Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление

Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление

58

Федеральное агентство по образованию РФ

ПГПУ им. В.Г.Белинского

Факультет начального и Кафедра русского языка и

специального образования методики его преподавания

в начальных классах

Дипломная работа на тему:

Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление

Студент Семина О.В.

Научный руководитель

к.п.н., доцент Л.Д.Мали

Консультант

к.п.н., доцент Н.В.Тупарева

Рецензент

директор МОУ ДОД

«ДД(Ю)Т» Н.П.Воронкина

Зав. кафедрой

русского языка и

методики его преподавания

в начальных классах

к.п.н., доцент Л.Д.Мали

Пенза, 2010

Содержание

Введение

1.Теоретико-методологические основы работы над исправлением акцентологических ошибок

1.1 Русское словесное ударение

1.2 Причины изменения и колебания русского ударения

1.3 Активные процессы в области современного ударения

1.4 Причины акцентологических ошибок

1.5 Наиболее частотные ошибки в речи учащихся

1.6 Психолого-педагогические условия эффективности работы над исправлением акцентологических ошибок

2. Методика работы над акцентологическими ошибками в речи

2.1 Сопоставительный анализ программ и учебников по проблеме предупреждения и исправления акцентологических ошибок

2.2 Знакомство с понятием «ударение» в 1 классе

2.3 Система упражнений, направленных на исправление и предупреждение акцентологических ошибок

Заключение

Библиографический список

Введение

Акцентология (от лат. accentus - ударение, акцент и греч. logos -- слово, учение) - раздел языкознания, изучающий акцентные средства языка. Имеет несколько аспектов: описательный, сравнительно-исторический, теоретический. Описательная акцентология исследует фонетические, фонологические, грамматические свойства просодических средств. Предмет сравнительно-исторической акцентологии - исторические изменения акцентных систем, их внешняя и внутренняя реконструкция. Теоретическая акцентология изучает системные отношения просодических средств, и» роль в структуре значимых единиц, языковые функции. В языках мира используются различные акцентные системы: монотония (разные виды силового ударения), политония (музыкальное ударение, тон). В славянских языках в качестве словесного акцента выступают монотоническое (динамическое) ударение (в русском, польском, болгарском), политоническое (музыкальное) ударение (в сербскохорватском) и долгота (в русском). В истории языка акцентные системы могут сменять одна другую: древнее музыкальное ударение в большинстве слав, языков, в т. ч. русском, изменилось на динамическое.

Русское ударение, в частности его подвижность, находит отражение уже в грамматиках М. Г. Смотрицкого, М. В. Ломоносова, Н. И. Греча. Объектом научного рассмотрения оно впервые становится в трудах А. X. Востокова, выделившего его в самостоятельный раздел грамматики, а затем Я. К. Грота и А. А. Потебни. Термин «А.» был введён в науку Р. Ф. Брандтом, книга которого «Начертание славянской акцентологии» (1880) явилась первым печатным трудом по сравнительной акцентологии славянских языков.

В современных исследованиях по русскому ударению (с начала 60-х гг.), описана система акцентных единиц в словоизменении и словообразовании всех грамматических разрядов слов, роль ударения для выражения грамматических противопоставлений, выявлены закономерности и правила ударения, влияние различных факторов (грамматического, семантического, прагматического, фонетического), разрабатываются научные принципы описания.

В школьной программе по русскому языку для начальной школы акцентология представлена недостаточно, тогда как, на наш взгляд, ее изучение является важным звеном овладения правильной речью, что и определяет выбор нами темы работы.

Тема исследования «Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление» актуальна и интересна, так как является одной из самых сложных тем при изучении русского языками в начальных классах.

Целью работы является анализ особенностей изучения акцентологии на уроках русского языка в начальной школе по программе «Гармония».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть некоторые нормы русского словесного ударения;

- проанализировать причины произносительных ошибок в русском языке

- рассмотреть типичные орфоэпические ошибки учащихся и пути их преодоления;

- выявить условия эффективности работы над формированием правильного произношения;

- провести сравнительный анализ учебников по русскому языку по программам «Гармония» и «Школа 2100» на предмет изучения акцентологии;

- определить методы и приемы изучения правильной постановки ударения в младших классах по учебной программе «Гармония»;

- провести эксперимент по формированию умения правильности постановки ударения в словах учащимися начальной школы на основе программы «Гармония»;

- сделать выводы по всему содержанию работы.

Объект исследования - акцентологические нормы, особенности их изучения в современной лингвистике.

Предмет - формирование у учащихся начальных классов стремления к соблюдению акцентологических норм.

В основе работы лежит следующая гипотеза: при систематической работе над правильностью постановки ударения с использованием всех достижений методической мысли мы добьемся более осознанного результата в умении учащихся начальной школы соблюдать орфоэпические нормы в области ударения.

Структура: дипломная работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи исследования, основной части, состоящей из теоретической главы и экспериментальной части, заключения, подводящего итоги анализа проблемы, списка использованной литературы.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в практике работ учителя начального звена, а также их привлечения к дальнейшему научному осмыслению проблемы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы работы над исправлением акцентологических ошибок

1.1 Русское словесное ударение

Особенности русского ударения.

Ударение - один из важнейших элементов устной речи. В русском языке его значение особенно велико, так как оно служит средством различения слов (лемкарство - лекамрство, мемтчик - метчимк, консервамторский - корсерватомрский, рефлемкторный - рефлектомрный) и грамматических форм (струным - струмны, стеклам - стёкла, водым - вомды).

В устной речи существует большое количество колебаний, возникающих под влиянием местных говоров, просторечия, наконец, под влиянием родного языка говорящего, если он нерусский. А между тем область ударения, пожалуй, в большей степени, чем другие области устной речи, привлекает к себе внимание слушателей. Выработка навыков правильной постановки словесного ударения обязательна для каждого человека, овладевающего культурой речи.

Что же такое словесное ударение? Каждое слово, как правило, состоит из одного или нескольких слогов. Если в слове два или больше слогов, то они произносятся неодинаково. Один из слогов выделяется. Это выделение и называется словесным ударением.

Ударяемый слог может выделяться благодаря большей длительности гласного. Это так называемое количественное ударение. Оно было свойственно древним языкам - греческому и латинскому. (Русский язык и Культура речи. А.И. Дунев и др. под ред. Черняк В.Д., стр.115)

Существует также динамическое, или силовое, ударение, при котором ударяемый слог выделяется большей произносительной силой. Этот достаточно распространенный тип ударения свойствен русскому, английскому, французскому, польскому, венгерскому и другим языкам. Силовое ударение в русском языке выполняет несколько важных функций:

Выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию;

Играет роль важного смыслоразличительного средства;

Участвует в ритмической организации не только поэтической, но и прозаической речи.

В русском языке ударение разноместное, то есть свободное. Это значит, что оно не закреплено за каким-то определенным слогом или за какой-то определенной частью слова, например, за основой или окончанием. Оно может падать на любой слог слова: вомлос, воломсик, волосамтый, волосяномй. В некоторых словах ударение значительно удалено от конца слова. Ударным может быть четвертый слог от конца (рамдоваться), пятый (исслемдование), шестой (времзывающийся), седьмой (выкарамбкивающимися) и даже десятый (вымкристаллизировавшемуся). Ударными могут оказаться разные морфологические части слова: бромсить - корень, бросамть - суффикс, вымбросить - приставка; лист - корень, листомк - суффикс, листам, листум, листомм - окончание.

Именно разноместность ударения в русском языке является причиной того, что в речевой практике могут параллельно существовать два и более акцентных варианта. Они различаются между собой или в лексическом, или в грамматическом, или в стилистическом отношении.

Когда мы говорим о различии лексическом, то имеем в виду семантику слов, то есть появление самостоятельных значений с изменением места ударения в слове. Достаточно сравнить такие слова, как харамктерный (упрямый) и характемрный (с резко выраженными особенностями, чертами), безомбразный (не заключающий в себе художественных образов) и безобрамзный (крайне некрасивый), чтобы понять, что разница в ударении делает их разными словами с самостоятельным значением. Поэтому говорящему необходимо точно знать место ударения в слове.

Разноместность ударения является также важным средством различения грамматических форм. Иногда это формы одного и того же слова, например, струным - родительный падеж единственного числа слова струнам и струмны - именительный падеж множественного числа этого слова; то же самое при сопоставлении форм сестрым - сёстры. Глаголы насыпамть и насымпать, разрезамть и разремзать, рассыпамть и рассымпать различаются по видовой принадлежности: первые - глаголы несовершенного вида, вторые - глаголы совершенного вида. В других случаях это формы двух слов, например, памли - прошедшее время глагола пасть и палим - повелительное наклонение глагола палимть, момю - 1-е лицо единственного числа настоящего времени глагола мыть и моюм - притяжательное местоимение моям в винительном падеже.

Бывает и так, что сосуществующие акцентные варианты не различаются ни в лексическом, ни в грамматическом отношении. Тогда один из вариантов признают соответствующим норме, а другой отвергают как диалектный, просторечный, профессиональный, архаичный и т.д. (глагольные формы с ударением на первом слоге: дамришь, вемртишь - современные, с ударением на втором: даримшь, вертимшь - устарелые).

Иную стилистическую окраску имеют такие слова, как момлодец, демвица, богамтырь, семребро, шелкомвый. Их фольклорное происхождение служит причиной присущего им особого народно-поэтического колорита. Соответствующие им стилистически нейтральные слова литературного языка - молодемц, девимца, богатымрь, серебром, шёлковый.

Лишь привычное ударение в слове облегчит слушателям понимание его смысла. А стоит изменить место ударения, как понимание будет затруднено. Более того, произнесение слова с непривычным для слушателя ударением, равно как и варианты ударения в одном и том же слове, непременно привлекут его внимание и, следовательно, помешают восприятию дальнейшей информации. Вот почему знание акцентных вариантов, принятых в качестве нормативных, необходимо каждому человеку.

Сложность в усвоении законов русского ударения связана не только с тем, что оно разноместное, но и с тем, что оно подвижное. Это значит, что при образовании разных грамматических форм слова ударение часто перемещается с одного слога на другой. В некоторых случаях это не наблюдается ( Русский язык и Культура речи. А.И. Дунев и др. под ред. Черняк В.Д., стр.121) Например, слово книмга во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет ударение на основе: книмги, книмге, книмгу, книмгой, книмгам, книмгами, о книмгах. Однако при склонении слова ногам ударение падает и на окончание: ногам, ногим, ногем, номгу, ногомй, о ногем; номги, ногамм, ногамми, о ногамх.

Грамматически однородные слова не имеют общих законов движения ударения, а это часто вызывает затруднения: у многих односложных имен существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа ударение ставится на окончании: бинт - бинтам; блин - блинам; винт - винтам; жгут - жгутам; зонт - зонтам; ковш - ковшам; крюк - крюкам; шест - шестам. У других существительных ударение остается на основе: воз - вомза; долг - домлга; мир - мимра; род - ромда; стог - стомга; фронт - фромнта; штаб - штамба.

Следует обратить внимание на то, что у некоторых существительных, имеющих в родительном падеже единственного числа ударение на основе, при сочетании с числительными 2, 3, 4 ударение переходит на окончание: ряд, рямда, но 2, 3, 4 рядам; шаг, шамга, но 2, 3, 4 шагам; шар, шамра, но 2, 3, 4 шарам.

Нет единообразия в системе ударения также при изменении двусложных и трехсложных существительных мужского рода. Часто в косвенных падежах происходит перенос ударения с основы на окончание: багамж - багажам; валумн - валунам; весельчамк - весельчакам; карандамш - карандашам; миндамль - миндалям; секретамрь - секретарям; соловемй - соловьям; тирамж - тиражам.

Однако во многих словах такой перенос не наблюдается: вопромс - вопромса; оскомлок - оскомлка; перехомд - перехомда; примгород - примгорода; прицемл - прицемла; пролимв - пролимва; раздемл - раздемла. Нередко вызывает затруднение постановка ударения в винительном падеже единственного числа имен существительных женского рода. У некоторых существительных, имеющих ударение на окончании, ударение сохраняется там и в этой форме: веснам - веснум; избам - избум; норам - норум; овцам - овцум; полыньям - полыньюм; соснам - соснум; статьям - статьюм. У другой группы существительных такого типа в винительном падеже ударение переносится на основу: водам - вомду; головам - гомлову; горам - гомру; зимам - зимму; ногам - номгу; стенам - стемну; ценам - цемну.

Некоторые односложные имена существительные мужского и женского рода, когда они в сочетании с предлогами В и НА приобретают обстоятельственное значение, произносятся с ударением на последнем слоге:

бор - о бомре, но: в борум;

печь - о пемчи, но: в печим, на печим;

ряд - о рямде, но: в рядум;

снег - о снемге, но: в снегум, на снегум;

степь - о стемпи, но: в степим;

тень - о темни, но: в теним;

цепь - о цемпи, но: в цепим, на цепим.

В родительном падеже множественного числа существительные женского рода произносятся то с ударением на основе: гамваней, мемстностей, омтраслей, помчестей, примбылей, промписей; то с ударением на окончании: должностемй, крепостемй, новостемй, повестемй, скатертемй, скоростемй, четвертемй.

Многие краткие прилагательные без суффиксов в основе или с суффиксами -Н-, -Л-, -К-, -ОК- обычно имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единственного числа женского рода, где ударение переходит на окончание:

вемсел, веселам, вемсело, вемселы;

времден, вреднам, времдно, времдны;

гомлоден, голоднам, гомлодно, гомлодны;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать