Использование мультимедиа на уроках математики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе как средство активизации деятельности учащихся
p align="left">Конкретное количество иллюстраций для отдельной экранной страницы или для всего МСО специально не устанавливается. Этот параметр МСО рекомендуется определять в каждом конкретном случае с учетом содержания и характера учебного материала.

Хорошо оформленный, понятный, богато иллюстрированный учебный материал, представляемый МСО, вызывает у обучаемого определенные положительные эмоции, повышающие интерес к предмету, оказывает влияние на общее состояние учащегося.

Для повышения наглядности учебного материала МСО рекомендуется использование таблиц и схем.

При создании МСО рекомендуется использование таблиц при необходимости:

– повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;

– осуществить определенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты, явления, предметы, фрагменты текстов и др.);

– осуществить группировку множества объектов;

– произвести систематизацию объектов.

При разработке таблиц для МСО рекомендуется соблюдать следующие основные правила:

– в таблице должно быть минимально количество комментирующего материала;

– верхние, нижние и боковые поля таблицы должны иметь отступы;

– цветовая палитра таблицы не должна приводить к пестроте;

– количество выбранных ячеек таблицы должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста и т.п.

МСО могут удовлетворить требованию наглядности не только на основе использования таблиц, но и за счет включения в МСО графиков, диаграмм, аппликаций, схематических рисунков. Такие средства используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий, процессов и т.п., так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор МСО раскрывает явления в их логической последовательности, обеспечивает наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщает и систематизирует знания.

Красочно оформленное МСО, в котором наличие иллюстраций, таблиц и схем сопровождается элементами анимации и звуковым сопровождением облегчает восприятие изучаемого материала, способствует его пониманию и запоминанию, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулируя познавательную активность обучаемых.

Наряду с рекомендациями психологического характера для разработчиков МСО можно сформулировать несколько рекомендаций, соответствующих положениям современной дидактики. При разработке МСО целесообразно предусмотреть:

– наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса;

– разбиение по степени трудности и сложности материала;

– наличие процедур для облегчения процессов обобщения;

– наличие итоговых обобщающих схем;

– использование значков ("иконок") и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) различных компонентов учебного материала;

– сопровождение теоретических описаний практическими примерами;

– описание связи учебного материала с дополнительными дидактическими действиями по поддержке самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (обзорными лекциями, консультациями преподавателей, видеоконференциями, списками рассылки, форумами и т.п.).

– доступность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;

– простоту навигации по учебному материалу;

– сохранение общепринятых обозначений и терминологии;

– справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;

– возможность отмены учащимся ошибочных действий в ходе самостоятельной работы.

Построение МСО рекомендуется производить с учетом замкнутой системы управления, основанной на наличии внутренних и внешних обратных связей. Работая с МСО, обучаемый должен оперативно получать информацию о правильности (или эффективности) своих действий. Основной информацией внутренней обратной связи могут стать результаты расчетов с использованием математических моделей изучаемых объектов или процессов. Рекомендуется предоставлять обучаемому дополнительную информацию, которая бы стимулировала и помогала проводить вдумчивое изучение результатов расчета.

В состав таких МСО рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике профессионально занятых обучаемых. МСО должны быть разнородными по задачам, решаемым в ходе целостного процесса обучения.

1.5. Методика создания учебной мультимедийной презентации

В современном обществе использования компьютерных технологий на уроках начинается уже с начальной школы. Мультимедийные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.[11]

Однако необходимое программное обеспечение часто либо отсутствует, либо по тем или другим причинам не удовлетворяет учителя.

В этих случаях незаменимым помощником учителя может оказаться Power Point. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока и цели, которую ставит преподаватель.

Рекомендации по созданию и оформлению презентаций в учебной литературе раскрыты не достаточно.

Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.

3. При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.

4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.

5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Подводя итоги первой главе можно сказать, что опыт школ показывает, что внедрение новый информационных технологий облегчает работу учителя и вносит в учебный процесс, непосредственно новые возможности для обучения.

Применение информационных технологий позволяет изменить некоторые способы предоставления учебного материала, традиционно осуществляемого в учебном процессе, а так же применение НИТ расширяет возможности контроля учебного процесса.

В связи с модернизацией образования к техническому оснащению учебного процесса подходят серьезно, что уже пришли к осознанию простой, в сущности, истины: важно не столько наличие компьютера в школе, сколько программное обеспечение, которое и дает, собственно, возможность использовать его именно в школе и именно для школьных потребностей. Наряду с использование мультимедиа в школах стали появляться и интерактивные доски, которые не менее эффективны. Они делятся на четыре типа:

– доски прямой проекции;

– доски обратной проекции:

– насадки на плазменные;

– интерактивные планшеты. [21] (приложение 8)

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что нужно достаточно четко осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально использовать именно их.

Глава 2. Практическое применение мультимедиа на уроках математики

2.1. Конспект урока по математике в 6 «а» классе школы №16

(приложение 2)

Тема: Деление положительных и отрицательных чисел

Цели: (слайд 1)

1. научить делить положительные и отрицательные числа

2. закрепить сложение, вычитание и умножение положительных и отрицательных чисел

3. развивать грамотную математическую речь

4. воспитывать интерес к предмету

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

Ход урока:

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы будем изучать с вами новый материал, но с начала мы с вами повторим ранее изученный материал. Для этого нам нужно будет решить примеры.

1. Устные упражнения (№1148) (слайд 2,3)

а.

б.

в.

г.

д.

е.

ж.

з.

и.

1.2 Микрообобщение

2. Работа по теме урока: «Деление положительных и отрицательных чисел». (слайд 4)

2.1. Деление отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и деление положительных чисел, т.е. по данному произведению и одному из множителей находят второй множитель.

Кто может назвать компоненты деления?

Например: -12 : (-4) =?

Что значит -12 : (-4) ? (Значит, найти такое число х, что при -4 · х = -12)

Теперь найдем знак числа х.

Как вы думаете, как это можно сделать?

Т.к. при умножении -4 на х получается отрицательное число -12 следовательно множители должны иметь разные знаки. Следовательно, х - положительное число.

Теперь найдем модуль числа х.

Как вы думаете, чему он будет равен?

Т.к. модуль произведения равен произведению модулей множителей, следовательно . Следовательно , т.к. х - положительное число, то х = следователь х = 3.(слайд 5)

Это записывается так:

или короче

(-12) : (-4) = 12: 4 = 3 (слайд 6)

Правило: чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо разделить модуль делимого на модуль делителя. (ученики читают правило про себя, а затем рассказывают соседу по парте. Потом кто-то из учащихся рассказывает правило всему классу). (слайд 7)

2.2 Теперь разделим отрицательное число на положительное.

Например: -24 : 4 =?

Что значит -24 : 4 ? (Значит, найти такое число х, что при 4 · х = -24)

Теперь найдем знак числа х.

Как это можно сделать?

Т.к. при умножении 4 на х получается отрицательное число -24 следовательно х - отрицательное число.

Теперь найдем модуль числа х.

Как вы думаете, чему он будет равен?

следовательно

т.к. х - отрицательное число с модулем 6 , то тогда х будет равен -6

Получаем: -24 : 4 = -6

Аналогично получается при делении 24 : (-4) = -6 (слайды 8, 9)

А теперь давайте проговорим алгоритм деления чисел с разными знаками, (учащиеся пытаются сами составить алгоритм). Итак:

1. разделить модуль делимого на модуль делителя;

2. поставить перед полученным числом знак минус. (слайд 10)

2.3 При делении нуля на любое число, не равное нулю, получается нуль.

И самое главное правило: Делить на нуль нельзя! (слайд 11)

3. Закрепление нового материала

3.1 № 1135 (три примера разбираются на доске, три с комментированием с места)

1)

2)

3)

4)

5)

6) (слайд 12, 13)

3.2 Самостоятельная работа № 1136 (все решают примеры, а затем 1 вариант проверяет у 2 варианта примеры с д - з, а 2 у 1 варианта проверяет примеры с а - г). На эту работу вам 8-10 минут.

а. -4 · (-5) - (-30) : 6 = 25

б. 15 : (-15) - (-24) : 8 = 2

в. -8 · (-3 + 12) : 36 + 2 = 0

г. 2,3 · (-6 - 4) : 5 = - 4,6

д. (-8 + 32) : (-6) - 7 = -11

е. -21 + (-3 - 4 + 5) : (-2) = - 20

ж. -6 · 4 - 64 : (-3,3 + 1,7) = - 64

з. (-6 + 6,4 - 10) : (-8) · (-3) = - 3,6 (примеры а, д слайд 14; б-г, е-з слайд 15; ответы слайд 16 )

4. Рефлексия урока (слайд 17)

1. Понравился ли вам урок:

а) если да, то чем?

б) если нет, то почему?

5. Итог урока.

1. Что мы сегодня изучали на уроке?

2. Рассказать правило деления двух отрицательных чисел

3. рассказать алгоритм деления чисел с разными знаками.

Самоанализ урока

Данный урок был проведен в средней общеобразовательной школе №16 в 6 «а» классе.

При проведении данного урока были выделены плюсы:

– изучение нового материала с использованием мультимедиа аппаратуры;

– активность детей на уроке;

так же были и минусы:

– выполнение не всех номеров запланированных на урок;

– ошибки в математической речи;

В конце урока была проведена рефлексия, в которой участвовало 17 учеников. Она показала, что из 100% учащихся 77% урок понравился, так как была новая тема, и ребята ее поняли. 18% урок не понравился потому, что было скучно, и 6% урок показался нормальным (Приложение 1).

После изучения темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» учащимся может быть предложен контрольный тест по остаточным знаниям.

Контрольный тест по остаточным знаниям в 6 «а» классе школы №16

Тест по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» [14].

Цель: проверить знания учащихся по пройденному материалу

Вариант 1

1. Выберите верное утверждение

а. произведение двух отрицательных чисел - число положительное;

б. при делении на ноль любого числа получается ноль;

в. произведение аb равно нулю, если а и b равны нулю одновременно;

г. любое рациональное число является целым;

д. частное двух отрицательных чисел - число отрицательное.

2. Найди значение произведения .

а. 2,4;

б. 1,35;

в. - 2,4;

г. - 1,35;

д. - 1,2.

3. Найдите частное .

а. ;

б. ;

в. ;

г. ;

д. .

4. Найдите значение выражения 2 · (-3) + (-3) · (-4) - (-7) · 5.

а. - 53;

б. - 29;

в. 41;

г. 53;

д. 17.

5. Найдите значение выражения .

а. - 7;

б. 15;

в. 1;

г. - 15;

д. 7.

6. Выберите верное равенство.

а. ;

б. ;

в. ;

г. ;

д. .

7. Упростите выражение 4(a - b) - 6a + 4b.

а. 10a;

б. - 2a + 8b;

в. 10a + 8b;

г. - 2a;

д. другой ответ.

8. Сколько корней имеет уравнение (х + 3)(х + 4) = 0 ?

а. 2;

б. 3;

в. 1;

г. 0;

д. другой ответ.

9. Выберите дробь, которую нельзя представить в виде конечной десятичной дроби.

а. ;

б. ;

в. ;

г. ;

д. .

10. Найдите значение выражения .

а. ;

б. 2,7;

в. - 2,7;

г. 4,95;

д. -0,27.

Вариант 2

1. Выберите верное утверждение.

а. , если a = 0;

б. сумма рациональных чисел есть число рациональное;

в. произведение любого числа отрицательных чисел - число отрицательное;

г. частное противоположных чисел равно 1;

д. равенство a : b = b : a верно при любых значениях a и b.

2. Найдите значение произведения .

а. - 10;

б. 1,35;

в. - 2,4;

г. - 1,35;

д. - 1,2.

3. Найдите значение выражения -2 · (-3) + 3 · (-4) - (-7) · (-5).

а. - 17;

б. 53;

в. - 53;

г. - 41;

д. 29.

4. Найдите частное .

а. - 6;

б. 6;

в. ;

г. ;

д. .

5. Найдите значение выражения .

а. 8,5;

б. - 8,5;

в. - 8;

г. - 7,5;

д. 7,5.

6. Выберите верное равенство.

а. ;

б. 0,999…= 1;

в. ;

г. ;

д. .

7. Упростите выражение 6(b - a) - 4b + 6a.

а. 10b;

б. 2b - 12a;

в. 2b;

г. 10b + 12a;

д. другой ответ.

8. Сколько корней имеет уравнение (х - 3)(4 - х) = 0.

а. Определить нельзя;

б. 3;

в. 1;

г. 0;

д. 2.

9. Выберите дробь, которую можно представить в виде конечной десятичной дроби.

а. ;

б. ;

в. ;

г. ;

д. .

10. Найдите значение выражения .

а. 6;

б. - 7,8;

в. - 78;

г. 1,08;

д. 7,8.

2.2. Конспект урока по математике в 6 «а» классе школы № 21 (приложение 3)

Тема: Противоположные числа

Цели:

– ввести определение противоположных чисел, определение целых чисел;

– научить находить числа противоположные данным числам;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать