Инновационные педагогические технологии
p align="left">Для современного этапа развития российского образования характерна все большая интеграция в мировое образовательное пространство. В 2000 году Россия, как и большинство стран, входящих в Организацию Объединенных Наций, подписала Дакарские соглашения по реализации программы "Образование для всех". В 2003 году Россия вошла в число европейских стран -- участниц Болонского процесса. Поэтому для разработки Федеральной программы развития образования на новый период необходимо было уточнить назначение, статус и структуру программы с позиций их более ветхой регламентации.

Следует оговориться, что ряд вопросов был решен, когда в августе 2004 года вышел Федеральный закон № 122, внесший в Закон "Об образовании" изменения. В частности, были исключены положения о конкурсном порядке разработки Федеральной программы развития образования и ее законодательном утверждении, а по статусу она была приравнена к другим целевым федеральным программам.

Результатом напряженной работы коллектива, созданного Министерством образования и науки Российской Федерации, при активном участии Рособразования, большой группы научных и практических работников стали проекты Концепции Федеральной программы развития образования и самой программы, интегрированной с Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды". Таким образом, Федеральная целевая программа развития образования -- логическое продолжение этих объединенных программ, документ, во многом определяющий финансовую судьбу российского образования на ближайшие годы.

Протоколом заседания Правительства России от 11 августа 2005 года Федеральная целевая программа развития образования включена в перечень федеральных целевых программ на 2006 год. С учетом замечаний, поступивших от Минэкономразвития, Минфина, других министерств и ведомств, текст программы доработан и внесен на рассмотрение Правительства России, а ее мероприятия тесно взаимосвязаны с Приоритетными направлениями реформирования образовательной системы Российской Федерации.

Министр образования и науки А.А. Фурсенко в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что перед нами стоит задача формирования не принципиально новой системы образования, а принципиально новых ее возможностей. Поэтому Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные Правительством, являются конкретизацией основных положений Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года с учетом современных условий.

Федеральная целевая программа разработана с учетом приоритетных направлений развития отрасли, поэтому выполнение ее мероприятий станет основой для эффективной реализации государственной образовательной политики России на современном этапе.

Принципиальные отличия новой программы от программы образца 1992 года заключаются, прежде всего, в подходах к ее формированию и реализации. Наиболее важные среди них -- направленность на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей, и поддержка "точек роста" (так называемых программ и проектов развития); общероссийское и общесистемное значение решаемых проблем и предполагаемых изменений; отбор проектов с точки зрения их соответствия современным образовательным и информационным технологиям и мировым критериям уровня качества: активное привлечение институтов гражданского общества к формированию и реализации мероприятий. Впервые применен и комплексный подход к реализации проектов, включающий научно-методическое сопровождение, апробацию и распространение полученных результатов, нормативно-правовое, кадровое и материально-техническое обеспечение, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006--2010 годы представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Примечательно, что в новой программе значительное внимание предполагается уделить проектам, касающимся решения актуальных проблем современной школы: обновлению содержания и технологий образования, улучшению качества образовательных услуг, введению новых моделей оплаты труда педагогических работников и нормативного бюджетного финансирования, внедрению новых государственных стандартов на основе компетентностного подхода, профильного обучения в старшей школе, моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, созданию общероссийской системы оценки качества образования, развитию инфраструктуры единого информационного образовательного пространства.

Например, до настоящего времени вопросом формирования единого образовательного пространства на всей территории России занимались федеральные программы развития и образования (содержание образования, разработка образовательных методик и технологий) и единой образовательной информационной среды (компьютеризация образовательных учреждений). В результате интеграции этих программ в последующие годы, данные направления будут реализовываться в едином ключе: прежде всего путем наполнения образовательных Интернет-ресурсов и обеспечения онлайнового доступа к ним учащихся и преподавателей.

Увеличение вклада государства должно сопровождаться усилением эффективности использования средств самой системой образования и ликвидацией нецелевых расходов.

Важной стратегической особенностью новой программы станет фактический отказ от целевого выделения средств субъектам Российской Федерации. Предполагается, что регионы сами должны будут определять лучшие, перспективные учебные заведения, способные пойти по пути инновационного развития. Они и будут участвовать в конкурсе, победителям которого будет предоставлен госзаказ на развитие учебной инфраструктуры, закупку оборудования, стажировку обучающихся за границей и другие цели. Таким образом, победителями станут мегапроекты, которые позволят получить на выходе системный продукт. Помимо этого предполагается путем автономизации предоставить учебным заведениям возможность самостоятельной экономической деятельности для получения дополнительных источников доходов. А образовательные учреждения, не соответствующие необходимым требованиям к уровню обучения, вообще могут быть лишены финансирования.

Федеральная целевая программа предполагает также реализацию такого важного для системы образования страны проекта, как введение нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений.

Программа состоит из системы мероприятий в соответствии с основными задачами сгруппированных в четыре крупных блока по основным направлениям деятельности. Особенность такой блочной структуры заключается в том, что если финансовых средств на какое-либо мероприятие будет недостаточно, оно будет исключено, а средства между другими мероприятиями перераспределяться не будут.

По замыслу разработчиков, в число которых входили и специалисты Рособразования, основная задача программы -- системное преобразование российской школы в целом (как общеобразовательной, так и высшей) для существенного повышения эффективности использования бюджетных средств и создания единой образовательной информационной среды.

В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования ее стратегическая цель -- обеспечить условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных и общественных механизмов регулирования образовательной сферы, обновить ее структуру и содержание, развить фундаментальность и практическую направленность образовательных программ, сформировать систему непрерывного образования. Для достижения стратегической цели необходимо решить комплекс конкретных задач в следующих конкретных областях: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Основным результатом реализации программы должно стать обеспечение выравнивания доступа к получению качественного образования за счет введения образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста, введения профильного обучения в старшей школе, внедрения системы оценки качества образования, создания системы непрерывного профессионального образования. В числе ожидаемых результатов следует особо назвать опережающее развитие ряда ведущих вузов, призванных стать центрами интеграции науки и образования, образцовой подготовки высокопрофессиональных кадров.

Реализация Федеральной целевой программы развития образования разбита на три этапа: первый этап (2006--2007 годы) предусматривает разработку моделей развития по отдельным направлениям, их апробацию, а также развертывание масштабных преобразований и экспериментов; второй этап (2008--2009 годы) рассчитан на осуществление мероприятий, обеспечивающих создание условий для реализации эффективных моделей, разработанных на первом этапе; третий этап (2010 год) -- внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

Для оценки эффективности решения задач программы разработана система показателей и индикаторов, характеризующих ход ее реализации и воздействие программных мероприятий на состояние системы образования. Наиболее значимые из них, отражающие стратегические приоритеты, -- развитие человеческого капитала и подготовка профессиональных кадровых ресурсов необходимого уровня квалификации; содействие укреплению институтов гражданского общества, улучшение качества жизни населения.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования предполагается: более чем по 60% образовательных областей разработать и внедрить принципиально новые стандарты образования; в 1,3 раза в сравнении с 2005 годом увеличить число программ профессионального образования, получивших международное признание, что позволит России выйти на международный рынок труда; в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом увеличить долю учащихся, обучающихся с использованием информационных технологий; повысить рейтинг России в международных обследованиях качества образования до среднего по странам ОЭСР и др.

На финансирование мероприятий программы помимо средств федерального бюджета будут привлечены средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а средства из внебюджетных источников будут сосредоточены на реализации совместных проектов в рамках федеральной и региональных программ развития образования.

На реализацию Федеральной целевой программы развития образования в 2006--2010 годах выделены средства в сумме 61,952 млрд рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе из федерального бюджета -- 45,335 млрд рублей, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации -- 12,502 млрд рублей, из внебюджетных источников -- 4,116 млрд рублей.

Государственным заказчиком-координатором Федеральной целевой программы развития образования выступает Минобрнауки, а государственными заказчиками -- Рособразование и Роснаука.

2.3 Инновационная педагогическая деятельность в столице

В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию, документах Государственного Совета от 24 марта 2006 года четко сформулировано, что будущее нашей страны определяется не сырьевыми запасами и природными ресурсами, а интеллектуальным потенциалом, уровнем развития науки, высоких технологий.

Для этого образование в России обязано перейти в особый инновационный режим развития, в котором возможно сохранить лучшие традиции нашего народного образования и одновременно учитывать мировые тенденции развития образовательных систем, соотносить наше образование с мировыми нормами и стандартами.

Основополагающими принципами образования являются доступность, прозрачность, качество, непрерывность и постоянное обновление, конкурентоспособность.

Важнейшим шагом на этом пути является приоритетный национальный проект "Образование", который ставит стратегические задачи инновационного развития образования.

В материалах доклада на Госсовете сказано: "...педагогические вузы (и без того весьма слабое звено отечественной высшей школы) крайне неэффективны как в профессиональном отношении, так и с точки зрения использования бюджетных государственных средств. Между тем, данное положение вполне устраивает педагогические вузы в плане их корпоративных интересов, что консервирует их избыточную численность, мешает избавиться от непрофильных видов образовательной деятельности и сконцентрироваться на главных задачах по подготовке педагога нового времени, востребованного современным обществом и всеми уровнями российского образования. Реформа высшего педагогического образования должна стать опережающей по отношению к реформированию школы".

И столица показывает в этом пример. Именно в вузах Департамента образования города Москвы идет формирование нового содержания педагогического образования, не дожидаясь введения нового поколения государственных стандартов педагогического образования:

-- существенное усиление доли психолого-педагогического, философско-культурологического и эколого-гигиенического циклов;

нацеленность на практикоориентированное обучение -- освоение инновационных форм, методов; технологий учебной, воспитательной, организационной, проектной, психолого-консультативной деятельности и коммуникаций;

введение одновременной подготовки каждого будущего педагога общеобразовательной школы, как по основному предмету, так и дополнительно (по желанию) по одному-двум;

включение в подготовку педагога начальной школы специализаций по различным направлениям музыкального, художественного, театрального, технического, прикладного и народного творчества;

подготовка педагогических кадров к свободному владению компьютером, использованию информационно-телекоммуникационных технологий, баз знаний в образовательном процессе;

годичная обязательная педагогическая практика (стажировка), включающая написание и защиту квалификационной работы на основе осмысления опыта собственной педагогической деятельности в контексте широкой образовательной практики, а также сдача государственных экзаменов;

создание при педвузах системы базовых образовательных учреждений как инновационных и ресурсно-методических центров для развития образования в соответствии с потребностями регионов, а также для организации эффективных форм педагогической практики и стажировки.

Педагогические вузы Департамента образования города Москвы работают в инновационном режиме. Непосредственно инновационное поле Московского городского педагогического университета обеспечивают следующие блоки.

1. Материально-технический блок:

современное оборудование (более 1200 компьютеров, локальная оптико-волоконная сеть, 41 компьютерный класс, 22 мультимедиа класса), различные сервисные службы, современные лаборатории для занятий;

учебно-лабораторные площади (18 учебных корпусов, учебный центр "Истра");

фундаментальная научная библиотека (650 тыс. единиц хранения, электронный каталог, российский и международный книгообмен, система единого читательского билета).

2. Блок научно-педагогического состава:

профессиональная квалификация научно-педагогических кадров, профессиональное владение современными педагогическими информационными технологиями (более 70% преподавателей с учеными степенями и званиями, стажировки, повышение квалификации);

преемственность и подготовка научно-педагогической смены (аспирантура, докторантура по 35 научным специальностям, диссертационные советы, Фонд поддержки российского учительства, конкурсы "Учитель года" в номинации "Педагогический дебют", "Лидер образования");

-- моральное и материальное стимулирование (различные премии, доплаты из ВФУ, награды, дипломы, грамоты, благодарности).

3. Учебно-воспитательный блок:

-- структура и содержание подготовки специалиста (подготовка по 35 специальностям и 48 направлениям; непрерывная педагогическая практика; элективные авторские курсы и программы, курсы по выбору);

-- контроль качества подготовки специалистов (аттестация и аккредитация, Центр качества образования университета; Университетский научно-образовательный округ).

4. Научно-исследовательский блок:

-- информационно-аналитическая работа (участие в правительственных фондах, комиссиях, конкурсах; мониторинговая служба; Дни науки, конференции, "круглые столы"), экспертиза.

На межвузовской научно-практической конференции, организованной департаментом образования города Москвы на базе Московского государственного педагогического университета прошедшей летом прошлого года был поднят важнейший вопрос для развития образования РФ об инновационных направлениях в педагогической деятельности:

Первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, доктор экономических наук, профессор В.И. Лисов отметил обоснованность и значимость высшей школы в инновационном развитии системы профобразования столицы, ее особую роль в реализации приоритетного национального проекта "Образование", в создании основных предпосылок для прорыва в инновационном развитии и укреплению конкурентоспособности образовательной системы. Они обладают мощным научным, методическим и образовательным потенциалом, активно участвуют в реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих полномасштабное включение российской высшей школы в Болонский процесс; в совершенствовании качества и усилении практико-ориентированного характера профобразования, отвечающего текущим и перспективным потребностям региона; в развитии университетских комплексов.

Председатель Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, ректор Московского городского педагогического университета, доктор исторических наук, профессор В.В. Рябов познакомил собравшихся с системой и механизмами инновационно-экспериментальной деятельности, сложившимися в университете, особо подчеркнув, что только качественное образование на всех уровнях может стать ресурсом устойчивого развития общества, его конкурентоспособности на мировом рынке.

Ректор Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор, академик РАО В.В. Рубцов отметил, что прирост образования заключается не только в подготовке специалистов, но и в том, как оно влияет на социальную культуру общества. Университет стал головной организацией в развитии службы практической психологии образования, в которой на данный момент работают около 3-х тысяч психологов. Создано около 46 центров психолого-медико-социального сопровождения подрастающего поколения, т.е. практика начинает определять специфику работы специалистов.

Ректор Московского института открытого образования, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО А.Л. Семенов затронул тему инновационной педагогики и информационных технологий в дополнительном профессиональном образовании, уточнив, что реализация идей информатизации приводит образовательную систему в соответствие с потребностями информационного общества, предоставляя ей широкие возможности для развития.

Ректор Московского гуманитарного педагогического института, доктор педагогических наук, профессор А.Г. Кутузов высказал мнение о том, что стандарты педагогического образования не состыкованы со стандартами общего образования, все они, практически, без исключения ориентированы на умение педагога подготавливать учащихся только к социализации и не более того. Поэтому необходимо объединить усилия для создания межвузовской группы, которая будет способна разработать принципиально новые стандарты и апробировать их на своей базе.

Ректор Московской государственной академии делового администрирования, доктор философских наук, профессор Т.И Костина коснулась проблемы формирования новой системы взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, а также региональными органами управления, нацеленной на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса путем организации постоянного диалога на взаимовыгодной и равноправной основе, подчеркнув, что в новых социально-экономические условиях вузы обречены быть инновационными.

Директор Научно-исследовательского института развития профессионального образования, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО И.П. Смирнов ознакомил собравшихся с задачами модернизации среднего педагогического образования столицы, предложив просчитать экономическую эффективность использования городского бюджета на него. По мере передачи педагогическим вузам функций подготовки педагогов дошкольного и начального образования миссия среднего педагогического образования может быть сведена к подготовке специалистов для сектора дополнительного образования. Неизбежное сокращение в будущем подготовки педагогов со средним профессиональным позволит перепрофилировать ряд педагогических колледжей в образовательные учреждения экономического профиля с организацией подготовки по профессиям, не требующим больших финансовых затрат (социальный работник, сурдопереводчик, секретарь-референт, делопроизводитель, логистик и т.д.), освободив от этих функций экономические колледжи города. На базе одного из них можно было бы реализовать концепцию социального колледжа, специализирующегося на обучении инвалидов.

В заключение участники конференции резюмировали, что инновационная деятельность -- не дань моде, а двигатель модернизации образования, точка роста. Высшая школа столицы вносит существенный вклад в решение различных проблем, не только образования, но и в целом социальной сферы города.

Совершенно очевидно, что наибольшие возможности по интеграции инноваций в педагогический процесс имеет Москва и Московская область. Это обусловлено многими факторами, как например: близость к Европе, значительное сосредоточение финансовых средств, кроме того подавляющая часть выдающихся умов РФ проживают именно в столице.

Все эти факторы обуславливают всю значимость Московского региона для нашей страны. Москва является своеобразным "локомотивом" образования в Российской Федерации.

Заключение

Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к специалистам. НТП способствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективные пути преобразования простого человека в социально значимую личность.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т.е технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование.

Однако внедрение таких технологий сопряжено с рядом трудностей (финансовые средства, консерватизм некоторых чиновников в образовательной сфере, недостаточное развитие технологий). Кроме того, несмотря на очевидную необходимость в инновациях всё же внедрять их следует с осторожностью. В противном случае неосторожная инновационная деятельность может привести к кризису образовательной системы.

И всё же важно понимать, что педагогические инновации - это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования.

Библиографический список

- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 2000 - С. 440-441.

- Педагогика №4, 2004: Периодическое издание / В.С Лазарев, Б.П Мартиросян. - Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия - С. 12-14.

- Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. - Москва: Российское педагогическое агенство, 1995 - С. 49-54.

- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый. - Москва,2000. - книга 1. - С. 210-212.

- Профессиональное образование №4 2004: Периодическое издание / Н.И. Костюк - Новые принципы организации начального профессионального образования - С.30.

- Профессиональное образование №1 2006: Периодическое издание / В.Г. Казаков - Новое время - новые технологии профессиональной подготовки - С.12.

- Профессиональное образование №4 2006: Периодическое издание / Г.А. Балыхин - Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу - С.14-15.

- Профессиональное образование №7 2006: Периодическое издание / В.Д. Ларина - Модель инновационной деятельности учреждения профобразования - С.5.

- Профессиональное образование №9 2006: Периодическое издание / Е.Ю. Мельникова - Высшему образованию столицы - инновационный режим развития - С. 12.

- Профессиональное образование №1 2006: Периодическое издание / В.В. Рябов - Инновационно-экспериментальная деятельность МГПУ в системе московского образования - С.12-13.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать