Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
p align="left">Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Исследования особенностей использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Изучение психолого-педагогической литературе по вопросу использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников подвело нас к предположению о том, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников. Данное предположение послужило гипотезой эмпирического исследования, которое проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №57 с углубленным физкультурно-оздоровительным направлением г. Барановичи», выборку исследования составило 24 ребенка среднего дошкольного возраста.

Основные методы исследования:

1. Диагностика уровня математического развития детей среднего дошкольного возраста на начало исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

2. Проведение занятий в контрольной и экспериментальной группах, по методике А.С. Метлиной и Т.А. Остапенко.

3. Математической обработки данных

На первом этапе исследования мы осуществили диагностику математического развития, где был определен уровень сформированности математематических представлений каждого ребенка контрольной (ПРИЛОЖЕНИЕ

Б) и экспериментальной группы (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

На втором этапе исследования нами были организованы и проведены 5 занятий по математике в контрольной группе по методике и А.С. Метлина (ПРИЛОЖЕНИЕ Д) и экспериментальной группе по методике Т.А. Остапенко (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

На третьем этапе осуществи повторную диагностику математического развития, где также был выявлен уровень каждого ребенка в контрольной (ПРИЛОЖЕНИЕ Е) и экспериментальной группах (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).

После проделанной работы нами были сопоставлены результаты исследований (ПРИЛОЖЕНИЕ З).

2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей группы «Почемучки» по средствам использования на занятиях игровых приемов

При проведении занятий в контрольной группе мы использовании методику А.С. Метлиной (ПРИЛОЖЕНИЕ Д), в основе которой лежат словесные и наглядные методы обучения. В ходе исследования нами было проведено 5 занятий:

ь Занятие №1:

Цель. Закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5; упражнять в счете предметов в пределах 5 и в запоминании чисел, в счете звуков и в установлении соответствия между количеством звуков и вещей; упражнять в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, шара, цилиндра, куба; учить находить фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу; определять отношения взаимного положения предметов на листе бумаги, обозначать эти отношения слова - вверху, внизу, слева, справа, посередине;

ь Занятие №2:

Цель. Показать образование чисел 6 и 7; научить детей вести счет и отсчет предметов в пределах 7; закрепить умение запоминать число предметов; учить находить направление на плоскости: слева, справа, в середине; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, слева, справа, перед, за.

ь Занятие №3:

Цепь. Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7 и умение вести счет предметов в пределах 7; закрепить умение последовательно рассматривать расположение фигур на таблице, правильно называть фигуры и их пространственное расположение: посередине (в центре), вверху, внизу, слева, справа; развивать зрительную память.

ь Занятие №4

Цель. Познакомить детей с образованием числа 8 и учить их считать до 8; учить видеть равенство и неравенство количества предметов разных размеров; упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами (моделями квадрата, прямоугольника, круга и фигуры овальной формы) и в обобщении предметов по форме; упражнять в воспроизведении определенного количества движений по образцу в пределах 7.

ь Занятие №5

Цель. Познакомить детей с образованием числа 9 и упражнять их в счете в пределах 9; показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают; закрепить умение устанавливать соотношения между предметами по высоте и толщине; раскладывать их в ряд в порядке убывания (возрастания) высоты или толщины; показать, что место, занимаемое предметом среди других, изменяется в зависимости от того, по какому признаку предметы сравниваются.

Что касается экспериментальной группы, то здесь занятия проводились по методике Т.А. Остапенко, основе которой лежит использование игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников группы «Почемучки». В данной группе было проведено 5 тематических занятий по следующим темам:

1. «Осень».

Программное содержание: закреплять знания детей об осени как времени года; учить цветовому обозначению времен года; знакомить с цифрой 5; формировать знания об образовании числа 5 из единиц; развивать умение ориентироваться на листе бумаги; закреплять знание цифры 4; закреплять счет до 5; закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат); развивать память, внимание

2. «Грибы»

Программное содержание: закреплять знания детей о грибах, формировать знания об образовании числа 6 из единиц; знакомить с цифрой 6; обучать делению множества предметов пополам; закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал), цифр 1, 2, 3, 4, 5; закреплять умение считать до 6; развивать воображение, мышление, мимику.

3. «Овощи»

Программное содержание: закреплять знания детей об овощах; формировать умение ориентироваться по плану группы; правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; учить выполнять движения в определенном направлении, повторять цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6; закреплять счет в пределах шести; учить составлять геометрические фигуры из палочек и ниток, обследовать их, анализировать; развивать память, мышление, воображение.

4. «Фрукты и ягоды»

Программное содержание: закреплять знания о фруктах и ягодах; знакомить с образованием числа 7; закреплять счет в пределах семи, цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6; учить выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку; формировать умение объединять предметы со сходными признаками; формировать представление о ритме, учить самостоятельно составлять узор с ритмичным повторением элементов; развивать воображение, мышление.

5. «Дом, квартира»

Программное содержание: закреплять знания детей о различных видах домов у людей и животных; закреплять знания о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник); знакомим» с цифрой восемь; уточнять представление об объемных телах -- кубе и пирамиде, закреплять умение соотносить цифры с количеством; закреплять порядковый счет в пределах девяти; учить строить сериационный ряд; учить находим, различия в похожих предметах; развивать память, внимание, воображение.

2.3 Результаты проведенного исследования

Проанализировав результаты диагностики математического развития детей среднего дошкольного возраста до начала исследования мы установили, что:

1. из 12 обследуемых детей среднего дошкольного возраста в контрольной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни математического развития:

ь Оптимальный уровень - 2 ребенка - 16,7%

ь Достаточный уровень: ? 6 детей - 50%

ь Недостаточный уровень: ? 3 ребенка - 25%

ь Критический уровень: ? 1 ребенок - 8,3%

2. В экспериментальной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни математического развития:

ь Оптимальный уровень: ? 2 ребенка - 16,7%

ь Достаточный уровень: ? 7 детей - 58,3%

ь Недостаточный уровень: ? 2 ребенка - 16,7%

ь Критический уровень: ? 1 ребенок - 8,3%

Предъявим данные в таблице (Таблица 2.2.1)

Таблица 2.2.1 - Результаты изучения уровней математического развития детей среднего дошкольного возраста на момент начала исследования

Группы

Уровни

оптимальный

достаточный

недостаточный

критический

контрольная

2 чел.

16,7%

6 чел.

50%

3 чел.

25%

1 чел.

8,3%

экспериментальная

2 чел.

16,7%

7 чел.

58,3%

2 чел.

16,7%

1 чел.

8,3%

Для проведения сравнительного анализа результатов исходного уровня математического развития детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп, отобразим данные в диаграмме (рисунок 2.2.1)

Рисунок 2.2.1

Как показывает диаграмма исходного уровня математического развития детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы почти одинаковые, разница составляет 8,3% в достаточном и 4,3% в недостаточном уровнях.

С целью изучения проблемы использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, нами были проведены комплекс занятий по математике в контрольной группе по методике А.С. Метлиной и в экспериментальной - по методике Т.А. Остапенко.

После чего осуществили повторную диагностику математического развития детей среднего дошкольного возраста, где получили следующие данные:

1. В контрольной группе:

ь Оптимальный уровень - 2 ребенка - 16,7%

ь Достаточный уровень: ? 6 детей - 50%

ь Недостаточный уровень: ? 4 ребенка - 33,3%

ь Критический уровень: ? 0 ребенок - 0%

2. В экспериментальной группе:

ь Оптимальный уровень: ? 5 ребенка - 41,7%

ь Достаточный уровень: ? 7 детей - 58,3%

ь Недостаточный уровень: ? 0 ребенка - 0%

ь Критический уровень: ? 0 ребенок - 0%

Для проверки эффективности использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников и сопоставив уровни математического развития детей контрольной и экспериментальной групп, на момент проведения нашего исследования: мы определили, что в уровня математического развития детей экспериментальной группы произошли положительные изменения. В группе было выявлено 5 детей, у которых уровень математического развития оптимальный (41,7%), из них у двоих детей на начало исследования был достаточный уровень, а у одного недостаточный уровень сформированности элементарных математических представлений. Произошли количественные изменения в критическом уровне. Один ребенок с критическим уровнем математического развития поднялся до достаточного уровня.

У детей контрольной группы результаты остались теми же, за исключением 1 ребенка (8,3%), у которого уровень из критического перешел в недостаточный

Предъявим результаты нашего исследования в таблице (таблица 2.2.2)

Таблица 2.2.2 - Результаты изучения уровней математического развития детей среднего дошкольного возраста на момент проведения нашего исследования

Группы

Уровни

оптимальный

достаточный

недостаточный

Критический

контрольная

2 чел.

16,7%

6 чел.

50%

4 чел.

33,3%

0 чел.

0%

экспериментальная

5 чел.

41,7%

7 чел.

58,3%

0 чел.

0%

0 чел.

0%

Русинок 2.2.2

Итогом целенаправленной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников на занятиях с использованием игровых приемов в экспериментальной группе является положительная динамика роста математического развития детей.

Таким образом, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования игровых приемов на занятиях по математике в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что игровые приемы способствуют эффективному формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, а это подтверждает нашу гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследования было изучение проблемы использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для ее достижения мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели и проанализировали игровой метод в педагогическом воздействии, провели экспериментальное воздействие игровых методов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.

Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе - поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным! [7, c. 4].

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белоус, Т.К. и др. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду./ Т.К. Белоус. // Дошк. воспитание, 1999, № 10.

2. Березина, Р.И. Обучение детей подготовительной группы измерению. / Р.И. Березина. // Дошк. воспитание, 1999, № 10.

3. Веракса, Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С. Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

4. Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1983.

6. Годинай, Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. - Москва Просвещение, 1988.

7. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991).

8. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1987.

9. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1998.

10. Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? - М.: Просвещение, 1991.

11. Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.

12. Житомирский, В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: 1996.

13. Каразану, В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н. Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

14. Корнеева, Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М., 2000.

15. Корнеева, Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. / Г.А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998, № 2.

16. Леушина, А. М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. - М., 1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать