Десять лет перемен в сознании человека - (реферат)

Десять лет перемен в сознании человека - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Десять лет перемен в сознании человека

Прочность человеческого “материала” в конечном счете определяет ресурсы стабильности любого общества, его способность к переменам и степень сопротивления нововведениям. Поэтому анализ происходящих в стране экономических, социальных и политических трансформаций будет неполным без анализа изменений в самом человеке - и субъекте, и объекте идущих преобразований.      Важную базу для такого анализа дают исследования по программе “Советский человек”, которые проводятся ВЦИОМ раз в пять лет. Первое датируется ноябрем 1989 года (российская доля выборки - 1325 человек), второе - ноябрем 1994 года (опрошено 2957 человек), наконец, третье было проведено в марте 1999 года (опрошено 2 тыс. человек)1. Первым результатам сравнения данных этих трех исследований, а также некоторым соображениям о возможности их интерпретации и анализа и посвящена данная статья.      Сопоставление результатов сложных по замыслу исследований, разделенных значительным - пятилетним - промежутком времени, неизбежно сталкивается с целым рядом специфических проблем методологического порядка. Общественные перемены, а также накопленный опыт вновь, как и пять лет назад, вынудили разработчиков уточнить или заменить некоторые формулировки и блоки вопросов, учесть новые проблемы. Очевидно, что со временем претерпевают изменения многие смысловые характеристики используемых в исследовании терминов. Так, перемены и катаклизмы последнего времени вынудили значительную часть населения не только иначе оценивать, но иначе понимать значение ряда ключевых категорий анализа социальной и политической реальности. Иной смысл приобрели, например, категории собственности, свободы, демократии, советского прошлого и др. А ведь наше исследование охватило очень динамичное десятилетие, которое началось первым социально-политическим переломом 1988-1989-х годов и завершилось кризисной ситуацией второй половины 1998-1999-х годов. При всем этом результаты нового опроса показывают принципиальную возможность получать с помощью регулярных опросов достаточно надежные и сопоставимые данные, которые позволяют судить о стабильности и динамике социальных установок, механизмов социальной идентификации и ориентации, эмоциональных рамках существования и т. д.      Прежде всего несколько слов о масштабе и значении перемен, произошедших за 10 лет. Представление об их значительности с годами явно крепнет. В то же время как будто возрастает разномыслие в оценках этих перемен. Так, на вопрос о том, что изменилось за 10 лет, в ходе последнего опроса 59% респондентов согласились с тем, что произошли большие изменения, 9% считают, что по сути ничего не изменилось, а 19% выбрали позицию “недавно казалось, что жизнь изменилась, но теперь я вижу, что все идет по-старому”, наконец, 12% затруднились с ответом (в 1994 году соответствующие цифры составляли 56%, 13%, 16% и 14%). Таблица 1

    Оценки перемен последнего десятилетия
    Что принесли России
    1994 г. позитив/негатив
    1999 г. позитив/негатив
    Свобода слова, печати
    53/23
    47/32
    Многопартийные выборы
    29/33
    21/50
    Свобода выезда из страны
    45/23
    43/23
    Свобода предпринимательства
    44/28
    50/25
    Право на забастовки
    23/36
    32/26
    Сближение России со странами Запада
    47/19
    38/23

     * Приведено соотношение позитивных (“больше пользы”) и негативных (“больше вреда”) ответов.      Не надо забывать, что само признание факта “больших перемен” далеко не равнозначно их одобрению и - еще менее - их восприятию как утвердившихся и привычных. Для большинства населения произошедшие перемены остаются болезненными и непривычными. Общий фон ностальгии по прошлому (“до 1985 года”) сохраняется и даже становится все более отчетливым. Об этом свидетельствуют, в частности, ответы на вопрос “Было бы лучше, если бы все в стране оставалось таким, как до 1985 года? ”. Показательно, что доля утвердительно ответивших на него существенно выросла по сравнению с 1994 годом (58% против 44%). Не согласных с такой точкой зрения стало несколько меньше (27% против 34%), меньше стало и затруднившихся с ответом (15% против 23%). Только у молодежи (до 25 лет) и у высокообразованных сейчас преобладают предпочтения к переменам.      Если же перейти к переменам в различных сферах общественной жизни, распределение позиций изменяется и даже “средние” показатели выделяются на том же негативном фоне (см. табл. 1). Из таблицы видно, что за последние пять лет ухудшились оценки свободы слова, многопартийных выборов, сближения России с Западом, практически без перемен осталось отношение к свободе выезда, улучшились оценки свободы предпринимательства и - в наибольшей мере - права на забастовки, которое сегодня одобряют все категории населения, за исключением сельских жителей. (Можно предположить, что последний сдвиг - единственный из всего рассмотренного ряда случай, когда происходит поворот от преимущественно негативных оценок к преимущественно позитивным - отражает ситуацию после серии демонстративных, отчасти и успешных, забастовок последних лет с требованием выплаты задолженности по зарплате. )      Но как человек приспосабливается к потоку изменений и переломов, захвативших общество? Это извечная задача, практически стоящая перед “средним”, “массовым” человеком в любых переломных ситуациях независимо от знака их оценки или степени понимания ситуации. Оценить адаптивные способности респондентов мы попытались, предложив варианты поведения в переходное время (см. табл. 2). Таблица 2

    Варианты поведения в переходное время (в %)
    Варианты ответов
    1994 г.
    1999г.
    Не могу приспособиться к нынешним переменам
    23
    33

Живу, как жил раньше, для меня ничего особенно не изменилось 26

    16

Приходится вертеться, подрабатывать, браться за любое дело, лишь бы обеспечить себе и детям терпимую жизнь 29

    37

Удается использовать новые возможности, начать серьезное дело, добиться большего в жизни 6

    5
    Затрудняюсь ответить
    16
    9

     Сравнивая данные за 1999-й и 1994 год, легко увидеть, что растет число считающих себя “неприспособленными”, значительно чаще указывается необходимость “вертеться” (что, скорее всего, означает понижающий вариант социальной адаптации), стабильно мала доля ссылок на “новые возможности” (повышающая адаптация). Правда, здесь следует отметить, что по данным других исследований ВЦИОМ (типа “Экспресс”, апрель 1999 г. , 1600 опрошенных), где проблема приспособления к переменам рассматривается иначе, 48% считали, что большинство населения уже приспособилось или вскоре приспособятся к переменам, а 43% - что люди “никогда не смогут этого сделать”. Аналогичный вопрос, обращенный к семье респондента, дает даже несколько более “адаптивные” результаты (53% семей уже приспособились или надеются, что вскоре это сделают, а 40% “никогда не смогут”).      Естественно, существует корреляция между позитивным отношением к переменам и готовностью приспособиться к новым условиям. Тем не менее приспосабливаться приходится всем, поэтому мера адаптации населения (в том числе субъективной и потенциальной) - один из важнейших показателей общественного состояния.      Разрушение привычно “советских” систем государственной опеки и контроля привело к заметному изменению (по крайней мере на декларативном уровне) оценок и ожиданий в отношении государства. Об этом свидетельствуют данные таблицы 3. Различия в оценках весьма показательны. За прошедшие 10 лет практически исчезла позиция “государство дало нам все.... ” резко снизилась готовность жертвовать чем-либо для блага государства. Укрепились, притом значительно, две позиции: “ничем не обязаны государству” и “мы должны стать свободными людьми”. Иными словами, возросло демонстративное отчуждение человека от государства и столь же демонстративная приверженность упрощенной, но все же демократической модели (“заставить государство”). Кстати, чаще всего эту позицию выражают те, кто полагает, что человек несет ответственность за действия своего правительства. Таблица 3

    “Государство и мы” (в %)
    Что дает нам государство?
    1989 г.
    1999 г.

Наше государство дало нам все, никто не вправе требовать от него еще чего-то 5

    1
    Государство дает нам немало, но можно требовать и большего
    10
    6
    Государство нам дает так мало, что мы ему ничем не обязаны
    7
    38

Наше государство сейчас в таком положении, что мы должны ему помочь, даже идя на какие-то жертвы 38

    17

Мы должны стать свободными людьми и заставить государство служить нашим интересам 27

    37
    Другое
    1
    2

     Несложный анализ показывает, что за отмеченными сдвигами стоят не столько внедрение в сознание демократических принципов, сколько недовольство нынешними возможностями государства. Представление о том, что граждане “ничем не обязаны” государству, реально служит оправданием широко распространенного лукавства по отношению к государственным институтам, выражающегося в неисполнении законов, уклонении от уплаты налогов и т. д. , при распространенном убеждении в том, что само государство еще в большей мере лукавит со своими гражданами.      Отторжение от обязанностей по отношению к государству отнюдь не означает поэтому освобождения человека от государственной зависимости. Последняя лишь обретает в общественном мнении обоюдолукавый характер.      Свое собственное положение респонденты исследования 1999 года описывают следующим образом. Лишь 5% считают, что они являются полноправными гражданами России, имеющими возможность влиять на власти через выборы, печать и др. , 27% оценивают себя как людей, жизнь которых во всем зависит от вла0ти, от государства, а 57% заявляют, что живут, полагаясь во всем только на себя и не рассчитывая на государство. Остальные затруднились с ответом.      Такое распределение ответов, если понимать его буквально, наводит на аналогию с какой-нибудь республикой свободных фермеров XVIII века, где большинство на государство действительно не рассчитывало, не помышляло ни о государственных пенсиях, ни об иных государственных гарантиях.... Однако на самом деле перед нами в данном случае, скорее, декларация настроений и пожеланий, чем реалистическая картина ситуации. Ведь в ответах на другие вопросы исследования те же люди, которые заявляют, что “полагаются только на себя”, надеются на гарантированный государством минимальный доход, считают важнейшими правами человека право на государственное обеспечение, на гарантированные государством прожиточный минимум и трудоустройство. 71% опрошенных в данном исследовании считает, что “государство должно заботиться о благосостоянии каждого гражданина”. Да и нынешние формы “русского бунта” (в основном против задержек зарплаты) - это преимущественно претензии, прошения, требования, адресованные тому же государству.      Критическое отношение к сегодняшним государственным институтам создает благоприятные условия для все более позитивных оценок еще недавно отвергаемого советского прошлого и характерных для него деятелей. Согласно данным третьей волны исследования, значительной части, если не большинству, опрошенных 1999 года прежние руководители советских времен кажутся не только более сильными, но и более честными, и более авторитетными, и более заботливыми, и т. д.      Наконец, вполне реальное и важное значение имеет демонстрируемая подавляющим большинством опрошенных зависимость от символов государственного величия. Лишь 14% считают, что Россия сегодня остается “великой державой”, но 78% уверены, что страна должна быть ею. В критических ситуациях - наподобие “балканского кризиса” марта-апреля 1999 года (для российского общества он оказался кризисом государственной политики и массового политического сознания) - такие ожидания могут превращаться в опасную политическую силу.      Правда, если побудить опрошенных уяснить самим себе, что входит в понятие “великая держава” (с помощью той же анкеты), то оказывается, что большинство вкладывает в него вполне “мирное” содержание - высокий экономический потенциал (64% упоминаний), высокий уровень благосостояния (63%), уважение со стороны других стран (35%), великая культура (31%), и только после этого следует военно-ядерное могущество (30%).      К двусмысленности отношений в системе “человек-государство” нам еще придется возвращаться при рассмотрении других проблем исследования.      За время наблюдений изменились практически все референты моральной ответственности человека. Об этом свидетельствуют данные, обобщенные в таблице 4. Из таблицы видно, что уровень осознаваемой ответственности “за родственников” почти неизменен и потому может служить точкой отсчета для оценки сдвигов в других параметрах. Наиболее заметными оказываются сдвиги, происшедшие между первой и второй волнами исследования - до 1994 года. За это время значительно слабее стали обозначаться показатели ответственности человека перед властью, страной, предприятием, этнической группой. В дальнейшем ситуация как будто стабилизируется - все, что могло измениться, уже изменилось. Таблица 4

    “Несет ли человек моральную ответственность? .. ”
    За действия своего правительства
    1989 г.
    1994 г.
    1999 г.
    /
    Безусловно
    14
    8
    9
    Отчасти
    29
    31
    31
    Не несет
    37
    42
    43
    Затрудняюсь ответить
    20
    19
    17
    За работу своего предприятия
    Безусловно
    49
    25
    _27
    Отчасти
    40
    45
    46
    Не несет
    5
    17
    14
    Затрудняюсь ответить
    6
    13
    13
    За действия лиц своей национальности
    Безусловно
    20
    10
    10
    Отчасти
    32
    28
    34
    Не несет
    28
    40
    35,
    Затрудняюсь ответить
    20
    22
    21
    За происходящие в стране события
    Безусловно
    22
    9
    10
    Отчасти
    42
    34
    40
    Не несет
    17
    33
    27
    Затрудняюсь ответить
    19
    24
    23
    За действия своих близких родственни
    ков
    Безусловно
    45
    39
    42
    Отчасти
    34
    42
    43
    Не несет
    13
    11
    9
    Затрудняюсь ответить
    8
    8
    6
         
    Кто мы

     В переломной ситуации очень важна проблема идентификации человека в различных социокультурных, групповых, исторических рамках2. В таких условиях она становится одной из самых напряженных. Обратимся к опробованной в 1989 году модели “горделивой” идентификации (см. табл. 5). Таблица 5

    “Кем вы осознаете себя с гордостью? ” (в %)
    С гордостью я осознаю себя:
    1989 г.
    1999 г.
    Отцом (матерью) своих детей
    43
    57
    Сыном (дочерью) своих родителей
    19
    24
    Хозяином в своем доме
    15
    32
    Хозяином на своей земле
    10
    9
    Жителем своего города, села, района
    11
    21
    Сыном (дочерью) своего народа
    8
    10
    Специалистом в своем деле
    24
    23
    Советским человеком
    29
    13
    Русским человеком
    43
    Представителем рода человеческого
    9
    9
    Верующим человеком
    4
    7
    Членом своего кружка, компании
    3
    3
    Работником своего предприятия, учреждения
    3
    3
    Человеком своего поколения
    13
    19
    Ветераном Отечественной войны
    7
    2
    Ветераном афганской, чеченской войн
    4
    1
    Участником великих строек, стахановцем, целинником
    1
    2
    Коммунистом
    4
    3

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать