Анализ влияния физической рекреационной активности на самореализацию личности школьников
p align="left">Виды физической рекреационной активности: 1 - зарядка; 2 - легкая атлетика; 3 - лыжные прогулки; 4 - спортивные игры; 5 - единоборства (бокс, борьба); 6 - плавание; 7 - закаливание; 8 - атлетическая гимнастика; 9 - шейпинг; 10 - нетрадиционные виды спорта (боулинг, бильярд); 11 - пешеходные прогулки; 12 - средние значения физической активности. Потребность в занятиях физической рекреацией: 13 - зарядка; 14 - единоборства; 15 - туризм; 16 - шейпинг; 17 - нетрадиционные виды спорта; 18 - пешеходные прогулки. 19 - удовлетворенность степенью физической активности. Мотивы занятий физической рекреацией: 20 - на результат деятельности; 21 - на удовольствие от процесса; 22 - на самосовершенствование; 23 - на общение; 24 - на вознаграждение; 25 - долженствование. 26 - успешность учебной деятельности. Удовлетворенность учебной деятельностью: 27 -содержанием; 28 - выполнением; 29 - результатом; 30 - общественной значимостью; 31 - организацией труда; 32 - отношениями с одноклассниками; 33 - отношениями с младшими школьниками; 34 - отношениями с учителями; 35 - средние значения удовлетворенности. 36 - удовлетворенность жизнью. Удовлетворенность личной жизнью: 37 - удовлетворенность родителями; 38 - отношениями с противоположным полом; 39 - сексуальной жизнью. 40 - успешность в жизни.

Высокие показатели мотивов занятий физической рекреацией коррелируют как с показателями успешности в учебной деятельности (это касается мотивов, направленных на результат деятельности и совершенствование), так и удовлетворенности ею (особенно тесно высокие значения мотивов занятий связаны с удовлетворенностью взаимоотношениями в процессе учебной деятельности и общими показателями удовлетворенности).

Занятия спортивными играми (стритболом), боксом, борьбой, плаванием, атлетической гимнастикой, шейпингом, закаливанием, а также боулингом и бильярдом связаны с удовлетворенностью респондентов сферой личной жизни.

Высокие значения показателей мотивов занятий физической рекреацией взаимосвязаны с удовлетворенностью в сфере личной жизни.

Таким образом, отношение к занятиям физической рекреацией связано с самореализацией в сферах учебной и личной жизни.

На примере репрезентативной выборки были сделаны выводы о взаимосвязи отношения к физической рекреации и реализации жизненных ценностей.

Физическая рекреационная активность связана с реализацией жизненных ценностей. Самые сильные взаимосвязи выявлены в отношении занятий пешеходными прогулками и средними показателями физической рекреационной активности - с одной стороны, и степени реализации большинства ценностей - с другой (таблица 2).

У лиц с высокой потребностью в занятиях зарядкой, легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми и пешеходными прогулками в большей степени реализованы ценности здоровья; туризмом и нетрадиционными видами спорта - ценности ярких впечатлений в жизни; спортивными играми и шейпингом - ценности общения; атлетической гимнастикой - ценности автономности.

Высокие значения мотивов занятий физической рекреацией коррелируют с показателями реализации жизненных ценностей, при этом особенно - безопасности, общения и привлекательности. У респондентов с высокой удовлетворенностью степенью физической активности в большей степени реализованы ценности здоровья, личностного роста и общения.

Таблица 2 - Взаимосвязь отношения к физической рекреации и степени реализации старшеклассников жизненных ценностей (n = 60)

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

1

0,27

0,24

0,29

0,24

0,21

2

-0,25

0,22

0,29

3

0,27

0,23

0,22

0,28

0,33

0,26

0,21

0,22

4

0,31

0,24

0,29

0,27

0,29

0,36

5

0,31

0,20

0,41

0,37

0,24

6

0,29

0,23

7

0,21

0,36

0,25

0,23

0,24

0,24

0,24

8

0,32

-0,25

0,26

0,29

9

-0,37

0,28

0,32

0,26

0,21

10

0,21

0,36

0,39

0,32

0,33

0,20

0,28

0,32

11

0,34

12

0,26

0,25

0,34

0,24

0,28

0,37

0,28

0,24

0,37

0,21

13

0,37

14

0,38

15

0,41

0,42

16

0,28

17

0,29

18

0,24

19

0,32

20

0,21

21

0,28

0,33

22

0,31

0,28

0,22

0,21

23

0,21

0,24

0,29

24

0,33

0,29

0,23

0,37

0,40

0,33

0,39

0,22

25

0,24

0,39

0,39

0,42

0,30

0,24

0,29

26

0,31

0,37

0,31

0,32

0,22

0,26

27

0,29

0,27

28

0,23

0,27

0,25

0,26

0,23

Виды физической рекреационной активности: 1 - зарядка; 2 - легкая атлетика; 3 - лыжные прогулки; 4 - спортивные игры; 5 - бокс, борьба; 6 - плавание; 7 - закаливание; 8 - атлетическая гимнастика; 9 - шейпинг; 10 - пешеходные прогулки; 11 - катание на коньках; 12 - средние значения физической активности. Потребность в занятиях физической рекреацией: 13 - зарядка; 14 - легкая атлетика; 15 - спортивные игры; 16 - плавание; 17 - туризм; 18 - атлетическая гимнастика; 19 - шейпинг; 20 - нетрадиционные виды спорта (боулинг, бильярд); 21 - пешеходные прогулки; 22 - удовлетворенность степенью физической активности. Мотивы занятий физической рекреацией: 23 - на результат деятельности; 24 - на удовольствие от процесса; 25 - на самосовершенствование; 26 - на общение; 27 - на вознаграждение; 28 - долженствование.

Степень реализации ценностей: 29 - автономности; 30 - безопасности; 31 - власти; 32 - здоровья; 33 - известности; 34 - интересной работы; 35 - личностного роста; 36 - материальных ценностей; 37 - общения; 38 - привлекательности; 39 - любви; 40 - профессиональных качеств; 41 - чувственных удовольствий; 42 - ярких впечатлений от жизни.

Таким образом, позитивное отношение к занятиям физической рекреацией связано не только с самореализацией испытуемых в сферах учебной деятельности и личной жизни, но и с реализацией жизненных ценностей.

Эффективность целенаправленного формирования и поддержания мотивов занятий физической рекреацией. Технология эксперимента по формированию позитивного отношения к физической рекреации включала в себя несколько этапов.

1. Первичное изучение характеристик отношения к физической рекреации (активности, потребности, удовлетворенности) каждого испытуемого.

2. На стадии обработки результатов исследования выборка испытуемых была разделена на две части - экспериментальная группа и контрольная (соответственно, 31 и 30 человек). Испытуемыми являлись представители мужского и женского пола примерно в равном соотношении.

До и после проведения формирующего эксперимента (интервал между исследованиями составил шесть месяцев) в обеих группах осуществлялось изучение показателей мотивов занятий физической рекреацией. До эксперимента достоверные значимые различия в выраженности мотивов и показателей отношения к физической рекреации у представителей обеих групп отсутствовали.

3. Тренерам, занимающимся с представителями экспериментальной группы, было предложено в течение шести месяцев реализовывать в работе с ними технологию целенаправленного формирования и поддержания мотивов занятий физической рекреацией.

Технология включает в себя рекомендации, предложенные А.Н. Николаевым (2001).

Для формирования мотивов:

- предоставление занимающимся как можно большего объема информации об отдельных видах физической рекреации;

- создание условий для получения занимающимися ярких впечатлений, в том числе и от межличностного общения в процессе занятий физической рекреацией;

- способствование приобретению участниками физической рекреационной деятельности личного позитивного опыта, связанного с занятиями физической рекреацией;

- предоставление информации о значимости занятий физической рекреацией в укреплении здоровья, улучшении фигуры, развитии двигательных качеств и характера (в первую очередь, рекомендация направлена на повышение значимости для занимающихся мотива самосовершенствования) для превращения влечений в мотивы.

Для поддержания мотивов (при условиях проведения занятий под руководством тренера):

- создание групп занимающихся с учетом одинаковых предпочтений в выборе вида физической рекреации и однородных по уровню физической подготовленности;

- подчеркивание реально достигнутых результатов каждого из занимающихся;

- проявление интереса к личности каждого занимающегося, учитывая интересы и потребности каждого участника;

- поощрение инициативы, оказание доверия участникам физической рекреационной деятельности;

- использование элементов самостоятельности в организации рекреационной деятельности с целью повышения личной ответственности каждого участника;

- формирование ситуаций, приносящих положительные эмоции у участников физической рекреационной деятельности;

- привнесение разнообразия в физические рекреационные занятия;

- создание традиций внутри группы занимающихся, объединяющих участников, способствующих неформальному общению.

4. Была произведена обработка результатов и проведен сравнительный анализ данных респондентов экспериментальной и контрольной групп по выраженности показателей мотивов, наиболее тесно связанных с физической рекреационной активностью, потребностью и удовлетворенностью занимающихся.

В результате применения тренерами в работе с представителями экспериментальной группы технологии формирования и поддержания мотивов занятий физической рекреацией выраженность ряда мотивов возросла. Это относится к мотивам, имеющим наиболее тесную взаимосвязь с показателями отношения к физической рекреации - самосовершенствования, общения и получения удовольствия от процесса занятий (таблица 3). В наибольшей степени после проведения формирующего эксперимента у испытуемых экспериментальной группы возросли показатели мотива самосовершенствования.

Таблица 3 - Выраженность мотивов занятий физической рекреацией после проведения эксперимента (n = 60)

Мотивы занятий физической рекреацией

X

S

Общение

Экспериментальная группа

3,45

0,049

Контрольная группа

3,23

0,063

T

2,81

Р

0,01

Самосовершенствование

Экспериментальная группа

3,84

0,051

Контрольная группа

3,58

0,078

T

2,77

Р

0,01

Удовольствие от процесса занятий

Экспериментальная группа

3,58

0,062

Контрольная группа

3,31

0,091

T

2,44

Р

0,05

У представителей контрольной группы выраженность показателей мотивов осталась примерно на прежнем уровне.

В результате проведения формирующего эксперимента изменились показатели отношения к физической рекреации (таблица 4).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать