Использование баз данных математических задач в процессе подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по математике
атериал минимумов содержания старшей и основной школы сгруппирован по темам, включающим близкие по тематике вопросы содержания или общие методы решения.

Перечислим основные вопросы содержания школьного курса математики, усвоение которых проверяется при сдаче ЕГЭ [12].

1. Выражения и преобразования.

Корень степени n. Степень с рациональным показателем. Логарифм. Синус, косинус, тангенс, котангенс. Прогрессии.

2. Уравнения и неравенства.

Уравнения с одной переменной. Равносильность уравнений: распознавать равносильные уравнения. Общие приемы решения уравнений. Решение простейших уравнений. Системы уравнений с двумя переменными. Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Совокупность неравенств.

3. Функции.

Числовые функции и их свойства. Производная функции. Исследование функции с помощью производной. Первообразная.

4. Числа и вычисления.

Проценты. Пропорции. Решение текстовых задач.

5. Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.

Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников (сумма углов треугольника. Неравенство треугольника. Теорема Пифагора. Теорема синусов и теорема косинусов). Площадь треугольника. Многоугольники. Окружность. Равные векторы. Координаты вектора. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Многогранники. Тела вращения. Комбинации тел.

С педагогической точки зрения отечественный тест ЕГЭ представляет собой тест успеваемости. По мнению С. Зеленова, теоретически тесты успеваемости подразделяются на два вида: тесты скорости и тесты мощности. По тестам скорости у испытуемых обычно не хватает времени ответить на все вопросы. По тестам мощности у каждого такая возможность есть, но только возможность, поскольку в таком тесте всегда содержатся заведомо трудные задания, обычно непосильные для большинства испытуемых [14].

В тестах ЕГЭ по математике их авторы соединили «в одном флаконе» оба направления. Опыт показывает, что реально за отведенное время и в жестких условиях атмосферы ЕГЭ ответить полностью правильно на все вопросы не может даже большинство учителей математики [21]. Таким образом, подготовка к успешному написанию ЕГЭ отличается от привычной для нас методики обучения школьников математике «вообще».

А. В. Белошистая сформулировала некоторые принципы построения методической подготовки к ЕГЭ [1].

Первый принцип - тематический. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая «правило спирали» - от простых типов заданий до заданий со звездочками, от комплексных типовых заданий до заданий раздела С.

Второй принцип: на этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т. е. выполненный «сегодня» тест готовит к пониманию и правильному выполнению «завтрашнего».

Третий принцип: все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Темп такого занятия учитель должен задать сразу и держать на протяжении всего урока во что бы то ни стало, используя время занятия до последней секунды. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.

При подготовке к ЕГЭ происходит увеличение умственной нагрузки на уроках математики, что заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.

Разрешить эту проблему можно, используя компьютер на уроках математики. Это позволит создать информационную обстановку, стимулирующую интерес учащихся, облегчит работу учителя и повысит эффективность обучения.

1.2 Информационные технологии как особый вид информационных ресурсов

1.2.1 Основные понятия

Уровень развития информационных ресурсов всё в большей мере опр
еделяет место нашей страны в современном мире.

Значительное разнообразие видов информационных ресурсов и технологий работы с ними приводит к значительным проблемам при их формировании и использовании. А отсутствие единства в понимании и определении информационного ресурса как объекта, приводит к осложнениям при формировании национальной политики по использованию, формированию и сохранности информационных ресурсов.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в буквальном смысле понятие «информация» тождественно понятиям «сведения», «данные», «познания», «знания».

В законе об информации дано следующее определение: «Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [33].

Однако понятия «сведения» и «данные» входят в более общее понятие - «знание». Следовательно, понятие «информация» может быть определено как общий объем накопленных человечеством знаний. Но в разных источниках при определении знаний, включаемых в понятие информации, используются различные подходы.

Информация определяется как знания, являющиеся продуктом исследовательской деятельности в области естественных и общественных наук или касающиеся этой деятельности, с одной стороны, и знания, имеющие отношения к технике, с другой стороны. Техника в широком смысле слова включает научные, инженерные, управленческие и другие смежные с ними знания.

Обобщая данный подход, А. П. Веревченко с соавторами определил информацию как общий объем знаний об окружающей нас действительности, т.е. информация, в строгом смысле, - это знание, включенное непосредственно в коммуникативный процесс [4].

Несмотря на широкое использование понятия «информационный ресурс», в настоящее время отсутствует его общепринятое определение, что делает проблематичным разработку эффективной политики любого уровня по созданию информационных ресурсов и промышленной эксплуатации в интересах науки, техники, промышленности управления, образования.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что понятие «информационный ресурс» возникло не в процессе переосмысления роли информации во всех видах общественной деятельности, как утверждают многие, а в результате внедрения в исследования по созданию и интеграции информационных служб программно-целевого подхода.

Ресурсами называют материалы, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей развития общества.

Информация стала рассматриваться как один из видов ресурсов, потребляемых в общественной практике.

Но включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина «информационный ресурс», поскольку нет определенного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую не считать.

Обобщая изложенное, предлагается принять следующее определение: информационные ресурсы - это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, которая может быть зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач [4].

Следует подчеркнуть, что информация, не удовлетворяющая принятым параметрам и критериям, не должна уничтожаться.

Сбор всей информации и требование сохранности «дефектной» информации лежит в основе деятельности наиболее эффективных информационных систем и является важным методологическим принципом их построения.

Поэтому целостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только в том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

Специалисты выделяют несколько классов информационных ресурсов:

· персонал - память людей, обладающих знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники;

· документы всех видов и их собрания, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи);

· объекты неживой и живой природы и их коллекции, к которым относятся: промышленные образцы, рецептуры и технологии, конструкционные материалы, программные продукты, технические системы (объекты), стандартные образцы (в метрологии), т.е. любые объекты, созданные в процессе производства и являющиеся овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей, а также семенной материал, линии животных, микроорганизмы, биологические материалы и т.д.

· научный инструментарий (в том числе: автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний, измерительные и испытательные комплексы и т.д.).

· организационные единицы - научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга задач.

1.2.2 Информатизация образования

Как уже отмечалось, в настоящее время идет информатизация всех сфер человеческой деятельности.
Особое место в средствах информатизации занимает компьютер. Академик Н. Н. Моисеев считал создание компьютера столь же крупной вехой в становлении человечества, как и использование огня. С появлением компьютера появились возможности автоматизации элементов умственного труда в результате освобождения человека от рутинных операций и замыкания части информационных потоков на компьютер. Современный компьютер дает возможность накапливать необходимую информацию: накапливать в памяти статьи, книги, музыку, фильмы и извлекать эту информацию по мере необходимости. Любой человек, умеющий пользоваться Интернетом, может получить интересующую его информацию из Сети.

Книгопечатание положило начало бумажной технологии, появление компьютера открыло эру технологии безбумажной, наступление которой академик В. М. Глушков предвидел еще в 60-е годы XX века. Появилась возможность создавать автоматизированные системы обработки информации. Телефонная сеть, а затем специализированные сети передачи данных послужили хорошей основой для создания Интернета. Достижения информатики легли в основу создания компьютерных сетей с серверами баз данных, автоматизированных информационных систем, электронной почты и телеконференций, автоматизированных систем управления и обучения и других отличительных черт современного мира.

Информатизация образования - это процесс модернизации сферы образования под влиянием методологии информатики, а также использование в обучении, развитии и воспитании учащихся средств информатизации и информационных технологий. Содержанием процесса информатизации образования является:

- становление учебных дисциплин, обеспечивающих подготовку учащихся в области информатики;

- создание и освоение учителями новых средств обучения, основанных на средствах информатизации;

- внедрение информационных технологий во все учебные дисциплины, освоение учителями новых методов и форм учебной работы;

- изменение содержания всех учебных дисциплин;

- совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования распределенных информационных ресурсов и компьютерных сетей;

- использование математических методов и информационного моделирования в управлении педагогическими системами.

Информатизация образования требует специальной подготовки педагогов. В связи с этим, осуществляется процесс повышения их квалификации к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. Этот процесс осуществляется высокими темпами, широкомасштабно и при мощной поддержке со стороны Министерства образования.

За последние несколько лет удалось создать систему массовой подготовки работников общего образования в области ИКТ.

Вместе с тем количество обученных педагогов, по мнению экспертов, далеко не совпадает с числом тех, кто компетентно (то есть целенаправленно и самостоятельно, со знанием требований к профессиональной деятельности в условиях информатизации образовательного пространства и своих возможностей и ограничений соответствовать предъявляемым требованиям) способен применять ИКТ в процессе обучения, воспитания, методической деятельности, собственного непрерывного профессионального педагогического образования. Качественные изменения в профессиональной деятельности педагогов, прошедших обучение, не отвечают ожиданиям.

Анализ исследований и практических работ специалистами в области подготовки педагогов к использованию ими ИКТ в профессиональной деятельности позволяет сделать вывод, во-первых, об акцентуации поиска на технологиях, минуя концептуальное обоснование разработок. Во-вторых (и это касается, прежде всего, системы повышения квалификации работников образования), в значительной мере наблюдается перенос моделей обучения ИКТ в область дополнительного профессионального педагогического образования из сфер, имеющих дело с качественно другим профессионализмом (например, ориентация на модели базового профессионального образования: технического, экономического и др.).

В области освоения педагогами ИКТ упор делается на освоение ими этих технологий, главным образом, для совершенствования специально-предметного компонента профессиональной компетентности (пополнение знаний в области преподаваемого предмета и совершенствование способов обучения школьников). Ставится задача обучения педагога использованию ИКТ в учебном процессе для повышения его качества и эффективности. Имеется в виду, что педагог сможет самостоятельно определить меру педагогической целесообразности использования ИКТ, опираясь на системное видение возможностей и ограничений ИКТ как дидактического средства.

Вместе с тем практики, ориентирующей учителей на использование ИКТ в решении более широкого спектра образовательных задач (воспитание, дополнительное образование детей), недостаточно, и она имеет сугубо инновационный и фрагментарный характер. Освоение же педагогами ИКТ для решения проблем преобразования собственной системы педагогической деятельности с целью изменения условий своего непрерывного профессионального педагогического образования остается скорее тем, что «имеется в виду», но специально не артикулировано.

В результате процесса информатизации образования постепенно формируется «компьютерное поколение», то есть молодежь, для которой компьютерная техника и информационные технологии станут привычным средством решения разнообразных задач в любых сферах деятельности. Компьютер превращается в эффективный инструмент, облегчающий усвоение знаний по различным предметам, делающий более интересным и живым весь процесс обучения. При этом может достигаться большая индивидуализация обучения, учет степени усвоения материала конкретными учениками.

Изменение целей и содержания обучения является ведущим звеном процесса информатизации образования. При этом происходит и технологическое переоснащение учебного процесса, и появление новых методов и организационных форм обучения.

Изменение содержания обучения идет по нескольким направлениям.

Первое направление связано со становлением учебных дисциплин, обеспечивающих общеобразовательную подготовку учащихся в области информатики.

Второе - с расширяющимся использованием средств информатизации, применение которых становится нормой во всех областях человеческой деятельности. Этот процесс влечет за собой изменение предметного содержания всех общеобразовательных учебных дисциплин.

Третье направление связано с глубинным влиянием информатизации на цели обучения.

Информационные технологии открывают каждому обучаемому доступ к практически неограниченному объему информации и ее аналитической обработке, что обеспечивает включенность в информационные потоки общества. Средства информатизации представляют собой универсальное средство познавательно-исследовательской деятельности, являются вторым по значимости, после письменности, знаковым орудием, обеспечивающим оперативный обмен информацией по содержанию выполняемой деятельности.

Педагогически целесообразное использование информационных технологий позволяет усиливать интеллектуальные возможности учащегося, воздействуя на его память, эмоции, мотивы, интересы, создает условия для перестройки структуры его познавательной деятельности.

Распространение информационных технологий в сфере образования - мощный рычаг формирования личностных качеств учащихся, необходимых для жизни в условиях, порождаемых информатизацией общества. Решающе значение здесь имеет система социальной организации учебно-воспитательного процесса, которая переводит требования технологии на язык культуры взаимоотношений между людьми. Естественной культурной средой информационных технологий в сфере образования является педагогика сотрудничества. Ее сочетание с информационными технологиями обеспечивает углубление и развитие человеческих контактов между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, создает наиболее благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности.

В этих условиях неизбежен пересмотр традиционных форм организации учебной работы: увеличение самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, внеаудиторных занятий, которые являются обязательной составной частью современного целостного учебного процесса.

Таким образом, информатизация образования создает основу для качественного преобразования процессов обучения, воспитания и развития учащихся, ведет к изменению содержания обучения в соответствии с новыми целями, стоящими перед изменяющимся обществом. В какой мере удастся реализовать этот потенциал, зависит от готовности учителя использовать средства информатизации и информационные технологии в своей работе. Использование возможностей информационных технологий совершенствует процесс преподавания и учения, изменяет характер познавательной деятельности учеников, формирует у них умения и навыки использования средств и методов информатики.

1.2.3 Базы данных как вид информационных ресурсов

Одной из основных составляющих и определяющих прогресса человеческого общества является уровень его коммуникабельности. Развитие технических средств связи способствовало прогрессу коммуникабельности. Современная коммуникабельность общества все более принимает компьютерный вид, основу которого составляет компьютерная телекоммуникация.

По мнению Н. А. Старцевой, в рамках компьютерной телекоммуникации пользователь ЭВМ получает возможность: организовать электронную почту, получать доступ к удаленным базам данных (базам знаний), разделять вычислительные ресурсы в рамках локальных (ЛВС) или глобальных вычислительных сетей (ГВС), участвовать в теледискуссиях и многое другое [29].

Как было сказано выше, информация может быть зафиксирована. Это повышает эффективность и качество её использования. В зависимости от способа фиксации информации, специалисты выделяют различные классы носителей информации [4]:

· персонал (память людей);

· документы всех видов и их собрания на любых видах носителей;

· объекты живой и неживой природы и их коллекции (промышленные образцы, рецептуры и технологии, программные продукты, технические системы);

· научный инструментарий (автоматизированные системы научных исследований, экспертные системы и базы знаний);

· организационные единицы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать