Использование компьютерной техники в учебном процессе
p align="left">Для информатики характерен динамизм изменения ее методической системы обучения. За прошедшие годы неоднократно менялось представление о том, чему и как учить на уроках информатики.

Цели обучения информатике в младших классах практически не претерпели изменений. Педагоги, психологи, методисты единодушно воспринимают этот курс как пропедевтический. Единственное разночтение, относящееся скорее к терминологической проблеме, касается "компьютерной грамотности" и "информационной культуры". Еще совсем недавно на повестку дня вставал вопрос об овладении учащимися "компьютерной грамотностью", а сегодня декларируется необходимость формирования "информационной культуры" школьника. Ведущие специалисты дают различные определения этих понятий, вернее, по-разному насыщают их конечными требованиями к умениям школьника. В отношении же младших классов, мне кажется, целесообразно говорить об изучении основ компьютерной грамотности.

Основные цели пропедевтического курса информатики в младшей школе кратко можно сформулировать следующим образом:

формирование начал компьютерной грамотности;

развитие логического мышления;

развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;

формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).

Важно понимать, что, определяя содержание компьютерной грамотности, формируемой в процессе всего обучения в начальной школе, не нужно ограничиваться рамками предмета "Информатика". Наоборот, эту задачу надо решать с максимальным привлечением всех школьных предметов, внеклассной работы и помощи родителей.

В начале массового обучения информатике основы алгоритмизации закладывались в старшей школе. Сейчас становится ясным, что целенаправленную работу по формированию алгоритмического стиля мышления целесообразно начинать в младших классах, так как у старшеклассников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы мышления воспринимаются ими с трудом.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития таких важных для всей последующей учебы и жизни школьника психических процессов, как рефлексия, внутренний план действий, которые, в свою очередь, являются основой для формирования алгоритмического стиля мышления. Если это время будет упущено, то в более старшем возрасте эти качества развить значительно труднее, а иногда и просто невозможно.

Проблема соотношения обучения основам теоретической информатики и компьютерным технологиям не обошла стороной и младшие классы. Не оспаривая нужности обучения в школе практическому использованию компьютеров, хотелось бы надеяться, что акцент на обучение технологиям будет постепенно вынесен за рамки уроков информатики. Обучение использованию компьютера как инструмента должно вестись на всех уроках, во внеурочной деятельности учащихся и т.п. Причин этому несколько.

В последнее время персональный компьютер значительно чаще появляется дома у наших учеников, чем в школе. Цена компьютера со средними ресурсами уже сегодня вполне сопоставима с ценой телевизора. Тем не менее, даже самая обеспеченная школа никогда не сможет приобрести по компьютеру на каждого ученика. В домашних условиях ребята и без помощи школы справятся с такими техническими проблемами, как работа с мышью и клавиатурой, выбор пункта в меню или "даже" сохранение файла. Это доказывает опыт многих родителей. Кроме того, обновление инструментальных средств происходит сейчас в таком темпе, что вряд ли имеет смысл всерьез осваивать какое-либо из них раньше, чем в 8 -- 11-х классах. Известно, что заинтересованный пользователь в состоянии освоить текстовый редактор за несколько рабочих дней, т.е. за 30--40 часов. Если жесткая мотивация на результат отсутствует, а те же часы растянуты во времени на несколько месяцев, то эффективность освоения становится очень низкой.

Не секрет, что информатика в младших классах преподается в основном в тех школах, где есть лицейные или гимназические классы. Эти школы, как правило, имеют компьютерные классы, оснащенные современной вычислительной техникой. В соответствии с утверждением классиков марксизма-ленинизма, что бытие определяет сознание, обучение информатике в таких школах носит явно "машинный" характер, т.е. достаточно большое количество времени дети проводят за компьютерами, в обучении активно используются развивающие интеллектуальные среды. Такое изменение среды и средств обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. И если положительные результаты учитель и родители видят практически сразу, то негативные последствия отодвинуты, быть может, на многие годы. Проповедуя принцип "не навреди", нам, учителям, необходимо прислушиваться к рекомендациям (часто чисто теоретическим, только время, которого у нас нет, позволит получить их подтверждение или их опровержение), выдаваемым психологами, медиками, педагогами-новаторами.

Отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся изучением использования компьютеров учащимися младших классов, выделяют следующие негативные стороны этого процесса. Использование компьютеров в обучении школьников младших классов может привести к дезориентации ребенка в окружающей действительности, срыву процессов ассимиляции в становлении его мышления. При; работе с компьютером у детей происходит разрыв между реальностью и фантазией, желаемым и действительным. Дети по своему развитию не готовы к извлечению пользы из непосредственного опыта работы с символами и абстрактной информацией, при этом необходимые для работы с компьютером навыки не соответствуют операционным способностям ребенка.

Есть также мнение, что компьютеры могут служить препятствием для получения детьми необходимого опыта оперирования реальными объектами и событиями и, кроме того, могут ограничить физическую активность и физическое развитие детей. Поэтому среда обучения в младших классах должна организовываться таким образом, чтобы использование компьютерной предметности уравновешивалось наличием ее материального эквивалента.

Еще несколько лет назад основные усилия педагогов направлялись на создание программ, учебников и учебно-методических пособий, в том числе и для младшей школы, сегодня же повышенное внимание уделяется изменению средств и организационных форм обучения. В связи с высокой долей использования компьютеров в учебном процессе вопрос о разработке методик обучения информатике в младших классах, компенсирующих негативные последствия работы с компьютером, встает особенно остро.

Применяемые в младшей школе методы и формы обучения должны учитывать особенности психического, физического и умственного развития школьников 1--4-х классов.

На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:

диалоги;

работа в группах;

игровые методики;

информационные минутки;

эвристический подход.

Необходимость построения эффективного обучения с учетом социального состава населения и соответственно уровня информатизации региона породило такую форму обучения, как информационные минутки [8]. Необходимость развития психической коммуникабельности вводит в урок такую форму обучения, как диалог: диалог "ученик -- ученик", "ученик -- учитель"

Известно, что успешность формирования любых знаний зависит, прежде всего, от желания учащихся получить эти знания. Процесс формирования мотивов учения напрямую связан с формами обучения. В психологии доказано, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

В педагогической литературе показано, что использование групповой формы работы имеет большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету. Для учащихся младших классов целесообразно организовывать работу в малых группах, при этом формирование групп должно строиться на мотивационном принципе: если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые любят данный предмет, то в результате совместной работы первые существенно повышают свой интерес к предмету.

В младших классах при делении учеников на группы необходимо учитывать пожелания самих детей к составу группы. В этом возрасте характеристика "хороший", "сильный", "добрый"' превалирует в сознании ребенка над характеристикой "знает предмет", "отличник", "аккуратный" и т.п.

Игровые методики

В настоящее время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.

Как известно, игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядка очень ценно в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести, о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает развитие психологической пластичности.

Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Не случайно все наиболее удачные обучающие компьютерные программы построены с использованием игровых методик, например, "Роботландия". Современному учителю чрезвычайно важно владеть классификацией и теорией построения игр, использующихся в обучении.

Примем следующее определение игры. Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

Игры, использующиеся в обучении, делятся на ролевые, организационные и деловые. Имеется определенная сложность в определении типа игры, так как некоторые принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть существенные, принципиальные различия. Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на участников три основные задачи:

воспитательную,

образовательную

развлекательную.

Однако четкую границу провести между функциями игры невозможно, Каждая игра чему-то учит, воспитывает определенные качества у игроков и в то же время обеспечивает достижение развлекательной цели, за исключением, пожалуй, деловых игр.

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникла в 80-х годах и широко распространилась как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.

В "классическом" варианте ОДИ применяется в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных решений сложных технических, организационных или управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" -- текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

Организационно-обучающие игры решают проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творческого, преобразующего отношения к окружающей действительности.

Обучение взрослых может быть эффективным при реализации принципов развивающего обучения. Это означает, что процесс образования должен быть не столько процессом передачи знаний, сколько процессом управления развитием личности.

Деловые игры

В последнее время деловые игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Деловые, или имитационные, игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений.

При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (business gате), реже управленческой (тапаgетепtgате) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра" (simulation gате). Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. Имитационная игра основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. То есть в основе деловой игры лежит имитационная модель, которая реализуется через Действия участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Деловые, или имитационные, игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением или не отдыхом.

Отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели, ни в организационно-деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся.

Термин ролевая игра весьма многозначен. В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития.

Но как же тогда относиться к ролевым играм детей более старшего возраста (а также играм взрослых)? Классификацию ролевых игр (РИ) можно провести по различным признакам. РИ делятся на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням сложности и по временному или целевому признаку. Для успешного проведения даже простой РИ организатору необходимо определить ее конкретные классификационные признаки.

I. Территориальные признаки

Настольные РИ. Большинство таких игр предусматривает наличие подготовленного ведущего, предварительная подготовка игроков не обязательна.

Павильонные РИ проводятся в помещении и ориентированы на моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Для их проведения желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо присутствие ведущих, регулирующих ход игры.

РИ на местности. Это наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.

II. Уровень сложности

Военные игры (типа "Зарница").

Сказочные игры. Это военные игры, в которых присутствуют сказочные персонажи и магия.

Историко-этнографические игры могут проводиться по мотивам как исторических событий, так и литературных произведений, или по собственным разработкам организаторов. Проведение исторических и особенно историко-этнографических игр требует детальной разработки легенд, моделирования политики, экономики, духовной сферы, элементов материальной культуры и прочих областей жизни выбранного для игры периода.

Информационные игры наиболее спокойный класс игр, их участники весьма ограничены в выборе активных игровых действий. Другое название таких игр - интеллектуальные, так как игровые вопросы решаются при помощи политических, экономических и магических рычагов воздействия. При подготовке интеллектуальных игр необходима разносторонняя подготовка участников (теоретическая, театральная, психологическая) и игротехников.

III. Целевой и временной признаки

Целевые игры. В сценарии игр этого класса изначально заложено, что при достижении группой игроков определенной цели они объявляются победителями. Игра на этом заканчивается.

Игры с открытым концом. Сценарий игры этого класса имеет ограничение по времени проведения. Необходима тщательная проработка сценария, предполагающего возможные направления хода игры. Каждый игрок имеет свою цель (как минимум, одну), однако ее выполнение не является для него концом игры. Возможно появление новых, более глобальных, целей. Основным критерием подготовки участника игры является его способность вжиться в игровой образ и провести его до конца.

Нон-стоп (игры без остановки). Сценарий игры этого класса создается с таким расчетом, чтобы игроки имели возможность продолжить игру с того места, где она кончилась вчера, и так до бесконечности. Моделируемый мир совершенствуется и развивается, с ним совершенствуются и игроки.

IV. Уровни участия в игре

Участие игроков в ролевых играх можно классифицировать по "глубине погружения". Уровень участия повышается в зависимости от подготовленности игрока и его опыта.

Пассивное участие (экскурсант). На этом этапе участники не принимают активных действий, а только наблюдают за развитием сюжета, разыгрываемого группой игротехников или более опытными игроками.

Ограниченное участие (ведомый). Участники непосредственно включены в игру, но их инициатива ограничена ведущими. Группа игротехников согласно сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшему ходу игры.

Свободное участие (игрок). Для осуществления такого уровня участия необходимы наличие опыта у игроков и четкая работа ведущих, Игроки самостоятельно определяют свои действия, разрабатывают личные и командные легенды. Ход игры в основном зависит от самих участников, ведущие следят за соблюдением правил и регулируют ход игры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать