Женское образование в Ярославле в конце XIX - начале XX вв.
p align="left">2. Страницы из школьных тетрадей начала XX века Екатерининской женской гимназии: опыт исследования

Эти странички из школьных тетрадей, которым скоро исполнится сто лет, хранятся в музее гимназии №3. Они были обнаружены в макулатуре несколько лет назад. Как же выглядит этот исторический источник? Три обложки тетради, две из которых подписаны: на первой: «Радюкиной 6 класс». А на другой более подробная надпись «Колесниковой В. ученицы 7 класса для записок по космографии 1909-1910 учебный год». В комплект, кроме обложек, входит 110 листов в клетку и линейку. А также листы белой неразлинованой бумаги, которые исписаны как черными чернилами перьевой ручкой, так и карандашом. После систематизации листов выяснилось, что записи на тетрадных страницах принадлежат нескольким ученицам (разный подчерк). Кроме уже известных фамилий, обнаружены листы с надписями в правом верхнем углу: «Эппель уч. 7 кл.» и «Лидии Колесникой уч. 5 кл.». Таким образом, нам стали известны фамилии 4-х гимназисток.

Мы уже выяснили, что только в гимназиях обучение было семиклассным, а восьмой класс был педагогическим (по желанию).

По записям можно определить и временные границы данного источника - это 1909-1914 гг. а так же мы можем предположить. Что все найденные записи принадлежат ученицам одной гимназии - Екатерининской. Это подтверждает хотя бы тот факт, что сохранились листочки с сочинениями о русских богатырях, написанные разным подчерком, но с одним и тем же планом.

Но особенно меня заинтересовали записи, сделанные на белых неразлинованных листах. В правом верхнем углу каждого листа стоит фабричный штамп-оттиск «Фабрики наследников Сумкина №6», а на других страницах номер меняется уже на «7». Сейчас уже нет таких оттисков на школьных тетрадей, как впрочем, не существует и самой фабрики. Еще меня поразило, как аккуратно сделаны записи. Строчки почти никогда не выезжают на поля (а ведь поля нигде не отчерчены). Как оказалось при более тщательном рассмотрении, на каждом тетрадном листочки имелась выпуклая бороздка.

Теперь попробуем провести сравнительный анализ системы обучения в современной школе и в женской гимназии начала XX века. Листочки из ученических тетрадей столетней давности послужат интереснейшим материалом для нашего исследования. И так, мы уже знаем, что в фондах школьного музея хранятся 110 страничек из школьных тетрадей учениц Екатерининской женской гимназии, а также тетрадь с записями по педагогике. Но так как в современной обычной школе предмета «педагогика» не существует, сравнительный анализ по данному предмету мы провести не можем.

Какие же предметы изучали юные гимназистки? 46 листов из общего количества можно отнести к школьному предмету «литература». Много страниц, написанных разными подчерками, посвящено древнерусской поэзии и былинам. Встречаются такие темы, как «Структура и язык былин», «Содержание былин и характеристика былинных героев», «Богатырь - дружинник и богатырь-хлебороб», «Появление книжности». Так, Варвара Колесникова оставила нам записи о летописях, а также о том, что необходимо знать древнеславянский язык, чтобы изучать Священное писание.

Интересны темы сочинений в 7-ом выпускном классе гимназии: «Характер разочарования Онегина», «Критическая литература Белинского», «Платон Каратаев», «Следует ли Базарова признать лишним человеком?», «Ломоносов как поэт, заслуги и сущность его поэзии».

А вот сочинения по другим предметам: «Реформы Петра I», с оценкой «четыре с минусом» и надписью «не на тему»,- это по истории. Сочинение Эппель, ученицы 7-ого класса, «Чем, по мнению Каменского, важны наглядность в обучении, и в чем она должна состоять»,- относится к предмету педагогика. Сейчас такой предмет изучают в педагогических вузах и училищах, а не в школах.

Среди обнаруженных листов, имеются записи с перечислениями предметов и пометками (+, -). Вероятно речь идет о сдаче зачетов. Вот какие предметы перечислены: Закон Божий, литература, русская литература устная, литература ар. (непонятно) сочинение, алгебра, геометрия (спец), история (устно).

Сохранились странички с записями по алгебре. На одном из них была формула (2а-в+1)3, которая в настоящее время не используется, так как способы решения примеров с ее помощью, по мнению современных педагогов, сложны и не рациональны.

Как стало известно из записей, в 1910 г. на уроке физики в 7-о классе изучали рычаги, а распространение звука гимназистки проходили на примере звона колокольчика. По тем немногим записям, которые сохранились, можно сделать вывод, Что программа по физике почти не отличалась от современной. Отличие лишь в оформлении. Так в тетрадях по физике начала XX века рисунки располагались в левой части, а данные и решения задач в правой, а сейчас наоборот.

Теперь хотелось бы обратить внимание на биологию. В комплексе источников обнаружено только два листа по данному предмету, это количество не дает нам полного представления об объеме его изучения. Обратим внимание на «Письменную работу по гигиене» ученицы 7-го класса Эппель со следующими вопросами:

1. Строение среднего слоя кожи.

2. Функции кожи при перегревании.

3. Сравнение мочи и крови здорового человека.

4. В каком почечном слое находятся мочевые канальцы.

5. Общее описание нервной системы.

6. Значение головного мозга.

Как мы можем судить по этой работе, биология (гигиена) преподавалась почти в таком же объеме, как в современной школе. Единственное отличие, на которое я обратила внимание,- это названия составляющих крови. Эппель в своей работе называет эритроциты - «красными шариками», а лейкоциты - «белыми шариками». За эту работу поставлена оценка «4». Почему-то оценка и исправления сделаны простым карандашом.

А вот в другой работе от 1-го февраля 1911г. неизвестной ученицы исправление орфографических и стилистических ошибок сделано красными чернилами. Сохранился только один листок этой работы, тема которой: «Идеальная женщина по «Домострою». Сочинение это интересно нам потому, что подтверждает предыдущие выводы о содержании образования и воспитания в женских гимназиях, которое отличалось от обучения в мужских учебных заведениях конца XIX начала XX века, так и от современных школьных программ. Обучение в женских гимназиях было рассчитано в первую очередь на будущее предназначение женщины: создание семьи, рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства.

Проанализируем план сочинения и первую страницу текста и постараемся понять, какова же по мнению юной гимназистки начала XX века идеальная женщина по «Домострою».

1. Положение женщины в семье.

2. Отношение женщины к мужу и слугам.

3. Отношение женщины к своим обязанностям.

4. Женщина как воспитательница детей.

По плану мы можем определить критерии, по которым судили об идеальной женщине. Идеальная женщина - это прежде всего хорошая жена, заботливая мать и трудолюбивая хозяйка. В сочинении подчеркивается мысль, что даже при наличии слуг «женщина не должна быть праздной».

Помимо перечисленных выше предметов сохранились еще странички с упражнениями по латинскому и немецкому языкам. Еще, судя по записям, сделанным красивым и аккуратным подчерком, без помарок, в младших классах гимназии был предмет «чистописание».

Преподавание русского языка почти не отличалось то современного за исключением написания нескольких слов: «ея» вместо «ее» и проставления знака «Ъ» после согласных букв. Например: «планъ», «къ своимъ», «обязаностямъ».

Читая страницы из школьных тетрадей, мне хотелось представить, как выглядели, о чем мечтали, к чему стремились гимназистки 100 лет назад. Например, как выглядела и о чем мечтала юная гимназистка, которая 1 февраля 1911г. написала сочинение об идеальной женщине, или как сложилась жизнь у ученицы 7-го класса Эппель, которая за письменную работу по гигиене получила оценку «четыре».

А вот судьба Варвары Колесниковой (обложка ее тетради по космографии хранится в фондах школьного музея) нам известна. Закончив семь классов, она поступила в восьмой педагогический класс и впоследствии преподавала русский язык и литературу в той же гимназии, где училась сама.

Конечно, количество найденных страничек из ученических тетрадей не позволяет судить о качестве образования в начале XX века, в частности, о системе обучения в Екатерининской женской гимназии. Но все-таки некоторые выводы сделать можно. Мы выяснили, что в женской гимназии изучали алгебру, геометрию, литературу устную и письменную, историю, биологию (гигиену), физику, иностранные языки (немецкий и латинский). В программе современной школы такие предметы тоже существуют. Темы по физике, литературе, биологии во многом совпадают, иностранные языки мы тоже изучаем, правда, в нашей школе только один предмет - английский. В чем же отличие? В учебных заведениях начала XX века одним из главных предметов был Закон Божий, что говорит о религиозности образования. Еще в старших классах Екатерининской женской гимназии изучали космографию и педагогику. В тетради по педагогике есть такая фраза: «Методика - наука об обучении не есть наука, а искусство. Преподаватель является творцом, художником». Мне кажется, что эта мысль не устарела и сейчас, хотя в год 1000-летия Ярославля этой записи в тетради исполнится ровно 100 лет.

Преподавание в женских гимназиях, судя по сохранившимся документам [1А; 2; 3; 5], велось приблизительно по той же программе, что и в современной школе, но больше внимания уделялось изучению гуманитарных предметов. [3] Знания по этим предметам были прочные и глубокие. Об этом свидетельствуют следующие факты. Проучившись год в педагогическом классе, Варвара Колесникова стала преподавать русский язык и литературу, а сестра Марии Петровых - Екатерина, не получив высшего образования, настолько хорошо знала иностранные языки, что работала переводчицей. [1; 1Б]

Но главное отличие в обучении начала XX и XXI вв. в существовании системы раздельного обучения мальчиков и девочек. На мой взгляд, обучение в женских гимназиях было ориентировано не на получение в дальнейшем высшего образования, а в первую очередь на то, что бы женщина создала семью и воспитывала детей. В современных школах нет разделения в обучении, и поэтому все имеют равные возможности при поступлении в вуз.

Так получилось, что несколько страниц из ученических тетрадей стали для меня интересным историческим источником в проведении сравнительного анализа системы обучения в современной школе и в женской гимназии начала XX века.

3. Частные женские гимназии Ярославляа примере гимназии О.Н. Корсунской)

Источники, которые будут использованы в этой главе подлинные. Это фотодокументы из архива музея-заповедника г. Ярославля. Подробнее хочется остановиться на воспоминаниях Валерии Глебовны Козловой, которые хранятся в архиве библиотеки краеведческого музея «Наше наследие». [1 А] Валерия Глебовна была старейшей читательницей этой библиотеки, и оставила там ученическую тетрадь с воспоминаниями о своей жизни. В.Г. Козлова родилась в 1903 году, а умерла совсем недавно, немного не дожив до своего 100-летнего юбилея. Воспоминания она написала, когда ей было уже 90 лет.

Насколько можно доверять этому документу? Сотрудники библиотеки, которые знали ее лично, рассказали мне, что она много читала, знала наизусть стихи и с удовольствием выступала на литературных вечерах, так как на протяжении всей жизни Валерия Глебовна занималась в художественной самодеятельности, а в конце 20-х начале 30-х годов даже выступала на сцене театра им. Волкова. Из всего выше сказанного следует, что В.Г. Козлова до глубокой старости сохранила ясность ума и прекрасную память.

К сожалению, я лично не была с ней знакома, но прочитав тетрадь с воспоминаниями Валерии Глебовны, поняла, что доверять им можно. Факты, которые там приводятся можно проверить. Например, перед тем, как рассказать о своей учебе в гимназии О.Н. Корсунской, она перечислила все женские гимназии, которые существовали тогда в Ярославле (Мариинскую, Екатерининскую, Корсунской и Антиповой). Те же четыре гимназии обозначены на старой карте города. Она вспомнила до мельчайших подробностей приезд царя Николая II в Ярославль. А это было в 1913 году. Я потому так подробно обо всем этом написала, что воспоминания В.Г. Козловой впервые используются в качестве исторического источника.

А теперь давайте мысленно перенесемся в начало XX века.

Юная Валерия родилась в Ярославле в 1903 г. в семье довольно обеспеченной. Ее отец в то время был в чине подполковника и служил воспитателем в Ярославском кадетском корпусе. Мать не работала, занималась воспитанием детей. Детей в семье было четверо: Валерия и три брата. Семья занимала 6 комнат (вероятно на территории Кадетского корпуса). Из прислуги были няня и кухарка, которые жили в комнате рядом с кухней. К сожалению, единственным недостатком этих воспоминаний является то, что Валерия Глебовна нигде не упоминает фамилию, имя и отчество своих родителей. А братьев называет только по именам. Единственное, что мне удалось выяснить, - вероятно, фамилия матери до замужества была Левитская, и что дед Валерии Глебовны со стороны матери был священником и жил в селе Щекотово.

Фамилии же, указанные в названии главы - В.Г. Козлова - Мартынова - это фамилии по первому и второму мужу.

В детстве Валерия дружила с семьей Горбатовых с сестрами Леной и Наташей. Отец девочек тоже служил в Кадетском корпусе, а их мать была дочерью Федора Алексеевича Некрасова, т.е. приходилась племянницей поэту Некрасову. К сожалению, из воспоминаний не ясно, учились ли сестры Горбатовы в гимназии О.Н. Корсунской или в каком-то другом учебном заведении. Сказано, лишь, что во время каникул, девочки на все лето уезжали в Карабиху.

А Валерия до учебы в гимназии летом часто гостила в имении своего деда, священника Левитского в селе Щекотово. Там же было поместье купца Кокуева, который владел гостиницей возле Знаменской башни в Ярославле (сейчас этого здания нет). Валерия была хорошо знакома с дочерью купца Лидой Кокуевой.

Валерия Глебовна Козлова поступила в гимназию О.Н. Корсунской. Вероятнее всего в 1910 или 1911 гг. Так как сначала училась там в трех приготовительных классах и только после их окончания и сдачи вступительных экзаменов была зачислена в 1 класс гимназии. А мы уже знаем, что девочек в приготовительный класс принимали в 8 лет, а в 1 класс - в 10 лет. Приводится любопытный факт: она ездила туда на трамвае (непонятно только одна или кто-то из взрослых ее провожал).

По всей видимости, частная гимназия О.Н. Корсунской хорошо себя зарекомендовала. Потому что в этой же гимназии в то же время училась старшая сестра М. Петровых - Елена. А ведь путь из села Норского (пригород Ярославля) не близкий. Отец каждый день запрягал лошадь, чтобы отвести старших детей в Ярославль. [1Б]

По воспоминаниям В.Г. Козловой гимназия занимала весь третий этаж, и маленькая Валерия хорошо запомнила лестницу в доме Пастухова, по которой поднималась каждый день. А в статье Б. Недорезова написано, что гимназия располагалась на 2-м этаже. [22] Возможно, на втором этаже учились старшие классы, а приготовительные классы располагались выше.

А теперь некоторые цифры и факты из истории частной гимназии О.Н. Корсунской. В год открытия гимназии в 1903 г. в ней обучалось 79 девочек и было всего 6 преподавателей (трое из которых были из семьи Корсунских). А в 1906 г. - когда учебное заведение О.Н. Корсунской получило статус гимназии, в ней обучалось уже 226 человек. В 1916 г. В гимназии Корсунской в 8 основных и трех приготовительных классах было уже 425 учащихся, и на 1 января 1917 года в гимназии работало 36 учителей. [17 с 105-107]

Теперь обратимся к фотодокументам.

На первой фотографии - здание, в котором в начале XX века располагалась гимназия О.Н. Корсунской (в настоящее время здесь находится главпочтамт). Около здания, запряженная в телегу лошадь, возможно на ней привезли на учебу Елену Петровых.

А вот так в начале XX века выглядела лестница дома Пастухова, которую так хорошо запомнила юная Валерия.

Следующая фотография - «Учительская комната». Обратите внимание - половина учителей в гимназии мужчины, а среди них священники, значит, изучался предмет: «Закон Божий».

Если мы внимательней вглядимся в лица учителей, то узнаем многих из них. Они встречаются на других фотографиях. Отсюда можно сделать вывод, что все фотографии сделаны в одно и тоже время. Возможно, даже в один день, судя по одежде учительниц. Теперь попробуем определить год. Это не 1903 г., когда было 79 учениц и 6 учителей, и даже не 1906 г., если судить по количеству девочек в приготовительных классах. Эти классы упоминаются в 1916 г.

Если предположить, что на фотографии должна присутствовать начальница гимназии, то О.Н. Корсунская может быть только первой слева. Обратите внимание на даму в темном платье, на ее осанку и некоторую отстраненность ото всех. Качество фотографии не позволяет определить возраст женщины, но на снимке ей не менее 40 лет. Значит фотографии сделаны не ранее 1910 г. Таким образом, мы определили примерные временные границы этих фотодокументов: 1910-1916 гг.

На следующей фотографии малыши на большой перемене. Возможно среди них и юная Валерия. В своих воспоминаниях Валерия Глебовна перечислила учебные предметы, которые изучала в гимназии. Это - закон божий, русский, немецкий и французский языки, математика, география, история, естествоведение, чистописание, черчение, рукоделие, рисование и танцы. При сравнении с программой государственной гимназии - Мариинской, можно выяснить, что программа в частной гимназии почти ничем не отличалась. Возможно, В.Г. Козлова некоторых предметов еще не изучала. Так как училась в младших классах (или пропустила в воспоминаниях).

Гимназию В.Г. Козловой закончить не пришлось. В 1917 году ей исполнилось 14 лет. После революции гимназию соединили с реальным училищем, где учились мальчики, и школу перевели в здание Мариинской гимназии. А вот Елена Петровых успела окончить гимназию, уехала в Москву, получила там высшее образование и стала впоследствии ученым-биологом. [1б]

На следующей фотографии мы видим учениц из приготовительного класса за рукоделием. Обратим внимание на наполняемость класса. Я насчитала 30 учениц. Все они очень уверенно вяжут на спицах.

Урок физики в 7 классе. Возможно, среди учениц есть и Елена Петровых. В классе 20 девушек. Обратите внимание на физические приборы и на то, что на уроке присутствует классная дама. Пока она с одной группой девушек проводит лабораторную работу. Учитель - мужчина объясняет материал другой группе. Уже в начале XX века существовало разделение класса на подгруппы.

Занятие хора. По всей видимости, здесь девочки из разных классов, если судить по росту, отобраны по вокальным способностям. Учитель музыки опять мужчина. Я обратила внимание на одежду девушек. Все они в школьной форме - но фасон платьев у всех разный и белые воротнички тоже. Старались даже в школьной форме отличаться от своих одноклассниц.

Урок рисования в 6-м классе. На уроке классная дама в замысловатом головном уборе выполняет роль натурщицы. В классе более 20-ти девочек. На заднем плане - задремавший господин в форменном костюме, можно предположить, что это учитель рисования.

Последняя фотография из гимназии О.Н. Корсунской - «Младшие классы в столовой». Я обратила внимание на то, что завтрак очень скромный. А ведь учились в основном девочки из обеспеченных семей. Валерия Глебовна вспоминала, что после горячего завтрака учащиеся гуляли в саду, который находился во дворе дома Пастухова. Видимо перемена была достаточно большой, если девочки успевали не только позавтракать, но и погулять.

В гимназии О.Н. Корсунской проводились родительские собрания. Девочки под присмотром классных дам часто совершали учебные экскурсии. Плата за обучение почти не отличалась от государственных гимназий. Девушек из педагогического класса возили в образцовые школы на экскурсии (видимо, перенимали опыт). [17 с 107]

Воспитание было очень строгим. Был случай, когда старшеклассницу со скандалом отчислили, за то, что она гуляла с мальчиком-гимназистом в сквере и даже целовалась. [1Б]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обучение и воспитание гимназисток в государственных и частных гимназиях почти не отличалось. Программа обучения, если судить по перечисленным предметам. Была приблизительно такой, как и в Мариинской гимназии. В частной гимназии О.Н. Корсунской существовали приготовительные классы и дополнительный педагогический класс, и плата за обучение была такой же, проводились и внеклассные мероприятия. Воспитывали юных барышень в строгости и уважении к старшим.

Заключение

Над темой моего исследования «Из истории женского образования в Ярославле в конце XIX начале XX века было очень интересно работать: собирать материал, находить никому неизвестные исторические документы (воспоминания В.Г. Козловой), рассматривать пожелтевшие страницы из ученических тетрадей начала XIX века и старые фотографии.

Работа была проделана немалая. Мною была прочитана вся литература, которую удалось разыскать в краеведческом отделе областной библиотеки им. Некрасова по теме женского образования, а так же изучены исторические документы по данному вопросу в музее «Истории города» и в других музеях. В результате этой работы были найдены неизвестные и малоизученные исторические документы и фотографии.

В ходе исследования проблемы «Из истории женского образования в Ярославле в конце XIX начале XX века» удалось выяснить что данная тема изучена не полностью. Из прочитанной литературы не складывается ясной картины системы женского образования в Ярославле в изучаемый период. По данному вопросу имеются только научные статьи о женском образовании в целом по ярославской губернии и газетные публикации по некоторым женским гимназиям и духовным училищам. Как оказалось практически не изучен вопрос о частных женских гимназиях и мало материала о Екатерининской женской гимназии. Поэтому я решила внести свой посильный вклад в изучении проблемы женского образования в Ярославле на рубеже XIX- XX веков.

Каковы же результаты моей исследовательской работы:

· Обобщен и систематизирован весь имеющийся материал по данной теме, найдены сведения по неизученным вопросам (частным гимназиям);

· Проведено собственное исследование проблемы женского образования в Ярославле до 1917 года;

· Выяснено насколько отличалось воспитание и образование девушек в женских гимназиях и духовных училищах на основе сравнительного анализа документов Епархиального училища и Мариинской гимназии;

· Проведено сравнение системы образования в России в начале XX и XXI вв. на основе изучения сохранившихся страниц из ученических тетрадей Екатерининской женской гимназии г. Ярославля;

· Проанализировано чему и как учили барышень в начале XX века в частных гимназиях на примере частной гимназии О.Н. Корсунской (по фотографиям и воспоминаниям В.Г. Козловой)

Мне кажется, я справилась с теми задачами, которые перед собой поставила, и в истории Ярославля, в канун его 1000-летия, осталось меньше белых пятен.

Список литературы, источников и документов

Источники и документы:

1. Материалы из архива библиотеки - краеведческого музея «Наше наследие»;

а) воспоминания Валерии Глебовны Козловой (Мартыновой) - (рукопись).

б) воспоминания Е.С. Петровых -Чердынцевой (неопубликованные).

в) Петровых М.С. Воспоминания.//Петровых М.С.Назначь мне свиданье. М.2000.

2. Материалы из архива музея «Истории города»

3. Материалы из музея «Образование» гимназии №3 г. Ярославля:

а) фотографии;

б) страницы из ученических тетрадей Екатерининской женской гимназии;

4. Учебные заведения Ярославской губернии // Календарь Ярославской губернии на 1876 год,(с 85-88).

5. Ярославская Мариинская женская гимназия. Историческая записка к 50-летию существования (6 февраля 1861 г.- 6 февраля 1911 г.) / сост.Б.И.Зелинский.-Ярославль,1911.

6. Ярославль: История города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 г. / Под ред. Пономарёва А.М. Ярославль, 1990.

Литература.

7. Андриевский А.А. История Ярославля с древнейших времён до наших дней. М. 1999.

8. Бекке М. Пригрели девочек-сирот. // Золотое кольцо.-2000-13 окт.

9. Борисова М. Чему и как учили дам. (К 135-летию Мариинской женской гимназии). // Золотое кольцо - 1996 - 12 сент.

10. Герасимова Н.С. Женское духовное образование в Российской провинции во II пол. ХIХ - нач. ХХ в. (На материалах Ярославской губернии). // От мудрости до святости былого. VII Тихомировские чтения. - Ярославль,1999.с. 24 - 25.

11. Герасимова Н.Е. Изменения в сфере профориентации женских духовных училищ во II пол. XIX в. (На материалах Ярославской губернии). // Общество, образование, человек. - Ярославль. 1998 - ч.2 - 165 - 167; Путь в науку,1998,Вып.4.с 44 - 48.

12. Гудкова А. Барышни с зачётками. //НЗ на случай отдыха. - 2003 -№2/3 -с. 32-35.

13. Добровольская Э.Д. Ярославль. Художественные памятники XIII - XIX веков. М.,1968.

14. Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю. Путеводитель. Ярославль,2001

15. История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х годов XX века. /Отв. Ред. А.М. Селиванов./Ярославль,2000.

16. Колпаков Г.А. Развитие Ярославского края просвещения. // Ярославский педагогический вестник, 1997,Ч.2 - с.99 - 101.

17. Кузин С.Н., Кузина Н.В. Женщины Ярославля. История и современность. Научно-практическая конференция. Ярославль,2004.с.105-107.

18. Кузин С.Н. Проблемы формирования школьной сети Ярославской губернии в начале ХХ в. // От мудрости до святости былого. VII Тихомировские чтения. - Ярославль,1999. - с.180-182.

19. Кузин С.Н. Формирование системы среднего женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века. (На материалах Ярославской губернии). // Минувших дней связующая нить.(V Тихомировские чтения). - Ярославль,1995,с.115-118.

20. Лебедева В. Где и как учились наши прабабушки. (К 135-летию Мариинской женской гимназии и 150-летию Ярославского женского училища девиц духовного звания). // Волжский купец,1996, - 26 января.

21. Мельгунов Б.В. Мадам Буткевич и её женский благородный пансион в Ярославле (1836-1844). // Карабиха. Ярославль.1993-вып.2.с.323-330; Мельгунов Б.В. Всему начало здесь. - Ярославль,1997, - с.72-79.

22. Недорезов Б. Гимназия Корсунской. // Гор. Новости.№46.-2004-17ноября.

23. Недорезов Б. Две гимназии. // Гор. Новости.-2000,13-19 декабря.

24. Недорезов Б. Женское духовное училище. (155 лет со дня основания). // Гор.новости.2001,25 апреля - 2 мая - с.15.

25. Недорезов Б. Ионафановское училище. // Гор.новости.-2001,24-30 января. - с.12.

26. Поташов И. Летопись славных имён.(Из истории ярославской женской гимназии). // Сев. рабочий,1988 - 17 июня.

27. Размолодин М. Теперь пединститут, а раньше… // Ярославский студент. - 1993-№2 -с.8-9.

28. Сазонова Е.И. Формирование системы среднего женского образования в России во второй половине XIX -начале XX века.(На материалах Ярославской губернии). // Минувших дней связующая нить.(V Тихомировские чтения) - Ярославль,1995.

29. Соловьёва О.Ю. Женское среднее образование в дореволюционной России (На примере Ярославской губернии) // Развитие личности и формирование индивидуальности. - Ярославль,1996 - с.284 - 286.

30. Фадеева Т.Ю.К вопросу о развитии среднего женского образования в Ярославской губернии во второй половине XIX века. // Для великого блага отечества. Демидовские чтения. Ярославль,1998 - с.81-84.

31. Федюк Г.С рукоделием да с молитвою. // Золотое кольцо. - 1993 - 25 марта - с.5.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать