Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.
Для расчёта времени активности мы использовали формулу:
Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%
Где:
А1,А2, Аn - количество учеников в группе
X1,X2, Xn - процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.
K - всего учеников в классе.
Далее мы использовали комплекс дидактических игр на уроке математики в 2 классе (приложение №4) при изучении темы «Стандартная единица объёма - литр».
§ 2. Анализ результатов пилотажного исследования
В ходе реализации пилотажного исследования были получены следующие данные.
«Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %)
Тип урока | главное, чтобы было интересно | с использованием игры | с использованием таблиц, схем, рисунков | |
Количество выборов | 51% | 28% | 21% |
Таким образом, 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса.
«Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» (в %)
Приёмы работы | Использование игр | Работа с учебником | Таблицы, схемы, рисунки | |
Количество выборов | 67% | 17% | 16% |
Таким образом, более половины детей от общей выборки - 67% отмечают желание видеть на уроке игры.
«Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?», (в %)
Частота использования | не очень часто | часто | очень часто | |
Количество выборов | 43% | 38% | 19% |
Таким образом, более половины детей от общей выборки - 43% отмечают не частое использование учителем игр на уроке.
«Как ты относишься к игре на уроке? », (в %)
Отношение | очень хочется участвовать | нет большого желания поддерживать игру | игра на уроке - пустая трата времени | |
Количество выборов | 87% | 13% | - |
Таким образом, более половины детей от общей выборки -87% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке
«Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? », (в %)
Отношение к использованию игры на уроке | очень большая | большая | затруднились ответить | |
Количество выборов | 64% | 19% | 17% |
Таким образом, более половины детей от общей выборки - 64% отмечают значение включения игры в урок как - очень большое.
Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.
§3. Анализ результатов формирующего исследования
Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.
Для расчёта времени активности мы использовали формулу:
Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%
Где:
А1,А2, Аn - количество учеников в группе
X1,X2, Xn - процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.
- всего учеников в классе.
Обычно, на уроках 5 учеников из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока. Два ученика пассивно относятся к занятиям и около 50% времени урока наблюдают за работой своих одноклассников.
Процент времени активности обычных уроков = (5*(100-10)/100 + 2*(100-50)/100 + 9*(100-0)/100) * 100 / 16 = 90,6 %.
Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только одн ученик 20% времени урока наблюдала за работой своих одноклассников.
Процент времени активности во время эксперимента = (1* (100-20)/100 + 15) *100/16 = 98,75 %.
В результате, усреднив данные по четырём показателям получим значения активности учениц до и после проведения педагогического эксперимента
Активность до эксперимента = (81+69+81+91)/4 = 81%
Активность после эксперимента = (100+94+94+99)/4 = 97%
Вывод
В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.
Заключение
В процессе работы над темой исследования на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Список литературы:
1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. / Г. С. Абрамова. - М., 1995.
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. / Г.С. Абрамова. - М., 1998.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. - СПБ.: Питер, 2002. - 288 с.4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. - М., 1968.
5. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. / Н. Е. Веракса. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 144 с.
6. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова- М.: Просвещение,1966. - 442с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб., 1997.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
9. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. / А. Гезелл. - М., 1989.
10. Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 3-18.
11. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. / Л.В. Занков.- М., 1968.
12. Коломенских Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е. А. Панько. - Минск, Университетское, 1988, - 223с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М., 1975. - 548 с.
14. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 73 - 75.
15. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. / О. В. Лишин. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 256 с.
16. Менчинская Н. А. проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка. / Н. А. Менчинская. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 448 с.
17. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. / В. С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1999. - 640 с.
18. Немов. Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
19. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.
20. Психология. Учебник. / Под. Редакцией А. А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ, 2001. - 584 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2005. - 738 с.
22. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003. - 800 с.
23. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1987.
24. Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования / Л. М. Фридман. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 288 с.
25. Харламов И. Ф. Педагогика. / И. Ф. Харламов. - М., 1990.
26. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6 - 20.
27. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.
28. Якобсон П. М. Психология чувств и эмоций. / П. М. Якобсон. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 303с.
Приложение №1
Анкета «Выявления отношения детей к игре на уроке»
1. Какие уроки ты больше всего любишь?
- с использованием таблиц, схем, рисунков,
- главное, чтобы было интересно,
- с использованием игры,
- урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,
- не люблю любые уроки,
- не знаю, мне всё равно.
2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?
- таблиц, схем, рисунков,
- разных игр,
- самостоятельных работ,
- работ с учебником,
- индивидуальной работы по карточкам.
3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
- очень часто,
- часто,
- не очень часто,
- изредка,
- никогда.
4. Как ты относишься к игре на уроке?
- очень хочется участвовать,
- нет большого желания поддерживать игру,
- игра на уроке - пустая трата времени.
5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
- очень большая,
- большая,
- не очень большая,
- небольшая,
- никакой пользы,
- не знаю.
Приложение №2
Методика использования дидактических игр на уроках математики в 2 классе при изучении темы «Стандартная единица объёма - литр»
Тема: Стандартная единица объёма - литр.
Время изучения - 3 часа (непрерывного времени).
Цель урока: формировать понятие у учащихся о стандартной единице объёма - литр.
Оборудование урока: индивидуальные дощечки, покрытые тонким слоем пластилина, горох (любая крупа или мелкие бусинки); набор, состоящий из пяти одинаковых пластиковых непрозрачных стаканов, пластиковых прозрачных стаканов, стеклянных прозрачных стаканов, стеклянных непрозрачных стаканов, пластиковых коробок (из- под печенья), картонных коробок небольшого размера, небольших баночек ( из-под детского питания), и литровых банок; одинаковые графины; детские ведёрочки; индивидуальные пластиковые доски для работы маркером; «Толковый словарь русского языка» С. Н. Ожегова; альбомные листы, четыре листа ватмана, фломастеры, восковые мелки и карандаши, карточки со словами - «сосуд», «суд», «судно», «посуда»; колокольчик; заготовки работ в технике папье-маше (выполненные детьми на предыдущем уроке); карточки с символическим изображением эмоционального настроения; магниты.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной цели.
3. Актуализация изученного материала.
4. Изучение нового материала.
5. Физминутка.
6. Изучение нового материала.
7. Домашняя работа.
Особенности данного занятия:
- гибкая структура занятия;
- включение разнообразных дидактических игр в урок;
- дискуссии как форма организации обучения;
- диалог как форма организации обучения;
- деловое общение детей;
- интенсивная деятельность учащихся по изучению темы;
- форма обучения - групповая (класс делиться на примерно равные по количеству человек группы, столы ставятся соответствующим образом).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
За несколько минут до звонка, когда уже все дети находятся в классе, учитель предлагает детям игру «Рубка дров».
Цель этой игры: дать возможность всем детям окончательно проснуться, настроить на активную деятельность и всецело повысить эмоциональное состояние класса.
У. - Ребята, кто из вас хоть раз рубил дрова?
У. - Обратите внимание на то, как нужно держать топор и в каком положении должны находиться ноги, когда рубишь дрова.
Мы с вами поиграем в игру «Рубка дров».
А сейчас встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить.
У. - Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!». Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Будьте внимательны, через две минуты, когда я позвоню в колокольчик, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов, после, каждый может сказать мне, сколько чурок он перерубил. Начинаем рубку дров.
Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама. Давайте послушаем тишину.
Итак, сколько же чурок вам удалось перерубить за две минуты.
У. - Ну вот теперь, что вы все готовы к работе. Здравствуйте, ребята! Садитесь. А сейчас, как в начале каждого рабочего дня давайте каждый определит свой «прогноз погоды».
Цель данного упражнения: С помощью данного упражнения учитель даёт ребёнку понять, что он признаёт за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время решается также важная воспитательная задача - другие дети учатся уважать состояния и настроения другого человека.
У.- Достаньте карточки и выберите ту, которая соответствует вашему настроению сегодня.
У.- Положите карточки перед собой на парту, чтобы все могли видеть ваше настроение.
(Учитель в это время может провести диагностику - обратив внимание на состояние ребенка и проследив его динамику).
У. - Ребята, посмотрите внимательно вокруг, может быть у рядом сидящего с вами товарища плохое настроение, давайте будем внимательны по отношению друг к другу.
2. Постановка учебных целей и задач.
У.- Сегодня у нас с вами много работы. Давайте начнем, не теряя ни минуты. Но для начала давайте подумаем и скажем, каким вы хотите, чтобы получился наш с вами урок?
У. - Как вы поможете помочь мне, чтобы урок получился таким?
3. Актуализация знаний и умений полученных ранее.
У. - Тогда давайте начнём наш урок. Только скажите, какой сегодня день?
У. - Какое сегодня число?
У. - Какой сегодня месяц?
У. - Какое время года?
У. - Какой год?
У. - Который час?
У. - Сколько прошло времени от начала урока?
У. - Значит, уже целых пять минут прошло от нашего урока. Давайте же начнём, чтобы не терять времени.
У. - На предыдущих уроках вы учились решать задачи. У меня для вас есть пять интересных задач, выполняя которые вы можете проверить, как вы научились решать задачи. Посмотрите внимательно на доску. Сейчас каждый для себя прочитает задание. (Открывается створка доски и дети, могут видеть записанные в столбик задания).
Задания:
1) Бабушка связала внукам 5 пар рукавиц. Сколько рукавиц связала бабушка внукам?