Занимательный материал на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса у младшего школьника
p align="left">Занимательный материал

Богатство занимательных заданий настолько велико, что поможет даже слабому ученику появлению и проявлению желания заниматься русским языком, тогда повысится успеваемость младшего школьника, а это будет являться огромным достижением в работе любого учителя. Ведь для него важен результат выполняемой деятельности.

РАЗДЕЛ 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

2.1 Планирование исследования

Для подтверждения или опровержения гипотезы мы составили план исследовательской работы:

1) подбор диагностического (занимательного) материала;

2) определение контрольной и экспериментальной группы;

3) проведение констатирующего эксперимента с целью определения уровня познавательного интереса у младших школьников до внедрения занимательных средств;

4) проведение формирующего эксперимента с целью применения занимательных заданий экспериментальной группе;

5) проведение контрольного эксперимента с целью установления уровня познавательного интереса после использования занимательных средств в экспериментальной и контрольной группах;

6) сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах;

7) выводы по подтверждению или опровержению выдвинутой нами гипотезы.

Исследование проводилось на базе МОУ
"Средней общеобразовательной школы № 3" г. Тотьма.

Цель: установить уровень познавательного интереса у младшего школьника при использовании на уроках русского языка занимательного материала.

Мы подобрали материал и методики для определения уровня развития познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.

Для определения уровня развития познавательного интереса у младшего школьника была проведена методика
"Выявление интересов младших школьников". В качестве критериев для оценки познавательного интереса были взяты предметы, которые проводит учитель.

Таблица 1.

Предмет

Интересует

Не интересует

Почему?

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Внеклассное чтение

Окружающий мир

Трудовое обучение

Изобразительное искусство

Музыка

Физкультура

Истоки

Оценивая уровень познавательного интереса
у младшего школьника, мы выделили следующие уровни (по отдельным предметам):

высокий - 7 - 10 учащихся (60% и более)

средний - 3 - 6 учащихся (30 - 60%);

низкий - 1 - 2 учащихся (до 30%).

2.2 Результаты исследования

В результате теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу, что занимательный материал может выступать как условие эффективного развития познавательного интереса младшего школьника на уроках русского языка. Мы предположили, что существует прямая зависимость между развитием познавательного интереса и использованием занимательного материала. С целью проверки нашего теоретического вывода был использован эксперимент.

В эксперименте участвовали ученики третьего класса (15 человек). На первом этапе эксперимента (констатирующем) был определен уровень развития познавательного интереса до активного использования занимательных средств (Приложение 1).

Для определения уровня развития познавательного интереса использовалось анкетирование [20, с. 39 - 40]. Оно проводилось параллельно на двух классах: экспериментальном и контрольном. Учащиеся третьих классов заполняли предложенную анкету, ставя первые три предмета по уровню значимости для себя, затем объясняли причину своей заинтересованности или незаинтересованности. Из оставшихся предметов выбирали для себя также три
по значимости, объясняли причину.

Данная методика предлагается И. В. Муромцевой в методических рекомендациях для учителей начальных классов в
"Психологическом практикуме" [20, с. 39 - 40].

Таблица 2.

Предметы

Контрольный класс (3а)

Экспериментальный класс (3б)

Русский язык

13%

13%

Литературное чтение

20%

20%

Математика

67%

67%

Сравнивая результаты в контрольном и экспериментальном классах на
констатирующем этапе можно сделать выводы:

1) уровень познавательного интереса в контрольном и экспериментальном классах одинаковы;

2) уровень познавательного интереса у учащихся третьих классов к русскому языку находится на низком уровне (13% или 2 учащихся поставили русский язык для себя на первое место).

На втором этапе эксперимента (формирующем) в систему обучения были целенаправленно включены занимательные задания, способствующие развитию познавательного интереса: игры, загадки, пословицы, творческие задания, стихотворения, басня.

На уроках русского языка были включены следующий занимательный материал.

Тема урока: Правописание слов с орфограммой в корне (закрепление ранее изученного).

Игра
"Лови ошибку".

В слове счастливый не пишется непроизносимая буква "тэ". В слове вкусный буква "тэ" не пишется. В слове загадка пишется парная буква "тэ" [3, с. 430].

В слове капустный пишется парная буква
"дэ" [29, с. 200]. В слове яростный не пишется буква "тэ". В слове глазки пишется парная буква "эс". В слове радостный пишется буква "тэ". В слове опасный буква "тэ" не пишется [33, с. 149].

Во время этой игры учащиеся со слуха исправляют неправильные утверждения, вспоминают правило правописания непроизносимых согласных, объясняют, при необходимости задают учителю вопросы. Такое упражнение способствует лучшему запоминанию, предупреждает закрепление неправильного написания.

Тема урока: Правописание приставок (закрепление ранее изученного).

Загадка о приставке.

1. В этом слове есть первая буква в названии учебных принадлежностей, где хранятся ручка, карандаш, ластик (пенал) [6, с. 315]. 2. Вторую букву очень долго не могут выговаривать маленькие дети ("рэ"). 3. Продолжением слова будет суффикс в словах тракторист, хоккеист, машинист (ист) [24, с. 46]. 4. Следующие две буквы - это начало слов автобус, автомобиль, автопарк (ав) [28, с. 63 - 65]. 5. Слово заканчивается на -ка-.

Задача учеников из каждого данного задания отметить письменно в тетрадях отгаданную часть слова. В итоге должно получиться слово, связанное с темой, то есть
"приставка".

Это упражнение развивает внимание, память, мышление, познавательный интерес как к самой теме, так и к предмету.

Тема урока: Предлоги и приставки (закрепление ранее изученного).

Творческая работа.

…явилась …небе синяя туча. …шумел ветер. …пали первые капли дождя [27, с. 132]. Маленький щенок …прятался … конуре
[12, с. 118].

Такая небольшая работа направлена на развитие мышления учащих
ся, их творческих способностей.

Кроме того, ученики переписывают предложения с доски, предварительно вставив вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки, а, значит, развивается внимание, постепенно формируется умение грамотно писать предлоги и приставки в словах.

Тема урока: Упражнения в распознавании предлогов и приставок (закрепление ранее изученного).

Шуточные вопросы-загадки.

1.
Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с - о - с - на) [13, с. 35].

2.
Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (к - от) [7, с. 200].

3. Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного? (к - о - за) [22, с. 97] .

Эти задания шуточного характера, поэтому привлекательны для учеников, для развития их внимания, памяти, пытаются рассуждать. Здесь также в некоторой степени осуществляется межпредметная связь, так как учащиеся вспоминают названия деревьев, домашних животных (окружающий мир).

Тема урока: Разделительный твердый знак (изучение нового материала).

Стихотворение
"Твердый знак" [19, с. 13 - 15].

Было сели, стало съели.
Твердый знак нам нужен тоже,

Догадаться вы сумели, Без него сказать не сможем:

Почему случилось так? Съезд, съедобный, объясненье

Кто виновник? И подъезд, и объявленье.

Твердый знак.

Это сти
хотворение вводит в новую тему.

На его примере ученики постепенно учатся различать написание твердого разделительного знака, определять, в каком случае пишем разделительный твердый знак, в каком - нет, доказывают, называют правило сначала по таблице, потом по учебнику.

Тема урока: Написание слов с разделительным твердым и мягким знаком [21, с. 126].

Басня.

- Не чересчур ли ты добряк? -

Так знаку мягкому промолвил

Твердый знак. -

Слова и буквы ты всегда смягчить

Стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! -

Знак мягкий твердому на это отвечал. -

- Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять…

- Друзья! Ваш разговор - никчемные слова, -

Услыша это спор, сказала буква А. -

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Эта басня помогала учащимся понять назначение твердого и мягкого знаков, направляла на развитие внимания, памяти, мышления при определении ее морали. После работы над басней учащиеся приступали к выполнению упражнений по различению правописания разделительного твердого и мягкого знака.

Кроме того, почти на каждом уроке была проведена минутка чистописания, куда были включены разнообразные узоры, элементы букв, осуществлялась работа над пословицами.

На третьем этапе (контрольном) был определен уровень развития познавательного интереса после использования на экспериментальном классе разнообразных занимательных средств (Приложение 2). Использовалась ранее предложенная методика.

Таблица 3.

Предметы

Контрольный класс (3а)

Экспериментальный класс (3б)

Русский язык

0%

53%

Литературное чтение

40%

13%

Математика

60%

34%

Сравнивая результаты в контрольном и экспериментальном классах на контрольном этапе можно сделать выводы:

1) уровень познавательного интереса в экспериментальном классе стал выше, чем в контрольном;

2) уровень познавательного интереса у учащихся эксперименталь-ного класса находится на среднем уровне, это тот запас, который необходим для успешного обучения русскому языку в школе.

2.3 Анализ исследования

Мы сравнили
результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в контрольной и экспериментальной группах и пришли к следующим выводам:

1) произошли изменения в познавательном интересе учащихся в контрольной группе: уменьшился процент учащихся с низким уровнем от 13% до 0% (к русскому языку);

2) более значительные изменения в познавательном интересе учащихся произошли в экспериментальной группе: увеличился процент учащихся со средним уровнем от 13% до 53% (к русскому языку).

Выборка данных позволяет проследить зависимость между уровнем развития познавательного интереса и использованием занимательного материала.

Сравнивая результаты на констатирующем и контрольном этапах, мы пришли к выводам:

Ш
существует прямая зависимость между развитием познавательного интереса и использованием занимательного материала, при активном применении занимательных средств на уроках русского языка увеличивается уровень развития познавательного интереса;

Ш наиболее эффективными заданиями по развитию познавательного интереса являются загадки, пословицы, игры, творческие работы, шуточные стихотворения, правила, ребусы и т.д.

Кроме того, с целью проверки нашего теоретического вывода был использован и метод наблюдения [30, с. 56]. На каждого учащегося экспериментального класса заводилась специальная карточка наблюдения, где в течение урока русского языка отмечались желание посещать это занятие, отношение к нему, отвлечения во время занятия, активность на уроке, желание позаниматься после окончания урока. Наблюдение проводилось с пятого урока по четырнадцатый, так как были исключены контрольные диктанты, работы над ошибками, изложения. Также при заполнении карточки наблюдения использовалась индивидуальная беседа с каждым учащимся.

Таблица 4. Карточка наблюдения

Испытуемый: фамилия, имя, возраст,
класс ________________________

Показатели наблюдения

занятия

Чтобы сделать выводы по наблюдению, подсчитывалось количество положительных ответов:

высокий уровень -
20 и более плюсов;

средний уровень - 10 - 20 плюсов;

низкий уровень - меньше 10 плюсов.

Результаты наблюдения с пятого по девятый уроки получились следующими: высокий уровень познавательного интереса - 8 человек (28%), средний уровень познавательного интереса - 11 человек (39%), низкий уровень познавательного интереса - 9 человек (32%). Результаты наблюдения с десятого по четырнадцатый уроки получились следующими: высокий уровень познавательного интереса - 15 человек (53%), средний уровень познавательного интереса - 11 человек (39%), низкий уровень познавательного интереса - 2 человека (7%).
На основе наблюдения мы пришли к выводу о том, что уровень познавательного интереса у учащихся при проведении занимательных заданий возрос от 28% до 53% (Приложение

3).

Следовательно, занимательный материал может выступать как условие эффективного развития познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, познавательный интерес - это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим.

У младших школьников познавательный интерес слабо развит, потому что их привлекают лишь яркие, красочные образы, а, ознакомившись с
необычным предметом, интерес пропадает, поэтому детей нужно постоянно удивлять чем-то новым. Это можно создать благодаря необходимым условиям, наиболее важными из которых являются отношения, складывающиеся в учебном процессе и в общении, где будет создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.

Содержание предмета русский язык позволяет учащимся усвоить необходимые знания, научить их писать и читать, воспитывать нравственные качества личности, приобрести умения думать и правильно выражать свои мысли.

Итак, занимательный материал может быть самым разнообразным, поэтому педагог должен обязательно на каждом уроке русского языка использовать игры, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, тем самым прививать познавательный интерес к этому предмету.

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение русскому языку из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Главную роль здесь сыграет занимательный материал, представляющий собой сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребенка в мир познания родного языка.

Такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении задания, поиск путей для решения задания, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность и пр., при применении в процессе обучения разнообразных занимательных средств формируются гораздо быстрее. Особенно следует отметить систематическое применение занимательного материала на уроках русского языка. Это заставляет учащихся погрузиться в процесс обучения, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные способности.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

­
уровнем развития (его силой, глубиной, устойчивостью);

­ характером (в данном случае локально-стержневом, т.е. к отдельному предмету - русскому языку);

­ местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

­ своеобразием интереса в познавательном процессе (получение знаний от других или стремление получить знаний по русскому языку самостоятельно);

­ связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность младшего школьника.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Поэтому если в начальной школе на каждом уроке русского языка будет использован разнообразный занимательный материал, то будет развиваться познавательный интерес к данному предмету (родному языку) и, может быть, в будущем повысится даже уровень культуры речи людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать