Значение игры в системе обучения дошкольников изодеятельности
а занятиях изобразительного искусства необходимо стремиться к тому, чтобы дети постепенно и в системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой.

Дети, как правило, предпочитают цветной материал черно-белому, очень любят фломастеры, работать же красками дети иногда опасаются, поскольку плохо владеют живописной техникой. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве дети успешно осваивают разнообразные графические и живописные техники, начальные основы конструирования и художественной обработки различных материалов. Очень любят дети рисовать тушью - пером или кистью. Комарова Т. С., Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.

Важно помнить и о смене видов изобразительной деятельности в течение года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.), именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками. Сочетание на занятиях изобразительного искусства коллективных и индивидуальных форм работы - важное условие развития творчества. Оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы занятия и педагогических задач.

1.4 Игра как форма коллективной работы на занятиях изодеятельностью

Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование Божович Л. И. Очерки психологии детей. -- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. -- С. 71..

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.

При характеристике коллективной деятельности нам хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления класса, школы. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка. Различные попытки возможных объединений детей в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной работой воспитателя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.

Промежуточной формой воспитательного воздействия можно считать дифференцированный подход - целенаправленное воспитательное воздействие на группы детей, объединенных по сходным признакам. При этом педагог пользуется набором средств, наиболее эффективных для каждой группы в определенный воспитательный момент, это позволяет активнее воздействовать и на каждого ребенка. По сути дела, индивидуальный и дифференцированный подходы в области обучения и воспитания обуславливают друг друга. Широкое и последовательное осуществление индивидуального подхода к воспитанникам в группе из 15-30 человек неизбежно предполагает их мысленное разделение на подгруппы по общим и индивидуальным особенностям, например, один и тот же уровень нравственной или эстетической или какой-либо другой воспитанности. В свою очередь, дифференцированный подход обеспечивает индивидуальный подход к группе в 15-30-40 человек путем выделения подгрупп в зависимости от общих, а в каких-то отношениях различных черт, качеств воспитанников. Комарова Т. С., Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.

1.5 Значение игры в системе обучения

Как показывает опыт работы, необходимым условием эффективности развития художественного творчества детей является введение в структуру уроков изобразительного искусства отдельных игровых элементов и художественно-дидактических игр и использование элементов соревнования. Значение этого условия предопределяется прежде всего самой сущностью игры. Она заключается в воспроизведении детьми действий взрослых, помогающих познавать окружающую действительность. В качестве специфических игровых моментов выступают направленность на удовлетворение интересов ребенка, ярко выраженный самодеятельный характер, самоорганизация, творческое начало, удовлетворение и радость, получаемые в процессе и в результате игры, ее обращенность в будущее.

Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших и в дошкольном, и в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте. Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). -- Гомель, 2003.

Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера - изобразительная деятельность дошкольника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007.

На занятиях изобразительного искусства мы использовали в основном кратковременные игровые моменты, отдельные компоненты игры как средство усвоения необходимых знаний, умений и навыков, а также для осуществления преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего дошкольного возраста.

Для осмысления роли игры в процессе изобразительного творчества дошкольников, разработки конкретной методики ее применения мы использовали данные исследований игровых приемов в обучении изобразительной деятельности дошкольников (ЕА. Флерина, А.А. Волкова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова В.Н. Зинченко и др.), а также работы, посвященные этой проблеме применительно к дошкольному возрасту (А.А. Баранов, Т.Я. Шпикалова, В.С. Кузин и др.). Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. - Челябинск, 2006.

Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т.п. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение; в художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением; эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007. С. 320..

Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное.

Можно применять такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т.п. Они могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др. Как известно, классифицировать игры можно, например, по наличию в них следующих признаков: элемент ожидания и неожиданности - у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т.д.; элемент загадки - стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию; элемент движения - смешивать, выкладывать, переставлять - эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей; элемент соревнования - способствует повышению творческой активности детей (игры "Кто первый?", "Кто быстрее?", "Кто больше?" и т.п.); элемент поиска и находки - детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007. С. 321.

В школе дети принимают участие в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, играх-драматизациях, дидактических, подвижных. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развития художественно - творческой активности. Использование игровых приемов обучения, обыгрывание созданных образов вызывает яркий эмоциональный отклик у детей, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию. Особенно способствует повышению активности детей взаимосвязь изобразительной и театральной деятельности.

В процессе дидактических игр (парные картинки, разнообразные лото, домино, настольно-печатные игры и др.) дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции, форма, строение и др.), которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликации и др. Такие игры дети с удовольствием создают сами.

Глава 2. Разработка игровых занятий в системе обучения

Тема уроков: "Иллюстрирование русской народной сказки "Маша и медведь"

Цель: Научить выполнять иллюстрации к сказке. Развивать интерес и любовь детей к творчеству ведущих художников детской книги.

Задачи: Обучать умению простейшими средствами передавать основные события сказки, смысловую связь между предметами и героями в рисунке, формировать умение располагать лист бумаги по вертикали и по горизонтали в зависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе.

Материал:

Для детей: лист бумаги, графитный карандаш, акварельные или гуашевые краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

Для учителя: иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Лосина к русским народным сказкам; игрушечный мишка и кукла.

Методические рекомендации:

Содержание сказки изучается заранее, можно предварительно рассмотреть различные изображения людей и медведя в детских книжках.

До иллюстрирования сказки желательно, чтобы дети имели возможность, вылепить фигурки девочки и медведя. Дети наблюдают за движениями человека, чтобы использовать их в рисунках.

На уроки иллюстрирования сказки "Маша и медведь" в гости к ребятам могут прийти кукла и мишка. Они вместе с ребятами послушают педагога, посмотрят иллюстрации, а потом примут участие в творческой работе детей. Если в процессе рисования у детей возникнут трудности в передаче пропорций, положений рук, ног или лап во время движения, можно обратиться с просьбой к мишке или кукле показать те или иные движения, разные положения тела и внимательно их рассмотреть. Наши гости могут сказать свое мнение во время просмотра и при оценке детских рисунков в конце занятия.

Урок 1.

1. Вводная беседа.5 мин.

2. Игра "Расскажи сказку".5 мин.

3. Анализ иллюстраций художников.5 мин.

4. Словесное рисование.5 мин.

5. Подведение итогов.5 мин.

Урок начинается с вводной беседы, дети вспоминают главных персонажей сказки, место действия, а воспитатель демонстрирует иллюстрации Е. Рачева и В. Лосина. В игре "Расскажи сказку" дети расставляют иллюстрации последовательно, в соответствии с событиями, происходящими в сказке.

Затем можно сравнить изображения медведя и девочки у Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Лосина. Знакомство с разным образным решением одних и тех же персонажей поможет детям избежать подражания и по-своему изобразить главных героев сказки. В процессе анализа иллюстраций особое внимание обращают на выбор художниками формата иллюстраций, вытянутого по горизонтали или вертикали, размер изображения в листе, который зависит от композиционного замысла, на образную характеристику персонажей, на способы передачи сказочности, необычности происходящего.

Например, можно использовать иллюстрации Е. Рачева к сказкам "Маша и медведь", "Колобок" (встреча колобка и медведя), Ю. Васнецова к сказке К. Чуковского "Краденое солнце" (медведь) и др. Можно проанализировать средства художественной выразительности иллюстрации Ю. Васнецова к сказке "Три медведя", на которой изображена девочка, заблудившаяся в лесу. В темном, мрачном, сказочном лесу потерялась девочка. Ю. Васнецов расположил свою иллюстрацию вертикально для того, чтобы лучше передать высокие деревья густого, черного леса, чтобы мы почувствовали, как страшно маленькой девочке в этом дремучем лесу. И хотя деревья нарисованы во весь лист, а девочка - очень маленькой, мы сразу замечаем ее, понятно, что она - главная героиня. Это объясняется тем, что художник нарядил ее в яркое светлое платье, которое хорошо заметно на фоне огромных темных елей. Девочка подходит к избушке, которая больше нее по размеру.

Анализируя иллюстрации, педагог может задать детям такие проблемные вопросы; по вашему мнению, какой лес нарисован на картине сказочный или реальный. Почему главную героиню сказки, девочку, Ю. Васнецов нарисовал такой маленькой? Почему художник расположил свою иллюстрацию вертикально? и т.п. Воспитатель может помочь детям найти правильный ответ.

Затем все иллюстрации художников складывают и дети вместе с учителем выбирают наиболее выразительные сюжеты для своих работ, обдумывают их композиции. Во время словесного рисования детей просят рассказать, какой лист они возьмут, как его расположат, что будет. нарисовано, какого размера, что будет главным, что будет окружать персонажей, сколько места в рисунке будет отведено для изображения земли, неба, какого цвета будет фон иллюстрации и др. Можно попросить ребят закрыть глаза и постараться представить свой рисунок. Обдумывание композиции и словесное рисование помогают скорректировать замысел, конкретизировать его, избежать ошибок в изображении.

Поскольку детей часто затрудняет самостоятельный выбор выразительных сюжетов, и они, как правило, останавливаются только на одном - медведь несет за плечами короб, в котором сидит Маша, необходимо подсказать детям ряд событий, которые интересно проиллюстрировать:

Маша собирает грибы в лесу; она заблудилась; домик медведя, а к нему по лесной дорожке идет Маша; девочка в доме у медведя варит кашу; медведь возвращается домой с дровами; Маша и медведь подходят к дому, девочка к дому ближе и т.д.

Затем дети приступают к самостоятельной работе - выполняют рисунок иллюстрации.

Уже на первом уроке разрешается начать работу цветом, используя разнообразные художественные материалы. В конце занятия учитель подводит итоги работы.

Урок 2.

1. Вводная беседа.2 мин.

2. Анализ цветового решения иллюстраций художников.8 мин.

3. Самостоятельная работа.25 мин.

4. Подведение итогов.10 мин.

Урок начинается с беседы о цветовом решении иллюстрации. Для этого занятия воспитатель подбирает другие иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева к русским сказкам. При их анализе особое внимание детей педагог обращает на цветовое решение, средства художественной выразительности, которыми пользуется художник для передачи сказочности, необычности происходящего, для характеристики главных героев и пейзажа.

При выполнении иллюстрации дети совершенствуют свои умения и навыки работы художественными материалами, вспоминают последовательность заполнения листа цветом: от закрашивания больших плоскостей неба, земли, леса; от больших пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей. Учителю необходимо показать эти приемы работы красками на большом листе.

В конце занятия дети могут придумать названия к своим иллюстрациям или подобрать к ним соответствующие строчки из сказки. Следует организовать обсуждение выставленных работ.

Заключение

В процессе обучения изобразительному искусству дети овладевают умением анализировать художественное произведение. Как правило, сначала рекомендуется разглядеть сюжет картины, то, что на ней изображено, кто является героем, когда это было, а затем перейти к рассмотрению того, как это написано, как художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски, какой выбирает колорит, далее необходимо вернуться к общей образной и эмоциональной оценке полотна.

Теоретические основы обучения дошкольников рисунку, живописи и композиции базируются на традициях реалистического и абстрактного искусства, на их лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности.

Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность детей и, следовательно, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007. С. 327.

Литература

Божович Л.И. Очерки психологии детей. - М., 2006.

Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). - Гомель, 2003.

Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. - Челябинск, 2006.

Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.

Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007.

Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. - МГПИ, 2002.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях