Информатика и информационные технологии в образовании
p align="left">В своей работе учитель использует стандартный набор программного обеспечения, а также дополнительно программное обеспечение, позволяющее выполнить требования Стандарта (среда программирования - Turbo Pascal, различные графические редакторы, тестовую оболочку Test Maker и др.). Ученику Интернет предоставляет информационное поле для поиска материала. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков, а также непосредственно на уроках информатики, а мультимедиа-проектор и интерактивная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступления учащихся.

С 2007 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» разработана комплексно - целевая программа «Создания условий для повышения качества образовательного процесса посредством информатизации ОУ» в соответствии с планом и программой развития МОУ.

б. Интерактивные технологии.

Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения - интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. В рамках национального проекта «Образование» проводят уроки с помощью интерактивной доски, а также уроки с выходом в сеть Интернет. В 2007 - 2008 учебном году в кабинете был установлен программно - технический комплекс ACTIVboard, ООО «ТДС - Прометей-М». Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой:

Выполнение тестовых заданий на доске.

Взаимопроверка и обозначение правильных вариантов на доске.

Работа со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.

Были созданы файлы флипчарты для работы на интерактивной доске:

«Тестовая оценка знаний».

«Фрагмент урока».

«Дизайн - макет».

«Виртуальная экскурсия по страницам учебника».

«Компьютерная графика и начало дизайна».

в. Технология (КТД) коллективного творческого дела по методике И.П.Иванова.

Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создает на уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества. Такая практическая деятельность является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка.

г. Исследовательские методы в обучении.

В процессе исследовательской деятельности ученики не получают знания в готовом виде, а «открывают» их самостоятельно. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Результативность использования этого метода проявляется в динамике развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, увеличении количества и повышении качества исследовательских работ учащихся.

д. Проектные методы обучения.

В процессе преподавания основное внимание уделяется методике организации учебного процесса на основе проектного метода обучения с использованием ИКТ. Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы, из какой - либо предметной области.

Проектную форму учитель применяет на уроках, в кружках, на специальных курсах, в учебно-исследовательской и домашней работе. Разработаны Интернет - проекты: «Моя Web страница», «Фамильное дерево», «Моя родословная», «Встреча с друзьями», «Электронная газета».

Стендовые проекты (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций с помощью средств MS Publisher):

Выпуск еженедельных «Школьных новостей» рубрика: «Сеть - Internet».

Проект Грамота (диплом) победителю какого-либо конкурса или олимпиады.

Титульная страница любимой книги.

Афиша для кинотеатра о премьере фильма (спектакля).

Открытка или приглашение на праздник для своих друзей.

Интегрированные проекты (форма - групповая, использование мультимедиа средств, программно - технического комплекса ACTIVboard):

«Исторические корни волшебной русской сказки».

«Солнечная система».

«Космос».

«Галактика».

«Вулканы».

«Цунами».

«Животный и растительный мир».

«Герб или эмблема школы, спортивной команды».

«Поздравительная открытка».

«Генеалогическое древо своей семьи».

Ребусы или кроссворды по любой теме.

В процессе разработки проекта учащимися используются различные инструментальные программные средства и приложения:

системы программирования

системы обработки графики

подготовки презентаций

текстовые редакторы

электронные таблицы

системы управления базой данных

средства разработки Web-сайтов и др.

Итоги своей деятельности дети демонстрируют на заключительной школьной конференции. Применения учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.

е. Мультимедиа технологии.

Мультимедиа - технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.

Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность. В целях оптимального использования времени на уроке в своей работе я создаю авторские презентации и использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельностифронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;

индивидуальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;

готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием CD-ROM;

видеоролики по различным темам;

практические работы, в виде раздаточных материалов;

практические работы в электронном виде;

тестовые электронные задания для промежуточной проверки знаний по различным темам;

контрольные тестовые электронные задания по различным темам.

Мультимедиа технология позволяет развить у учащихся навык самопрезентации и публичных выступлений: речевое мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением. Реферат - проект проблемного характера (использование презентации в среде PowerPoint, конкурс по параллелям среди 8-х классов):

«Любую ли информацию можно закодировать?»

«Шифр Цезаря»

«Существуют ли в мировой практике примеры кодирования информации в художественном произведении?»

«Какие существуют виды информации?»

«Азбука Морзе - это код или алфавит?»

«Можно ли создавать собственный способ кодирования?»

Главным признаком того, что использование таких технологий стремится решить задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Учащиеся создают презентации для проведения общешкольных (конкурсы «Презентация моего класса», «Конкурс клипов» и др.) и классных мероприятий (традиционные праздники класса и школы). Создают презентации для портфолио учащегося и участия в индивидуальных конкурсах (школьных, районных, городских, областных). Помогают учителям в создании презентаций уроков. Создают видеофильмы о классах, участвуют в проектной и исследовательской деятельности.

Информационные коммуникационные технологии поддерживают широкий диапазон методических и организационно-педагогических нововведений: работу в группах сотрудничества, проектную работу, альтернативные методы оценки достижений учащихся т.д. Эти нововведения дают существенно более заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности школьника.

1.8 Электронные книги и обучение в Интернет

В настоящее время одним из современных направлений в обучении является Интернет - обучение (обучающие курсы, тренинги) или онлайн - обучение, или интерактивное обучение, к которому относится и дистанционное обучение (высшее образование, курсы дистанционного обучения, подготовка и повышение квалификации специалистов и так далее) через Интернет. Обучение в Интернет бывает платное и бесплатное.

Для обучения в Интернет, кроме бумажных версий книг, применяются различные электронные книги (e-book), некоторые из них имеют графические виртуальные обложки. Кроме того, e-book широко используются в различных электронных библиотеках технической, научной и художественной литературы, e-book продаются в Интернет - магазинах и предлагаются бесплатно различными сайтами.

К электронным книгам относятся: online (диалоговые) - версии книг и offline (автономные) - версии книг. Спросом пользуются специализированные e-book (учебники, научная и техническая литература), руководства, инструкции, книги, посвященные бизнесу, информатике, компьютерным сетям, программированию и аппаратным средствам компьютеров, а также рефераты, дипломные работы, многофункциональные электронные словари, справочники, энциклопедии и так далее. Для создания e-book используются различные форматы представления информации, такие как: TXT, RTF, DOC, HTML, CHM, EXE, PDF, DjVu, FB2 и прочие.

1.9 Создание электронной книги

Как можно создать электронную книгу? В качества инструмента для создания e-book применяются различные программные средства. Для создания электронных книг в форматах TXT, RTF, DOC, HTML (Hyper Text Markup Language) применяются стандартные приложения, которые входят в ОС Windows или MS Office. Кроме того, для создания книг в формате HTML могут быть применены специализированные программы WebCoder 1.6.0.0, профессиональные приложения: Macromedia HomeSite Plus v5.1 for Windows XP и Macromedia Dreamweaver и другие приложения. Необходимо отметить, что формат HTML представляет собой набор Web - страниц (файлов), а не единый файл, поэтому в основном применяется для online версий книг и online обучения. Книги в форматах HTML открываются стандартными средствами Windows.

Для создания e-book в формате CHM (Compiled HTML) используются компиляторы HTML файлов: ChmBookCreator и htm2chm, компилятор HTML и декомпилятор CHM файлов Chm4You. CHM - это специально разработанный Microsoft формат данных для поддержки гипертекстовых справочных систем. Так, например, для создания файлов справок в формате CHM и декомпиляции их в HTML создана программа HTML Help Workshop. Программы - компиляторы HTML файлов позволяют преобразовывать как отдельные HTML страницы, так и целые сайты в один единственный компактный CHM - файл. Книги в форматах CHM открываются стандартными средствами Windows и предназначены для обучения в режиме offline.

Наиболее распространенные в Интернет e-book, которые используются для обучения в режиме offline, это книги в форматах EXE. Для создания e-book в этом формате используются различные компиляторы: SbookBuilder, Natata eBook Compiler, ExeBookWM-Publisher, eBook Edit Pro, Fast EBook Compiler, eBook Maestro, eBooks Compiler, EbookCreator и многие другие компиляторы. EXE - форматы (форматы самоисполняемых файлов) применяются для создания книг небольшого объема, так как каждую страницу книги необходимо создавать как отдельную Web - страницу. Как правило, книги в формате EXE имеют графические объемные обложки. Для чтения e-book в формате EXE никаких дополнительных программных средств не требуется.

Для создания e-book большого объема применяются форматы PDF (Portable Document Format), которые могут быть использованы для обучения как в режиме online, так offline. В качестве исходных документов могут быть использованы документы, созданные в MS Word. Формат PDF является удобным форматом для электронного представления в Интернет различной документации. Этот формат распространен для создания таких e-book как: учебники, инструкции, руководства пользователей и прочих документов.

Программы для создания PDF файлов: PdfFactory Pro v3.00, PDF Factory Pro v3.10, Primo PDF 3.0, утилита PDF995. Эти программы устанавливают в операционную систему виртуальный принтер, что позволяет пользователю конвертировать посланные на печать документы в формат PDF. SolidConverterPDF - это программа, которая конвертирует PDF в Word и Word в PDF. Adobe Reader - это мощная программа для чтения и печати документов в формате PDF. Книгу можно скачать в Интернет в формате PDF и читать ее в режиме offline с помощью приложения Adobe Acrobat Reader. Последняя версия Adobe Acrobat Reader 8.0.0 / 7.0.5 Rus работает также как плагин к браузеру, что позволяет читать книгу в режиме online в сети Интернет.

Графический формат DJVU (дежавю) применяется для создания и размещения в Интернет отсканированных книг (сканированных объемных документов) без распознавания (OCR) текста. Формат DJVU предназначен для компактного представления графического материала. Этот формат вне конкуренции для электронного представления в Интернет научной и технической литературы. Формат DjVu является стандартом де-факто для электронных библиотек технической и научной литературы.

Программы для создания e-book с отсканированных документов в формате DjVu: DjVu Solo v3.1, Express Enterprise with DjVu, Light Edition (DEE 5.1 или DEE 5.1 LE). Для создания djvu-файлов из файлов, созданных в различных программах, можно применить приложение (виртуальный принтер) DjvuPrinter Rus. Кроме того, для преобразования практически любого графического формата в DjVu можно использовать веб-сервис: Any2djvu. Документы для преобразования на этом веб - сервисе можно закачивать с любого компьютера пользователя подключенного к Интернет.

Книгу можно скачать в сети Интернет в формате DJVU и читать ее в режиме offline с помощью приложения DjVuReader или WinDjView. Для чтения документов этого формата в режиме online можно воспользоваться плагином DjVu WebBrowser Plugin. Этот плагин также обеспечит просмотр рисунков в формате DjVu, которые могут быть использованы на сайтах вместо рисунков в форматах GIF и JPEG с целью сокращения объема страниц. Таким образом, книги в формате DjVu можно использовать для обучения в режимах online и offline.

Необходимо отметить формат FictionBook 2 (FB2), который используется для создания e-book. Это открытый формат, основанный на языке XML, который позволяет создать программы для просмотра книг на любой платформе. В настоящее время для создания FB2-книг применяется продукт Fiction Book Designer, который является усовершенствованием конвертора Book Designer. Формат наиболее подходит для художественной литературы в онлайн - библиотеках. Для чтения e-book в формате FictionBook необходима специализированная "программа - читалка", но при необходимости формат FictionBook можно быть сконвертирован в любой другой формат, который открывается стандартными программными средствами.

1.10. Компьютерное моделирование

Известно, что системный анализ - это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Процессы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение.

В 9-ом классе большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде.

Таким образом, одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, можно изучать объекты и процессы из разных предметных областей, используя для этого современные компьютерные средства и методы. Следует отметить, продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество. При этом помимо развития системного мышления может быть достигнута не менее важная цель - закрепление знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах.

Цель курса - научить моделированию, подробно рассматривая каждый этап моделирования на примере большого количества задач. Основное внимание уделяется этапу формализации задач и разработке информационной модели изучаемого объекта или системы. В зависимости от типа задачи моделирование проводится в системе графического редактора и текстового процессора.

В основе данного курса лежит формирование теоретической базы и овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

К теоретической базе мы относим знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации. Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами.

В соответствии с этим занятия делятся на теоретическую и практическую части. На теоретической части создаются компьютерные модели и алгоритмы решения задач. В ходе практических работ учащиеся пишут программы и проводят компьютерные эксперименты.

Программа курса «Компьютерного моделирования» для 9 классов рассчитана на 18 учебных часов: 6 ч. отводится на теоретические занятия и 12ч. - на компьютерные эксперименты.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать классы задач, ориентированные на моделирование в том или ином процессоре;

Иметь представление о компьютерном конструировании;

Знать структуру информационных моделей;

Знать технологию работы в среде графического и текстового редакторов;

Уметь составлять и проводить поэтапное моделирование, осуществлять компьютерный эксперимент.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать