Анализ и планирование урока иностранного языка в общеобразовательной школе

Анализ и планирование урока иностранного языка в общеобразовательной школе

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ)

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАФЕДРА АНГЛИЙСКОЙ ФИЛОЛОГИИ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Допустить к защите в ГАК зав.кафедрой английской филологии, кандидат филологических наук

____________________ Коваленко Н.С.

Зав.кафедрой ТиМПИЯ, кандидат педагогических наук

_________________________ Игна О.Н.

АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выпускная квалификационная работа

Автор работы

студентка гр.2629 ИЯ, 4 курса

Безносова Оксана Александровна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой ТиМПИЯ

_________________ Игна О.Н.

Квалификационная работа защищена

Оценка: «______________________»

Председатель ГАК ______________

ТОМСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Анализ планирование урока иностранного языка в общеобразовательной школе как показатели уровня сформированности профессиональной компетентности учителя иностранного языка

1.1 Специфика урока иностранного языка

1.2 Типы уроков иностранного языка

1.3 Анализ урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

1.4 Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

ВЫВОДЫ К I-Й ГЛАВЕ

Глава II. Методические рекомендации по анализу и планированию урока иностранного языка3

2.1 Методические рекомендации по анализу урока иностранного языка

2.2 Методические рекомендации по планированию урока иностранного языка

2.3 Опытно-экспериментальное исследование

ВЫВОДЫ КО II-Й ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен учителем, «пропущен» через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном и технологическом уровне. Проведение урока есть реализация плана, намеченного учителем, то есть качество и успешность проведения урока в значительной степени зависят от качества плана урока.

При нынешней роли учителя как организатора деятельности учащихся на уроке возрастают требования к его профессионализму, основой которого выступает методическая компетенция учителя. Умение спланировать свою педагогическую деятельность в целом, так и конкретный урок, является одним из необходимейших умений в работе учителя. В становлении данного умения учителю оказывается посильная помощь со стороны авторов УМК, но, как известно, ни программа, ни учебник не могут предоставить учителю готовую схему урока. Он должен конструировать его сам Садомова, 1989 : 14. Вместе с тем, пользуясь готовыми методическими разработками и указаниями из книг для учителя и не чувствуя необходимости в их адаптации к имеющимся условиям, индивидуальным особенностям учащихся, другим важным факторам, присутствующим в учебном процессе, учитель ограничивает себя в творчестве по самостоятельной переработке и разработке материалов для плана урока, да и самого плана в целом.

Планирование урока предоставляет каждому учителю возможность проявить свои творческие способности и умения, основой которых являются такие качества, как самостоятельность в принятии ответственных решений, постановке цели и выработке индивидуальной стратегии ее достижения, а в целом думать и действовать в профессиональной области независимо от чужой воли, обстоятельств, собственных страхов Тамбовкина, 2000 : 63.

Умение оптимально планировать уроки, отбирать адекватные средства обучения, вовремя реагировать на изменения в учебном процессе находятся в прямой зависимости от умения учителя анализировать свою собственную деятельность на уроке и внеурочных занятиях с учащимися с точки зрения закономерностей обучения иностранному языку и своевременно корректировать ее. В научном самоанализе своей профессиональной деятельности заключается рефлексивная функция учителя. К этой функции относятся умения наблюдать за своей деятельностью и деятельностью каждого ученика, анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, вскрывать причины явлений, обстоятельств. Далеко не все учителя имеют представления о многообразии показателей эффективности урока, схем и объектов анализа урока. Вместе с тем, умения провести качественный анализ и самоанализ урока выступают определенным индикатором теоретической и практической подготовки учителя. Умения анализировать урок свидетельствуют о развитии умений планирования.

В связи с этим, тема выбранной работы видится нам актуальной.

Теоретические основы исследования. В своем исследовании мы опирались на труды И.Л.Бим, Е.И.Пассова, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Г.А.Китайгородской, Р.П.Мильруда, И.А.Зимней, Н.Д.Гальсковой, Н.И.Гез, П.Б.Гурвича, В.Л.Скалкина, А.А.Смирнова и др.

Объект исследования - планирование и реализация обучающей деятельности учителя английского языка средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования - методические особенности планирования и реализация обучающей деятельности учителя английского языка средней общеобразовательной школы.

Цель исследования - обоснование и разработка методических рекомендаций по анализу и планированию урока английского языка средней общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать специфику и типологию урока иностранного языка;

2. Определить методические основы анализа и планирования урока иностранного языка как компонента профессиональной компетентности учителя иностранного языка;

3. Разработать методические рекомендации по анализу урока иностранного языка;

4. Разработать методические рекомендации по планированию урока иностранного языка;

5. Провести экспериментальное обучение, сделать выводы и подвести итог результатов.

Гипотеза исследования:

Процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе будет более эффективным, если создаются оптимальные условия для применения методических рекомендаций по анализу и планированию урока английского языка средней общеобразовательной школы.

Под оптимальными условиями понимаются следующие:

1. Планирование моделей урока как английского языка как непрерывный процесс, в рамках которого обеспечивается комплексный подход;

2. Планирование учебного процесса, направленного на повышение эффективности урока английского языка с помощью разнообразных приемов организации учебной деятельности на уроках иностранного языка.

В ходе работы используются следующие методы исследования:

наблюдение за учебным процессом обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе, анализ планов-конспектов, наблюдение за экспериментальным обучением.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа Тисульского района Кемеровской области. Исследованием было охвачено 57 педагогов школы.

Теоретическая значимость состоит в том, что теоретически обоснованы, разработаны, апробированы методические рекомендации по анализу и планированию урока английского языка средней общеобразовательной школы.

Практическая значимость заключается в возможности разработки методических рекомендаций по планированию и реализации обучающей деятельности учителя английского языка общеобразовательной средней школы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Глава I содержит 4 параграфа, в которых говорится о специфике урока иностранного языка, дана типология уроков иностранного языка, глубоко раскрываются понятия анализа и планирования уроков иностранного языка. Во II главе содержатся методические рекомендации по анализу и планированию урока иностранного языка, а так же опытно-экспериментальное исследование. Список литературы включает 50 источников. Есть приложения к работе.

ГЛАВА I. Анализ и планирование урока иностранного языка в общеобразовательной школе как показатели уровня сформированности профессиональной компетентности учителя иностранного языка

1.1 Специфика урока иностранного языка

У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка Скалкин, 2008 : 98].

Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. [Негневицкая, 2007 : 14].

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему :

ѕ учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

ѕ каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания [Негневицкая, 2007: 16].

При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся, являются центром познавательной активности на уроке.

Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.

Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей.

К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им. Овладение любым предметом вообще, а иностранным языком в большей мере, возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую деятельность.

Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности как для учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель и как учатся у него школьники Махмутов, 1981 : 25].

Тщательная подготовка к уроку иностранного языка - это другая возможность повысить его действенность.

Овладение языком осуществляется прежде всего на уроке. Современный урок иностранного языка это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить «прибавку» к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка.

Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития Морозова, 1999 : 28].

Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.

В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.

В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Эго возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит постоянно в рабочем состоянии.

В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем

личности каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся речевые задания, проблемные задания.

Таким образом, урок как сложное образование играет решающую роль в овладении учащимися иностранным языком. Урок иностранного языка требует особенно тщательной подготовки. На нем формируются и развиваются речевые навыки и умения.

Глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует рассматривать как еще одну возможность повышения действенности урока иностранного языка.

В глазах школьников учитель - прежде всего носитель преподаваемого им иностранного языка. Следовательно, первое, что от учителя ожидают учащиеся - это хорошее практическое владение преподаваемым языком.

Ученик воспринимает учителя иностранного языка как филологически образованного человека, знакомого с иноязычной культурой, интересного собеседника на родном языке. Учитель "представляет" школьникам культуру народов стран изучаемого языка, знакомит их с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, писателями, художниками и т.д.

Учитель образовывает, воспитывает и развивает учащихся. Он вдохновляет школьников на изучение иностранного языка, организует процесс овладения им. Учитель создает атмосферу иностранного языка, условия для овладения им, обеспечивая ощутимое продвижение школьников вперед Ахметгалиев, 2006 : 58.

Подводя итого вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а так же речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на «вхождение» в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий.

1.2 Типы уроков иностранного языка

В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков, но общепризнанной классификации нет. Все же большинство исследователей считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие его типы: объединенный или комбинированный урок; урок изучения нового; урок закрепления; урок повторения или повторительно-обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навыков - контрольно-обобщающий урок.

1. Объединенный или комбинированный урок. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников английского языка во 2-4 классах под редакцией М.З.Биболетовой и др. состоит в том, что они построены поурочно, а главное - на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний. Структура уроков комбинированного типа может быть такой:

проверка домашнего задания;

подготовка к усвоению новых знаний;

объяснение нового материала;

закрепление изученного материала;

задание на дом [Поляков, 1974 : 79].

Возможно и несколько другое расположение составных частей комбинированного урока. Например:

1) изучение нового материала;

2) закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного;

3) задание на дом;

4) подготовительная работа к изучению новой темы.

На уроке комбинированного типа его составные части повторение или проверка, изучение и закрепление нового - по своему объему и времени представлены более или менее равномерно.

2. Урок изучения нового. Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания учащихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают детей к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала.

Структура данного типа урока такова:

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать