Высокие показатели мотивов занятий физической рекреацией коррелируют как с показателями успешности в учебной деятельности (это касается мотивов, направленных на результат деятельности и совершенствование), так и удовлетворенности ею (особенно тесно высокие значения мотивов занятий связаны с удовлетворенностью взаимоотношениями в процессе учебной деятельности и общими показателями удовлетворенности).
Занятия спортивными играми (стритболом), боксом, борьбой, плаванием, атлетической гимнастикой, шейпингом, закаливанием, а также боулингом и бильярдом связаны с удовлетворенностью респондентов сферой личной жизни.
Высокие значения показателей мотивов занятий физической рекреацией взаимосвязаны с удовлетворенностью в сфере личной жизни.
Таким образом, отношение к занятиям физической рекреацией связано с самореализацией в сферах учебной и личной жизни.
На примере репрезентативной выборки были сделаны выводы о взаимосвязи отношения к физической рекреации и реализации жизненных ценностей.
Физическая рекреационная активность связана с реализацией жизненных ценностей. Самые сильные взаимосвязи выявлены в отношении занятий пешеходными прогулками и средними показателями физической рекреационной активности - с одной стороны, и степени реализации большинства ценностей - с другой (таблица 2).
У лиц с высокой потребностью в занятиях зарядкой, легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми и пешеходными прогулками в большей степени реализованы ценности здоровья; туризмом и нетрадиционными видами спорта - ценности ярких впечатлений в жизни; спортивными играми и шейпингом - ценности общения; атлетической гимнастикой - ценности автономности.
Высокие значения мотивов занятий физической рекреацией коррелируют с показателями реализации жизненных ценностей, при этом особенно - безопасности, общения и привлекательности. У респондентов с высокой удовлетворенностью степенью физической активности в большей степени реализованы ценности здоровья, личностного роста и общения.
Таблица 2 - Взаимосвязь отношения к физической рекреации и степени реализации старшеклассников жизненных ценностей (n = 60)
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | ||
1 | 0,27 | 0,24 | 0,29 | 0,24 | 0,21 | ||||||||||
2 | -0,25 | 0,22 | 0,29 | ||||||||||||
3 | 0,27 | 0,23 | 0,22 | 0,28 | 0,33 | 0,26 | 0,21 | 0,22 | |||||||
4 | 0,31 | 0,24 | 0,29 | 0,27 | 0,29 | 0,36 | |||||||||
5 | 0,31 | 0,20 | 0,41 | 0,37 | 0,24 | ||||||||||
6 | 0,29 | 0,23 | |||||||||||||
7 | 0,21 | 0,36 | 0,25 | 0,23 | 0,24 | 0,24 | 0,24 | ||||||||
8 | 0,32 | -0,25 | 0,26 | 0,29 | |||||||||||
9 | -0,37 | 0,28 | 0,32 | 0,26 | 0,21 | ||||||||||
10 | 0,21 | 0,36 | 0,39 | 0,32 | 0,33 | 0,20 | 0,28 | 0,32 | |||||||
11 | 0,34 | ||||||||||||||
12 | 0,26 | 0,25 | 0,34 | 0,24 | 0,28 | 0,37 | 0,28 | 0,24 | 0,37 | 0,21 | |||||
13 | 0,37 | ||||||||||||||
14 | 0,38 | ||||||||||||||
15 | 0,41 | 0,42 | |||||||||||||
16 | 0,28 | ||||||||||||||
17 | 0,29 | ||||||||||||||
18 | 0,24 | ||||||||||||||
19 | 0,32 | ||||||||||||||
20 | 0,21 | ||||||||||||||
21 | 0,28 | 0,33 | |||||||||||||
22 | 0,31 | 0,28 | 0,22 | 0,21 | |||||||||||
23 | 0,21 | 0,24 | 0,29 | ||||||||||||
24 | 0,33 | 0,29 | 0,23 | 0,37 | 0,40 | 0,33 | 0,39 | 0,22 | |||||||
25 | 0,24 | 0,39 | 0,39 | 0,42 | 0,30 | 0,24 | 0,29 | ||||||||
26 | 0,31 | 0,37 | 0,31 | 0,32 | 0,22 | 0,26 | |||||||||
27 | 0,29 | 0,27 | |||||||||||||
28 | 0,23 | 0,27 | 0,25 | 0,26 | 0,23 |
Виды физической рекреационной активности: 1 - зарядка; 2 - легкая атлетика; 3 - лыжные прогулки; 4 - спортивные игры; 5 - бокс, борьба; 6 - плавание; 7 - закаливание; 8 - атлетическая гимнастика; 9 - шейпинг; 10 - пешеходные прогулки; 11 - катание на коньках; 12 - средние значения физической активности. Потребность в занятиях физической рекреацией: 13 - зарядка; 14 - легкая атлетика; 15 - спортивные игры; 16 - плавание; 17 - туризм; 18 - атлетическая гимнастика; 19 - шейпинг; 20 - нетрадиционные виды спорта (боулинг, бильярд); 21 - пешеходные прогулки; 22 - удовлетворенность степенью физической активности. Мотивы занятий физической рекреацией: 23 - на результат деятельности; 24 - на удовольствие от процесса; 25 - на самосовершенствование; 26 - на общение; 27 - на вознаграждение; 28 - долженствование.
Степень реализации ценностей: 29 - автономности; 30 - безопасности; 31 - власти; 32 - здоровья; 33 - известности; 34 - интересной работы; 35 - личностного роста; 36 - материальных ценностей; 37 - общения; 38 - привлекательности; 39 - любви; 40 - профессиональных качеств; 41 - чувственных удовольствий; 42 - ярких впечатлений от жизни.
Таким образом, позитивное отношение к занятиям физической рекреацией связано не только с самореализацией испытуемых в сферах учебной деятельности и личной жизни, но и с реализацией жизненных ценностей.
Эффективность целенаправленного формирования и поддержания мотивов занятий физической рекреацией. Технология эксперимента по формированию позитивного отношения к физической рекреации включала в себя несколько этапов.
1. Первичное изучение характеристик отношения к физической рекреации (активности, потребности, удовлетворенности) каждого испытуемого.
2. На стадии обработки результатов исследования выборка испытуемых была разделена на две части - экспериментальная группа и контрольная (соответственно, 31 и 30 человек). Испытуемыми являлись представители мужского и женского пола примерно в равном соотношении.
До и после проведения формирующего эксперимента (интервал между исследованиями составил шесть месяцев) в обеих группах осуществлялось изучение показателей мотивов занятий физической рекреацией. До эксперимента достоверные значимые различия в выраженности мотивов и показателей отношения к физической рекреации у представителей обеих групп отсутствовали.
3. Тренерам, занимающимся с представителями экспериментальной группы, было предложено в течение шести месяцев реализовывать в работе с ними технологию целенаправленного формирования и поддержания мотивов занятий физической рекреацией.
Технология включает в себя рекомендации, предложенные А.Н. Николаевым (2001).
Для формирования мотивов:
- предоставление занимающимся как можно большего объема информации об отдельных видах физической рекреации;
- создание условий для получения занимающимися ярких впечатлений, в том числе и от межличностного общения в процессе занятий физической рекреацией;
- способствование приобретению участниками физической рекреационной деятельности личного позитивного опыта, связанного с занятиями физической рекреацией;
- предоставление информации о значимости занятий физической рекреацией в укреплении здоровья, улучшении фигуры, развитии двигательных качеств и характера (в первую очередь, рекомендация направлена на повышение значимости для занимающихся мотива самосовершенствования) для превращения влечений в мотивы.
Для поддержания мотивов (при условиях проведения занятий под руководством тренера):
- создание групп занимающихся с учетом одинаковых предпочтений в выборе вида физической рекреации и однородных по уровню физической подготовленности;
- подчеркивание реально достигнутых результатов каждого из занимающихся;
- проявление интереса к личности каждого занимающегося, учитывая интересы и потребности каждого участника;
- поощрение инициативы, оказание доверия участникам физической рекреационной деятельности;
- использование элементов самостоятельности в организации рекреационной деятельности с целью повышения личной ответственности каждого участника;
- формирование ситуаций, приносящих положительные эмоции у участников физической рекреационной деятельности;
- привнесение разнообразия в физические рекреационные занятия;
- создание традиций внутри группы занимающихся, объединяющих участников, способствующих неформальному общению.
4. Была произведена обработка результатов и проведен сравнительный анализ данных респондентов экспериментальной и контрольной групп по выраженности показателей мотивов, наиболее тесно связанных с физической рекреационной активностью, потребностью и удовлетворенностью занимающихся.
В результате применения тренерами в работе с представителями экспериментальной группы технологии формирования и поддержания мотивов занятий физической рекреацией выраженность ряда мотивов возросла. Это относится к мотивам, имеющим наиболее тесную взаимосвязь с показателями отношения к физической рекреации - самосовершенствования, общения и получения удовольствия от процесса занятий (таблица 3). В наибольшей степени после проведения формирующего эксперимента у испытуемых экспериментальной группы возросли показатели мотива самосовершенствования.
Таблица 3 - Выраженность мотивов занятий физической рекреацией после проведения эксперимента (n = 60)
Мотивы занятий физической рекреацией | X | S | |
Общение | |||
Экспериментальная группа | 3,45 | 0,049 | |
Контрольная группа | 3,23 | 0,063 | |
T | 2,81 | ||
Р | 0,01 | ||
Самосовершенствование | |||
Экспериментальная группа | 3,84 | 0,051 | |
Контрольная группа | 3,58 | 0,078 | |
T | 2,77 | ||
Р | 0,01 | ||
Удовольствие от процесса занятий | |||
Экспериментальная группа | 3,58 | 0,062 | |
Контрольная группа | 3,31 | 0,091 | |
T | 2,44 | ||
Р | 0,05 |
У представителей контрольной группы выраженность показателей мотивов осталась примерно на прежнем уровне.
В результате проведения формирующего эксперимента изменились показатели отношения к физической рекреации (таблица 4).