. Внешнее вы ражение эмоций и чувств осуществляется движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика - жесты, поза, осанка), изменениями тона голо са, темпа речи.

Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи - их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств - мук и страдания, горести и печали, юмора и ве селья. Печаль или унынение сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), за медлением и неуверенностью движения. В мимике эти чувства выражаются сведением и приподнятием бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу и от носа к уголкам рта. Совершенно иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном положении. Многие внешние выражения эмоций являются невербальным способом об щения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям лучше понять друг друга, дополнить речевую коммуникацию.

Однако следует учитывать и то, что люди в значительной мере могут управлять внешними проявлениями чувств и эмоций. Это зависит от воле вых качеств человека, от способности его переключать сознание на дру гие объекты, от переживания других, более сильных чувств.

Часто более глубокие чувства бывают внешне мало выраженными и нао борот, эмоции по незначительному поводу проявляются очень выразитель но. Переживания, связанные со второй сигнальной системой, внешне менее выразительны, чем переживания наглядно воспринимаемой ситуации. Чело век, случайно упавший в лужу, проявляет свое смущение внешне более вы разительно, чем в тех случаях, когда он попадает в лужу в фигуральном смысле слова.

    Эмоции и чувства в следственной практике

Следственная деятельность особенно насыщена эмоциональными проявле ниями. Она в значительной мере связана с экстремальными ситуациями и конфликтами, с межличностным взаимодействием, одним из факторов кото рого являются эмоции и чувства людей. Расследование преступлений не возможно без учета и оценки влияния эмоций на поведение человека. Такое проявление эмоций, как сильное душевное волнение, требует профессионального диагностирования, поскольку оно является в ряде слу чаев квалифицирующим признаком состава преступления или обстоятельст вом, смягчающим ответственность. Следователю необходимо регулировать и свою собственную эмоциональную сферу, ибо его деятельность отличается большими эмоциональными перегрузками, связанными с ответственностью принимаемых решений, дефицитом информации, времени, противодействием отдельных лиц.

Эмоции и чувства - важный фактор взаимодействия следователя со все ми участниками следствия. Эмоциональный контакт - необходимое условие успешного осуществления процесса расследования.

В юридической и судебно-психологической литературе дается немало рекомендаций по части установления психического контакта. Однако реко мендации типа "с садовником начинайте говорить о цветах, а с шахма тистом - о шахматах.... " не учитывают главную особенность эмоциональных состояний - эти состояния возникают лишь в связи с доминирующими, ак туализированными потребностями.

Общение следователя с обвиняемым, подозреваемым и другими участни ками следствия - это общение официально-ролевое: следователь выполняет ролщ¦___

    _@___K@_@Б__¬P! ААZ_I $ДAT
    с*_T+0_@_А
    Ъ _Д___ZА-_ФАJR_: А%___=¦1QA____Д$ДА_LЙ+КCХQ_TJк

zZР'@_вЪ_Ь'TGW__ __Ж_А_'БчЖ______А_ФТTРpPpЁ-TTWQPVLRРWЁRTW+U¦Q¦Rё_SгO о_A@гЬУГА__p`? x`@xp`____fxp_@Hp``__x_p_p@___x_p`___@__`_x? x__H_@x@`x@__`_ГА@_x__Bx@@___p`__Bx__@_@__x__@__p`? x_@xxx@__x@Bx__`x@p__p`@_x@xxx_`B_ГАx____`_@@p__Bx_p_p@___p`@__yцxp`_@? xrx_`_x__``fxp_`x_p____@_`x__x? ГА___@___x____Bx_x_@__x_p_@_@@p__`_x___`x_`~x__x__? x_BxH__@__xpвлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза восприятия

нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом це лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т. д.

Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности мышления как селективность - избира тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых собы тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.

Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила.

В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.

    Мыслительные операции

Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравне ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и системати зации.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Поз нание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их срав нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез). Для сравне мия об¦ектов мР________Ю_____Ю__? _________Ю________Ю_______Ю_Ю____ГЯрр____? __Ю__? _______Ю____Ю___Ю_? ?____Q¦\A_@A++о опыта. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.

6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде.

Константность восприятия - независимость отражения объективных ка честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не естественно уменьшенными).

Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус ловиях и успешно ориентируемся среди них.

    Особенности восприятия пространства и времени

Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения.

Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений.

Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличи вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци ей.

Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информаци и их виды.

4. Дайте краткую характеристику отдельных видов эмоций и чувств. 5. В каких случаях и почему сильное душевное волнение может быть смягчающим обстоятельством при определении меры наказания за преступ ление?

    6. Перечислите общие закономерности эмоций и чувств.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать