Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет
p align="left">Низкий уровень (1 балл). Инертный, вялый, обращает внимание на занимательные факты, не любит трудных задач, не просит помощи, отказывается от нее. В самостоятельной деятельности не проявляет себя, стесняется, отсутствует постоянно или периодически склонность к любимому делу.

Все данные, полученные в результате исследований, заносятся в регистрационный бланк и соотносятся с различными параметрами психолого-педагогическим статусом первоклассника.

2. Диагностика протекания адаптационного процесса детей шести лет к обучению в школе

Объектом исследования являлись ученики в количестве 20 человек МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района посещавшие подготовительные к школе курсы и зачисленные этим же составом в 1А класс.

Результаты обследования представляются в виде количественных оценок, которые получает ребенок за каждое задание, и общей суммарной оценки, дополнительно отмечаются наиболее существенные качественные показатели деятельности. Эти показатели отражают уровень готовности ребенка к школе (Приложение 1). Количественное представление результатов делает их более наглядными, облегчает дальнейшую работу с результатами обследования.

Рис. 1. Среднестатистические данные готовности детей к школе.

Проведя качественный анализ результатов, мы видим, что у учащихся данного класса разные уровни сформированности психических процессов и эмоционально волевой сферы. Общая картина данных класса выглядит немного иначе. Многие измеряемые параметры, расположены в зоне средних значений. Но есть и те, которые расположены ниже этих границ: абстрактное и интуитивное мышления, скорость переработки информации, зрительно-моторная координация (Рис.1).

Основываясь на результатах полученных в ходе тестирования готовности к обучению в школе, в последний месяц обучения детей на подготовительных курсах была проведена диагностика мотивационной сферы («Методика определения мотивов учения» М.Р. Гинзбурга (таблица №1)) и «Диагностика усвоения образовательных программ» (таблица №2), с целью предупреждения школьной дезадаптации.

По результатам диагностик были выделены 5 групп детей с различными уровнями школьной мотивации и три группы - с разными уровнями усвоения образовательной программы.

Таблица №1.

Уровни

мотивации

Баллы

Кол-во детей

%

1.

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

25-30

6

30

2.

Уровень школьной мотивации выше среднего.

20-24

6

30

3.

Средний уровень мотивации - положительное отношение к школе по внешней мотивации.

15-19

4

20

4.

Уровень ниже среднего - положительное отношение к школе, но преобладание игровой мотивации.

10-14

2

10

5

Низкий уровень школьной мотивации - мотивацион-ная незрелость, преобладание детского негативизма; не осмысление своих задач как школьника.

Ниже 10

2

10

Таблица №2.

Уровни освоения образовательной программы

Баллы

Кол-во детей

%

1.

Высокий уровень.

3

6

30

2.

Средний уровень.

2

8

40

3.

Низкий уровень.

1

6

30

На основе данных, представленных в таблице № 1, можно сделать вывод, что у 60% детей преобладает высокий уровень школьной мотивации или уровень выше среднего, что свидетельствует о положительном отношении к новому коллективу, к школе, к учебной программе. 20% учащихся данного класса имеют низкий или ниже среднего уровни школьной мотивации, характеризующиеся школьной незрелостью, не осознанием своих позиций как школьника, преобладанием игровой мотивации.

Анализ данных таблицы №2 показывает, что 30% учащихся, испытывают трудности в усвоении программы и имеют низкий темп работы, не стремятся к самостоятельной деятельности

Проведя качественный анализ полученных результатов трех методик видно, что 30-40 процентов учащихся данного класса определенно будут испытывать трудности в освоении школьной программы, а так же вероятны трудности в сфере личностного развития. В процессе обучения они будут нуждаться в пристальном внимании и помощи со стороны педагога, родителей, психолога и логопеда.

3. Организация психолого-педагогического обучения шестилеток

Проанализировав некоторые образовательные программы обучения и развития детей шести лет и основываясь на полученные в ходе диагностики результаты, можно сделать вывод, что программа, разработанная академиком Л.В. Занковым, более приемлема для обучения данной группы детей.

Во-первых, богатство содержания образования достигается за счет изменения соотношения значимости двух групп предметов - русского языка и математики, с одной стороны, изобразительного искусства, музыки, физического воспитания, уроков труда - с другой. В "занковских" классах в начальном обучении нет главных и неглавных предметов. С точки зрения общего развития большое значение имеет то, что ученик развивается физически, овладевает изобразительной деятельностью, приобщается к произведениям искусства, приобретает способность к самопознанию и самоконтролю. Поэтому время, отведенное на ИЗО, музыку, на уроки труда, не может быть использовано для решения задач по математике, чтения или написания диктантов.

Во-вторых, обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов - русского языка и чтения, математики, трудового обучения.

В-третьих, содержание образования обогащается за счет увеличения удельного веса знаний, получаемых детьми вне стен школы - во время экскурсий и индивидуальных наблюдений за окружающей действительностью. Ученикам постоянно предоставляется возможность делиться своими наблюдениями на занятиях. Это обогащает урок и благотворно влияет на самоощущение детей в школе.

Принципами обучения по данной программе является: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; изучение программного материала быстрым темпом; осознание школьниками процесса учения; систематическая работа над общим развитие всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых.

Особенностью организационных форм обучения по системе Занкова является урок - как основная форма обучения в образовательной школе. Обучение проводится по учебному плану, предполагающему 24 часа занятий еженедельно, и, как обычно, сопровождается домашними заданиями.

При всем этом форма организации обучения отличается от обычных. Важнейший источник обогащения содержания обучения - экскурсии. Проведение их в соответствии с внутренней логикой учебных задач придают организационным формам гибкость, пластичность, динамичность. Это способствует убеждению детей в том, что источником познания являются не только книги, слово учителя, но и окружающая действительность - природа, материальная культура, общественная жизнь. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными. На уроке требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль учителя обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия при которых с самых первых уроков ребенок не боялся бы свои мысли, свои наблюдения, свои знания.

Домашние задания рассматриваются как важная и обязательная организационная форма обучения. Они включают в себя не только тренировку в письме, чтении и решении задач, но и наблюдение за разными объектами, выяснение каких-то вопросов взрослых, практические поделки, выполнение заданий по самообслуживанию, просмотр телепередач и т.д.

Параллельно с обучением по системе Л.В.Занкова проводилась развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении и поведении.

Она включает в себя 2 блока занятий, которые взаимосвязаны между собой. Блоки включают в себя по 12 занятий 45 - 50 минут каждое. Для достижения обстановки психологической безопасности занятия проводились в круге, т.к. классная обстановка занятия за партами имеет отрицательную психологическую окраску для неуспевающих детей. Многие упражнения данной программы проводились в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка сравнивались с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей.

Блок 1. Развивающая программа для младших школьников, имеющих трудности в обучении. Автор программы кандидат психологических наук Васильева Н.Л. (Приложение 2).

Цель программы: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

Каждое занятие было посвящено развитию различных психологических процессов и организовывалось по традиционной, для всей программы, схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть, рефлексия, ритуал прощания. Предлагалось постепенное усложнение каждого упражнения за счёт увеличения темпа его проведения и увеличения его семантической нагрузки в словарных упражнениях.

Блок 2. Развивающая работа с детьми с личностными и поведенческими проблемами. Авторы программы Васильева Н.Л., кандидат психологических наук, Афанасьева Е.И. (Приложение 3). Данные методы развивающей работы имеют следующие особенности:

1. Комплексный подход к решению проблем.

2. Позитивный подход к решению проблем, реализация принципа развития. Работа направлена не на искоренение недостатков, а на выявление и развитие сильных сторон личности ребёнка. Делается акцент на реальные возможности ребёнка.

3. Программа представляет собой возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность - важное условие возможности включения развивающих методов в реальность школьной жизни.

Точный распорядок занятий приводит к более явным результатам, интенсифицирует внутреннюю психологическую работу.

Проведя развивающую программу для младших школьников, имеющих трудности в обучении мы увидели, что низкие результаты можно откорректировать. Хотя не все поддаются воздействию. Но через месяц интенсивной работы уже стали наблюдаться значительные улучшения: дети стали понимать и выполнять учебные задачи, научились анализировать свою деятельность.

В конце первого полугодия учебного года была проведена повторная диагностика школьной мотивации и адаптации к созданным, специально для данного класса, условиям («Оценка уровня мотивации учения и адаптации учащихся начальных классов») и усвоения учащимися образовательной программы по системе Занкова («Диагностика усвоения образовательных программ»).

Рис.1. Сравнительная диаграмма уровней мотивации учащихся

Анализируя полученные данные, можно с уверенностью говорить о значительных изменениях. Увеличилось количество учеников с социальной и учебной мотивациями, а количество первоклассников с негативным отношением к школе и игровой мотивацией значительно уменьшилось (Рис.1).

Рис. 2. Критерии усвоения образовательной программы, где

Также качественно увеличился и уровень усвоения учащимися данной образовательной программы. Положительные результаты наблюдаются по всем предметам, основным и общеобразовательным (Рис.2).

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы необходимо установить, есть ли достаточно существенные изменения - можно ли утверждать, что проводимые мероприятия по преодолению школьной дезадаптации в сочетании со специально подобранной образовательной программой имело существенное значение. Поэтому результаты, полученные до воздействия и после него, были проверены с помощью математической обработки.

Параметрический метод t Стьюдента, при вычислении t при попарном сравнении уровней школьной мотивации и уровней усвоения образовательной программы до воздействия и после, показал, для 19 степеней свободы t не должно быть менее 2,09. Поскольку полученные величины t=14,9 (для уровней мотивации) и t=30,16 (для уровней усвоения образовательных программ) больше чем табличное значение, то следует признать, что на лицо статистически значимое влияние созданных нами специальных условий на первоклассников.

В качестве не параметрического метода для попарного сравнения использовался односторонний критерий Уилкоксона. В таблице уровней значимости для одностороннего критерия Т находим, что для данного уровня значения Т должно быть не более 60. Поскольку в ходе подсчетов мы получили Т=55 (для уровней мотивации) и Т=56 (для уровней усвоения образовательных программ) меньшие табличных данных, то и в этом случае выдвинутая нами гипотеза имеет свое подтверждение.

Таким образом, при анализе данных полученных в конце второго полугодия видны не только количественные изменения, но и качественные. Что говорит о правильности выбора используемых мероприятий: обучение по программе Занкова, развивающих занятий с психологом и логопедом школы со школьниками, имеющими трудности в обучении и поведении, тесное сотрудничество с родителями учеников. А при дальнейшей работе с данной группой учащихся 1А класса возможны более глубокие изменения.

Следствием развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении стало взаимопонимание между детьми. Они научились взаимодействовать, помогать товарищам. Многие проблемы, ярко проявившиеся в их поведении, общении и обучении сгладились.

Исследование показало, что реализация занковской системы во всей ее полноте приводит к повышению качественного усвоения детьми изучаемого учебного материала. В классе достигается более высокий результат в развитии и воспитании учащихся, в приобретении ими знаний, умений и навыков.

Заключение

Проведенный нами теоретический анализ и практическое исследование психолого-педагогических условий эффективности обучения детей шестилетнего возраста показали, что школа на каждом возрастном этапе ставит перед ребенком сложные жизненные задачи. И если у ребенка своевременно не формируется способности, позволяющие находить верные решения этих задач, то они превращаются в непреодолимые затруднения, которые, накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и его родителей, педагогов.

Задачи, поставленные в данной курсовой работе, позволили сделать нам следующие выводы.

1. Введение классов для шестилеток в целостную систему начальной школы дает возможность более рационально построить учебные планы и программы, сократить учебную нагрузку младших школьников, увеличить время на обучение родному языку, математике, труду, музыке, рисованию. А в национальных школах создать реальные условия для того, чтобы дети начали овладевать русским языком как вторым в наиболее благоприятный для этого период.

2. Младший школьный возраст - это период, когда нужно формировать полноценные качества личности, это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

3. Шестилетнему ребенку, пришедшему в школу из детского сада, где основной деятельностью была игра, очень трудно сразу переключиться, так как главным трудом - становится учение. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Более быстро и безболезненно преодоление психологического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу, использование игры как методического приема в учебном процессе. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируется чувство коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей.

4. Психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток должны быть направлены: на формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; на развитие продуктивных приёмов и навыков учебной работы, умения учиться; на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей; на развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; на становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим; на включение ребенка в учебную и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения.

5. На каждом занятии должны решаться общедидактические задачи: формирование способностей обучаться под руководством учителя, развитие интеллектуальной и творческой активности у детей, закрепление полученных ранее знаний навыков и умений.

6. Реализация занковской системы во всей ее полноте приводит к повышению качественного усвоения детьми изучаемого учебного материала. В классе достигается более высокий результат в развитии и воспитании учащихся, в приобретении ими знаний, умений и навыков.

7. Следствием развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении стало взаимопонимание между детьми. Они научились взаимодействовать, помогать товарищам. Многие проблемы, ярко проявившиеся в их поведении, общении и обучении сгладились.

Список литературы

1.
Баженова И.Н. Педагогический поиск. М.:"Педагогика", 1988-543с.

2. Бескоровайная Л.С. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002-243с.

3. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. М.:Генезис, 2001-352с.

4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1997 -246 с.

5. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.:Респекс, 1996-145с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать