Использование средств массовой информации в процессе воспитания школьников
p align="left">Следующий шаг в развитии самого, пожалуй, популярного источника информации - изобретение кабельного телевидения. Специальный коаксиальный кабель позволил телевидению покинуть эфир, где ему становится тесно при организации многопрограммного вещания, и перейти на новую систему передачи сигналов, что позволило значительно расширить диапазон домашнего экрана. Он получил возможность передавать телезрителю несколько программ, защищенных от промышленных и атмосферных помех, и, что очень важно, обеспечить двустороннюю связь источника программ и абонента.

К сожалению, телевидению, как и другим средствам массовой информации, присущи недостатки. Пока еще пресса, телевидение, радио не в полной мере учитывают то наблюдаемое явление, что в обществе происходит порой несоответствие достаточно высоким профессиональным и культурным уровнем отдельной части учащихся и проявляемой ими пассивностью, безразличием к конечным результатам труда.

Как сделать, чтобы повышение культурного уровня учащихся, на что общество тратит огромные средства, не уживалось с явлениями довольно малой экономической отдачи.

Как известно, Центральное телевидение работает над формированием трех программ. Одна из них могла бы взять на себя функции научно-популярной, образовательной программ, рассчитанная на углубление знаний учащихся и взрослого населения. Это откроет новые возможности для телевидения в популяризации достижений науки и техники, в борьбе за широкое внедрение компьютерной техники и современной технологии, за ускорение научно-технического прогресса. Улучшению качества пропагандисткой работы способствует более полное информирование учащихся. Популярностью у различных групп населения пользуются телевизионные диалоги, специальные информационные программы Центрального и республиканского телевидения, в которых принимают участие видные ученые, деятели литературы и искусства.

Углубление социального, политического содержания телеинформации, отражение в ней грандиозности, остроты проблем нашего бытия, ценностей образа жизни - вот требования времени. Самый точный критерий ее эффективности - та реальная степень воздействия, которое она оказывает на формирование идейно-нравственного облика людей.

Регулярные телепередачи начались в 1936 г. в Великобритании и Германии, в 1939 г. в СССР.

В 1936 г. - в Москве была создана студия «Союздетфильм», переименованная в 1948 г. в Студию детских и юношеских фильмов имени М. Горького, а в 1963 г. - в Центральную студию детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Стали открываться кинотеатры юного зрителя. Детских картин становилось все больше и больше. В их числе появились увлекательные фильмы-сказки: «По щучьему велению» (1938) и «Василиса Прекрасная» (1940) режиссера А. А. Роу, «Золотой ключик». Одна из лучших экранизаций классических произведений детской литературы - «Дети капитана Гранта» В. П. Вайнштока.

В годы войны съемки фильмов для детей не прекращались. Один из лучших «Жила-была девочка» (1944) В. В. Эйсмонта - рассказ о детях осажденного Ленинграда. (47)

Мастера детского кино накопили к этому времени большой опыт, они решали задачи непростые, требующие особого таланта, понимания и умения. Надо было не только удачно выбирать, но и точно разрабатывать для экрана сюжеты, близкие и понятные юному зрителю. А кроме этого, искать и безошибочно находить лучших исполнителей на роли юных героев (64).

Детское кино имеет свои особенности, но развивается оно со всем киноискусством, как важная его часть. Юные зрители - это будущие взрослые, граждане нашей страны. Образы в искусстве, отражающие исторический путь, пройденный страной, народную судьбу, подвиги свершенные «ради жизни на земле», привлекают и воспитывают зрителей разных поколений.

С середины 50-х годов количество новых фильмов стало быстро расти, темпы их становились все многообразнее. Некоторые из них рассказывали о событиях революционного прошлого, другие были посвящены современности.

В детском кино 70-х годов очень важны фильмы, рассказывающие об одном из главных открытий, которое приходит к человеку в отрочестве, - о первой любви. Особенно много фильмов посвящено жизни школьников.

Конечно, интересы и запросы юных зрителей во многом зависят от их возраста. Например, младшие школьники больше всего любят фильмы-сказки. Те, кто учится в пятом-седьмом классах, смотрят фильмы с острым сюжетом, особенно приключенческие.

Этим термином обозначают группу кино-жанров, для которых характерна острая, напряженная, развертывающаяся фабула, основанная на приключении, т.е. происшествии неожиданном, нарушающем привычный ход жизни, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию. Непредсказуемость и случайность событий, а также сопутствующие им опасность и безотказная готовность героя действовать в особых обстоятельствах, с риском для жизни преодолевать многочисленные препятствия, добиваясь цели, - вот основа приключенческой драматургии, которую кино унаследовало от литературы (34).

Первым приключенческим фильмом в истории мирового кино принято считать картину «Большое ограбление поезда», положившую начало богатой биографии американского вестерна.

В процессе своего развития кинематограф вносил в первоначальную модель приключенческого фильма драматургические и зрелищно-выразительные изменения. Расширение изобразительных возможностей экрана и освоение разнообразного материала, который предлагали кинематографу история и современность, помогали в дальнейшем выделиться и оформиться другим жанровым разновидностям приключенческого фильма.

Старшеклассники предпочитают такие картины, герои которых стремятся найти свое место в жизни, решают проблемы выбора: кем стать, каким быть и как поступать? Поэтому сценаристам и режиссерам детского и юношеского кино приходится каждый раз определять «главного адресата» своей новой картины, создавать ее с расчетом на тот или иной возраст зрителей (63).

С огромным интересом юный зритель также смотрит и мультипликационное кино.

Слово «мультипликация» в переводе с латинского означает «умножение». Человеческий глаз удерживает на сетчатке любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. Это явление в науке называется персистенцией, или инерцией зрительных впечатлений. Так как в кинопроекторе за секунду пробегает 24 кадра, каждый длительностью в одну двадцать пятую доли секунды, то все они сливаются в одно непрерывное изображение. На этом и основан принцип кинематографа. Но стоит остановить пленку, иллюзия движущегося изображения исчезнет, и на экране застынет неподвижное изображение.

Рисунок впервые зашевелился и ожил в лаборатории бельгийского физика Ж. Плато в 1832. Два десятка рисунков - различных фаз движения человека, - нанесённые на барабан незамысловатого прибора - фенакистископа, при быстром вращении диска сливались в одно непрерывно движущееся изображение. Рисованный человечек бежал, энергично размахивая руками. Спустя 45 лет, в 1877 г., французский художник - изобретатель Э. Рено взял патент на новый аппарат для оптической проекции на экран движущихся изображений - праксиноскоп. «Оптический театр» Рено, представление «рисованных пантомим» которого в Музее Гревен в Париже на протяжении многих лет пользовались успехом у зрителей, был по существу прообразом мультипликации. Но только через десять лет после изобретения кинематографа художники начали создавать первые рисованные фильмы. Пионеры мультипликации: американцы С. Блэктон и У. Маккей, француз Э. Коль - практически заново осваивали для себя принцип по кадровой съёмки рисунков, постигая тайны выразительного одушевления.

В России талантливый художник и оператор В.А. Старевич снял первый в мире кукольный фильм «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», персонажами которого были препарированные жуки.

Создание в 1936 г. студии «Союзмультфильм», оснащённой самой современной по тому времени техникой, позволило резко увеличить количество рисованных фильмов, обращённых к юному зрителю. Особое развитие получает жанр сказки - народной, классической, современной.

Долгое время фильмы - сказки преобладали в жанровой палитре мультипликации. В 1947 г. один из зачинателей этого вида искусства - Иванов - Важно снял первый советский полнометражный рисованный фильм «Конёк - Горбунок» по сказке П.Э. Ершова. (61).

Искусство мультипликации живёт непрерывными открытиями. Художники постоянно ищут и осваивают разнообразные материалы - пластилин, глину, шерстяные нитки, обращаются к необычным техникам, например «ожившей живописи». Стремительно развивается так называемая компьютерная мультипликация, основанная на электронике и применении кибернетических машин. (1, 27).

Так же одним из средств массовой информации является периодическая печать. Первая газета появилась в Риме в I в. до нашей эры. Она была совсем не похожа на современные газеты. Выдающийся деятель древнеримского государства Юлий Цезарь приказал поставить в центре города огромные гипсовые плиты.

На них записывались распоряжения римских властей, сообщения о событиях. Эти плиты «вестники новостей», пользовались у горожан большой популярностью.

Позднее, уже в XVI веке, в Венеции появились газеты на бумаге. Это были рукописные листки. Они сообщали о придворной жизни, о событиях в городах, о новостях торговли. За такую газету - сводку горожане платили одну мелкую монету - газету. Так и появилось это название - газета. Слово пришло и в Россию.

Первая русская газета называлась «Куранты». В архивах сохранился один из номеров этой газеты за 1621 год. Это огромный, в несколько метров, лист бумаги. Газету писали от руки. Выходила она в одном экземпляре. Такую длинную бумажную ленту трудно было переписывать несколько раз.

Потом стали издаваться печатные газеты. Первая печатная русская газета появилась в 1702 году при Петре I. Название этой газеты было длинное: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и иных окрестных странах». В газете было от двадцати двух страниц. Отдельные номера выходили тиражом в четыре тысячи экземпляров. Газета «Ведомости» открыла России век печатных газет.

Газета, как и журнал, относится к периодической печати. Она выходит периодически, то есть через определённое время - ежедневно, раз, два или три раза в неделю. В газете, как и в журнале, печатаются самые разнообразные материалы: статьи, очерки, заметки, хроника, художественные произведения - рассказы и стихи. В этом газета напоминает журнал. Но газета больше по формату и много тоньше. Книги и журналы издаются с красочными иллюстрациями. В газетах обычно помещают чёрно - белые фотографии и иногда - рисунки и карикатуры, тоже чёрно - белые. Газета сообщает, что происходит в мире сейчас, сегодня. Информация должна поступать к читателю как можно быстрее, таков закон газеты. Поэтому многие центральные газеты печатаются на местах.

Кто же делает газету? Это редакторы, корреспонденты, фотокорреспонденты, художники и писатели, поэты и ученые, политические деятели, деятели культуры и искусства. Сами читатели, рабочие и сельские корреспонденты. Газета и сильна связью с читателями. Читатели сообщают о самом интересном, об интересных начинаниях, о замечательных людях, читатели подсказывают темы, сообщают о недостатках, которые надо устранить (60, 63).

Первые исторические письма, произведения появились в Казахстане в XVIII веке. В конце XVIII - начале XIX вв. на казахском языке стали выходить печатные издания. Появление в конце XIX века казахской печати стало возможным благодаря прогрессивному влиянию русской культуры на жизнь казахского общества. До 1913 г. в обширном степном крае выходило до 11 газет. Казахская печать начала развиваться после Октябрьской революции и достигла расцвета к 1980 г. В республике издавалось 16 республиканских, 38 областных, приблизительно 280 районных газет и 25 журналов.

Первенец казахской периодической печати газета Туркестанского края, издаваемая в Ташкенте как приложение к русской газете «Туркестанские Ведомости».

В данное время издаются газеты: «Дружные Ребята», «Казахстанская Правда», «Спорт», «Учитель Казахстана» и т.д.

Журналы: «Балдырган», «Биология», «Геология», «Пионер», «Шмель» и другие.

В первой половине XIX в. появляется большое количество журналов для детей. Многие издатели стараются подражать Н. И. Новикову, но чаще всего неудачно, ни один журнал не достиг идейно-художественного уровня «Детского чтения для сердца и разума».

Распространенными были издаваемые в течение многих лет журналы: «Для юношества», позже переименованный в «Друг юношества и всяких лет» (1807 - 1815) Е. Н. Глинки. Первые два года М. И. Невзоров следовал принципам и идеям журнала Новикова: заботился о доступности и разнообразии содержания, помещая рассказы о жизни великих людей, природоведческие очерки. Позднее в журнале стали преобладать религиозные идеи.

Журнал С. Н. Глинки «Новое детское чтение» в основном помещал пересказы «Сравнительных жизнеописаний», «Плутарха», «Робинзона Крузо» Д. Дефо и др. Журналы «Звездочка» (1822 - 1863), «Лучи» (1850 - 1860) издавались А. О. Ишимовой. Это были консервативные реакционные журналы. «Луч» («Журнал для девиц») издавался для старшего возраста, «Звездочка» журнал для «благородных воспитанниц институтов ее императорского величества» - был адресован девочкам более младшего возраста. Оба эти издания пропагандировали религиозные и монархические идеи, стремились воспитать девочек в духе послушания, набожности и сентиментальности.

Наиболее прогрессивным был журнал «Новая библиотека для воспитания» (1847 - 1849), в котором помещалось в основном научно-популярные произведения. Издателем был Р. Т. Редькин, профессор сначала Московского, а затем Петербургского университета. Р. Т. Редькин стремился привлекать к сотрудничеству в журнале талантливых ученых, писателей и переводчиков. В журнале помещались интересные научно-познавательные статьи («О машинах», «О луне», «Атлантический океан»). На его страницах было опубликовано переложение Нестровой летописи; сделанное историком С. М. Соловьевым и названное «Русская летопись для первоначального чтения». В. Г. Белинский одобрил верность источнику и художественность стиля С. М. Соловьева. В «Новой библиотеке для воспитания» были помещены первые переводы сказок Г. Андерсона («Соловей», «Гадкий утенок»). В. Г. Белинский внимательно рецензировал многие номера «Новой библиотеки». Он отмечал недостатки некоторых статей, сухость, малодоступность изложения для детей. Отвергал Белинский также переделку «Иллиады», «Одиссеи» - сделанную А. М. Беккером. Однако основное идейно-художественную направление журнала и научность содержания его были положительно оценены критиком. Еще одно периодическое издание - журналы. Слово «журнал» не русское. Оно пришло к нам из французского языка и в переводе означает «день», «дневник». Журнал - это издание, которое рассказывает о текущих событиях (59).

Первый журнал появился во Франции в XVII веке и в начале мало отличался от газеты. В России, как и в большинстве других стран, журналы появились позднее, в XVIII веке.

Кроме взрослых журналов издаются и детские. Первый журнал «Северное сияние» был основан А. М. Горьким в 1918 году. Он выходил для детей 9 - 12 лет. Первым пионерским журналом был «Барабан». Он начал выходить в 1923 году. Позднее появились и другие детские журналы: «Дружные ребята», «Юные строители», «Пионер», «Новый Робинзон», «Юный натуралист», «Чиж», «Ёж». Сейчас издается более 40 детских журналов. Журналы рассчитаны на самых разных читателей и по возрасту и по интересам.

Главное отличие журналов от книг заключается в том, что журналы, как и газеты, относятся к периодической печати. Газеты рассказывают о последних событиях очень коротко, а страницах журналов о важных и интересных событиях рассказывается подробно. Здесь можно прочитать новую повесть и рассказ, которые еще не изданы отдельными книгами, новые стихотворения, рецензию на фильм.

Все новое, прежде всего, освещается в периодической печати, то есть в газетах и журналах. Очень часто журналы и газеты являются единственными источниками новых сведений.

На самом деле, чтобы представить себе во всем объеме проблему века информации и пути их разрешения, надо оглянуться назад и бросить взгляд в перспективу, опираясь на достигнутые ценности в информационном мире (9).

Средства массовой информации станут для человека надежным спутником и помощником в интеллектуальном, творческом труде. Он сможет основательнее и глубже познавать действительность, быть значительно информированным о происходящем в окружающем мире, все в большой степени заниматься подлинно творческой деятельностью ради благородных целей - достижения мира, социального прогресса.

1.2 Анализ влияния средств массовой информации на формирование личности младшего школьника

Средствами воспитания называются целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответствующих воспитательных задач. Например, в школе может школьный кинотеатр. Учитель должен привлекать учащихся к обсуждению фильмов, организовывать встречи с актерами, режиссерами. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса. Об этом предупреждал еще А. С. Макаренко, когда говорил: «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство обязательно будет плохим» (44).

Таким образом, в процессе воспитания детей учитель должен применять различные средства воспитания, учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности детей, характер педагогических ситуаций, которые требуют тех или иных решений в интересах, как отдельных учащихся, так и класса в целом. Воспитание характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью.

Большую роль играет использование учителем средств массовой информации в воспитательном процессе. Средства массовой информации - это систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей, данного общества и оказание идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнение и поведение людей. Характер и цели средств массовой информации, как орудие идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества.

К средствам массовой информации относятся: кино, телевидение, радио, печать и т.д.(24)

В настоящем Законе РК «О средствах массовой информации», используются следующие понятия:

- массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные, и иные сообщения и материалы;

- средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать