Интенсивность труда
з 158 лучших спортсменов, входящих состав сборных команд университета и Казахстана, 15 -отличников, 82 - сдают сессии на хорошо и отлично, 9 - учатся удовлетворительно и 12 человек получили по одной неудовлетворительной оценке.
Таблица 2|
Всего участников | Мастера спорта международного класса | Мастера спорта | Кандидаты в мастера | 1 разряд | Учатся | |
| | | | | Отлично | Отлично и хорошо | Хорошо | Хорошо и удовлетворительно | |
40 | -- | 29 | 10 | 1 | 3 | 18 | 14 | 5 | |
|
Более высокие показатели были получены нами при обследовании участников матча университетов страны по художественной гимнастике, проходившем в г. Алма-Ата в 1975 г
.Все участники имели высокую спортивную квалификацию, которая требовала систематических многочасо-вых тренировок и многократного участия в соревнова-ниях, а это, в свою очередь, связано рыло с переездами и отрывом от учебного процесса.Несмотря на этот, довольно высокий, процент успеваемости, многие спортсменки были активистами и в комсомольско-профсоюзной работе.Проведенные массовые исследования в 1977/78 учебном году показали, что успеваемость студентов-спортсменов значительно выше, потому что они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, функциональной готовностью основных систем организма, устойчивости умственной работоспособности и другими психофизическими качествами, умением ценить и распределить время, настойчивостью, целеустремленностью.
Таблица 3 Успеваемость студентов КазГУ (%)|
№п/п | Занимаются | Студенты - спортсмены (578) | Студенты, не занимающиеся спортом | |
1 | Отлично | 8.1 | 6.00 | |
2 | Отлично и хорошо | 26,62 | 22,71 | |
3 | Хорошо | 28,37 | 30,38 | |
4 | Хорошо и удовлетворительно | 29,07 | 27,59 | |
5 | Удовлетворительно | 7.58 | 6.31 | |
6 | Неудовлетворительно | 0.34 | 5,01 | |
|
Нормально сформировать и усовершенствовать названные компоненты психофизического состояния орга-низма человека невозможно без должного применения средств физической культуры и спорта.Вот почему студенты спортсмены добиваются хорошей успеваемости в вузе и высоких показателей в даль-нейшей производственной деятельности.Одной из задач любого учебного заведения является формирований у студентки общественной активности. Организация и проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в школе, в любом учебном заведении, на производстве и трудовых коллективах невозможно без участия в них общественных физкультурных активистов и судьей по спорту.Привлекать учащихся, студентов к организации и проведению физкультурных мероприятий (спортивные вечера, праздники, спартакиады, комсомольско-профсоюзные кроссы, шахматные турниры и др.), преподаватели физического воспитания и тренеры способствуют формированию организаторских навыков и общественной активности у своих подопечных. В таблице 4 даны результаты опроса 1256 студентов КазГУ.
Таблица 4
Общественная активность студентов КазГУ (в %)
|
№ п/п | Содержание работы | Студенты-спортсмены ( 578) | Не занимающиеся спортом (678) | |
1. | Выполняют общественную работу в комсомольско-профсоюзных организациях | 11.62 | 5.38 | |
2. | Являются судьями по спорту | 6.13 | 1.25 | |
3. | Инструкторы-общественники | 3.87 | 0,38 | |
4. | Капитаны команд | 7.87 | 1,38 | |
5. | Тренеры-общественники | 3.00 | 0.00 | |
|
Из таблицы явствует, что 40% студентов охвачено различными формами общественно-профсоюзной, и физкультурной деятельности, и подавляющее большинство из них - спортсмены (профгруппорги, судьи и инструктора по спорту, капитаны команд).
Таким образом, физическая культура и спорт в учебных заведениях являются самыми массовыми и действенными средствами формирования социально активней личности будущих специалистов.
Таблица 5Черты характера, наиболее ярко проявляемые при занятиях физической культурой и спортом, количество (п)=216
(на основании ответов учителей школ, научных сотрудников, инженерно-технических работников г. Алма-Аты)
|
Черты характера | Ответы (%) | |
Настойчивость Целеустремленность Дисциплинированность Трудолюбие Патриотизм | 68.00 65.63 68.50 47.63 44.13 | |
|
Представители разных профессий указывают на важность уровня развития физических качеств в успешной трудовой деятельности. Первостепенная роль ими отводится основным физическим качествам (выносливости, силе, быстроте, ловкости).
Таблица 6
Физические качества, наиболее необходимые в производственной деятельности (п =216)
|
Специальности | Физические качества (%) | |
| Выносливость | Сила | Быстрота | Ловкость | |
Учителя школы | 10.25 | 0,38 | 2.75 | 4,13 | |
Научные сотрудники Инженерно- технические работники | 24.50 21.00 | 2.25 7.38 | 7.88 9.35 | 5.63 7.00 | |
Профессорско-преподавательский состав вузов | 21.50 | 7.00 | 5.13 | 7.00 | |
|
Из таблицы видно, что для всех профессий наиболее важным из физических качеств является выносливость, развивать которую целесообразно с дошкольного и школьного возраста и совершенствовать в студенческие годы.
Таблица 7 Результаты анкетирования первокурсников КазГУ (п=100)|
№ п/п | Содержание вопроса | Количество | % | |
1. | Регулярно посещали уроки физкультуры в школе | 73.4 | 73.4 | |
2. | Участвовали в соревнованиях за год | |
| А) не менее 3 раз | 150 | 15 | |
| Б) не менее 5 раз | 122 | 12.2 | |
3. | Не участвовали в соревнованиях | 285 | 28.5 | |
4. | Занимались спортом | 155 | 15.5 | |
5. | Имеют значок ГТО | 128 | 12.8 | |
6. | Имеют спортивные разряды | |
| МС | 3 | 0.3 | |
| КМС | 10 | 1.0 | |
| 1 разряд | 13 | 1.3 | |
| 2и3 разряды | 102 | 10.3 | |
|
Проведенные Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г. социологические исследования показали, что только 44% выпускников школ различных районов Казахстана оценили постановку физического воспитания в школах, учились, на хорошо; 11,5% первокурсников дали отрицательные оценки; 28,4% учителей-предметников и классных руководителей положительно относятся к физической культуре и спорту.Ответы выявили невысокую посещаемость учащимися уроков физкультуры, низкий охват занятиями спортом и участием в соревнованиях. Это, в свою очередь, влияет на постановку физического воспитания в вузе.Исследуя отношение студентов к физической культуре и спорту исследователи выявили, что 40,75% опрошенных занимаются в целях укрепления здоровья. Созидательный подход к физически культуре следует считать положительным моментом, хотя лучше, если состояние здоровья не является основной причиной для занятий физическими упражнениями. В практике физкультурного движения Казахстана известно, что в учебные заведения, особенно в вузы, поступают юноши и девуш-ки, имеющие недостаточный уровень физической подго-товленности, что значительно осложняет их подготовку к выполнению нормативных требовании комплекса ГТО, освоению учебной программы по физическому воспита-нию и будущей специальности.
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ. ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯНа протяжении последних десятилетий специалистов волнует проблема физической подготовленности студентов. Несмотря на постоянное улучшение системы физического воспитания в вузах, она остается пока нерешенной. Одной из причин этого является бурный рост научно-технического прогресса, значительно снизивший двигательную активность людей.Стремительный рост объема научной информации, включаемой в учебные предметы, увеличил перегрузку учащихся, что вызывает у них переутомление, снижает двигательную активность и приносит большой вред здоровью (М. Н. Скаткин, 1963; П. А. Рудик, 1959; Г. А. Уманов, 1971)Нами Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г. обобщены материалы физической подготовленности студентов различных вузов Казахстана, страны. Выяснилось, что выпускники школ, поступающие в вузы, имеют недостаточную физическую подготовленность. Например, средние результаты юношей в беге на 100 м, начиная с 1960 г. по 1976 г., колеблются от 14,0 до 15 сек. Особенно низкие показатели в этом виде у девушек, пробегающих дистанцию в среднем за 17,0-18,7 сек.Большинство студентов имеют низкую подготовленность в таких прикладных упражнениях, как метание гранаты и подтягивание на перекладине. Юноши различных вузов страны метают гранату от 32 до 57 .м, результаты девушек еще хуже - 14-18 м. Некоторые авторы особо отмечают необходимость развития у студентов профессионально-прикладной физической подготовленности. Профессионально - прикладные навыки необходимы для будущих специалистов: географов, биологов, юристов и т. д. Приобретение профессионально-прикладных навыков (умение грести, подтягиваться, плавать, ориентироваться на местности, преодолевать труднопроходимые места) становится одним из перво-степенных факторов в успешной профессиональной дея-тельности молодых специалистов и обеспечивается при достаточном уровне их физической подготовленности.Многолетний опыт приема контрольных упражнений для оценки физической подготовленности поступающих в Казахский государственный университет и другие вузы г. Алма-Аты показал, что большинство юношей и девушек особенно не подготовлены к бегу на выносливость.Юноши-первокурсники выполняют предусмотренные учебной программой нормативы в беге на 100 м для оценки физической подготовленности основной меди-цинской группы на удовлетворительно, в прыжках в длину с места и в подтягивании на перекладине близки средние показатели к этой оценке. Показатели девушек во всех контрольных испытаниях значительно ниже удовлетворительных оценок требований учебной программы и крайне далеки от норм комплекса ГТО.Одним из главных критериев оценки физического воспитания в вузе является динамика уровня физической подготовленности студентов, проследить за которой можно посредством приема одних и тех же контрольных нормативов, характеризующих основные физические качества человека.С помощью педагогических наблюдений можно проследить не только за динамикой физической подготовленности, но и выявить влияние на нее различных двигательных режимов, возможных в условиях вуза. Динамика уровня физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания на 1-2 курсах положительна - хотя ее показатели, особенно у девушек, уступает нормативам комплекса ГТО. После четырех лет обучения из-за отсутствия уроков физического воспитания физическая готовность студентов снижается до уровня поступающих на первый курс. Студенты же, - занимающиеся спортом, к выпускному курсу имеют достаточную физическую подготовленность. И это позволяет им успешно осваивать программы учебных и производственных практик, требующие проявления психофизических качеств (умственной и физической работоспособности, устойчивости внимания и т. п.) и различных двигательных навыков и умений, особенно профессиональной направленности. Отсутствие уроков физического воспитания на старших курсах приводит к значительному снижению уровня основных физических качеств у студентов, они почти не участвуют в проводимых в вузах физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях, наблюдается их общественная пассивность во всех сферах профсоюзной деятельности.Доктор педагогических наук В. И. Ильинич, отмечая низкий уровень физической подготовленности абиту-риентов Московского института инженеров землеустройства, считает, что на факультеты, связанные с полевыми работами, необходимы студенты здоровые, имеющие физическую подготовку не ниже III ступени ГТО. Это должно проверяться при поступлении и заранее оговариваться в правилах приема (В. И. Ильинич, 1973. 1977).Аналогичные требования предъявляются к студентам инженерных и транспортных вузов.Кафедрой физического воспитания Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г. Алма-атинского института инженеров железнодорожного транспорта была проанализирован уровень физической подготовленности поступающих на первый курс и динамика роста в процессе обучения.Результаты показали, что физическая подготовленность выпускников школ - юношей - не изменяется на протяжении нескольких лет и уступает нормативам комплекса ГТО, у девушек наблюдается тенденция к снижению показателей физической подготовленности. Студенты особенно затрудняются в выполнении упражнений на выносливость, уровень развития этого важнейшего физического качества во многом определяет функциональное состояние организма. Следует вывод, что обходимы поиски дополнительных средств и методов подготовки девушек к выполнению норм ГТО.Для более активного привлечения студентов к регулярным занятиям на уроках физического воспитания (4 часа в неделю), в сочетании с дополнительными вне учебными формами физического воспитания, были использованы следующие методы:дана оценка физической работоспособности и функционального состояния организма студентов посредством контрольных нормативов и Гарвардского степ теста;показана взаимосвязь двигательного режима студентов с устойчивостью основных психофизических качеств (умственной работоспособности и внимания)определены наиболее важные физические качества, двигательные навыки и умения в системе железнодорожного транспорта;зачислены в отделение спортивного совершенствования студенты, не имеющие спортивных разрядов; обработаны результаты исследований, которые затем проанализированы на теоретических занятиях по физическому воспитанию; организована научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по проблемам физического воспитания с учетом специфики учебного процесса и будущего конкретного вида труда.Из 170 студентов первого курса, обследованных по Гарвардскому степ тесту (по индексу восстановления) оценку отлично имели 10 студентов (5.8%), посредственно - 56 студентов (32,9%), плохо -104 студента (61,3%), т.е. больше половины обследованных студентов I курса имеющих низкую физическую работоспособность.
ЗаключениеУровень физической подготовленности и здоровья уча-щейся молодежи в настоящее время по ряду критериев не отвечает современным требованиям. Сегодня студенты слишком часто болеют (до 60% подрост-ков страдают острыми респираторными заболеваниям!), имеют избыточную массу (до 20%), нарушения опорно-двигательного аппарата (до 40%), лишь 20-30% осваива-ют в целом нормы комплекса ГТО.Факты подтверждают неотложность принятия мер, улучшающих физический статус молодежи. Решение этой задачи важно, ибо сегодняшние школьники, учащиеся СПТУ, студенты - завтра квалифицированные рабочие, организаторы промышленности и сельского хозяйства, вои-ны Российской Армии. Именно от их здоровья, физической и профессиональной подготовленности зависит успешность участия в сфере общественного производства, повышение производительности труда.Почему так остро и принципиально ставится в наши дни вопрос о массовой физкультуре? Не только потому, что забота о здоровье народа - главная социальная забота нашего общества. Сегодня связь физической культуры и здоровья работоспособности и производительности труда ощущается особенно ясно.«В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Надо поста-вить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоро-вый образ жизни»."Перестройка, ведущаяся после съезда, должна про-изойти и в нашем отношении к здоровью", - так считает Юрий Петрович Власов, прославленный атлет, долгие годы носивший звание самого сильного человека планеты. - Пора всем нам понять, что здоровье каждый за-рабатывает сам, что за него надо бороться, что ради него, ради полноценной творческой, счастливой жизни надо и поработать и «потерпеть». Конечно же, для этого нужно, прежде всего психологически перестроиться, изба-виться от лени, от расхлябанности, внутренней недис-циплинированности. Если верно, что каждый из нас куз-нец собственного здоровья».Физкультура и профессиональная деятельность. Вот что писал нарком здравоохранения Н. Се-машко:- "В проведении физической культуры на местах в громадном большинстве случаев понятие физической культуры подменивается понятием физических упражнений. Такой подмен совершенно неправилен и способен извратить все перспективы. Физическая культура означает не только, и далеко не только физические упражнения. «Физкультурно-образованный» (если можно так выразиться) человек должен проводить ее принципы еже-часно, ежеминутно. Вот почему правилен наш лозунг: «Физкультура про-должается 24 часа в день..."Физические упражнения составляют лишь часть ее, и, часть, как видим, очень небольшую. Эти физические упражнения, конечно, очень важны, и мы горячо приветствуем их распространение. Они имеют уже, прежде всего то значение, что исправляют (корригируют) вредности нашего быта. Если человек 22 часа в сутки дышит испор-ченным воздухом, хорошо, если он будет упражняться 1--2 часа на свежем воздухе; если он целую неделю сидит в канцелярии, то хорошо, если хоть в воскресенье сходит на охоту или побегает на лыжах. Но настоящая физическая культура все же не в этом, или, точнее, не только в этом. Надо так устроить жизнь, быт, чтобы каждый час не подрезывать сук, на котором держится наше трудовое государство, то есть силы, трудоспособность, здоровье населения.А мы в этом отношении пока варвары. Если объективные усло-вия затрудняют пока оздоровление производства и некоторых сторон жизни и быта, то, по крайней мере, нужно делать то, что зависит от нас самих.«Культурность народа измеряется количеством мыла, им потреб-ляемого»,-- сказал один ученый. Культурность народа зависит вообще от уяснения и проведения им правил гигиены. Вот почему настаиваем мы на проведении правил физической культуры в широком смысле слова. Ибо путь к культуре лежит через физическую культуру. Это особенно важно помнить в нашем трудовом государстве, где живые трудовые ресурсы населения -- основа благополучия страны.Отрывок из этой статьи Н. А. Семашко, написанной в 20-е годы, мы привели не случайно. И сейчас проблема взаимосвязи физкультуры и здоровья не потеряла своей актуальности и находится в центре внимания специалис-тов самых различных областей науки. О важности оздо-ровительной роли физкультуры и спорта свидетельствуют данные социологов. Учеными подсчитано, что сокращение заболеваемости хотя бы на 1 % позволит получить до-полнительно 35 млн. рабочих дней.Пока наши болезни обществу обходятся дорого. Из-за слабой физической подготовки молодых рабочих и инже-нерно-технических работников происходит 24% всех видов брака, аварий, остановок оборудования. Недостатки в физическом воспитании, отсутствие должной закалки приводят к тому, что из трудового процесса ежедневно по болезни выключается около 3 млн. человек!Для решения этой и многих других проблем необхо-димы совместные усилия ученых и практических работни-ков, всего общества. Можно сказать, что новое производство требует нового физического мира человека. Как учеба сегодня становится постоянным фактором жизни члена нашего общества, так и физическая культура ныне превращается в неотъемлемый атрибут жизни, средство адаптации к изменяющимся природным, социальным и другим усло-виям. Из способа проведения досуга, требующего расхо-да мышечной энергии, физическая культура превращается в основной фактор физического развития человека,Специалисты, к примеру, доказали, что состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от медицины и на 90% от уровня его физической подготовленности и здорового образа жизни. Проведенные исследования показывают, что расходы, направленные на поощрение профилактических спортивных мероприятий (даже учи-тывая возможность травм), много меньше, чем затраты на пособия по нетрудоспособности.Сегодня лозунг «Физическая культура -- залог здо-ровья» уже недостаточно актуален. Занятия физкультурой и спортом должны стать залогом социального и творче-ского долголетия.А закончить нам хочется словами известного советского ученого И. М. Саркизова-Серазини: «Систематически при-меняемые физкультура и спорт - это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это -- старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это -- долго-летие, которому сопутствует творческий трудовой подъем, это, наконец, здоровье -- самый большой источник кра-соты».
Литературные источники: «Профессионально-прикладная физическая подготовка» В.И. Ильинич. Изд. "Москва - Высшая школа - 1978г." «Физкультура и профессия». С.П. Полиевский. И.Д. Старцева. Изд. "Москва - Физкультура и спорт - 1988г."«Физическое воспитание учащейся молодежи». С.П. Полиевский. Изд. "Москва - Медицина - 1989г."«Физическая культура в жизни человека». С.М. Оплавин. Ю.Т. Чихаев. Изд. "Ленинград - Знание - 1986г."«Активизация учебно-воспитательного процесса студентов средствами физического воспитания». Г.Д. Иванов. Изд. "Алма-Ата - Мектел - 1989г."
Страницы: 1, 2