Занимательное рисование в процессе художественного творчества дошкольников
p align="left">Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Задачи обучения рисованию в старшей группе.

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья в ветреный день - наклоняться и т.д.). Учить передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.

Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

Задачи обучения рисованию в подготовительной группе.

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, ближе к нижнему краю листа или дальше от него); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение составлять композицию рисунка; передавать движения людей и животных.

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью - до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; обучать созданию цветов и оттенков.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать внимание детей на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие - красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Учить детей определять названия цветов, различать оттенки и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т.п.).

4. Разработка занятий занимательного характера по рисованию с

графическими материалами

Для детей средней группы был разработан цикл занятий развлекательного характера с использованием графического материала.

Знакомя детей с той или иной темой, можно использовать приемы театрализации, что помогает ребенку постичь объект изображения. Этим самым у детей раскрываются артистические способности детей. Предложенные занятия снабжают ребенка большим объемом доступной информации, обогащают его словарный запас терминами и понятиями, побуждают ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы.

Занятие № 1.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДОЖДИ

Цель. Знакомства с верти-кальным направлением листа.

Тип. Комплексный, обучающий.

Вид. Информативно-репродуктивная деятельность с поисковы-ми элементами.

Задачи.

На основе словесных объяснений педагога сформировать у детей образы явлений природы. Подкрепить их мимикой и жестикуляци-ей. Найти адекватные образам изобразительные линейные средства.

Развить внимание и наблюдательность.

Переключать детей с одного вида деятельности на другой.

Развить ассоциативное мышление, образное восприятие.

Развить движения рук от грубой моторики до тонких, напоми-нающих письмо.

Обучить ориентации на листе «верх - низ» (вертикальное или горизонтальное направление листа ребенок выбирает по своему ус-мотрению).

Материалы к занятию.

Иллюстрации: репродукции с картин И. И. Левитана «Перед грозой», К. А. Сомова «Радуга».

Музыка: ноктюрн К. Дебюсси «Облака» (из триптиха для орке-стра «Три ноктюрна»), «Сказка про дождик и тучу» Л. Шестаковой (фрагменты).

Литература: стихи А. Н. Майкова «Летний дождь», Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко...» (первая строфа), «Неохотно и несмело...». Народные заклички, песни, загадки про дождь, облака, тучи и радугу.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, фломастеры или шариковые ручки.

Подготовка

Помещение оформляется облаками разного формата и цвета, белыми, серыми, черными, вырезанными из бумаги. По одну сто-рону доски вешается репродукция с картины И. И. Левитана, по другую - с картины К. А. Сомова.

Ход занятия

Этап I. Тихо звучит музыка К. Дебюсси.

Этап П. Педагог предлагает загадку:

Без рук, без ног

По свету рыщет,

Дует, свищет,

Калитку открывает,

Деревья наклоняет.

Дети отгадывают загадку и показывают, как дует ветер.

Педагог:

- Ветер гонит белые, пушистые.... Что?
Дети:

- Облака.
Педагог:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Педагог предлагает детям продирижировать музыкой сонаты Де-бюсси, показать руками, как образуются облака, как они клубятся, какие формы принимают. Дети выполняют упражнение. Педагог вык-лючает музыку и вместе с детьми произносит народную закличку:

Тучи, тучи,

Набегайте в кучу!

Солнышко заволоките,

Дождем землю примочите!

Педагог обращает внимание детей на репродукцию с картины И. И. Левитана:

- Как любое явление дождь имеет начало и конец. Вначале дож-дик робкий.

Педагог предлагает детям пальцами показать, как дождь капает, голосом сопроводить движения: «Кап, кап, кап», отстукать ручка-ми ритм падающих капель. Затем педагог и дети рисуют тучу и кап-ли на доске, а освоив движения, делают изображения туч на своих листах синим цветом.

Педагог продолжает:

- Дождь становится грозным.

Дети топотом и хлопками по сигналу педагога могут показать сильно идущий дождь и гром.

Синим или черным цветом дети рисуют тучу, прямыми линия-ми сверху вниз показывают дождь.

Педагог:

- Дождик может быть и не грозным, а веселым.

Дети пальцами по столам отбивают веселый ритм, одновремен-но произнося закличку:

Дождик, дождик, сильно лей,

Ты воды не жалей,

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Хлеба каравай,

Целый день поливай!

Рядом с грозной тучей голубым цветом дети рисуют доброе об-лако, из которого идет веселый дождь. Дождь дети изображают штрих-пунктирными линиями.

Педагог:

- Стихающий дождик похож на начинающийся, это редкие капель-ки,
падающие из небольшого облака, которое освещает солнышко.

Дети желтым цветом рисуют маленькое облако и редкие капельки. Пальцами показывают формы капель, карандашами (фломастерами и пр.) выстукивают ритм стихающего дождя, мимикой и жестами рас-сказывают о дожде (движение капель могут показать прыжками).

После раскрытия характера образов идут поиски графических средств для передачи облаков, туч, начинающего дождя, грозного дождя, веселого и стихающего дождя.

На каждый поворот сюжета можно давать музыкальные фраг-менты.

Педагог:

- После того, как прошел дождь и земля напилась благодатной влаги, стали быстро расти травы и цветы.

Движением фломастера снизу вверх, штриховыми линиями дети изображают травы, цветы.

Педагог:

- Еще после дождя бывает чудо!

Цветное коромысло

На небе повисло,

Все его видят,

А достать не могут.

Педагог указывает на репродукцию с картины К. А. Сомова. Радугу дети рисуют по желанию. Цвета радуги они вспо-минают самостоятельно -- это способ проверить их знания цветов. Педагог рассказывает о чудесном крошечном зернышке, кото-рое лежало в земле и после дождя, обогретое солнцем, проросло. Вскоре оно превратилось в чудесный голубой цветок.

Через движения и жесты показывается, как цветок рос и распус-кался. Затем педагог на доске, а дети на листах рисуют голубой цве-ток. Что за чудесный голубой цветок, дети узнают на другом занятии.

Этап III. Выставка рисунков и придумывание названий к ним.

К графически неудачной работе надо придумать такое название, чтобы образ композиции получил логическое обоснование и у ре-бенка не возникло чувство неудовлетворенности от работы по теме.

Этап IV. Педагог и дети исполняют хореографические мини-атюры на сюжет занятия. Или педагог читает стихи А. Н. Майко-ва и Ф. И. Тютчева, а дети иллюстрируют их пантомимой.

Педагогические рекомендации

Через некоторое время или на следующий день педагог знакомит детей с другими закличками о дожде, туче и радуге. Хлопая в ладони и топая ногами, дети передают ритм и характер веселого, грозного, грустного, стихающего дождя.

Педагог читает стихи Ф. И. Тютчева. «Летний дождь» А. Н. Май-кова дети выучивают наизусть.

Педагог предлагает детям нарисовать дождь, который им боль-ше всего понравился.

Анализируя детскую работу, следует обращать внимание на соблю-дение вертикального направления линий, на их характер, на интен-сивность заполнения листа, на использование цвета и нажим на инст-румент не для того, чтобы сделать замечание ребенку, а для того, что-бы на следующем занятии помочь ему справиться с трудностями.

Занятие № 2.

ПАУЧОК-ДОМОВИЧОК

Цель. Работа над центричной спиралевидной композицией с ду-гообразными линиями.

Тип. Комплексный, развивающий и закрепляющий графичес-кие навыки.

Вид. Репродуктивная деятельность с поисковыми и творчески-ми элементами.

Задачи.

Установить у детей ассоциативные связи природных явлений и образов народного творчества с естественнонаучными данны-ми. Содействовать осмыслению основ орнаментальной компози-ции, отражающей явления окружающего мира.

Развить навыки работы над центричной композицией с исполь-зованием для разметки и компоновки приемы сложения листа.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы к занятию.

Иллюстрации: репродукции с фотографий «Лесное кружево осе-ни», «Соломенный паук».

Литература: книги Ю. Аракчеева «Кто развесил в лесу круже-ва» и Л. Яхнина «Воздушные узоры».

Оборудование: бумага; шариковые ручки или фломастеры.

Подготовка

Педагог оформляет помещение, где проводится занятие, ис-пользуя вязальные крючки или коклюшки, вязаные изделия. Справа и слева от доски вешает репродукции с фотографий.

Рассказывает детям о кружевоплетении крючком и на коклюш-ках. Знакомит с произведениями народных мастеров по фотогра-фиям и натурному материалу.

Если педагог умеет работать крючком, показывает изготовле-ние несложного вязаного изделия. Если не умеет - можно при-гласить на занятие кого-нибудь, кто владеет этим искусством. Детей старшей и подготовительной группы может научить вязать цепочку и простые узоры на ее основе.

Педагог сообщает, что бывает настолько тонкое вязаное изде-лие, его называют паутинкой, и проводит ассоциацию с лесным па-учком, которого в отличие от кружевницы никто не учит, он умеет вязать от природы.

Ход занятия

Этап I. Проверяется наличие материалов для работы. Педагог напоминает материал подготовительного этапа. Дети вспоминают, как получаются льняные нитки. Педагог загадывает загадки о пауке:

1. Восемь ног, как восемь рук,

Вяжут шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Кому нужен чудо-шелк?

2. Серый маленький Денис
На веревочке повис.

Ответ на эти загадки один - это паук.

Педагог показывает изображение паука или рисует его на доске.

Рассказывает о пауке: какого бывает размера и вида, где живет, как охотится на мелких насекомых.

Обращается внимание детей, что основу паутины составляют нити диагональные, что поперечные нити - клейкие. Продолжает, рассказывая о поверьях, связанных с пауком. Подводит к сюжету рисунка.

Неплохо бы и нам поселить у себя паучка, чтобы мух и комаров ловил. Давайте нарисуем его с паутиной и представим, что он самый настоящий.

Этап П. Из прямоугольного листа ребенок делает квадрат: на-кладывает правый угол на левый и обрезает излишек. Лист, не раз-ворачивая, складывает еще три раза пополам, затем разворачивает и разглаживает руками. Получилось восемь треугольников.

Линию сгиба обводит фломастером (ручкой) коричневого, серо-го или черного цвета. Можно для передачи цвета паутины исполь-зовать гелиевые ручки с бронзовым или серебряным наполнителем.

Сначала в воздухе, затем на листе рисует паутину: в центре изоб-ражает спираль, которую разворачивает через два-три оборота ду-гообразной линией, передающей особенности структуры паутины.

В уголке листа педагог предлагает нарисовать домик для паука.

Этап III. Каждый ребенок придумывает своему паучку имя. Пе-дагог замечает, что паутину ткут только паучихи - самки, поэтому имена должны быть женскими, рассказывает древнегреческий миф об Арахне-тонкопряхе, поясняя, что тонкопряха - это очень хоро-шая рукодельница, и выводит мораль: «Даже если ты очень способ-ный и очень умелый, все равно не задавайся сильно, чтобы не на-влечь беды; будь скромнее, благодари того, кто тебя научил, в пер-вую очередь своих родителей, бабушек и дедушек, ибо талант достается по наследству». Заканчивает: - Чтобы в доме у нас было уютно и чисто, нужно все прибрать.

Дети убирают рабочие места.

Этап IV. Проводится игра «Ловкий паучок». Выбирается водящий, им мо-жет быть и педагог. Дети превращают-ся в мушек, комаров, бабочек. Очерчи-вается круг, водящий садится в центре на стул. Дети, передвигаясь в круге, имитируют насекомых. Они внима-тельно следят за водящим, чтобы не пропустить тот момент, когда он встанет и начнет ловить детей. Дети тогда должны выбежать из круга. Тот, кто попадется, займет место водящего. Игра продолжается до тех пор, пока детям не надоест или не подойдет время заняться другими делами.

Педагогические рекомендации

Сюжетно занятие можно связать не с домом, а с природой, с ее особым осенним состоянием. Образ бабьего лета поможет детям со-здать цветной фон для рисунков. Если во время прогулки педагог заметит паутину, ее следует показать воспитанникам.

Рекомендуется прочитать детям сказку К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», разыграть ее с ними. Инсценировка поможет детям луч-ше представить образы сказки. Следует обратить внимание детей на то, что в сказке муха и комар - положительные герои: «Муха очень гостеприимная, комар храбрый. Однако в жизни дело обсто-ит по-другому: мухи и комары противные, они досаждают челове-ку. Тем не менее без разбора мух и комаров убивать не надо, они полезные: служат пищей для птиц и пауков». Подвести итог: «В при-роде все нужны, нет лишних».

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать