Использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Введение

Проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество и сегодня является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе и школьного. Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также его общего психического развития.

В последней работе Е.Е. Кравцовой особенности развития воображения в младшем школьном возрасте связываются тем что, в отличие от дошкольного периода развития, когда фантазия всячески подчеркивала субъектность ребенка, воображение включается в объективные условия организации детской деятельности. Необходимо учитывать две важные особенности развития воображения в младшем школьном возрасте. Первая касается связи между отдельными компонентами воображения. В воображении дошкольника присутствуют предметная среда, прошлый опыт, и надситуативная внутренняя позиция. Причем первые два компонента воображения приобретали статус собственно компонентов воображения лишь при взаимодействии с внутренней позицией и одновременно создавали условия для воплощения и реализации этой позиция ребенка. Главная характеристика этой позиции -- ее надситуативность.

В младшем школьном возрасте эта внутренняя позиция дает возможность порождать новые ситуации. Так, если в воображении дошкольника за любой внутренней позицией отчетливо можно видеть опыт субъекта, связанный как с некоторой предметной средой, так и с его реальной деятельностью, то развитие воображения в младшем школьном возрасте обеспечивает ребенку возможность порождать новую предметную среду и новый опыт. Внутренняя позиция воображения становится внеситуативной и перестает быть зависимой от конкретных ситуаций.

Появление в воображении младших школьников внеситуативной внутренней позиции позволяет им не просто управлять своим воображением, а дает основания для управления собой, как субъектом воображения.

По мнению Л.С Выготского, воображение является основой всякого творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребенка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой его общения с окружающими. Речь - один из наиболее мощных факторов развития ребенка в целом. Она играет большую роль для развития воображения. А при ее недоразвитии возникают трудности, как в понятийном материале, так и в образной сфере, а это приводит к отставанию в развитии воображения. И чем значительнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка в воображении и творчестве.

Боровик. О пишет что: «речь способствует формированию графических умений и навыков. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисованием, представляют сильное средство для развития речи детей. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во - первых, происходит обогащение словаря школьников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на уроках рисования, а затем постепенно входит в активный словарный запас; во - вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в - третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности учащихся».

Исследовательская область: специальная психология.

Объект исследования: воображение как психический процесс

Предметом исследования: творческая деятельность младших школьников с ОНР, как средство развития воображения. развитию воображения у младших школьников с ОНР

Гипотеза исследования:

Мы, предположили, что использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с ОНР даст необходимые условия, для развития воображения.

Цель исследования: разработка и реализация коррекционной работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР 2-3 уровня.

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ понятий «воображение» и «творчество» в отечественной науке.

2. Выявить связь творческой деятельности с формированием воображения.

3. Рассмотреть особенности воображения у детей с ОНР.

4. Разработать коррекционно - развивающую программу развития воображения средствами художественного творчества и апробировать ее в экспериментальной деятельности.

5. Оформить полученные результаты в ходе исследования в виде дипломной работы

Методы опытно - экспериментальной работы, обусловлены его предметом, целю и задачами. Анализ литературы, включенное наблюдение, естественный эксперимент, методы математической обработки данных, комплекс методик:

· Методика «Дорисовывания фигур» (Е.П.Торренс)

· Методика «Солнце в комнате» (В.Синельников, В.Кудрявцев)

· Методика «Изучение воссоздающего воображения» (О.Боровик)

· Методика «Изучение индивидуальных особенностей творческого воображения» (О.Боровик)

Теоретико-методологической основой исследования выступили: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и концепция возрастных новообразований Е.Е Кравцовой, исследования В.П. Глухова и Т.С. Овчинниковой в области изучения воображения у детей с ОНР.

Описание выборки:

В нашем исследовании приняли участие 24 ребенка младшего школьного возраста с ОНР 2- 3 уровня. 12 детей 7 - 8 лет и 12 детей 8 - 9 лет учащихся в Муниципального специального «коррекционного» образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Барнаульская специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат № 4 V вида».

Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Практическая значимость:

Разработанная нами программа может быть использована для развития воображения у детей с ОНР младшего школьного возраста.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования воображения у младших школьников с ОНР 2-3 уровня

1.1 Понятия воображения его свойства и виды, формирование в онтогенезе

Воображение, пожалуй, одно из самых известных и вместе с тем непонятных психологических явлений. Его природа и жизненное значение до сих пор до конца не выяснены, несмотря на многочисленные попытки его изучения.

Как только ни трактовали, какими - только свойства ни наделяли воображение. Теологи усматривали в нем божественное, психоаналитики - дьявольское начало в человеке. Люди с научным складом мышления, не верящие в бога, находили в воображении признаки души человека - особой материальной или идеальной сущности. Древние считали воображение проявлением таинственных сил природы.

Е.И. Игнатьев говорил, что: основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

С.Л. Рубинштейн писал: воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов.

Л.С. Выготский считал, что: воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением.

В философском словаре мы находим следующее определение воображения как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Так, Р.С. Немов считает, что воображение - это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающая промежуточное положение между восприятием и памятью.

В житейском обиходе, воображением или фантазией называют то, что нереально, не соответствует в действительности, не имеет никакого практического значения. Воображение связанно с активностью организма, с происходящим в нем физиологическими процессами и с этой точки зрения мало чем отличается от других психических процессов. В то же время воображение является самым «психическим» из всех психических процессов человека. Это означает, что ни в чем другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики.

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек, может создавать и совершенно новые образы. В образах может представить и то, чего мы непосредственно не воспринимаем, и то чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.

В жизни человека воображение выполняет несколько функций:

Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Эта функция воображения связанна с мышлением и тесно в него включена.

Вторая функция воображения связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояния человека. Для того чтобы повлиять на свое поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своем воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный тем, чтобы, ведя себя определенным образом, достичь в будущем поставленной цели. Через собственное воображение человек способен повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы.

Третья функция состоит в формировании с помощью воображения, внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Это полностью реализуется в наглядно-образном мышлении и в его развитии. В элементарной форме этот вид мышления встречается у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах - у взрослых людей, которым приходится решать довольно сложные задачи с помощью образного мышления.

Четвертая - это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении. Благодаря способности человек «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. [47]

Пятую функцию можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определенные выводы о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов воображения человека судят о его психологии. Это используют врачи психиатры для заочной постановки диагноза по продуктам воображения человека.

Однако главная функция воображения - это его участие в творческом процессе.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти, выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все - таки представить себе конечный результат. Но в этом, же слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.

Согласно наиболее распространенной и почти общепризнанной точке зрения, воображение - психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий.

Следовательно, здесь прямо указывается, что специфика самого воображения создание нового.

Однако и есть противоположная, правда менее распространенная, точка зрения, согласно которой в процессе воображения формируется не только новые чувственные образы, но и новые мысли. Тогда фантазия понимается, например, как «сложный психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта».

Отсюда идет хорошо известное понимание воображения как основы или «механизма» всякого творчества.

Традиционная теория воображения более или менее четко фиксирует два основных, но как бы взаимоисключающих условия этой сложнейшей проблемы, с тем чтобы, разрешив противоречия между ними, найти решение всей проблемы. Во-первых, все признают, что «всякое новое всегда является отражением действительности и опирается на опыт человеческой практики». В этом отношении воображение, будучи одной из форм психического отражения внешнего мира, абсолютно ничем не отличается, очевидно, от всех прочих форм такого отражения. Иначе говоря, подобно восприятию, представлению и мышлению, фантазия черпает все свое многообразное содержание не из себя самой, а их окружающей объективной действительности. Внешний мир - единственный источник ее содержания. Во-вторых, воображение, не порывая своих связей с внешним миром, «создает новое» и тем самым отличается от всех прочих форм психического отражения объективной действительности.

Схематично виды воображения, можно представить в следующем виде:

Виды воображения

Активное (произвольное) Пассивное (непроизвольное)

Воссоздающее (репродуктивное)

Творческое или продуктивное(мечтафантазия, идеал)

Произвольное (мечтательность)

Не произвольное (грезы, галлюцинациисновидения)

Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что-либо и далее выполняет ее. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он, в конечном счете, вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворен. Более того творящий его человек не знает заранее и о том, где и на чем остановится его творческий процесс. [44] Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение побуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение (репродуктивное) - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринимаемой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считал, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве.

Творческое воображение - следующий вид произвольного воображения Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций.

Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучивших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувствительно данный опыт. В результате предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этапы подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостности образа, их элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность, мыслить по антологии с частным и чисто случайным сходством.

Также он писал: « творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критической фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах».

Первый период. Он нам известен; это - возраст, с которого начинается проявления воображения. У нормального человека он начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, но, во всяком случае, гораздо более краткой. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствием. В физиологическом порядке его причины - образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом - антагонизма между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами - между неустойчивостью и устойчивостью ума.

Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающем, после этой фазы метаморфозы.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать