Использование игр на уроках английского языка как одно из условий формирования грамматического навыка у младших школьников
p align="left">Вторая группа называется «творческие игры». Цель этих игр - способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков - характерные качества речевого умения - могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второй группы тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида игр:

подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;

творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.

По виду деятельности игры делятся на:

1) физические (двигательные);

2) интеллектуальные (умственные);

3) трудовые;

4) социальные;

5) психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

1) предметные;

2) сюжетные

3) ролевые;

4) деловые;

5) имитационные;

6) игры-драматизации.

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с техническими средствами обучения, а также с различными средствами передвижения.

Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:

1. Дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки. По мнению Д.Н. Узнадзе, «игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности» [7; 112].

Большинство же современных зарубежных авторов, таких как Г. Хайд, Джозеф Ф. Каллахан, Дж. Оллер, Стивен П. Крашен, К. Ливингстоун выделяют следующие свойства дидактических (они их еще называют обучающими) игр:

а) дидактические игры открыты, т.е. исход игры нельзя предугадать;

б) они повторяемы, игру можно в любое время прервать и начать заново;

в) дидактические игры следуют определенным правилам, которые могут быть изменены участниками игры;

г) дидактические игры должны приносить удовлетворение и
радость.

Дидактическая игра - это не просто неотъемлемый компонент активного обучения. Ее значение шире. По своей природе и обучающему потенциалу игра выходит за рамки активного обучения, выступая необходимой стороной системы педагогической деятельности в целом.

Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.

Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. А.Н. Леонтьев считал, что «игра - свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов» [14; 20].

Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению. По определению Л.С. Выготского: «Игра - пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» [2; 58].

Грамматические игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке. Применение нового лексического материала в нетрадиционной форме позволяет предотвратить процесс забывания активного словарного запаса. Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, используются различные формы работы:

ь индивидуальная;

ь парная;

ь групповая;

ь фронтальная.

При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным - с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре - дети. В ходе игры учитель не должен исправлять ошибки, а отмечать для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры - создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.

Успех игр зависит от атмосферы общения, которую учитель создаст в классе. В игре происходит овладение видами речевой деятельности как средствами общения.

На уроках можно использовать игровые упражнения как для смены деятельности с целью активизации творческого внимания, так и для дополнительной практики или проверки грамматики и словарного запаса.

Необходимо учитывать, что мышление детей младшего возраста - конкретное, и опирается оно на наглядные образы и представления. Для понимания скучных грамматических правил им нужен реальный предмет или его изображение - это помогает сделать процесс усвоения знаний более интересным и эмоционально окрашенным.

2. Формирование грамматического навыка на уроках английского языка у младших школьников

2.1 Подготовительный этап исследования

На данном этапе нашей целью являлась подготовка к исследованию, включающая в себя выбор базы исследования, подбор комплекса грамматических игр, составление конспектов уроков с использованием и без использования игр.

Итак, данное исследование проводилось на базе 4 класса МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа им. Н.М. Рубцова». Целью исследования являлось определение влияния игр на формирование грамматического навыка младших школьников на уроках английского языка. Исследование проводилось на целом классе. Количество учащихся класса - 5 человек. Физически и умственно все дети здоровы, подвижны, энергичны, эмоциональны. Способности у учащихся класса средние, заниматься на «4» и «5» могут большинство ребят. У многих детей есть желание учиться. В целом класс требует высокого темпа работы и постоянной занятости.

Данный этап также включал подбор грамматических игр, которые могут быть использованы в работе и соответствуют возрастным особенностям учащихся.

Кроме того, нами был составлен следующий план работы:

1. Составление конспектов и проведение уроков без использования грамматических игр;

2. Проведение констатирующего эксперимента;

3. Проведение формирующего эксперимента; организация уроков с включением грамматических игр;

4. Проведение контрольного эксперимента;

5. Обработка результатов, выявление влияния игр на формирование грамматического навыка детей.

Измерение проводилось дважды. На первом этапе эксперимента учащимся предлагалось выполнить ряд грамматических заданий: расстановка слов в предложении, составление общих вопросов, описание животных и исправление ошибок в тексте. На втором этапе были проведены игровые методики: «It's a snap! Right word, wrong place», «Зашифрованные вопросы», «У кого лучше память?», «Письмо Незнайки». Результаты выполнения заданий по грамматике на каждом этапе занесены в таблицы.

2.2 Проведение исследования. Организация уроков без использования грамматических игр

В ходе контрольного эксперимента детям предлагалось самостоятельно выполнить упражнения, направленные на формирование грамматического навыка с использованием хорошо знакомой лексики. Учащиеся выполняли упражнения по следующим темам: «Продукты», «Животные», «В магазине», «Спорт».

Данный этап включал в себя 6 уроков. Дети работали в группах, фронтально и индивидуально. На выполнение упражнений затрачивалось от 10 до 15 минут.

Например, детям предлагалось расставить слова в правильном порядке, чтобы получилось грамматически верно оформленное английское предложение:

1. everyone, love, I.

2. cook, know, worst, he's, the, I.

3. a, Saturday, we're, party, having, on.

4. going, the, around, they're, to, sail, world.

5. Italy, they, last, went, to, their, for, year, holiday.

6. loved, I've, him, always.

7. had, I've, interview, never, an.

8. dinner, the, she's, cooking, moment, at.

На выполнение этого задания дети затратили 15 минут, при этом никто не выполнил целиком все задание верно, большинство справились лишь с двумя-тремя предложениями.

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента (построение утвердительных предложений)

п/п

Учащиеся

Количество правильных ответов

1

Алена

5

2

Ваня

2

3

Вика

3

4

Саша

3

5

Сережа

2

Среднее значение по группе

3

В следующем задании ученикам необходимо было составить 5 общих вопросов к 5 утвердительным предложениям.

1. I am washing my hands in the bathroom now.

2. They will come home in a minute.

3. You have had dinner in the living room today.

4. We cleaned our classroom last week.

5. He reads magazines in his room every day.

На выполнение этого задания детям потребовалось 10 минут, полностью верно были составлены один-два вопроса.

Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента (составление общих вопросов)

п/п

Учащиеся

Количество правильных ответов

1

Алена

3

2

Ваня

1

3

Вика

2

4

Саша

2

5

Сережа

1

Среднее значение по группе

1,8

В данном задании ученикам предлагалось описать животное, задание было выполнено за 12 минут. В целом, детьми было составлено достаточно много реплик: от 5 до 9, из них правильных 2-5.

Таблица 3. Результаты констатирующего эксперимента (описание животного)

п/п

Учащиеся

Количество реплик всего

Количество правильных реплик

1

Алена

7

5

2

Ваня

5

2

3

Вика

9

5

4

Саша

6

3

5

Сережа

8

4

Среднее значение по группе

7

3,8

Детям было предложено попробовать себя в исправлении грамматических ошибок в тексте. В течение 15 минут они должны были найти и исправить все ошибки (фактически текст содержал 7 ошибок.)

53 Proletarskaya Street,

Tavricheskoye,

Omsk Region,

May 15, 2003

Dear friends,

Hi! How you are? I want to read you my letter.

Go I to school every day;

I got «five» at yesterday the English lesson.

I Have 4 lessons tomorrow shall.

I am Watching TV at the moment and writing a letter

This week I have arrived in Moscow.

Таблица 4. Результаты констатирующего эксперимента (исправление ошибок)

п/п

Учащиеся

Количество исправленных ошибок

1

Алена

4

2

Ваня

2

3

Вика

3

4

Саша

2

5

Сережа

3

Среднее значение по группе

2,8

2.3 Проведение исследования. Организация уроков с использованием грамматических игр

Формирующий эксперимент проводился на этой же группе учащихся на протяжении 6 последующих уроков. Материал уроков содержал хорошо усвоенную детьми лексику по темам: «Продукты», «В магазине», «Спорт», «Животные», работа над грамматикой проходила в игровой форме.

Фрагмент урока, где проводилась грамматическая игра содержал следующие этапы:

1. Создание эмоционального настроя. Объявление темы игры, введение в ее сюжет;

2. Объяснение правил игры;

3. Распределение ролей (если этого требовали правила);

4. Проведение грамматической игры;

5. Совместное выявление результатов игры.

На уроках английского языка мы использовали различные грамматические игры. Например, игра «It's a snap! Right word, wrong place» позволяет закрепить умение учащихся правильно строить английское предложение. Проведя эту игру, мы заметили, что результаты детей улучшились, хотя времени на выполнение подобного упражнения было затрачено столько же, как и на первом этапе.

Таблица 5. Результаты контрольного эксперимента Грамматическая игра «It's a snap! Right word, wrong place»

п/п

Учащиеся

Количество правильных ответов

1

Алена

7

2

Ваня

4

3

Вика

5

4

Саша

6

5

Сережа

4

Среднее значение по группе

5,2

В следующей игре «Зашифрованные вопросы» учащимся предлагались слова вразбивку и предполагаемый ответ на вопрос. Задача детей состояла в том, чтобы задать вопрос, не забывая о порядке слов в английских вопросительных предложениях.

1. did, last, week, he, where, go? (Moscow).

2. shall, buy, what, we? (A house).

3. she, or, is, he, making, in the room, now, the bed? (He).

4. does, get up, when, he in the morning? (6 o'clock).

5. they, written, in, what, have, the classroom, already? (A letter).

Таблица 6. Результаты контрольного эксперимента Грамматическая игра «Зашифрованные вопросы»

п/п

Учащиеся

Количество правильных ответов

1

Алена

4

2

Ваня

2

3

Вика

4

4

Саша

3

5

Сережа

2

Среднее значение по группе

3

Результаты вторичного среза также стали выше в сравнении с подобным заданием, где учащимся предлагалось составить общие вопросы не в форме игры.

На первом этапе дети описывали животных. На втором этапе мы решили выполнить подобное задание, но в игровой форме: «Чье солнышко ярче?». На доске было нарисовано 2 солнышка, но без лучиков. Правильно называя предложение о каком-либо животном, у солнышка появлялись лучи. Результат намного улучшился, в сравнении с описанием животных на первом этапе.

Таблица 7. Результаты контрольного эксперимента Грамматическая игра «Чье солнышко ярче?»

п/п

Учащиеся

Количество реплик всего

Количество правильных реплик

1

Алена

11

8

2

Ваня

8

5

3

Вика

10

9

4

Саша

9

7

5

Сережа

8

6

Среднее значение по группе

9,2

7

Учащиеся имели возможность в игровой форме найти ошибки в тексте. В начале урока был введен герой - Незнайка, который принес детям письмо. Так как Незнайка не очень грамотный, он предложил учащимся найти и исправить в тексте 7 грамматических ошибок, допущены им.

53 Proletarskaya Street,

Tavricheskoye,

Omsk Region,

May 15, 2003

Dear boys and girls,

Hi! How are you? I arrived safely in Omsk this month. I staying with a very nice family here. Yesterday we go to the park. I go home in a week. My mother usually miss me. Please write me soon.

Your friend,

Neznaika

Таблица 8. Результаты контрольного эксперимента Грамматическая игра «Письмо Незнайки»

п/п

Учащиеся

Количество исправленных ошибок

1

Алена

6

2

Ваня

4

3

Вика

6

4

Саша

5

5

Сережа

6

Среднее значение по группе

5,4

2.4 Обработка результатов. Выводы

После проведения всех этапов эксперимента нами была осуществлена обработка результатов. Нам было необходимо сделать вывод о том, какой из этапов способствовал более успешному формированию грамматического навыка. Особое внимание уделялось грамматически верному построению английского предложения: наличие или отсутствие ошибок, правильный порядок слов, соблюдение структуры вопросительного предложения. Наша задача - выявить, какого уровня достигли эти навыки после проведения исследования и сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

В результате наблюдения удалось установить, что на втором этапе дети были более заинтересованы работой в отличие от первого, где учащиеся с некоторым нежеланием и затруднением приступали к выполнению грамматических заданий. Использование грамматических игр способствовало созданию эмоциональной обстановки, большей активности ребят, даже тех, которые имеют слабые способности к изучению языка. В течение всего урока поддерживалась хорошая дисциплина, учащиеся активно включались в деятельность. Наблюдение показало, что первый этап проходил в более напряженной обстановке, приходилось постоянно настраивать четвероклассников на работу, процесс объяснения новой грамматики затягивался, из-за сложности материала детям становилось скучно и не интересно.

После обобщения результатов мы установили, что использование игр на уроках английского языка является одним из эффективных условий формирования грамматического навыка у младших школьников. Мы сделали вывод о том, что лишь систематическое использование грамматических игр будет давать положительный результат. Для большей наглядности результаты сравнительного анализа срезов представлены в виде диаграмм.

Заключение

В данной выпускной квалификационной работе рассматривается одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - это проблема формирования грамматического навыка у младших школьников. Приведенные в данной работе исследования дают нам основание утверждать, что игра является основным приемом формирования грамматического навыка. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать меру, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Большинство игр не связано с какой-либо определенной темой, поэтому, естественно, в них содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики. Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры.

Целью нашей работы являлось изучение влияния игры на формирование грамматического навыка у младших школьников на уроках английского языка.

Для достижения данной цели мы изучили и проанализировали литературу по исследуемому вопросу, определили влияние игры на формирование грамматического навыка и организовали исследовательскую деятельность по изучению формирования грамматического навыка у младших школьников на уроках английского языка.

В нашей работе мы опирались на труды Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Г.В. Роговой, В.М. Филатова, Я.М. Колкер, И.Л. Бим. Проанализировав данную литературу, мы сделали вывод о том, что если при обучении грамматике на уроках английского языка систематически использовать игры, то процесс овладения грамматическим навыком будет более эффективным. Для доказательства мы воспользовались следующими методами: изучение литературы, анализ и синтез, систематизация, эксперимент, направленный на формирование грамматического навыка, наблюдение, сравнение, обобщение.

В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры, они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи учащихся. Игры применяются как отдельные элементы урока, так и весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами. Место и время проведения зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока.

Мы убедились, что игры обязательно должны присутствовать на уроках обучения грамматике иностранного языка младших школьников, так как благодаря им ребенок намного легче усваивает грамматический материал. Она делает скучную работу более интересной и увлекательной.

Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент, целью которого являлось установление влияния систематического использования игр на формирование грамматического навыка.

Работа содержит приложения, где предлагаются различные грамматические игры, которые можно использовать на разных этапах обучения английскому языку. Они способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке.

В результате исследования выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

Список литературы

1). Верещагина, Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М., 1998 г.

2). Бориско Н.Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001 г.

3). Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000 г.

4). Еремина О.П., Ижогина Т.И. Книга для учителей английского языка к учебным пособиям для 1 и 2 классов общеобразовательной средней школы. Ростов н/Д, 1991 г.

5). Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 1991 г.

6). Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранные языки в школе, №3, 2006 г.

7). Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192 с.

8). Колкер Д.Г. Практическая методика обучения иностранного языка: Учеб.пос./ Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Епалиева. - М.: изд.-Центр «Академия», 200. - 264 с.

9). Лысиче С.А. Лексико-грамматические игры на уроке английского языка в младших классах, №8, 2005 г.

10). Леонтьев А.А. Некоторые вопросы обучения речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М., 1990 г.

11). Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. Под редакцией В.М. Филатова. Ростов-на-Дону, 2004 г.

12). Михайлова О.Э., Шендельс Е.И. Справочник по грамматике с упражнениями. М.: Просвещение, 1994 г.

13). Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО «Апрель Пресс», Издательство ЭКСМО - Пресс, 1999 г.

14). Мятова М.И. Работа над предлогами в начальной школе. Иностранные языки в школе, №4, 2006 г.

15). Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 994 с.

16). Программа начального образования по английскому языку/ В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова. - М.: АСТ: Астрель, 2006 - 47 с.

17). Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991 г.

18). Спиридонова Т.И. Игровые приёмы для повторения пяти времён английского глагола. Иностранные языки в школе, №3, 2004 г.

19). Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1994 г.

20). Филатов В.М. Коммуникативная грамматика английского языка для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: АНИОН, 2002 г.

21). Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка, №8, 2005 г.

22). Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1991 г. - 304 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать