Анализ организационно-экономической деятельности общего образования в Агинском Бурятском автономном округе

Анализ организационно-экономической деятельности общего образования в Агинском Бурятском автономном округе

Анализ организационно-экономической деятельности общего образования в Агинском Бурятском автономном округе

Рассматривая систему общего образования Агинского Бурятского автономного округа, далее по тексту АБАО, которая представлена 50 государственными общеобразовательными учреждениями, отметим, что по состоянию на 01 сентября 2007 года в них обучалось 16932 учащихся.

Таблица 2.1

Государственные общеобразовательные учреждения АБАО (на начало учебного года)

Год

Количество дневных государственных общеобразовательных учреждений

Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений (тыс. чел.)

1970/1971

49

16,2

1980/1981

49

17,0

1990/1991

49

17,9

1996/1997

51

19,1

1997/1998

51

19,3

1998/1999

49

18,7

1999/2000

50

18,1

2000/2001

50

17,4

2001/2002

50

17,2

2002/2003

50

16,9

Источник: Статистический сборник. Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского автономного округа. п. Агинское.

Как видно из приведенных данных наилучший показатель имеет 1999 г., т.к. здесь на одну школу приходилось в среднем 382 человека, наихудшим показателем обладает учебный период 2005/2006 гг. т.к. количество учащихся снизилось до 338 чел. на 1 школу и фактически приблизилось к уровню 1997 г.

Рассматривая важную составляющую системы общего образования - кадровый потенциал, отметим, что в соответствии с выполняемыми функциями в кадровый состав средней школы включаются штатные работники, выполняющие учебную, методическую, воспитательную, административную, хозяйственную и другие функции, связанные с деятельностью системы общего образования. В ныне сложившейся ситуации проблема кадровой обеспеченности общеобразовательных учреждений приобретает особую злободневность.

Количество учителей, работающих в сфере образования АБАО, составляет 1656 человек. Из них с высшим образованием, в целом по округу 1256 человек (75,8%), в разрезе районов: Агинский район - 521 человек (79,5%), Могойтуйский - 448 чел. (74,2%), Дульдургинский - 287 чел. (71,9%). В сравнении с прошлыми годами в округе наблюдается небольшой рост педагогов со средним специальным образованием (с 19,5% до 21,6%). В связи с нехваткой учителей английского, русского языков вторая ступень обучения в школах округа продолжает комплектоваться выпускниками Агинского филиала ЗабГПУ, которые в основном имеют среднее образование (Агинский - 29%, Могойтуйский район - 11,1%, Дульдургинский район - 18%), а также остается высоким процент учителей первой ступени со средним специальным образованием (51%). Таким образом, преподавание основных предметов 2 и 3 ступени осуществляется педагогами, имеющими высшее образование (62,7%), доля учителей с высшим образованием на первой ступени обучения равна всего 13,1%.

Помимо этого вызывает озабоченность кадровое обеспечение педагогического процесса, здесь наблюдается отток педагогических работников. Так например за 2001-2003 годы в системе общего образования Агинского Бурятского автономного округа общая численность педагогических работников сократилось на 123 человека с 1779 до 1656 в разрезе районов: Агинский район с 696 до 654, Могойтуйский - с 633 до 603, Дульдургинский - с 450 до 398, см. Таблицу 2.2.

Таблица 2.2

Численность учителей в дневных общеобразовательных учреждениях Агинского Бурятского автономного округа (на начало учебного года; человек)

2000/01

2001/02

2002/03

2003/04

2004/05

2005/06

2006/07

Агинский Бурятский автономный округ

1806

1818

1865

1840

1779

1703

1656

Агинский

750

741

778

716

696

672

654

Дульдургинский

426

430

436

453

450

420

398

Могойтуйский

630

647

651

671

633

611

603

Источник: Статистический сборник. Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского автономного округа п. Агинское.

Анализ кадрового обеспечения, по возрастным параметрам в настоящий период, так же выявил негативную динамику, здесь наблюдается старение преподавательского состава. Так, средний возраст учителей 13 разряда - 50-55 лет, приближается к пенсионному возрасту. Педагогов со стажем от 10 до 20 лет - 73,3%. Кроме этого, в последние годы наметилась тенденция сокращения числа молодых учителей, со стажем работы до 5 лет, доля молодых учителей в учреждениях образования составляет всего 6,9%. На закрепление молодых учителей в школе сказывается не только низкий уровень оплаты труда и пониженный социальный престиж профессии педагога, но и слабая социальная защищенность педагогических работников общеобразовательных учреждений, выраженная например отсутствием жилья. Проблема бытовой неустроенности для некоторых молодых педагогов выходит на передний план, являясь зачастую главным демотивирующим фактором продолжения профессиональной деятельности.

Выделяя проблему педагогических кадров в системе общего образования АБАО и обозначая ее как «устойчивое падение престижа труда педагога», фиксируя общее снижение статусной значимости в разрезе профессий вообще отметим, социально-экономическую необустроенность в целом, отметим, что в российской практике существует положительный опыт направленный на решение указанного спектра проблем, так например в Москве, все педагоги получают статус «работник образования города Москвы» и ряд льгот, в АБАО такого нет. В связи с отмеченным возникают вопросы: взаимосвязи и соответствия квалификационной структуры педагогических кадров АБАО и изменениями в общеобразовательных школах Агинского Бурятского автономного округа?

По мнению автора, при неблагоприятной миграции педагогических работников системы общего образования округа (на смену уходящим в бизнес и другие сферы высококвалифицированным, мобильным преподавателям приходят кадры, уступающие им в профессиональном и творческом потенциале) и сокращении притока квалифицированной молодежи в преподавательский корпус, вряд ли качественная составляющая научно-кадрового потенциала может соответствовать происшедшим изменениям в средней школе. Как предложение здесь может прозвучать идея отработки организационно - экономического механизма не только поддержания, но и развития всего функционала системы формирования педагогических кадров в АБАО.

Отмечая положительные сдвиги по исследуемому вопросу, укажем на наличие в округе правительственных проектов и программ по совершенствованию системы общего образования. Одной из них является окружная целевая Программа «Учитель» на 2003-2005 г.г. Важнейшая задача программы - разработка единой комплексной структуры кадрового обеспечения системы образования. Она опирается на прогноз в области демографической политики на ближайшие несколько лет, который предполагает снижение рождаемости (количество поступающих в 1 классы снизится на 200-400 детей по отношению к выпускникам 11 классов). Предполагается, что количество учащихся к 2010 году в школах округа уменьшится на 19%, при прогнозируемом показателе по Российской Федерации - 28-30%. Основанием прогноза является динамика наполнения школ, так в 1998 году контингент детей сократился на 2,4%, в 1999 году - на 3,4%, в 2000 году - на 4%, см. Рис 2.1, что ведёт к высвобождению педагогических кадров. Поэтому кадровая политика в общем образовании округа направлена на переподготовку высвобождающихся педагогов для работы в службах психолого-педагогического сопровождения, так например в 2003 году в округе всего было переподготовлено по новым специальностям 25 учителей на общую сумму 64,4 тыс. руб. (табл. 2.3).

1-1971, 2-1981, 3-1991, 4-1997, 5-1998, 6-1999, 7-2000, 8-2001, 9-2002, 10-2003

Рис. 2.1. Динамика усредненной наполняемости школ

Таблица 2.3

Переподготовка кадров по новым специальностям в Агинском Бурятском автономном округе

Переподготовка по новым специальностям

2003

2004

2005 проект

Итого

Кол-во

Ст-ть, тыс. руб.

Кол-во

Ст.-ть, тыс. руб.

Кол-во

Ст-ть, тыс. руб.

Кол-во

Ст-ть, тыс. руб.

Валеолог

4

10,3

3

7,7

3

7,7

10

25,7

По компенсир. Обуч.

2

5,1

1

2,6

1

2,6

4

10,3

Психолог

5

12,9

5

12,9

5

12,9

15

38,7

Менеджер

4

10,3

3

7,7

3

7,7

10

25,7

Социальный педагог

5

12,9

5

12,9

-

-

10

25,8

Логопед-дефектолог

5

12,9

5

12,9

5

12,9

15

38,7

Итого:

25

64,4

17

43,8

22

56,7

64

164,9

Источник: Материалы окружного комитета по образованию.

Рассматривая механизм развития системы общего образования, необходимо заострить внимание еще на одном важном моменте, речь идет о опытно-экспериментальной и инновационной деятельности. Проведенный нами анализ инновационной деятельности показал, что здесь необходимо создать качественно новые образовательные учреждения, такие как школы-лаборатории, социально-педагогические комплексы, минишколы в школах, профильные школы. Как положительное в этом направлении необходимо назвать ряд моментов, так например в настоящее время, в Агинском Бурятском автономном округе общеобразовательные учреждения тесно сотрудничают с высшими учебными заведениями: Агинская средняя школа №3 с Читинским техническим университетом, Агинская средняя школа №2 с Читинской медицинской академией, Агинская гимназия с Новосибирским и Бурятским государственными университетами, Догойский сельский лицей с Томским университетом автоматизированных систем управления и радиоэлектроники. Одиннадцать общеобразовательных школ - Агинская гимназия, АСШ №3, МСШ №2, Догойский сельский национальный лицей, Урдо-Агинская, Судунтуйская, Хара-Шибирская, Кусочинская, Дульдургинская, Алханайская, Зуткулейская средние школы определены как федеральные опытно-экспериментальные школы. Перечисленные обстоятельства позволяют создавать, в указанных общеобразовательных школах, научные общества по научно-исследовательской работе.

В этой связи отрадно отметить, что спектр образовательных учреждений, ведущих опытно-экспериментальную работу, значительно расширился и составил в прошедшем учебном году 22% общеобразовательных учреждений округа (ОУ работающие в статусе федеральных экспериментальных площадок). Образовательные учреждения, ведущие инновационную деятельность, по праву являются опорными площадками процесса модернизации образования, т.к. составляют базовое звено модернизации образования в целом. В соответствии с основной идеей модернизации - обеспечение современного качества образования - обучение в общеобразовательной школе должно быть сориентировано не только и не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие таких качеств личности, которые позволили бы выпускникам легко вписываться в профессиональную жизнь, благодаря сформированной личной ответственности, самостоятельности, созидательных способностей, творчества.

По мнению автора, новое качество образования нельзя рассматривать вне связи с решением такой проблемы, как обеспечение его доступности.
В конце учебного года мы провели анкетирования среди участников образовательного процесса с целью выявления доступности общего образования в округе. Результаты анализа данных анкетирования показал, что ситуация в области соблюдения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования в целом по округу достаточно благополучная. Так считают: 86% - детей и педагогов, 85% - родителей, 93% - администрации школ. Одним из отмеченных аспектов реализации гарантированности, доступности образования респонденты назвали возможность выбора школы: 95% опрошенных родителей утверждают, что никто и ничто не мешало определить их детей в школу, в том числе и не по месту жительства, 9,4% родителей не имели возможность устроить своих детей в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы повышенного уровня, по причине ограниченности в них мест.

Рассматриваемая проблема обеспечения доступности образования имеет много граней. Несомненно, что в наибольшей мере здесь нарушается право детей, которые оказались вне школы. На конец прошлого учебного года таких детей было 21, с каждым из них работали и комиссия по делам несовершеннолетних и психологическая служба Центра реабилитации детей и подростков, но, тем не менее, в школу вернулись только 3 человека. Проблема этих детей - в патологической наследственности из-за хронического пьянства родителей, в неблагополучии и очень низком материальном уровне жизни семей. Как показывает практика, для таких детей необходима ранняя изоляция от семьи, но сделать это не позволяет ограниченное число мест в государственных учреждениях, для такой категории детей и несвоевременная работа образовательных учреждений по выявлению неблагополучных семей. По мнению автора, решить проблемы детей, уклоняющихся от учебы в школе, можно только скоординировав усилия всех ведомств, работающих в первую очередь с неблагополучными и малообеспеченными семьями, в противном случае мы имеем неэффективную систему как учета неблагополучных детей школьного возраста, так и слабое психолого-педагогическое воздействие. Отсутствие системности в рассматриваемом вопросе объясняется тем, что до настоящего времени в организационно-правовом плане не определена организационная структура и форма подразделения, которое несло бы ответственность за охват обучением детей школьного возраста. Тем не менее такая деятельность давно регламентирована на уровне законодателя, о чем свидетельствует принятие 25 июня 2002 года ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании», в котором обозначено: «учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования» отнесен к «исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования». В связи с этим, автор настоящего исследования предлагает создать новую эффективную систему персонального учета детей совместно с органами здравоохранения, социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства округа.

Важным аспектом развития системы образования является компьютеризация школ. В этой связи окружным комитетом образования разработана целевая Программа «Информатизация и компьютеризация образовательных учреждений в Агинском Бурятском автономном округе на 2001-2005 годы» в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)». На компьютеризацию школ округа в 2002 году из окружного бюджета было потрачено 40 тысяч рублей. По мнению автора, разработка данной Программы обусловлена:

- необходимостью создания условий для реализации конституционных прав граждан на получение современного образования, обеспечения им равных стартовых возможностей;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать