Использование мультимедийного проектора для повышения качества знаний учащихся 5 класса при изучении темы: "Десятичные дроби"

Использование мультимедийного проектора для повышения качества знаний учащихся 5 класса при изучении темы: "Десятичные дроби"

4

ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище»

ПЦК преподавателей естественно - математических дисциплин

Допущен к защите:

Зам. директора по учебной работе

Л.А. Патракова

2008г

Председатель ПЦК

естественно - математических

дисциплин

Т.А. Трясцына

2008г.

Использование мультимедийного проектора для повышения качества знаний учащихся 5 класса при изучении темы «Десятичные дроби»

Выпускная квалификационная работа

по методике математики

Салимова Юриса Галиулловича

Специальность: 050201

Математика

группа: М -5.1 отделение: очное

Руководитель: В.В. Сибирякова,

преподаватель информатики

Защита состоялась:

Отметка:

Председатель:

2008

Оглавление

Введение

Тезаурус

Глава 1. Теоретическое обоснование использования мультимедийного проектора как средства повышения качества знаний учащихся

1.1 Особенности информационных технологий в повышении качества знаний учащихся

1.2 Информационные технологии в преподавании математики

Глава 2. Использование мультимедийного проектора как средства повышения качества знаний

2.1 Разработка уроков математики с использованием мультимедийного проектора

2.2 Опытно - экспериментальная работа и анализ ее результатов

Заключение

Литература

Приложения

Введение

В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Cфера образования не могла стать исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий. [12, 4]

В учебных заведениях, преобладают речевые занятия, и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Использование мультимедийных средств, и в том числе презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей. Использование мультимедийного проектора и создание презентаций помогут преподавателю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме. По данным ученых более 60% информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения. [9]

Термин “мультимедиа” - можно перевести с английского языка как “многие среды”. Мультимедиа презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление, дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основные преимущества презентаций - наглядность, компактность и интерактивность преподнесения материала. [4, 42]

Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т.е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.

Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя, упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия. [33]

Презентации дают возможность подать в привлекательном виде информацию. Главная дидактическая функция презентации обусловлена тем, что реализуемая в ней последовательность представления визуальных компонентов определяет порядок восприятия учебного материала. Презентация обеспечивает методически выверенное распределение внимания. Привносимая презентационной формой дополнительная регламентация действий обучаемого дисциплинирует его, существенно уменьшает эффект «разбегания глаз», снижает возможные отвлечения от работы с компьютерным учебником. После завершения одного кадра производится переход к следующему.[27, 69]

Таким образом, использование презентационных кадров можно сравнить с просмотром интерактивного фильма. Компьютерная презентация помогает упорядочить весь материал, выстроить его, следуя логике изложения и хранить его в одном файле. Сохранение наглядных материалов и возможность их корректирования тоже является важным моментом для преподавателя.

Информационные технологии характеризуются основными свойствами:

предметом (объектом) являются данные;

целью процесса является получение информации;

процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с заданной предметной областью;

выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;

- критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота. [34]

Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д.

Одна из важнейших задач обучения школьников математике - повышение уровня качества знаний учащихся. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской улучшает качество знаний учащихся. Именно в 5-6 классах закладываются основы обучения математики наших воспитанников. [22, 124]

Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время. Это и привело автора к выбору данной темы.

Цель работы: выявление значения мультимедийного проектора как одного из средств повышения качества знаний учащихся.

Задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

- разработать и апробировать уроки математики в 5 классе с учетом использования мультимедийного проектора;

- провести диагностику и проанализировать результаты.

Объект исследования: процесс обучения математике.

Предмет исследования: использование мультимедийного проектора для повышения качества знаний при изучении темы: «Десятичные дроби».

Гипотеза: если на уроках математики используется мультимедийный проектор, то это способствует повышению качества знаний учащихся.

Контингент: учащиеся 5-го «А» и «Б» классов МОУ «Иштеряковская средняя общеобразовательная школа» Уинского района Пермского края.

Тезаурус

Мультимедиа - совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде. [2, 126]

Мультимедийные средства - интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом, речевым, звуковым изображением. [44]

Мультимедиа-компьютеры - компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). [38]

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. [3]

Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств. [36]

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. [41]

Информация (лат. Informatio) - разъяснение, изложение. [3, 426]

Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения. [42]

ПК - персональный компьютер.

ЭВМ - электронно-вычислительная машина.

Мультимедиа презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление, дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. [19]

Слайд - логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране монитора, листе бумаги или на листе цветной пленки  в виде единой композиции. [19]

PowerPoint - графическая программа для создания и редактирования презентаций. [24]

Принцип наглядности - важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа учителя, не нарушая его логики.[33]

Обучение - это основная категория дидактики, гласящая, что в основе любого вида или типа обучения, как способа организации образовательного процесса, заложена система: преподавание и учение. [43]

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. [26]

НИТ - новые информационные технологии.

Знания учащихся - результат педагогически направленного усвоения фактов, понятий, законов науки, в которых отражены закономерности развития природы и общества. [2, 404]

Глава 1. Теоретическое обоснование использования мультимедийного проектора как средства повышения качества

знаний учащихся

1.1. Особенности информационных технологий

в повышении качества знаний учащихся

Вокруг проблемы качества образования ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, рубежный и итоговый. [33]

Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности перед людьми, обществом и государством. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобольного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.[40]

Модель образования ХХ1 века - образовательное общество. Трансформация российского общества в образовательное общество подразумевает непрерывное образование и переход к всеобщему высшему образованию. Непрерывное образование - должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни. [42]

В конце ХХ века развернулась конкуренция по качеству образования и качеству интеллектуальных ресурсов стран мира. Качество образования - главное условие экономической конкурентоспособности России и её национальной безопасности. Россия сможет выиграть конкуренцию, если во внутренней политике будет придерживаться высшего приоритета образования и развития науки, если в центре своей стратегии развития поставит образование и качество. [44]

Каждая школа работает над повышением качества знаний учащихся. Для этого необходимо использовать новые технологии обучения, в том числе ИКТ. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Использование компьютера на уроке позволяет учителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. [45]

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. [12, 98]

Персональный компьютер (ПК) помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна. Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Облегчение доступности базы знаний за счет применения постоянно совершенствующихся средств мультимедиа (цветовое и звуковое оформление, анимация) и методик дистанционного обучения (обучающе-контролирующие программы, диалоговый режим, различные уровни сложности) изменяет ролевую функцию учителя в образовательном процессе. Роль учителя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится роль интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса. [21, 25]

Компьютер можно использовать в различных режимах обучения, а самое главное - в режиме графической иллюстрации изучаемого материала, т. к. возможности компьютера при иллюстрировании намного превосходят возможности любого бумажного учебника, рисунков на школьной доске. Высокоточные наукоёмкие технологии во всех областях человеческой деятельности предъявляет новые требования к знаниям, технической культуре, общему и прикладному характеру образования. Это ставит перед современной школой новые задачи совершенствования образования и подготовки школьников к практической деятельности.

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей информационных технологий, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого.

Возможности информационных технологий:

- незамедлительная обратная связь между пользователем и информационными технологиями;

- компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";

- архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

- автоматизация процессов вычислительной информационно - поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения. [31, 326]

Реализация вышеперечисленных возможностей информационных технологий позволяет организовать такие виды деятельности как:

- регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

- интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой. В отличие от диалогового, (предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями)), характеризуется реализацией более развитых средств ведения диалога. Это возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов, при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы. [29, 52]

Ввиду того, что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью. [21, 29]

Таким образом можно выделить следующие педагогические цели использования средств новых информационных технологий:

- развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

- эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

- развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать