Использование учебного проекта на уроках английского языка в средней школе

Использование учебного проекта на уроках английского языка в средней школе

2

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный педагогический университет

Институт иностранных языков

Кафедра английского языка

Выпускная квалификационная работа

Использование учебного проекта

как интегративного дидактического средства обучения иностранному языку в средней школе

Выполнила:

Ветрова О.А.

Екатеринбург 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Современные подходы к образованию школьников

1.1 Гуманизация и гуманитаризация в сфере образования

1.2 Гуманистическое отношение к ребенку

Глава 2. Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников иностранному языку

2.1 История метода учебных проектов

2.2 Современное понимание метода учебных проектов

2.3 Специфика проектного метода на уроке иностранного языка в средней школе

2.4 Виды проектов и критерии их оценивания

2.5 Влияние использования метода учебных проектов на качества образования учащихся

2.6 Из опыта работы: использование метода проектов в школьной практике

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время происходят качественные изменения в сфере образования: основой ценностно-целевых ориентиров является приоритет интересов детей, их образовательных потребностей, доступности образования.

Указанные изменения в системе образования стали возможны благодаря введению стандартов национально-регионального компонента, реализации в практической деятельности педагога основных принципов гуманистического образования, организации мониторинга результатов образовательного процесса, отработке механизмов проведения

итоговой аттестации обучающихся, обеспечению научно-методического и информационного сопровождения образовательного процесса.

Новые тенденции региональной политики в системе образования требуют обновления профессиональной деятельности педагога.

В ходе анализа профессиональной деятельности автором настоящей работы (стаж работы в средней школе - 13 лет, из них в качестве учителя русского языка и литературы - 13 лет; учителя английского языка - 3 года, в настоящий момент я работаю в МОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга) были выявлены следующие противоречия:

-между потребностями учащихся в развитии своих способностей и отсутствием таких возможностей в свете традиционных технологий обучения;

-между обилием информации, окружающей учащегося, и неумением последнего её ранжировать, структурировать, целенаправленно искать, усваивать в виде новых знаний, то есть быть информационно компетентным.

Анализ выявленных противоречий позволил вычленить следующие проблемы:

1. Недостаточная коммуникативная и информационная компетентность учащихся.

2. Неумение учащихся применить получаемые знания на практике.

3. Низкая сформированность у учащихся навыка проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).

Очерченные проблемы обусловили необходимость рассмотрения метода учебных проектов с позиций возможности их решения. Следует заметить, что новые условия использования этого метода предполагают использование его как компонент системы обучения иностранному языку, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы.

Таким образом, нами была сформулирована следующая цель настоящей квалификационной работы: изучить теоретико-методологические основы проектной технологии и, внедрив её в педагогическую практику, проанализировать целесообразность ее применения на уроках иностранного языка.

Реализацию профессиональной деятельности по достижению поставленной цели можно условно разбить на три этапа (которые были реализованы автором настоящей работы в период с 2006 по настоящее время):

1 этап: проектировочный (2006-2007 уч.г.)

Задачи этапа:

· изучение литературы, посвященной выбранному методу учебных проектов;

· посещение уроков и внеклассных мероприятий коллег, применяющих проектный метод;

· участие в педагогических семинарах, педагогических чтениях, сборах, посвященных интересующей теме;

· разработка системы собственной профессиональной деятельности на основе полученных знаний и приобретенных умений.

Прогнозируемый результат: осознание сути и основных особенностей указанного дидактического метода, разработка обновленной системы собственной педагогической деятельности по методу учебных проектов.

2 этап: организационный (2007-2008 уч.г)

Задача этапа:

· реализация собственной системы работы, предусматривающей использование проектной технологии.

Прогнозируемый результат:

· реализация системы педагогической деятельности, связанной с проектным методом;

· создание моделей уроков и внеклассных мероприятий по методу проектов;

· отслеживание результатов детских работ по созданию учебных проектов;

3 этап: коррекционный (2008-2009 уч. г.)

Задачи этапа:

· анализ итогов реализации системы работы по проектной деятельности учащихся;

· планирование дальнейшей педагогической деятельности;

Прогнозируемый результат: осознание негативных и позитивных сторон своей профессиональной деятельности, выявление проблем и нахождение путей их решения.

Таким образом, объектом работы являются дидактические средства обучения иностранному языку в средней школе.

Предметом работы - интеграция метода учебных проектов в обучение ИЯ в средней школе.

Задачи настоящей работы:

1. Сформулировать современные подходы к обучению школьников, выявив сущность терминов «гуманизация» и «гуманитаризация».

2. Изучив научно-методическую литературу: конкретизировать и обобщить содержание понятия «метод учебных проектов».

3. Выявить специфику применения проектного метода на уроке иностранного языка.

4. Привести примеры использования проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности.

Глава 1. Современные подходы к образованию школьников

1.1 Гуманизация и гуманитаризация в сфере образования

Философы называют современный период общечеловеческого развития прогрессивизмом. Этот термин проник и в сферу образования, где он оттеняет термины «гуманизация» и «гуманитаризация», подчеркивая прогрессивность и перспективность названных процессов в данной сфере.

Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

«Учительская профессия- это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду» [ 2, C. 38].

В работах К.Д Ушинского. Л.Н.Толстого, С.Т. Шацкого и др. нашли свое отражение традиционные идеи высоконравственных идеалов, гуманистические подходы к личности и ее воспитанию. Уже тогда К.Д.Ушинский особо отмечал роль деятельности и активности в становлении личности ребенка.

Очаги гуманистической педагогики существовали в России всегда, даже в период тотальной идеологизации и государственного контроля.

Сегодня в гуманистической педагогике нет единых трактовок воспитания.

В настоящее время мы ставим в центр внимания ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество [ 4, C. 5 ]

Поворот современной мировой науки к человеческому фактору является предвестником, подтверждающим научный прогноз, согласно которому, «21 век будет веком психологии, веком наук о человеке.» [ 10, C. 108]

Гуманистические цели диктуют необходимость пересмотра содержания образовательных технологий, дидактических и воспитательных концепций. Идея гуманизма и толерантности все больше закладываются в основу современной школы.

Особое значение в этом контексте приобретает задача гуманизации и гуманитаризации образования.

Что же имеется в виду под терминами «гуманизация» и «гуманитаризация» в сфере образования?

Гуманизация образования предполагает его «очеловечевание» т.е. независимо от будущей специальности человек ставится в центр процесса обучения. При гуманизации образования исключаются ситуации следующего типа: студент-медик может прекрасно знать способы лечения многих заболеваний, но при этом не воспринимать больного как человека, как своеобразный и неповторимый микромир; студент - будущий педагог может быть хорошим филологом, биологом, историком и… при этом не любить детей, не вызывать и не поддерживать у них желание изучать его предмет.

Гуманитаризация - является частью общего процесса гуманизации системы образования и связана она с получением знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа о его нравственно-эстетических ценностях.

Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса преследуют цели через учебный материал и технологию обучения уделять максимум внимания развитию личности, ее правильному восприятию других людей, делать ее более человечной. Суть этого подхода к обучению в одном: соединить учебный предмет с чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых. Другими словами, гуманистическое обучение преследует цель целостного воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерениях [16, C. 3-5].

1.2 Гуманистическое отношение к ребенку

Все больше и больше в центр педагогической теории и практики выдвигается человек. В этой связи сегодня идет переосмысление в сфере образования прежнего отношения к личности ребенка. Ребенок становится главной заботой общественных, политических организаций.

Детство само по себе -- полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа -- это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников.

Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной, прежде всего, является речь ученика. И действительно, речь ученика - это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д.

Можно сформулировать следующее правило: любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего «я». Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо, прежде всего, общение.

Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.

Глава 2. Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников иностранному языку

2.1 История метода проектов

Собственно проектный метод зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США на основе концепции философа-идеалиста Джона Дьюи (1859- 1952). Система Дьюи, обучающая «путем делания», обогащающая личный опыт ребенка, созвучна нашему времени как никогда [ 15, C. 76].

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

2.2 Современное понимание метода учебных проектов

Что такое учебный проект?

В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

В современном понимании учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Следовательно, учебный проект с точки зрения учителя

- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

- проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию деятельности;

- самоанализу и рефлексии;

- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

- практическому применению знаний, умений, навыков в различных, в том числе нетиповых, ситуациях;

- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

- проведению исследования ( анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению ).

Два плана учебного проекта

Видимый:

- тема проекта

- название проекта

-проблема проект

- задача проекта

- планирование - осуществление

- презентация.

Невидимый:

- тема учебного курса, урока

- цели и задачи обучения, развития, воспитания

- необходимый уровень ЗУН

- необходимые специфические умения и навыки

-новое содержание, обобщение

-обеспечение проекта;

-организационные формы осуществления проекта.

2.3 Специфика метода учебных проектов на уроках иностранного языка

Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.

Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран (повторюсь, что автор настоящей дипломной работы - учитель по двум разным предметам - русскому и английскому языкам и поэтому зачастую проекты, предлагаемые детям лежат «на стыке» двух предметов).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать