Использование информационных технологий во внеклассной работе по информатике
p align="left">кот, нос, ком, лиса, рот;

сложение, вычитание, слагаемое, умножение, деление;

один, шесть, семь, число, пять, сто;

дождь, снег, осадки, иней, град;

мягкий, холодный, горячий, теплый;

град, глаз, стол, столб, стул, мост.

Задание 4. Что забыли?

Вставьте в ряд нужное слово:

секунда минута сутки месяц год;

километр метр сантиметр миллиметр;

лето осень весна;

лед пар;

самокат мотоцикл машина;

единицы десятки тысячи миллионы;

суббота воскресенье понедельник вторник четверг пятница;

тонна центнер грамм;

ручей море;

утро день ночь;

завтрак обед ужин.

Задание 5. По порядку -- становись!

Однажды японский мальчик решил научить своего домашнего робота готовить чай. Проверьте, нет ли ошибок в алгоритме, и если есть, исправьте их.

Включить плиту.

Налить из маленького чайника чай в чашку.

Положить 2 ложки сахара в чашку и размешать.

Открыть кран с водой.

Налить в маленький чайник кипяток.

Налить в большой чайник воду.

Поставить чайник на плиту.

Подождать 5 минут.

Выключить плиту.

Ждать, пока вода не закипит.

В маленький чайник насыпать 2 ложки чая.

Закрыть кран.

Старшеклассники -- начальной школе

Помимо логических заданий из различных программных пакетов, о которых говорилось во введении, на уроках в начальной школе мы используем программы, созданные старшеклассниками на занятиях спецкурса «Компьютерное моделирование».

Приведем несколько примеров.

Логическая игра «Уголки»

Собрать в разных углах по четыре кружка одного цвета.

В данной игре предусмотрены более простые варианты: 1) 12 кружков трех цветов, 2) вместо пяти -- четыре разделителя (квадрата).

При прохождении преддипломной практики мной было использовано достаточно много занимательного материала, который предоставлен в моей дипломной работе, ребятам было интересно заниматься во внеурочное время, поэтому я решила провести небольшой эксперимент.

Внеклассная работа важна для воспитания учащихся различных навыков, приобретения знаний. Поэтому более важно создавать такой учебный процесс, который позволял бы более эффективно решать задачи и достигать цели внеклассной работы по информатике. Таким образом, мы сформировали гипотезу, с помощью которой можно было бы решить данную проблему. Гипотеза заключается в следующем: показать насколько информационные технологии во внеурочное время влияют на активизацию творческой активности и повышение интереса к предмету. Чтобы проверить данную гипотезу мы провели следующий эксперимент.

Данный эксперимент проводился в Ардатовской средней общеобразовательной школе, города Ардатова, Ардатовского района республики Мордовия в 2008-2009 учебном году. Участниками эксперимента являлись ученики 5 класса. Учащиеся были поделены на две группы по 6 человек в каждой группе.

Данный эксперимент преследует следующие задачи:

1. Выявление преимуществ использования информационных технологий во внеурочной работе по информатике;

2. Выяснить мнение учащихся по поводу внеурочной работы по информатике с применением информационных технологий.

Первоначально мной было проведено занятие с одной из групп без применения информационных технологий. На этом уроке учащиеся выполняли задание по графическому оформлению устройств компьютера, т.е. они рисовали на обычных листках, с помощью фломастеров, карандашей.

По ходу урока возникали некоторые проблемы: некоторые учащиеся забыли принести карандаши и фломастеры, в процессе работы пару учеников сломали карандаши, многие не смогли нарисовать все устройства компьютера, так как на уроке не было наглядностей, многие просили новые листы, так как старые испортились.

Следующее занятие было проведено с другой группой с применением информационных технологий в специально оборудованном кабинете по следующему конспекту:

Тема: «Как устроен Компьютер»

Цели:

1. Знакомить учащихся с устройством компьютера;

2. Развивать интерес учащихся к работе с компьютером;

3. Развивать навыки работы с графическим редактором Paint;

4. Воспитывать бережное отношение к ЭВМ.

План урока:

1. Организационный момент;

2. Постановка целей урока;

3. Изложение нового материала;

4. Практическая работа;

5. Физкультминутка для глаз;

6. Закрепление изученного;

7. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок информатики у вас проведу я, меня зовут Екатерина Владимировна.

2. Постановка целей урока

Ребят, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с устройством ПК, потом выполним небольшое практическое задание.

3. Изложение нового материала

Кот знает, из каких основных устройств состоит ПК? (монитор, системный блок, клавиатура,

мышь)

Посмотрите на слайд и скажите, что здесь будет являться устройством ввода, вывода, обработки

информации?

А как вы считаете, что является главным в компьютере?

Системный блок, включающий в себя процессор, память, накопители на гибких и жестких магнитных дисках, блок питания и т.д.

Процессор предназначен для вычислений, обработки информации и управления работой ПК.

Память ПК служит для хранения данных. Существуют 2 вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства из реализующие называются ОЗУ - оперативное запоминающее устройство и ПЗУ - постоянное запоминающее устройство.

В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении ПК. Эти инструкции не удаляются даже при выключении ПК.

Все программы и данные, необходимые для работы компьютера, помещаются в ОЗУ (оперативную память). Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти, существует только тогда, когда компьютер включен. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется. Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства. Магнитные диски - это круглые диски из пластика или металла, покрытые магнитным веществом. Данные из ОЗУ записываются на них как намагниченные и ненамагниченные участки. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно находится там. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков - дискет. Дискета вручную вставляется в дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока. С помощью дискет информацию можно переносить с одного компьютера на другой. В отличие от гибких, жесткие диски нельзя переносить. В последнее время дискеты редко используются, в основном, все пользуются оптическими дисками и USВ носителями(Flash)

Скажите мне, для чего используется клавиатура? (для ввода информации в память компьютера)

Для чего используется монитор? (предназначен для вывода информации на экран или, еще говорят, для отображения информации на экране).

Так же, всем вам известно, что к ПК могут подключаться дополнительные устройства:

· Принтер (для вывода информации на бумагу);

· Мышь (для управления экранными объектами);

· Акустические колонки (для вывода звуковой информации);

· Джойстик (для управления компьютером во время игры);

· Дисковод СD-ROМ (для чтения данных с лазерных дисков);

· Сканер (для ввода графических изображений в память компьютера непосредственно с бумажного оригинала);

· Графопостроитель (для вывода графической информации, т.е. чертежей и рисунков, на бумагу).

Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.

Теперь давайте внимательно рассмотрим школьные компьютеры. Они связаны друг с другом и подчиняются самой главной машине - той, которая стоит на учительском столе. Говорят, что они объединены в локальную сеть. Компьютерные сети(локальные и глобальные, объединяющие пользователей разных стран) получили в настоящее время широкое распространение, так как позволяют очень быстро передавать информацию на любые расстояния и открывают каждому доступ к огромным информационным ресурсам.

4. Практическая работа

Нарисовать устройства ПК с помощью программы Paint.

5. Физкультминутка для глаз

v^ <> круговые движения глаз(по 3 раза), глаза зажмурить-открыть(Зр).

6. Закрепление изученного

1. Из каких основных устройств состоит ПК? (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)

Как называется устройство обработки информации? (процессор)

Какие устройства хранения информации вы знаете? (оперативная память, дискеты, жесткий диск)

Что входит в состав аппаратного обеспечения ПК? (устройства ввода, вывода, обработки, хранения информации)

7. Подведение итогов

Учащиеся также изображали устройства компьютера с помощью встроенного в операционную систему графического редактора Paint. Им было намного легче выполнять это задание, так как перед ними с помощью проектора были предоставлены наглядные примеры. В данном случае учащиеся не жаловались на то, что у них нет фломастеров или карандашей, что портятся листочки. В конце занятия мной был проведен опрос учащихся по отношению их к данной внеклассной работе, на что многие ученики отозвались положительно.

В результате данного эксперимента мы видим, что внеклассную работу по информатике намного эффективнее и удобнее проводить с использованием информационных технологий. Интерес к предмету у учащихся значительно возрос из-за применения во внеклассной работе компьютера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, какие же положительные результаты дает внеклассная работа? Так, ВР направлена большей частью на развитие воображения школьников на основе образного материала, который не подается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера. На них реализуется мнемонические способности, мыслительные операции, они функциональны, они могут порой: “объять необъятное”; гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия - словом, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся. На проблему соотношения чувственного и логического обращал пристальное внимание Н.Г. Дайри: «В преподавании некоторых предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений, фактов кипения и замерзания воды, смены времен года и др.) или могут легко познакомится в жизни. Проигрывание роли, внутренне раскрепощая ребенка, создает условия, при которых может развиваться творчество».Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев [и др.]; под ред. Е. К. Хеннера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2003. - С. 26. Результативностью применения ВР является следующее: ВР мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учащихся - внимание, восприятие, мышление, память, воображение; внеклассная работа повышает интерес к предмету, практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям технологией, ВР позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Несмотря на высокую степень эффективности ВР в процессе обучения, в то же время ее не следует полностью абсолютизировать. Как отмечает Л.Н. Боголюбов: “Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать обратный результат”.Кузнецов, А. А. Изучение ИКТ в курсе информатики: методические проблемы и пути их решения / А. А. Кузнецов, А. С. Захаров, Т. Н. Суворова // Информатика и образование. - 2007. - №12. - С. 7. От традиционных форм уроков не следует отказываться.

Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. Критерием такой сбалансированности является принцип оптимизации процесса обучения, хорошо разработанной в дидактике. За основу принимается критерий оптимальности, по словам Ю.К. Бабанского: «признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего из них». В качестве таких критериев Ю.К. Бабанский выделяет: эффективность (как результаты успешности учения, воспитанности, развитости учащихся); качество решения учебно-воспитательных задач (как степень соответствия результатов обучения целям и задачам учебно-воспитательного процесса); оптимальность расхода времени и усилий учителей и учащихся.

То есть, должно быть гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Точно также как нельзя отказываться от традиционного обучения, точно также нельзя отвергать нетрадиционное. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе. Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы уроков.

Список использованных источников

1. Асаинова, А. Ж. Учебно-методический проект «Информация и управление» / А. Ж. Асаинова // Применение современных информационных технологий в образовании: Сб. трудов 4-го учебно-методического семинара. - Омск: Изд-во ОМГПУ, 2003. - 45 с.

2. Асаинова, А. Ж. Формирование учебно-познавательной компетентности школьников в процессе обучения информатике / А. Ж. Асаинова // Математика и информатика: наука и образование. - 2003. -№ 3. - 180 с.

3. Горячев, А. В. Мы формируем информационно грамотную личность / А. В. Горячев // Информатика и образование. - 2002. - №6. - С. 46 - 51.

4. Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник для сред. проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. - М.: Академия, 2004. - С. 5 - 11.

5. Иванова, Б.В. Проблемные ситуации при обучении информатике / Б.В. Иванова // Начальная школа. - 2001. - № 5. - 110 с.

6. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев [и др.]; под ред. Е. К. Хеннера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2003. - С. 23 - 31.

7. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов средн. шк. / под редакцией Г.А. Бордовский, В.А.Извозчиков, Ю.В.Исаев, В.В.Морозов. - М.: Прсвещение, 2005. - 56 с.

8. Карелина, Т.М. Методы проблемного обучения/ Т.М. Карелина // Информатика в школе. - 2001.- № 5. - 75 с.

9. Колин, К. К. Информатика как фундаментальная наука / К. К. Колин // Информатика и образование. - 2007. - №6. - С.46 - 57.

10. Кузнецов, А. А. Изучение ИКТ в курсе информатики: методические проблемы и пути их решения / А. А. Кузнецов, А. С. Захаров, Т. Н. Суворова // Информатика и образование. - 2007. - №12. - С. 3 - 9.

11. Куликова, Т.Н. Особенности применения компьютерных обучающих программ умственного развития младших школьников / Т.Н. Куликова // Информатика и образование. - 2007. - №1. - С. 103 - 105.

12. Лыскова, В. Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды / В. Ю. Лыскова. - Тамбов: Стиль, 1997. - 380 с.

13. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин.- М.: Педагогика, 2003.- 77 с.

14. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик [и др.]; под общей ред. М. П. Лапчика. - М.: Академия, 2003. - С. 110 - 114.

15. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик [и др.]; под общей редакцией М. П. Лапчика. - М.: Академия, 2001. - 624 с.

16. Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером / В.Н. Могилева. - М.: Академия, 2007. - 272 с.

17. Могилев, А. В. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003. - С. 158.

18. Морозевич, Н. Н. Основы информатики: учеб. пособие / Н. Н. Морозевич, Н. Н. Говядинова. - М.: Новое знание, 2001. - 386 с.

19. Моторин, В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. - 2000. - №11. - С. 53 - 57.

20. Никитина, О.Ю. Поговорим о компьютерных играх. Советы педагогам / О.Ю. Никитина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №8. - с. 53 - 54.

21. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003 / В. П. Леонтьев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 957с

22. Петухов, В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. -- М., 1987. - С. 78.

23. Первин, Ю. А. Курс «Основы информатики» для начальной школы / Ю. А. Первин // Информатика и образование. - 2002. - №12. - С. 21 - 29.

24. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат.- М.:Педагогика, 2000.-69 с.

25. Семакин, И. Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - С. 34 - 49.

26. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 1600 с.

27. Уваров, А. Ю. На пути к общедоступной коллекции цифровых образовательных ресурсов / А. Ю. Уваров // Информатика и образование.-2005.-№7.-С.3-13.

28. Цветкова, М. С. Практические задания с использованием информационных технологий для 5-6 классов: практикум / М. С. Цветкова,

О. Н. Масленникова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - С. 54 - 59.

29. Осин, А. В Создание учебных материалов нового поколения / А. В. Осин // Информатизация общего образования: тематическое приложение к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение, 2003. - №2.- С15-25.

30. INTELLSYST.Ru: энциклопедический портал. - М., 2006.- Режим доступа: http://www.intellsyst.ru/publications/_text/TOM3.shtml. - 08.02.2009.

31. ALLENG.Ru: справочный портал по информатике. - М., 2007.- Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/comp4.htm. - 08.02.2009.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать