Анализ современных технологий обучения истории
нновационное обучение, как процесс и результат учебной и официальной деятельности. Оно ориентированно на формирование готовности личности к динамическим изменениям в социуме, за счет развития способности к творчеству.

Таким образом, инновационное обучение ориентированно на динамические изменения в окружающем мире, учебная и образовательная деятельность ориентируется на развитие различных форм мышления, творческих способностей.

Традиционное образование реализуется "в совершенном исходе из прошлого", а инновационное функционирует в контексте сегодня, ориентируясь на будущее.

Развитие инноватики в Украине связанно с массовым граждан-ско-педагогическим движением, возникшим в результате споров между общественными потребностями, касающимися развития и функционирования учебно-воспитательской системы. Педагогическая инноватика - учение о создании оценивании, освоении, и использовании педагогических инноваций. Педагогическая инноватика основана постоянном поиске и предложении новых социально-эффективных технологий обучения и воспитания, результатом которых, должно быть формирование высокоадаптированной к изменяющимся условиям к активно-деятельной творческой личностью, которая умеет анализировать преодолевать многие трудности.

Но необходимо отметить, что не всегда и не везде установление нового обеспечивает положительные результаты, не каждое нововведение рациональное, прогрессивное, часто дестабилизирует функционирование педагогической системы, создает трудности для педагогов и их воспитанников.

Создание утверждения, существование нового как целостного феномена, есть стержень, ядро инновационного процесса, компонент которого составляет инновация.

Инновация - нововведение, изменение, обновление; новый под-ход, создание качественно нового. Иногда инновацией считают использование известного с небольшим изменением, модификацией. Инновации - предмет особенной деятельности человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами, способами, и желает не только новизны содержания, а и качественно новых результатов.

Говоря о сочетании традиционного и инновационного необходимо отметить такую особенность, как взаимопревращение инновации и традиции. Сосуществование нормы и инновации, которые динамично взаимодействуют, развиваются, является существенным для педагогической инноватики. Норма сохраняет то, что существует, а инновационная деятельность его изменяет.

Варианты взаимодействия инновации и нормы, могут находиться в рамках восприятия нового, как патологии до превращения нормы в безрезультатность. Новое может означать как отхождение от нормы, нарушения ее, так и необычное использование. Часто происходит выведение инновации из нормы.

Передовое часто сохраняет в себе много элементов традиционного, что ярко проявляется в педагогике. Это свидетельствует о необходимости бережного отношения к традиции, в которой зарождается и формируется, функционирует новое.

Познание особенностей зарождения, развития, функционирования, а также существенных признаков таких феноменов как норма, новое, новизна, усовершенствование, занимается инноватика, призванная обеспечивать эффективное развитие общества зависимо от нужд практики. Ее поисковый потенциал может быть использован в слабой сфере человеческой деятельности, в частности и педагогической. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.290.

Говоря о сочетании традиционного и инновационного, необходимо упомянуть и инновационные образовательные процессы, которые и есть процессы создания, освоения и использовании педагогических технологий.

И инновационные процессы отличаются от стабильных или традиционных.

Основу и содержание инновационных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой состоит в обновлении педагогического процесса, внесение новосозданий в традиционную систему, это предусматривает высшую ступень педагогического творчества и, прежде всего педагогов новаторов.

В широком смысле понимания к педагогам-новаторам принадлежат все педагоги, которые работают творчески, стремятся к обновлению своих педагогических и воспитательных способ. В узком смысле педагоги-новаторы считают автора новой педагогической системы.

О сочетании инновационнонового и традиционного способов можно сказать, что они очень тесно сосуществуют, происходит взаимопревращение инновации в традицию и из традиции зарождается новая инновация. Часто сочетание этих форм выражается в небольшой модификации традиционного инновационным.

Но необходимо отметить, что существование одного без другого невозможно. Инновация рождается из традиции, а затем опять эта же инновация со временем превращается в традицию.

Таким образом, во второй главе автор попробовал дать определение понятию инновация, осветить проблемность современных инновационных подходов в обучении и сравнить традиционную систему образования с инновационной; попытался вкратце осветить названия большого класса современных технологий, которые определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

В данной главе представлен большой объем теоретического материала касаемо технологий развития инноваций, но тема очень обширна и требует дальнейшего более детального рассмотрения. Она имеет методическую ценность для студентов-историков, как материал для изучения.

1.3. Роль инновационных технологий в обучении истории

В методической литературе на сегодняшний день довольно мало информации о новейших технологиях преподавания. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей редакцией В.С. Кукушина. - Серия Педагогическое образование. - Ростов на Дону: МАРТ, 2002. -С.21.

Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества. Реализация принципов открытого образования приводит к качественным изменениям во всех элементах педагогической системы, включая характер самого знания, формы и методов организации образования, роль преподавателей и учащихся в учебном процессе. Среди существенных черт и функций новой образовательной системы оказываются фундаментализация, гуманитаризация, информатизация, индивидуализация обучения. Их реализация требует изменения подходов не только к содержанию образования, но и к формам образовательной деятельности.

Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин) Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (анализ зарубежного опыта). - Рига: ЭКСПЕРИМЕНТ, 1998.-С.38..

В системе образования понятие "педагогическая технология" употребляется в трех категориях: общепедагогическая, частнометодическая (предметная), локальная (модульная, представляющая собой технологию отдельных частей учебно-познавательного процесса), отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств. Технология урока, технология повторения, технология коррекции и контроля учебного материала, технология самостоятельной работы и др. Примером локальной технологии можно рассматривать модульную технологию.

Модульные технологии обучения истории

Преподавание в школе требует обновления, методики в большей мере, чем в основной. Старшей школе предъявляются новые требования к организации учебной деятельности школьников, предпринимаются попытки ее технологизации, то есть разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условий взаимодействия обязательных, взаимосвязанных средств, приемов и методов, объединенных в систему, которая гарантирует прогнозируемый результат. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998.-С.37-43.

В связи с этим, в старшей школе постепенно набирает популярность модульная технология, получившая известность с 1972 года, когда в педагогике она называлась " модульная система". Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989.-С.63.

После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, где обсуждались проблемы образования взрослых, модульная система (технология) была признана как наиболее эффективная для непрерывного обучения не только для взрослых, но и для старшеклассников. Этот вид образовательной технологии широко применяется в школе.

Современная старшая профильная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным, здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.

Фрагментарное включение уроков-уроков, коллоквиумов, семинаров, зачетов в практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене общеобразовательной школы (5-8 классы) логично вырастает в модульную систему преподавания в старших (9-11) классах.

Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

Таким образом, логично использовать блоковую (модульную) организацию подачи материала. А именно: лекция (урок изучения нового материала), семинар. Исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков). Коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).

Применение модульной системы прочно вошло в практику преподавания и может быть изучена с помощью модульной системы.

Модульная технология интересна и эффективна для старшей школы тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. - М.: ПЕДАГОГИКА, 1983.-С.53. Неотъемлемой частью модульной технологии является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников. Что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Модульная технология позволяет варьировать темпы прохождения материала и его структуру, то есть, строится в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории. Как показывает опыт, применение технологии приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся. Наиболее существенными элементами модульной технологии можно обозначить:

· блочное (модульное) построение учебного материала;

· мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

· преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

· организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Модульная технология по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в старшей школе, имеет ряд преимуществ:

Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля). Возможность дифференцирования и индивидуализации. Интеграция содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся. Возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся:

Прозрачность и динамичность структуры, этапов технологи при сохранении преемственности этапов технологии, ее целостности.

Простота концептуальная и организационная для учащихся и учителя истории. Позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности.

Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.

Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность.

Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в различных видах ее организации применяется эпизодически.

Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач. Вовлечение в процесс осуществления, технологии компетентных помощников учителя в роли консультантов и экспертов. Качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения истории.

Методисты, учителя-практики, исследующие возможности модульной технологии непосредственно для школы. Отмечают ряд ее преимуществ по сравнению с другими методическими моделями. А именно: согласованность цели, времени исполнения работы, количества вложенного труда в результат для предупреждения перегрузки учащихся; формирование учебной деятельности учащихся, основывающейся на развитии комплекса общеучебных интеллектуальных умений (наблюдения, слушания, осмысленного чтения, классификации, обобщения, самоконтроля); диагностичность целей и задач развития школьников.

Использование модульной технологии в старших классах, особенно в условиях эксперимента, дает возможность учителю избежать частоты учебных предметов в течение недели (предварительно согласовав с завучем-диспетчером, отвечающим за режим расписания уроков).

Вопросам модульной технологии посвящен ряд работ: П.Юцявичене "Теория и практика модульного обучения", которую многие склонны считать самым фундаментальным исследованием в этом вопросе. И.Б. Сенновский и П.И.Третьяков Сенновский И.Б. и Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. - М.: ВЛАДОС, 1998.-С.113. являются авторами практических пособий по модульной организации процесса обучения. Их совместный труд "Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография" - наиболее полное пособие для учителя. Целеполаганию, как одному из наиболее важных элементов модульной технологии, посвящены работы Беспалько В.П. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989.-С.89., Кларина М.В. В статьях Шамовой Т.И. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: ПРОГРЕСС, 1982. - С.125. и Головатенко А. также освещается этот вопрос.

Чтобы представить общую схему модульной технологии, учителю-экспериментатору следует четко понимать, что в современной педагогике подразумевается под понятием "модель". Это обобщенная схема или комплекс дидактических условий, предполагающих определенную последовательность педагогических действий учителя по организации и управлению учебной деятельностью учащихся. Ее основой служит преобладающая деятельность учащихся.

Образовательные модели классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их выделяют две: репродуктивная деятельность (традиционная) и продуктивная, поисковая, направленная на создание новых знаний. В свою очередь, на данных видах деятельности основывается разделение инновационных подходов в современной педагогике. К сожалению, иногда смешивают понятия "модель" и "метод", это в корне не верно. Модель отличается следующим:

1. Реализует целостный комплекс взаимосвязанных между собой дидактических условий, обеспечивающих формирование учебной деятельности школьников в ее целостности и единстве компонентов.

2. Сочетание формальной стороны обучения (цель, единство обучения и преподавания и т.п.) и его динамики, разворачивании во времени.

Личностно-ориентированные технологии

Важнейшим условием эффективности образовательных технологий (пед. процесса) является применение личностно-ориентированных технологий, представляющие собой объединенные в определенных сочетаниях формы, методы и средства обучения. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998.-С.94.

Личностно-ориентированные технологии предполагают отказ учителя от авторитарной модальности в общении с учащимися. Это необходимо для создания партнерских, доверительных отношений между учителем и учащимися, которые в значительной степени влияют на качество усвоения оперативных знаний школьниками. Демократичность модальности речи учителя может быть выражена в следующих фразах:

"примером того, как может быть"

"покажем на примере"

"рассмотрим пример"

Известно, что каждому возрасту соответствует тот или иной вид деятельности. Имитационные, операционные, ролевые, деловые игры, интегрированные с учебной деятельностью (как методы релаксопедического типа обучающей системы), являются технологической основой обучения во всех звеньях школы. В советской педагогике применение такого рода игр, других видов деятельности, повлекло появление термина " интерактивное обучение".

Технологии интерактивного обучения

Интерактивное обучение - в переводе - научение (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии субъектов учебного процесса. Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. - К.: АКАДЕМВИДАВ, 2004. - С.100.

К интерактивным формам обучения относится модульная технология. Методика ее на первый взгляд, сложна, требует постоянной работы учителя и учащихся, что обеспечивает эффективное продвижение в развитии, компетентности учащихся и учителя по предмету

Проектная технология

В данном случае это, так называемая, локальная или технология отдельного вида деятельности. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА 1998.-С.139.

Перспективной для старшей школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, но сожалению, пока не получивший должного применения ни в начальной, ни в основной школах.

Тем не менее, в старшей школе объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителю, подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов.

Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Хотя, как и другие, имеет ряд недостатков. Между тем, перечисление достоинств и недостатков оставим за рамками данной работы. Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать