Индивидуальное задание на уроках "Окружающий мир" как средство повышения качества знаний у младших школьников

Индивидуальное задание на уроках "Окружающий мир" как средство повышения качества знаний у младших школьников

94

79

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО
«Благовещенский государственный педагогический университет»

Факультет педагогики и методики начального образования

Допустить к защите

Зав. кафедрой

«_____»______________2009

Дипломная работа

на тему: Индивидуальное задание на уроках «Окружающий мир» как средство повышения качества знаний у младших школьников

Исполнитель

студент группы

дата подпись И.О. Фамилия

Руководитель

(звание, должность) дата подпись И.О. Фамилия

Консультанты:

Рецензент

(звание, должность) дата подпись И.О. Фамилия

Нормоконтроль

(звание, должность) дата подпись И.О. Фамилия

Защита состоялась «__»___________200__г. Оценка «______________»

Председатель ГАК

(звание, должность) дата подпись И.О. Фамилия

Благовещенск 20___

Аннотация

Дипломная работа содержит 92 с., введение, две главы, заключение,11 рисунков, 4 таблицы, библиографический список содержит 50 источников литературы, 5 приложений.

Окружающий мир, индивидуальные задания, младшие школьники, качество знаний, познавательная самостоятельность, успеваемость, оценка усвоения знаний, повышение качества знаний.

В данной работе рассматриваются: теоретические аспекты индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир». Индивидуальный подход к обучению. Психолого-педагогические особенности младших школьников. Проведена экспериментальная работа. Даны соответствующие выводы и рекомендации учителям начальных классов.

При написании данной работы были использованы публикации в специализированных периодических изданиях, научная и учебно-методическая литература, электронный ресурс.

Содержание

Введение

1. Теоретический аспект индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир» как средство повышения качества младших школьников

1.1 Образовательный компонент «Окружающий мир» в современной четырехлетней начальной школе

1.2 Индивидуальный подход к обучению на уроках «Окружающий мир»

1.3 Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников

2. Опытно-экспериментальная работа: повышение качества знаний

младших школьников посредством индивидуальных заданий

на уроках «Окружающий мир»

2.1 Методологическая основа индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир

2.2 Повышение качества знаний младших школьников посредством индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир»

2.3 Определение эффективности комплекса индивидуальных заданий, направленных на повышение качества знаний на уроках «Окружающий мир»

Заключение

Библиографический список

Приложение А. Модифицированная методика Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса к предмету» для определения уровня познавательной самостоятельности

Приложение А-1. Протокол результатов опроса по модифицированной методике Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса к предмету» для определения уровня познавательной самостоятельности до проведения эксперимента

Приложение А-2. Протокол результатов опроса по модифицированной методике Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса к предмету» для определения уровня познавательной самостоятельности после проведения эксперимента

Приложение Б. Модифицированная методика рейтинговой

оценки уровня успеваемости А.Н. Калиниченко «Уровень успеваемости»

Приложение Б-1. Протокол определения уровня успеваемости младших школьников по модифицированной методике рейтинговой оценки уровня успеваемости А.Н. Калиниченко до проведения эксперимента

Приложение Б-2. Протокол определения уровня успеваемости младших школьников по модифицированной методике рейтинговой оценки уровня успеваемости А.Н. Калиниченко после проведения эксперимента

Приложение В. Методика «Оценка уровня усвоения знаний»

Приложение В-1. Протокол определения уровня усвоения знаний до эксперимента

Приложение В-2. Протокол определения уровня усвоения знаний после эксперимента

Приложение Г.Итоги повторной диагностики в отдельности по параметрам оценки уровня качества знаний

Приложение Д. Конспект урока «Окружающий мир» с использованием индивидуальных групповых заданий

Приложение Ж. Конспект интегрированного урока по окружающему миру и литературному чтению

Введение

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни страны, ставят перед образованием новые цели, а именно индивидуализация, ориентация на повышение качества знаний, развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении. Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения.

В связи с изменением целей начального образования произошло обновление содержания и методов преподавания во всех образовательных областях. В условиях гибкой, вариативной образовательной политики повышается значимость индивидуальных заданий в обучении на уроках «Окружающий мир».

В психолого-педагогической литературе индивидуальные задания рассматриваются как: средство повышения эффективности обучения, средство развития их познавательной активности и самостоятельности сочетание организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы младших школьников (Е.С. Рабунский, А.А. Бударный, И. Унт).

Так, в своих работах Е.С. Рабунский рассматривал индивидуальные задания, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению.

Исходной точкой А.А. Бударного была специфичная методика урока. Учет особенностей каждого, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей. Опирается на такие психологические особенности: обучаемость, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения знаний; работоспособность.

И. Унт также занималась исследованием эффективности индивидуализации учебной работы. Основным объектом исследования была индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы младших школьников.

Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

Признавая бесспорную ценность научных трудов перечисленных авторов, приходится констатировать, что отдельные работы не предусматривают методику разработок индивидуальных заданий

Индивидуальные задания - особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Индивидуальные задания младших школьников создают благоприятные условия для углубления знаний, приучают к самостоятельности, к преодолению трудностей, учат планировать время, воспитывают чувство ответственности, инициативу и активность школьника, способствуют развитию способностей и интереса к обучению.

Учебный материал служит основой для разработки вариативных программ, создает широкие возможности для использования в учебном процессе различных новаторских методологических подходов. Однако, пользоваться каким нибудь одним учебным пособием недостаточно, так как мало заданий для самостоятельной работы, поэтому учителю придется восполнять этот пробел при помощи других учебных пособий. Это сделает урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повысит качество знаний младших школьников, т.к. будет способствовать развитию интереса к учебной деятельности.

Актуальность исследования обуславливается тем, что имеется противоречие между необходимостью использования индивидуальных заданий на уроках окружающий мир с целью повышения качества знаний младших школьников, с одной стороны, и малыми методическими разработками индивидуальных заданий в предлагаемых курсах по «Окружающему миру», с другой стороны. Проблема исследования заключается в возможности использования новаторских методологических подходов при разработке индивидуальных заданий для повышения качества знаний младших школьников.

Цель исследования: теоретически изучить данную проблему и практически обосновать эффективность индивидуальных заданий на уроках окружающий мир, как средство повышения качества знаний младших школьников.

Объект исследования: организация индивидуальных заданий на уроках окружающий мир.

Предмет исследования: уроки «Окружающий мир»

Задачи исследования:

1) провести анализ психолого-педагогической и другой литературы с целью:

- дать понятие образовательному компоненту «Окружающий мир» в современной четырехлетней начальной школе;

- выявить значение индивидуального подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира;

- рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников

2) определить методологическую основу индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир» для повышения качества знаний младших школьников

3) разработать комплекс индивидуальных заданий на уроках окружающий мир для повышения качества знаний младших школьников

4) дать оценку эффективности предлагаемых индивидуальных заданий на уроках «Окружающий мир» для повышения качества знаний младших школьников

Гипотеза исследования: качество повышения знаний младших школьников будет выше, если:

1) индивидуальные задания по модульному принципу, т.е. выбирая из разных учебных пособий.

2)индивидуальные задания использовать разноуровневого содержания, с учетом психолого-педагогических особенностей

Методы исследования: аналитический и педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и итоговый. В эксперименте использованы методики: тестирование, анкетирование, опрос наблюдения, математическая обработка и интерпретация результатов.

База исследования: средняя школа МОУ с. Восточное Октябрьского района, младшие школьники, ученики 3-го класса, в количестве 17 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась с полного согласия родителей и в период с 1 сентября по 31 декабря 2009 года.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы могут применяться при разработке методологических пособий по окружающему миру для разработок индивидуальных заданий, не только как средство повышения качества знаний младших школьников, но для развития внимания, памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения.

1. Теоретический аспект индивидуальных заданий на уроках окружающий мир как средство повышения качества младших школьников

1.1 Образовательный компонент «Окружающий мир» в современной четырехлетней начальной школе

В Базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном году, две образовательные области - естествознание и обществознание на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», реализующий содержание, которое является пропедевтическим для последующего изучения в основной школе биологии, физики, химии, географии, обществознания и истории.

Образовательный компонент «Окружающий мир» в современной четырехлетней начальной школе решает образовательные задачи и представляет собой следующее:

1) приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 утвержден обязательный минимум содержания начального общего образования, где в числе других определено содержание образовательного компонента «Окружающий мир». Авторы всех вариативных программ для начальной школы обеспечивают выполнение обязательного минимума содержания, расширяя и углубляя его [1];

2) Федеральный базисный учебный план, приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322, учитывая огромный развивающий и Учительный потенциал учебного предмета «Окружающий мир», его вклад в формирование общих учебных умений и способов деятельности, отводит на изучение данного предмета 2 часа в неделю в каждом из четырех классов начальной школы [5];

3) «Окружающий мир» - это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения младших школьников и предоставляет самые широкие возможности для развития их личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Младшие школьники приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательный компонент «Окружающий мир», младшие школьники усваивают этические нормы поведения.

4) при изучении содержания курса «Окружающий мир» ставится задача не только ознакомления младших школьников с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации младших школьников;

5) значение курса «Окружающий мир» для адаптации младших школьников к школьной жизни. На современном этапе перехода от трехлетней начальной школы к четырехлетней в первые классы приходят младшие школьники разного возраста и разной готовности к школе. Уроки «Окружающего мира» могут облегчить задачу адаптационного периода для младшего школьника, ведь содержание данных уроков выстраивается на более близком ребенку материале, чем содержание других уроков. Вот поэтому вхождение в учебную деятельность на уроках «Окружающего мира» проходит легче, так как повышается интерес к обучению, что непосредственно влияет на успешное обучение в школе [8].

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г. с 1 сентября 2010 года в общеобразовательных учреждениях страны будет введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [9].

Новый стандарт образования по сравнению с Минимумом и Требованиями 1998 года претерпел значительную разгрузку. Это осуществлено за счет отказа от излишней детализации в обществоведческом содержании:

- исключения усложненного материала (например, масштаб плана и карты, построение плана местности);

- исключения второстепенного материала, не имеющего большой развивающей и Педагогической значимости для младших школьников данного возраста;

- усиления использования типологии информации (например, для формирования представлений о разнообразии природы России и понимания ее зависимости от положения относительно полюсов и экватора достаточно изучить природу 2 - 3, а не всех природных зон).

Важным средством разгрузки содержания стало выделение в стандарте части материала курсивом. Этот материал подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу.

В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития младшего школьника. Прежде всего, учителя должны обратить внимание на более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире, осознать положение о том, что на современном этапе развития начальной школы интеграция является ее необходимой характеристикой [9].

Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры.

Во-вторых, новый подход обеспечит успешность социализации младших школьников, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь.

В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования.

В-четвертых, новый подход позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.

Для традиционной начальной школы в соответствии с Государственным образовательным стандартом по окружающему миру разработано для всех четырех классов следующие курсы [9]:

1. «Зеленый дом», автор А.А.Плешаков

2. «Природа и люди», автор З.А. Клепинина

3. «Окружающий мир», авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов

4. «Мир и человек», авторы А.А.Вахрушев, А.С. Раутиан

5. «Окружающий мир», авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин

Эти курсы представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными пособиями и методическими разработками для учителя. В каждом курсе полностью реализуется обязательный минимум содержания начального общего образования.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1) развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

2) освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;

3) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

4) формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

Предмет «Окружающий мир» рассматривается в стандарте как часть системы начального образования, а значит, он призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание «Окружающего мира» отражает общую идею Стандарта - сущность современного образования вообще и начального в особенности определяется не накоплением у младших школьников определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира.

Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у младших школьников очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Прежде всего, учитель должен создать условия для ознакомления школьников с разными методами познания окружающего мира - планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление младшими школьниками схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями [9].

Необходимо предусмотреть с учетом конкретного содержания урока речевую коммуникативную деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работу со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей. Выбирая любые методы и приемы, учитель должен предусмотреть в учебном процессе развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работу по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.

Важной особенностью принятого стандарта по окружающему миру является усиление практической направленности образования. В стандарте представлен наиболее актуальный для младших школьников познавательный и практический материал и сформулированы требования, предполагающие использование приобретенных знаний и умений в учебной деятельности и повседневной жизни.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать