Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта
p align="left">Ё Использование в работе системы Занкова - 1 человек (14,3 %);

Ё «Не знаю»- 1 человек ( 14,3 % ). ( см. диаграмму 2)

Диаграмма 2.

Из 6 человек, считающих, что их деятельность не успешна или не всегда успешна, 3 человека считают, что в работе им мешает низкая материально- техническая база, 1 человек - отсутствие опыта, 1 человек - затруднения с установлением дисциплины в классе, 1 человек не смог назвать факторы, мешающие ему добиваться высоких результатов в работе. (См. диаграмму 3)

Диаграмма 3.

Таким образом, с точки зрения самих педагогов основным фактором, мешающим успешной деятельности педагогов, является низкая материально-техническая база современной школы.

Для того чтобы выяснить подтверждает ли мнение педагогов об успешности педагогической деятельности мнение их учеников, была проведена анкета «учитель- ученик» среди 20 учащихся педагога, считающего свою деятельность успешной (I-ый педагог) и среди 20 учащихся педагога, который не считает свою деятельность успешной (II-ой педагог) (См приложение 2).

Анализ результатов анкеты показал, что при ответе на вопросы характеризующие уровень компетентности учителя, как специалиста I-ый педагог набрал 112 баллов из 160 возможных (70%), что соответствует высокому уровню компетентности, а II-ой педагог набрал 57 баллов из 160 (35,6%), что соответствует заниженному уровню компетентности. (См. диаграмму 4).

Диаграмма 4.

Анализ ответов на вопросы, характеризующие степень симпатии учеников к учителю показал, что I-ый педагог набрал 98 баллов из 160 возможных (61,3%), а II-ой - 68 баллов из 160 (42,5%). Это показывает, что уровень симпатии учащихся к тому преподавателю, который считает свою деятельность успешной на 18,8% выше, чем уровень симпатии учащихся к педагогу не уверенному в успешности своей деятельности. ( См. диаграмму 5).

Диаграмма 5.

При анализе ответов на вопросы характеризующие взаимодействие учителя и учеников мы выяснили, что у I-го педагога уровень взаимодействия с учениками составляет 103 балла (64,4%), а у II-го педагога 58 баллов (36,3%). (См диаграмму 6)

Диаграмма 6.

Таким образом, результаты анкеты «учитель- ученик» показали, что мнение учеников подтверждают мнение обучающих их педагогов об успешности их педагогической деятельности.

2.2 Изучение индивидуальных стилей деятельности педагогов, для выявления зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта

С целью выявления зависимости успешности педагогической деятельности от ее индивидуального стиля, мы провели исследования индивидуального стиля деятельности педагогов с помощью методики «Определение вида индивидуального стиля деятельности». (См. приложение 3).

Были опрошены: I группа- 7 педагогов, считающих свою деятельность успешной, II группа- 2 педагога, считающих свою деятельность не успешной и III группа- 4 человека, не всегда считающие свою деятельность успешной. Анализ показал, что из 7 педагогов I группы один имеет эмоционально-импровизационный стиль, два - рассуждающе - методичный, три имеют эмоционально-методичный и один имеет рассуждающе-импровизационный.

Из двух педагогов II группы один имеет эмоционально-импровизационный стиль, один - рассуждающе-импровизационный. Из четырех педагогов III группы три имеют рассуждающе методичный и один - рассуждающе-импровизационный стиль.

Анализ результатов показал, что деятельность педагогов имеющих каждый из рассмотренных нами индивидуальных стилей, может быть успешной, так и не успешной.

Таким образом, вид индивидуального стиля не является решающим фактором, определяющим успешность деятельности педагога.

Для выявления зависимости успешности педагогической деятельности от использования чужого педагогического опыта нами была проведена анкета «Выявление зависимости успешности деятельности педагога от использования опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности». (См приложение 4)

Были опрошены те же 3 группы педагогов, что и в предыдущем исследовании. Результаты были занесены в таблицу:

Вопросы анкеты

Количество положительных ответов на вопросы анкеты

(в %)

I группа

II

группа

III

группа

1.

Используете ли вы опыт других педагогов для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности?

85,7

50

50

2.

Используете ли вы опыт старших педагогов из вашего коллектива?

71,4

50

50

3.

Используете ли вы опыт педагогов- новаторов?

57,1

25

0

4.

Часто ли вы посещаете открытые уроки в школе, в городе?

71,4

50

0

5.

Используете ли вы в своей работе новые методики и приемы, полученные в результате посещения открытых уроков?

57,1

25

0

6.

Читаете ли вы профессиональные педагогические журналы?

57,1

25

50

7.

Используете ли вы в своей работе опыт других педагогов, описанный в этих журналах?

71,4

25

50

8.

Считаете ли вы, что использование вами опыта работы других педагогов является залогом успешности вашей педагогической деятельности?

71,4

25

0

Анализ результатов показал, что 85,7% опрошенных I группы используют для формирования индивидуального стиля деятельности чужой педагогический опыт. При этом используют опыт работы старших коллег своего коллектива и опыт педагогов-новаторов -71, 4%, посещают открытые уроки и используют новые методы и приемы, полученные в результате посещения этих уроков- 57,1 %; 71, 4% опрошенных этой группы считают, что использование опыта работы других педагогов является залогом успешности их педагогической деятельности.

Анализ ответов педагогов второй и третьей групп показал, что 50% и более опрошенных не используют в своей работе опыт других педагогов.

Видим, что использование в работе чужого педагогического опыта влияет на формирование индивидуального стиля и способствует успешности деятельности педагога.

Таким образом, проведенные нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Не все работающие в современной школе учителя считают свою деятельность успешной.

2. Мнение педагогов об успешности их деятельности подтверждается мнением их учеников.

3. Тот вид индивидуального стиля педагогической деятельности, который сформировался у учителя, не является решающим фактором успешности его деятельности.

4. Одним из факторов влияющих на формирование индивидуального стиля деятельности является использование чужого педагогического опыта.

5. Использование чужого педагогического опыта является одним из условий успешности педагогической деятельности.

Полученные выводы полностью подтверждают выдвинутую гипотезу.

2.3 Рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности

Формирование индивидуального стиля происходит постоянно, на различных этапах педагогической деятельности. По мнению И. Ф. Демидовой этот процесс осуществляется постепенно, проходя следующие стадии:

1.Творческая самонастройка на педагогическую деятельность.

2. Педагогическая диагностика.

3. Педагогическое прогнозирование.

4. Целеобразование.

5. Планирование.

6. Осуществление, оценивание результатов и коррекция .

[Демидова И. Ф. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 2003.- с. 159]

Творческая самонастройка на педагогическую деятельность начинается еще в школе, когда ученик решает стать в будущем студентом педагогического вуза. Продолжается эта стадия весь период профессионального обучения. В это же время осуществляется диагностирование предпосылок развития индивидуального стиля деятельности, что позволит определить приоритетные направления развития данной личности.

А. П. Чернявская предлагает каждому студенту педагогического вуза составить карту индивидуального профессионального развития, в которой фиксируются те направления, по которым студенту необходимо осуществлять развитие своего индивидуального стиля. ( См. приложение 5).

Такая или подобная ей карта может помочь сформулировать цели и спланировать действия по дальнейшему саморазвитию.

А. П. Чернявская предлагает следующие рекомендации по практической организации самостоятельной работы по выработке индивидуального стиля педагогической деятельности:

1. При анализе профессионального развития следует фокусироваться на глубоком осмыслении двух процессов - передачи знаний и усвоение их детьми - и понимании детей, которых обучает педагог.

2. В профессиональном развитии учитель всегда выступает в двух ролях - обучающего и ученика. В своем развитии не останавливается только тот учитель, который постоянно учится сам. Важно почувствовать обе роли, только тогда развитие будет эффективным.

3. В основе развития лежит собственная активность учителей, их самостоятельность в приобретении нового опыта и знаний и включении их в свою практику.

4. Эффективнее развивается учитель, имеющий ни одну, а несколько возможностей для развития (например, совершенствование в нескольких методических приёмах, различных дидактических и воспитательных технология и др.). С одной стороны, не найдя в какой-то момент источников информации или коллег - единомышленников для развития в одном направлении, педагог может переключиться на другое. С другой стороны, развитие в одной области поможет быстрейшему развитию в другой.

5. Огромную помощь оказывает кооперирование с коллегами при приобретении нового опыта. Только при объединении с другими учителями возможно быстрое и эффективное приобретение новых знаний и внедрение их в практику. Рефлексия, неизбежно возникающая при обсуждении дел с коллегами, наиболее эффективна именно в группе, и она быстрее способствует изменению «педагогического мировоззрения».

6. Последние правило - немедленная «тренировка» или опробование на практике новых знаний и приёмов. Прежде чем опробовать новое в классе, следует провести «тренировку» в группе коллег.

7. Побывав на такой «тренировке» в роле ученика, педагог сможет лучше понять реакцию реальных детей на изменения в методах или содержании обучения.

[Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя.- М.- с. 101]

Использование опыта коллег не должно быть автоматическим переносом в свою деятельность чужих находок, а должно осуществляться на основе их переосмысления и творческой переработки с учетом индивидуальности педагога.

Выводы по главе II

1) Формирование индивидуального стиля деятельности является важнейшим условием реализации возможностей педагога и достижения успешности его деятельности.

2) Этот процесс формирования осуществляется эффективно в том случае, когда он не является стихийным, а строится целенаправленно по этапам: диагностика, прогнозирование, осуществление, рефлексия, коррекция.

3) Одним из условий формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является использование чужого педагогического опыта.

4) Оно эффективно только в том случае, когда не является простым копированием.

5) Опыт других педагогов должен творчески перерабатываться учителем с учетом его педагогической индивидуальности.

Заключение

Известный советский психолог Б. М. Теплов писал: « Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности». [ Теплов Б. М. Способности и одаренность. - М.,1961.-с. 42.]

В педагогической деятельности успех достигается благодаря развитию и использованию педагогом наиболее сильных сторон личности, наиболее ярких его способностей. Наиболее полно возможности педагога реализуются через индивидуальный стиль деятельности. Учитывая возможность проблемы профессионального становления и формирования индивидуального педагогического стиля для будущего педагога мы ставили своей целью установить зависимость успешности педагогической деятельности от использования опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности. Для достижения поставленной цели нами были решены ряд задач. В I (теоретической) главе были выделены определения таких понятий, как деятельность, педагогическая деятельность, индивидуальный стиль, индивидуальный стиль педагогической деятельности, на основе анализа литературы по изучаемой проблеме. Мы выделили основные подструктуры личности, лежащие в основе формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. Это биологически обусловленные особенности, формы отражения, опыт, направленность.

Во II (практической) главе описывается проведенное исследование, в ходе которого были подобраны и применены методики:

«Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога», «Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся», «Определение вида индивидуального стиля деятельности»,«Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта», анализ результатов, которого показал, что одним из условий формирования индивидуального стиля деятельности является использование чужого педагогического опыта. С учетом результатов исследования и в ходе анализа литературы по изучаемой проблеме, нами были подобраны рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

Таким образом, в целом цель работы была достигнута, задачи решены. Однако объем работы не позволил мне рассмотреть и другие факторы становления индивидуального педагогического стиля, помимо использования чужого опыта. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку новых методик диагностики и формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.

Литература

1. Демидова И. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. - 224 с.

2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 208 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во « Феникс», 1997. - 480 с.

4. Кан-Калик., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: изд-во «Педагогика», 1990. - 144 с.

5. Коджаспирова Г. М., Борикова Л. Б, Бостанджиева Н.И. и др Педагогическая практика: Учебное методическое пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 144 с.

6. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: изд-во «Просвещение»,1980. - 352 с.

7. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 1992. - 224 с.

8. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 496 с.

9. Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2000. - 208 с.

10. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1996. - 512 с.

11. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие.- М.: Издательский центр « Академия», 1998. - 512 с.

12. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. - 544 с.

13. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: изд-во «Просвещение», 1991. - 288 с.

14. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: изд-во «Гардарики», 2000. - 519 с.

15. Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. - М., 2000.

Приложение 1

Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога.

Инструкция: Ответьте на поставленные вопросы.

1. Считаете ли вы свою профессиональную деятельность успешной?

2. Удается ли вам достигать высоких результатов в работе?

3. Испытываете ли вы удовлетворение от выполнения своих профессиональных обязанностей?

4. Считает ли вашу деятельность успешной администрация?

5. Получаете ли вы поощрения со стороны администрации за выполнение своих профессиональных обязанностей?

6. Вызывают ли интерес у учащихся уроки и внеклассные мероприятия, проведенные вами?

7. Какие факторы способствуют достижению высоких результатов в вашей профессиональной деятельности?

8. Что мешает вам добиваться высоких результатов в вашей педагогической деятельности?

9. Возникают ли у вас затруднения при выполнении профессиональных обязанностей? Если да то, какие?

10. Считаете ли вы возможным справиться с этими проблемами и затруднениями?

11. Какая помощь необходима для устранения возникших проблем и затруднений?

Обработка: Анализ ответов.

Приложение 2

Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся.

Анкета « Учитель - ученик»

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то «нет».

1. Учитель умеет точно предсказать успехи своих учеников.

2. Мне трудно ладить с учителем.

3. Учитель справедливый человек.

4. Учитель умело готовит меня к контрольным экзаменам.

5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.

6. Слово учителя для меня закон.

7. Учитель тщательно планирует работу со мной.

8. Я вполне доволен учителем.

9. Учитель недостаточно требователен ко мне.

10. Учитель всегда может дать разумный совет.

11. Я полностью доверяю учителю.

12. Оценка учителя очень важна для меня.

13. Учитель в основном работает по шаблону.

14. Работать с учителем одно удовольствие.

15. учитель уделяет мне мало внимания.

16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.

17. Учитель плохо чувствует мое настроение.

18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.

19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.

20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.

21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.

22. Учитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны.

23. Я хотел бы стать похожим на учителя.

24. У нас с учителем чисто деловые отношения.

Обработка

Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Гностический компонент (выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика) включает вопросы:

Ответ «Да» - 1. 4, 7,10,19, 22.

Ответ «Нет» - 13, 16.

Эмоциональный компонент (определяет степень симпатии ученика к учителю) включает вопросы:

Ответ «Да» - 8, 11, 14, 23.

Ответ «Нет» - 2,5,17,20.

Поведенческий компонент (показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика) включает вопросы:

Ответ «Да» - 3, 6, 12, 18.

Ответ «Нет» - 9,15, 21, 24.

Приложение 3

Определение вида индивидуального стиля деятельности.

Инструкция: В предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие вам (при совпадении двух- трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитайте количество галочек в каждой колонке.

Вопросы

Варианты ответов

1

2

3

4

1. Вы составляете подробный план урока?

Нет

Да

Нет

Да

2. Вы планируете урок лишь в общих чертах?

Да

Нет

Да

Нет

3. Часто ли вы отклоняетесь от плана урока?

Да

Да

Да

нет

4. Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?

Нет

Да

Да

Да

5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?

Да

Да

Нет

Нет

6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?

Нет

Да

Да

Да

7. Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?

Нет

Нет

Да

Да

8. В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика?

Нет

Да

Да

Да

9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?

Нет

Нет

Да

Да

10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?

Нет

Да

Да

Да

11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?

Да

Да

Да

Нет

12. Вы часто меняете темы работы на уроке?

Да

Да

Нет

Нет

13. Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?

14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?

Да

Нет

Нет

Нет

15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?

Нет

Да

Нет

Нет

16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести вас из равновесия?

Да

Да

Нет

Нет

17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?

Да

Да

Нет

Нет

18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока?

Нет

Нет

Да

Да

19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?

Нет

Да

Нет

Да

20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

Нет

Да

Да

Да

21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?

Да

Нет

Нет

Нет

22. Часто ли вы поощряете за хорошие ответы?

Да

Да

Да

Нет

23. Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы?

Нет

Да

Нет

Да

24. Часто ли вы контролируете знания учащихся?

Нет

Да

Нет

Да

25. Часто ли вы повторяете пройденный материал?

Нет

да

да

да

26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

27. Как вы думаете, учащимся интересно у вас на уроках?

Да

Да

Да

Нет

28. Как вы думаете, учащимся обычно приятно на ваших уроках?

Да

Да

Да

Нет

29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

Да

Да

Да

Нет

30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?

Нет

Да

Нет

Нет

31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?

Нет

Да

Нет

Да

32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?

Нет

Да

Нет

Да

33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?

Нет

Да

Нет

Да

Наибольшее количество ответов в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности преобладания у учителя стиля, названого в этой колонке.

Номер колонки

Название индивидуального стиля деятельности.

1

Эмоционально-имповизационный

2

Эмоционально-методичный

3

Рассуждающе-импровизационный

4

Рассуждающе-методичный

Приложение 4

Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта.

Инструкция: Ответьте на поставленные вопросы.

1. Используете ли вы в своей педагогической деятельности опыт других педагогов?

2. Используете ли вы опыт старших педагогов из вашего коллектива?

3. Используете ли вы опыт педагогов- новаторов?

4. Часто ли вы посещаете открытые уроки в школе, в городе?

5. Используете ли вы в своей работе новые методики и приемы, полученные в результате посещения открытых уроков?

6. Читаете ли вы профессиональные педагогические журналы?

7. Используете ли вы в своей работе опыт других педагогов, описанный в этих журналах?

8. Считаете ли вы, что использование вами опыта работы других педагогов является залогом успешности вашей педагогической деятельности?

Обработка: Анализ ответов.

Приложение 5

Карта профессионального развития студента.

Разделы

Крайне необходимо

Скорее необходимо

Скорее нет необходимости

Нет необходимости

Способы убеждения и внушения

Умение слушать и понимать собеседника

Умение расположить к себе учеников

Техника речи: техника дыхания и голос

Выразительность речи

Актерское и режиссерское мастерство

Навыки невербального общения

Развитие внимания и наблюдательности

Методика проведения индивидуальной беседы

Методика организации работы с родителями

Управление своим состоянием

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать