Знакомство дошкольников с родословной

Знакомство дошкольников с родословной

МИНИСТЕРСТО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «БГПУ» им. М. Танка

Факультет дошкольного образования

Кафедра общего и дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: «Дошкольная педагогика».

На тему: «Знакомство дошкольников со своей родословной».

Выполнила:

студентка 4-го курса 413 группы

факультета дошкольного образования

заочного отделения

Марукович А. А.

Научный руководитель:

Никонова Л. Е.

МИНСК 2008

План.

Введение

Глава 1. Особенности ознакомления старших дошкольников со

своей родословной в условиях семьи и детского сада.

1.1 Генеалогия - наука о родословной.

1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции.

1.3 Традиции и события семейного значения.

1.4 Родовое древо.

Глава 2. Теоретические основы патриотического воспитания

старших дошкольников.

2.1 Семья, как специфическая среда для воспитания

патриотических чувств.

2.2 Основы патриотического воспитания дошкольников.

2.3 Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у старших дошкольников.

2.4 Нравственное воспитание старших дошкольников.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все-гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность -- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формиро-вание у учащихся любви к своей Родине Патриотизм -- одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь-ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди-ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос-тойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане невозможно переоценить.

Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к Родине, преданности социалистическому Отечеству.

Детские дошкольные учреждения являясь начальным звеном системы народного образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к советской действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.

В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. К тому же многие важные стороны рассматриваемого процесса вообще не подвергались специальному анализу. Так, до настоящего времени не исследованными остаются психолого-педагогические предпосылки воспитания начал патриотизма у дошкольников, сущность самого процесса, содержание и методические основы воспитательной работы детского сада в данном направлении, а также особенности осуществления этой работы в разных регионах страны. Недостаточная научная разработанность основ процесса воспитания начал патриотизма у дошкольников не могла не сказаться на практике работы детских садов, результатах, деятельности воспитателей.

Цель исследования: Изучить теоретические и методические особенности ознакомления старших дошкольников со своей родословной.

Объект исследования: Представления о родословной у старших дошкольников в теории и практике воспитания.

Предмет исследования: Пути и средства формирования представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Успешное формирование представлений о своей родословной у старших дошкольников возможно в условиях целенаправленной, систематической работы педагога с детьми и родителями, и зависит от чёткого отбора доступных детям знаний, отношений и умений, от максимального использования возможностей различных видов деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с идеалами социалистического общества. Интересы общества и семьи совпадают.

Государство и семья в процессе воспитания ставят перед собой единую цель и общие задачи и несут равную ответственность за формирование каждого ребёнка.

Органическое сочетание общественного и семейного воспитания обеспечивается тесным взаимодействием семьи, детских дошкольных учреждений, школы, детских и юношеских организаций, трудовых коллективов и общественности.

Социалистическая семья в корне отличается от семьи буржуазной и является семьёй нового, высшего типа, так как возникла на новой общественно-экономической основе. Она строится на новых брачных отношениях между мужчиной и женщиной, на чувстве взаимной любви, взаимного уважения и доверия, на основе равноправного союза, свободного от материальных расчётов и предрассудков, на основе моральной и юридической ответственности перед обществом за воспитание своих детей. Характерной чертой социалистической семьи является связь её интересов с интересами общества, с трудовой, созидательной деятельностью советского народа во всех областях коммунистического строительства. Трудовой стиль в семейной жизни оказывает положительное воспитательное влияние на детей. Посильное участие их в ведении семейного хозяйства воспитывает чувства собственного достоинства и трудовой семейной чести, приучает к взаимопомощи, бережливости в быту, умению хозяйствовать.

Новой чертой советской семьи является использование в воспитании детей революционных, боевых и трудовых традиций нашего народа.

Социалистическая семья отличается также новым характером взаимоотношений между её членами. Если в 6уржуазной семье в силу своего экономического положения главенствующим был мужчина и приниженными - женщина и дети, зависящие от него материально и морально, которые рассматривались как его собственность, как вещь «при своем хозяине», то в социалистической семье все члены равноправны. Социалистическая семья представляет собой первичный советский коллектив, т. е. такую группу людей, которая объединяется общей жизнью, общими интересами, общей радостью, а иногда и общим горем. Для неё характерно взаимное уважение, равенство, особый стиль советского демократизма.

Положение родителей в социалистической семье отличается от положения детей тем, что родители руководят семьей, а дети воспитываются в ней. Родители обязаны заботиться о детях, но вместе с тем они должны так воспитывать детей, чтобы дети (когда это потребуется) также проявляли заботу о своих близких, чтобы у них были сформированы прочные гуманные чувства, потребность и готовность оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Родители должны уважать личность и права ребёнка как члена семейного коллектива, должны понимать, что они не бесконтрольные хозяева в семье, а старшие, ответственные за воспитание люди. Воспитательная роль семьи в том и состоит, чтобы оказывать взаимовлияние на поведение детей, всех её членов и формировать у них комплекс чувств, потребностей, интересов, черт характера, отвечающих идеалам социалистического образа жизни.

Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребёнку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

Родина ... Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство советского человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм - животворный и неиссякаемый источник развития социалистического общества.

Выразителем и носителем подлинного патриотизма стал пролетариат - последовательный борец за освобождение трудящихся всего мира, за создание общества, свободного от эксплуатации.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Советский патриотизм унаследовал лучшие и богатые традиции прошлого, сложился на принципиально новой основе и является патриотизмом нового, высшего типа. В нём впервые органически слились любовь к родной отчизне и преданность социалистическому общественному строю. Патриотизм - могучий источник самоотверженного и героического труда и величайших свершений советских людей.

Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах советских людей, побуждал их всемерно заботиться о процветании своей Родины, а в годы тяжелых испытаний грудью защищать её от иноземных захватчиков.

В реформе общеобразовательной и профессиональной школы указывается на необходимость усиления воспитания подрастающего поколения в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, формирования чувства гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, любви к Родине. При этом необходимо учитывать особенности возрастной психологии и национальных культур.

Целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у детей начинается с дошкольного возраста, когда происходит фактическое становление личности, развитие нравственной её основы. Дошкольный возраст - это сензитивный период развития любви к родным местам, воспитания начал патриотизма.

Глава 1. Особенности ознакомления старших дошкольников

со своей родословной в условиях семьи и детского сада.

1.1 Генеалогия - наука о родословной.

Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию. Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи.

Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию.

Генеалогия есть история

того или иного рода во всех

проявлениях жизни ...

Л.М.Савелов

Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы.

Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах.

Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки: «Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц».

Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие «родословная» на Руси появилось в конце XV века.

Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют «генеологом».

Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан «Государев родословец».

При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы. Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все «славные и древние роды на службе у московских князей и царя».

При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо «Государева родословца» появилась «Бархатная книга», содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ «О наследовании после умерших…» ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон «Наследование имущества». С этого времени в России появляется понятие «восходящие» и «нисходящие» линии родства.

Уже в этот период возникает необходимость защищённости «родословца» от самозванства.

XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и «активизацией» деятельности «иных», недворянских, сословий; с другой стороны - бурным развитием исторической науки. Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин.

В 1786 году в свет вышел первый «Родословный российский словарь», в котором были отражены данные о дворянских родах по службе. Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов.

В начале XIX века вводится понятие «генеалогическое древо». Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество.

В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова. В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии.

В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге. Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский.

В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав «Общества любителей родословия». А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая (тогда ещё) всесоюзная конференция «Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования». Отдельная секция «Моя родословная» работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения «Отечество», проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв (а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы) считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству.

Генеолог Л.М.Савелов считал, что «доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины».

Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач. А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости.

1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать