Использование ролевых игр при обучении говорению в 6-ых классах средней школы
p align="left">С точки зрения психологии, основной единицей РИ является роль (13,С.95). Она представляет собой «элемент общественных отношений, через который усваивается социальный опыт» (18,С.36). Именно роль является ор-ганизующим началом, которое обеспечивает мотивацию и желание реализо-вать себя через роль. Это является стимулом к порождению личностных пе-реживаний и тем самым повышает интерес обучаемых к изучению ИЯ. В рамках пси-хологического анализа сюжет РИ и её содержание следует различать (7,С.70):

1. Сюжет - это та область действительности, которая воспроиз-водится участниками игры. Сюжеты РИ определяются темати-кой уроков ИЯ (Достопримечательности Вашингтона и Нью-Йорка; Экономика США; Население США и т.д.).

2. Содержание - это то, что воспроизводится участниками игры в качестве центрального момента деятельности.

Психологи выделяют в РИ следующие характерные черты (7,С.208): при её проведении роли заранее оговариваются, а затем по определённому плану разворачивается сюжет. Каждое ролевое действие имеет продолжение в другом действии. Вещи и обстановка получают определённое игровое зна-чение. Участники РИ играют вместе и их действия взаимосвязаны. «Разыгрывание сюжета и роли заполняет всю РИ» (8,С.79), внимание уча-щихся сосредоточено на содержании высказываний - это важный шаг на пути совершенствования навыков говорения.

С точки зрения психологии «РИ обладает устойчивой дидактической структурой, усложнённой за счёт введения в неё учебно-воспитательных и педагогических целей, а также создания социально-психологических и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых целей» (22,С.28).

Согласно теории РИ, в которой учащиеся предстают как носители оп-ределённых социальных ролей, процесс формирования и совершенствования речевых навыков и умений можно рассматривать как «искусственный про-цесс усвоения определённых ролей социально-культурной реальности изу-чаемого языка» (17,С.59) именно поэтому, РИ даёт возможность обучаемым удовлетворить свои познавательные интересы и узнать больше о культуре, народе страны изучаемого языка. Более того, РИ обеспечивает практику в общении, что является заключительным этапом в овладении учебным материалом, важным для совершенствования всех навыков. Фактически, это этап применения изученного мате-риала в речи. РИ стимулирует речевой поступок, моделируя общение в своих рамках. Поскольку в её основе лежат активные действия, то она хорошо «вписывается» в теорию учебной деятельности, когда обучаемый выступает не только как объект учебной деятельности, но и как субъект реального общения. Уча-щимся предоставляется свобода речевого творчества, которая позволяет не только раскрыть речевые умения, но также использовать творческое вообра-жение, эмоции и артистичность (11,С.44). Проигрывание роли психологиче-ски настраивает учащихся на «те речевые действия, которые ожидаются от них в конкретной ситуации» (13,С.78), это помогает снизить речевую ско-ванность учащихся, т.к. они вы-ступают от лица роли, выражая при этом свою интерпретацию действитель-ности. Вхождение в роль в каждой ситуации проходит следующие этапы (10,С.135):

1. представление о роли - ориентировочная основа действия;

2. знание роли, её компонентов, алгоритмов действия;

3.принятие роли;

4. вхождение в роль;

5. проигрывание роли.

Неотъемлемым компонентом РИ является «её эмоциональная окрашенность» (19,С.133). Педагог должен помнить, что у каждого возрастного периода существует «определённые эмоциональные переживания и сопереживания» (9,С.46) и, следовательно, учителю следует хорошо знать возрас-тную психологию, чтобы умело вмешиваться в эмоциональную атмосферу урока.

Так, РИ активизирует эмоциональную сферу учащихся. Несмотря на условность ситуации эмоции и переживания, которые испытывают играю-щие являются подлинными и реальными. Эти эмоциональные переживания играют большую роль в формировании мотива.

Таким образом, с психологической точки зрения РИ является эффек-тивным средством обучения, позволяющим максимально приблизить учеб-ный процесс по обучению ИЯ и обучению говорению в частности, к реальной действительности. Эта групповая форма взаимодействия на уроке позволяет предвосхищать свой будущий личный опыт путём проигрывания различных ролей. С этой точки зрения, РИ представляет собой один из эф-фективных приёмов для обучения ИЯ учащихся 6-х классов, т.к. соответствует их возрастным особенностям. РИ как средство синтеза и преобразования знаний может рассматриваться как эффективное средство для совершенство-вания навыков говорения.

Нами были рассмотрены психологические аспек-ты, делающие РИ важным средством обучения ИЯ в целом, в том числе и для совершенствования навыков говорения. Однако известно, что РИ имеет «самые разнооб-разные функции» (3,С.271); как чисто образовательные, так и воспитатель-ные, которые также необходимо учитывать при организации данной формы работы на уроке. Они помогают уже на этапе разработки РИ прогнозировать возможные воспитательные воздействия, координирующие поведение уча-стников РИ. Выстраивая ход РИ, учитель всегда продумывает, в какие отно-шения вступят участники ролевого общения и как примерно, они могут себя повести в той или иной ситуации, в соответствии с выбранными ими ролями.

Из психологического анализа РИ ясно, что она является образцом ре-альных действий и несёт на себе отпечаток реальных отношений. Именно эта особенность РИ помогает учителю активно использовать её на уроке не только в коммуникативных целях, т.е. как средство совершенство-вания устной речи, но и в воспитательных.

При разработке РИ учитель должен помнить, что всякая РИ содержит в себе «скрытое правило» (2,С.274); поведение во время игры осуществляется в соответствии с образцом и контролируется путём сопоставления с этим об-разцом, как с эталоном.

В РИ реализуются следующие педагогические принципы (21,С.140):

1. Принцип активности, что достигается вовлечением учащихся в само-стоятельную деятельность в результате активации поведения. Каждое зада-ние в РИ - задача, которую нужно решить, используя опыт, воображение и культуру. От участников РИ требуется умение найти оптимальное решение речевой задачи, используя все имеющиеся у них знания, навыки и умения, в том числе и навыки говорения.

2. РИ позволяет организовать обучение в соответствии с принципом управляемости учебным и воспитательным процессом, так как происходит по правилам, диктуемым логикой и нормами поведения в предложенной си-туации. Несмотря на спонтанность высказываний на ИЯ ход РИ всегда про-думывается учителем.

3. В РИ находит свою реализацию и принцип связи с жизнью и практи-кой, т.к. согласно мнениям психологов, РИ - моделирование условий реаль-ной действительности.

4. Принцип воспитания личности в коллективе ярко прослеживается в любой РИ, т.к. всякая РИ подразумевает групповое межличностное взаимо-действие обучаемых, предполагающее подчинение действий каждого нор-мам отношений в коллективе. Этот принцип рассматривается как основопо-лагающий при организации воспитательного процесса у учащихся 6-х классов (16,С.48). РИ способствует воспитанию у них взаимопомощи (16,С.48), учебного сотрудничества и партнёрства (18,С.70). Каждый чувствует свой конкретный вклад в решение общегрупповых задач - это так называемые «отношения ответственной зависимости» (22,С.26). Во время игры учащиеся должны слаженно взаимодействовать, учитывать реакции друг друга, помо-гать товарищам. Вся работа по подготовке и проведению РИ требует от каж-дого максимальной ответственности. Работа должна быть спланирована так, чтобы «отсутствие даже одного члена коллектива сказывалось на работе всех остальных» (23,С.101).

Благоприятный микроклимат, атмосфера доверия, доброжелательности и уважения друг к другу во время РИ являются «средством воспитания и раз-вития качеств, необходимых всесторонне развитой личности» (21,С.143): убеждённость, компетентность, инициативность, умение нешаблонно мыс-лить. Приняв ту или иную роль, учащийся раскрепощается, освобождается от привычных представлений о себе самом. Защищённый от возможных прома-хов ролью он смело вступает в общение с ролевыми партнёрами. В результа-те этого удаётся преодолеть робость, слабость и смущение. В процессе РИ каждому удаётся «проявить свои личност-ные черты» (16,С.48) и творчество, и свои знания ИЯ. Каждый стремится вы-сказываться интересно и без ошибок, что создаёт дополнительный стимул для формирования и развития всех навыков и умений, в том числе и умений говорения.

1.3 Возможность использования ролевой игры при обучении говорению

Рассмотрев сущность понятия РИ и её основные характеристики , перейдём к определению места данного приёма в современной методике преподавания ИЯ.

Большое влияние на методику преподавания ИЯ оказала коммуникативная лингвистика , выдвинувшая , в частности , проблему использования РИ (23,С.5). В 70-х годах коммуникативная лингвистика получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Её основные положения сводятся к следующему:

1. В процессе коммуникации как особого рода человеческой деятельности , направленной на установку и поддержание социальных связей и на передачу информации между людьми , взаимодействуют две стороны - лингвистическая и социальная , поскольку любое высказывание , произведённое в конкретной ситуации общения , имеет за собой широкий фон предварительных условий, влияющих на его организацию.

2. Язык используется с учётом ситуации общения и влияния на вербальную стратегию слушающего (говорящего, пишущего, читающего), то есть с учётом прагматического эффекта , что исключает возможность существования изолированных высказываний, созданных вне контекста.

3. Единицы коммуникации являются определённого рода действиями. Так , например , речевой акт : утверждение , просьба . вопрос , извинение , благодарность и т.д.

4. Порождению речевого акта предшествует формирование речевого намерения говорящего , в котором учитываются предварительные знания о партнёре по общению , цель , предмет и место высказывания.

5. Наиболее естественными являются устные виды общения -слушание и говорение , проявляющиеся чаще всего в диалогической форме.

Знание основных положений коммуникативной лингвистики , значительно повлиявшей в своё время на методику преподавания ИЯ , на наш взгляд , необходимо учителю для более эффективного обучения ИЯ , в том числе и при обучению говорению. В настоящее время в средней школе в ходе учебной деятельности по изучению ИЯ учащимися выполняются различные формы и виды работы. Многие из предлагаемых форм не отвечают , однако , основным положениям коммуникативной лингвистики. Наблюдение за педагогическим процессом на уроках ИЯ в школе и анализ учебных материалов показывают (6,С.77), что предлагаемые приёмы обучения часто являются малоэффективными . Так , учащиеся в течение ряда лет обучения выполняют практически одни и те же задания без учёта их возрастных и индивидуальных особенностей , и в результате подобные задания перестают вызывать интерес и не создают мотива общения, делая употребление языка некоммуникативным. Предлагаемые виды работы часто не создают условий для активной мыслительной деятельности, не затрагивают эмоциональную сферу.

Именно поэтому в наше время в обучении , наряду с традиционными, всё чаще используются и «активные приёмы , в том числе и приём РИ» (14,С.83). «Организация обучения иноязычной речевой деятельности учащихся средней школы через «роль как компонент ситуации» (8,С.78) является одним из способов предупреждения так называемого «истощения» (8,С.78).

К сожалению, в современной методике нет единства взглядов относительно термина «РИ». Некоторые авторы понимают под РИ «разыгрывание сценок , дискуссии на свободные темы , чтение по ролям , инсценирование текстов и диалогов» (26,С.135) , но с этим вряд ли можно согласиться (23,С.8). Так , Н.И. Гез считает , что в процессе проведения РИ должно происходить «тесное и активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью изучаемого языка , при непосредственном участии преподавателя , использовании учебников и других средств обучения» (23,С.9). По определению Н.В.Остроумовой (16,С.55) , РИ - одна из форм группового общения , отличительной чертой которой является формирование у учащихся навыков и умений творческой и мыслительной активности , их тесное взаимодействие в учебных целях , а также совместная коллективная деятельность , направленная на достижение поставленной цели. Учитывая , что в основе РИ лежит именно игровая деятельность , в нашем случае РИ можно определить как «такой вид учебного занятия , который наиболее адекватно соответствует грамматическому материалу , подлежащему усвоению , с набором тех игровых элементов , которые соответствуют языковой подготовке учащихся , их социально-коммуникативному опыту и личностным особенностям , синтезируемым на развитие иноязычной деятельности учащихся в рамках имитации определённой сферы человеческой деятельности» (12,С.39). Таким образом , РИ - это прежде всего речевая деятельность , как замечают Н.К. Скляренко и Т.И. Олейник (16,С.46) , а также органический синтез игровой и учебной деятельностей. Причём они отмечают , что для учащихся РИ - это прежде всего именно игровая деятельность , в процессе которой они выступают в определённых ролях. Цель в данном случае лежит в самой деятельности. Для учителя же РИ - форма организации учебного процесса по ИЯ, цель которой -формирование и развитие у учащихся речевых навыков. Таким образом , РИ - это яркий пример двуплановости , когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. РИ в обучении ИЯ представляется как «имитация ситуации реального общения , модель коллективного поведения , где несколько индивидов влияют на ход ситуации» (26,С.37).

Из всего многообразия определений термина РИ наиболее полное и точное было дано Р.П. Мильрудом (15,С.42). По его определению РИ - это методический приём , относящийся к группе активных способов обучения практическому владению ИЯ. Внедрение этого приёма способствует достижению целей обучения , активизации речемыслительной деятельности учеников , формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мыслей с правильным использованием в речи грамматических конструкций, образованию и воспитанию учащихся средствами ИЯ.

Основное достоинство РИ , как методического приёма обучения учащихся обучения учащихся иноязычному говорению является то , что РИ - «точная модель общения , так как она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах» (15,С.64). В ролевой игре тесно переплетаются речевое и неречевое поведение партнёров , то есть осуществляется функция языка как средства общения. Однако практика преподавания ИЯ в средней школе показывает (8,С.31) , что организация устного речевого общения - самое сложное в обучении языку. Основное требование - вовлечение учащихся в устное общение по новым темам , по ситуациям , отражающим жизнь учащихся и реальные события , не выполняется. Авторы многих УМК часто предлагают проблемные вопросы , но нет работы по подготовке таких высказываний , а большинство заданий вообще не вызывают у учащихся интереса к устно-речевым формам деятельности на уроке , которые имеют огромное значение для формирования у учащихся навыков говорения.

Обучение ИЯ протекает в искусственных условиях. Из-за отсутствия языковой среды у учащихся нет естественной потребности в общении на изучаемом языке , а это не способствует поддержанию интереса к ИЯ. Мотив часто задаётся учителем в связи с необходимостью решения той или иной учебной задачи , которая не ощущается как жизненно важная (15,С.28). А в реальном речевом общении мотив формируется под влиянием жизненно-важных потребностей. И именно РИ позволяет максимально приблизиться к реальному общению и создать у учащихся «высокий эмоциональный уровень на уроке» (30,с.28). Ролевое общение помогает преодолевать искусственный характер иноязычного речевого общения в учебных условиях. Кроме того , использование коммуникативных игр на занятиях языком является «одним из методов интенсификации процесса обучения языку» (17,С.Ю4). Программа по ИЯ предусматривает развитие навыков общения (1,С.12) , что обязывает учителя применять приёмы , побуждающие учащихся к высказыванию. Учебная деятельность на уроке ИЯ должна происходить в обстановке непосредственного общения. А РИ позволяет ввести учащихся в коммуникативную деятельность на изучаемом языке , что очень важно для успешного овладения учащимися речевыми навыками и умениями, так как «речевая деятельность учащихся будет направлена на удовлетворение какой-либо актуальной потребности , а не на решение учебной задачи» (15). РИ стимулирует живую речь , позволяет отойти от книжно-письменного стиля учебников. Изучаемый язык в таком случае не воспринимается как искусственный , а как средство выражения своих мыслей, чему и призван служить всякий язык.

Вывод: РИ, соответствуя основным положениям коммуникативной лингвистики, является эффективным приёмом в обучении ИЯ , так как она позволяет оптимизировать процесс овладения языком, в том числе и процессом говорения, за счёт повышения мотивации учащихся, активизации их мыслительной деятельности, большого разнообразия коммуникативных заданий. Использование РИ на уроках ИЯ, несомненно, отвечает основному требованию - вовлечению учащихся в устное общение на уроке в ситуациях, максимально приближенных к реальным, что помогает преодолеть искусственный характер общения в учебных условиях.

Глава 2. Технология использования ролевой игры при обучении говорению в 6-х классах средней школы.

2.1 Ролевые игры и технология их применения, описанные в методической литературе

Рассмотрев понятие иноязычного говорения, а также психологические и педагогические основы РИ, перейдём к основным методическим предпосылкам использования РИ в процессе обучению говорению на уроках ИЯ в 6-х классах средней школы.

РИ отвечает основным положениям коммуникативной концепции обучения:

1. она является органическим синтезом лингвистического и социально-го аспекта обучения ИЯ;

2. в РИ язык используется всегда с учётом ситуации общения;

3. порождению любого речевого акта в РИ всегда предшествует фор-мирование речевого намерения;

4. процесс говорения, проявляющийся в диалогической речи является основополагающим в РИ.

Положения коммуникативной лингвистики позволяют рассматривать РИ как приём, отвечающий основному принципу обучения ИЯ в средней школе - коммуникативной направленности всего процесса обучения ИЯ.

В 6-х классах перед учителем встаёт задача формирования говорения на уроках ИЯ, используя для этого наряду с традиционными методами и «активные, в том числе приём РИ» (13,С.80), в силу ряда его преимуществ, изложенных выше. Организация обучения иноязычной речевой деятельности через РИ является одним из способов формирования говорения.

В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное по-ведение учащихся, их реакция на пове-дение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра -- это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказы-ваний, делает их более аргументиро-ванными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает макси-мальную активизацию коммуникатив-ной деятельности учащихся. Поиск ре-шения поставленной задачи обуслов-ливает естественность общения. По-становка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию кри-тического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска пра-вильного решения развивает логичес-кое мышление, умение аргументиро-вать и контраргументировать, убеждать собеседника.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать