Использование электронных средств обучения на уроках технологии
p align="left">Технология обработки древесины (16 ч)

(Изготовление изделий из древесины налаженными инструментами и на налаженном оборудовании)

Вводное занятие (2ч)

Содержание и задачи раздела «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.

Сведения по материаловедению (1ч)

Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.

Элементы графической грамоты (1ч)

Понятие о техническом рисунке, эскизе, и чертеже детали призматической, формы. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения чертежа детали. Понятие об инструкционно-технологической карте. Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов.

Разметка, строгание и пиление (4ч)

Столярный или комбинированный верстак, его назначение и устройство. Приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.

Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.

Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.

Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении.

Приемы строгания, поперечного и продольного пиления. Правила безопасности труда при выполнении этих операций.

Сверление отверстий. Изготовление изделий из древесины (2ч)

Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели.

Закрепление сверл. Приемы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.

Изготовление деталей из древесины, имеющих отверстия.

Отделка деталей и их подготовка к сборке (2 ч)

Приемы зачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубой насечкой, с применением шлифовальной шкурки. Контроль шероховатости поверхностей сравнением с образцами или эталонами. Правила безопасности труда при выполнении отделочных операций.

Сборка и отделка изделия (4 ч)

Сборочный чертеж. Правила чтения сборочных чертежей. Способы соединения деталей из древесины (на гвоздях и шурупах). Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей.

Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании Выжигание орнаментальных композиций обычным прибором для выжигания и при помощи нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей).

Подготовка поверхностей под окраску. Окраска изделия. Привила безопасности труда при работе с лакокрасочными материалами.

Практические работы

Составление технического рисунка или эскиза детали призматической формы с одним-двумя элементами. Чтение чертежей и инструкционно-технологических карт изготавливаемых деталей.

Подготовка к работе: подбор и проверка заготовок, инструментов и

приспособлений в соответствии с инструкционно-технологической картой.

Организация рабочего места и создание безопасных условий труда.

Изготовление изделий, включающих операции: строгание пласти и кромки; разметку, пиление древесины поперек и вдоль волокон с применением стусла; сверление отверстий с помощью ручной дрели; зачистку обработанных поверхностей напильников с грубой насечкой и шлифовальной шкуркой; покрытие лаком или водными красителями. Контроль качества изделий.

Лабораторно-практические работы

1. Определение пород древесины и ее пороков.

2. Контроль основных параметров качества деталей (формы, размеров, шероховатости каждой элементарной поверхности и взаимного расположения поверхностей на детали) призматической формы и тел вращения.

Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) в итоге длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки.

2.2 Планы-конспекты занятий при изучении раздела «Технология обработки древесины»

Непременное условие высокого уровня учебной работы педагога - хороший план-конспект урока. Единой канонизированной формы плана урока не существует - это творчество учителя, например (Таблица 3).

Таблица 3

Вариант плана урока

занятия

Тема

урока

Объект труда

Материал изделия

Инструмент общего пользования и приспособления

Наглядные пособия

Примечание

ассортимент

Расход

На ед.

На класс

Варианты построения уроков с использованием электронного учебника

1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов.

При переходе к изучению нового материала при изучении раздела «Технология обработки древесины» ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.

2. Электронная модель учебника при изучении раздела «Технология обработки древесины» может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.

3. В рамках комбинированного урока при изучении раздела «Технология обработки древесины» с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15- 17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).

4. Отдельные уроки при изучении раздела «Технология обработки древесины» могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека).

В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.

5. ЭУ при изучении раздела «Технология обработки древесины» используется как средство контроля усвоения учащимися понятий.

Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.

Учитель, в свою очередь на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяю учителю увидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности. Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным единицам, можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному учащемуся и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Наконец, Можно проследить динамику обучения ученика по предмету.

Стабильно высокие результаты некоторых учеников даёт учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию. Подробный план-конспект урока технологии по разделу «Технология обработки древесины» см. в приложении.

Заключение

Современный уровень развития педагогической науки обеспечивает учебный процесс разнообразными средствами, которые способствуют достижению целей и решению поставленных задач. На сегодняшний день, бесспорно, основным из них считается учебник как модель принятой системы обучения. В нем аккумулировано содержание учебного предмета, очерченного программой для соответствующего класса или этапа обучения. В последние годы все чаще появляются другие средства. Среди них одно из ведущих мест принадлежит электронным носителям информации -- электронным пособиям и учебникам. Много учеников имеют компьютеры и используют их как средство учебной деятельности. Также значительное количество образовательных заведений обеспечено компьютерными классами. Можно сделать вывод: использование информационных технологий, а именно электронных средств обучения, в учебной практике уже является необходимостью.

Среди учебных средств электронные носители информации уже относительно давно играют одну из ведущих ролей. Разные концептуальные подходы к созданию содержания и структуры электронных учебников, пособий, разный уровень их качества, разные их функции в учебном процессе позволяют преподавателю выбирать тот комплект, который наиболее в полной мере обеспечивает достижение учебной цели. Существуют электронные учебно-методические комплекты, созданные для разнообразных условий и целей обучения. В первую очередь, для индивидуальной (самостоятельного) обучения -- это автономные диски без любых других средств и диски в комплексе с другими средствами, в том числе с учебником -- в этом режиме диск не выступает автономным средством и может обеспечить необходимый уровень овладения знаниями лишь в системе с учебником и другими средствами. Широко используются электронные учебно-методические комплекты в режиме специально организованного занятия, в том числе урока. Методическими рекомендациями, которые входят к пакету комплекта, четко указывается, когда, на каком этапе, в какой форме необходимо использовать электронное средство. Отмеченное выше не ограничивает существования других версий. Самое главное то, чтобы они обеспечивали эффективность учебного процесса, а следовательно и способствовали бы достижению необходимых результатов и эффективности учебного процесса. Также методикой использования электронного учебно-методического комплекта должно предусматриваться соблюдение учителем и учениками официально определенных санитарно-гигиенических требований.

Рассматривая возможности использования компьютера в учебном процессе, в первую очередь не нужно ни в какой мере идеализировать и абсолютизировать его место и роль в реализации учебных целей и заданий. В этом контексте аксиоматичными являются утверждения: 1) компьютер не заменяет преподавателя или учителя и в ближайшем будущем не сможет этого сделать: он лишь в определенных границах моделирует деятельность педагога и не претендует на его роль и функции; 2) электронный носитель информации не должен дублировать печатный учебник или пособие, напротив, он призван обеспечить ученика или студента тем, чего не может дать печатное средство. Именно из этих позиций необходимо рассматривать электронные образовательные продукты.

С помощью компьютерных технологий преподаватель может осуществлять автоматизированный анализ, отбор и прогнозирование эффективности учебных материалов. Это является важным направлением в использовании компьютера как инструмента информационной поддержки деятельности преподавателя, поскольку позволяет ему не только отбирать учебные материалы, но также анализировать тексты и целые учебники и учебные пособия. Неопровержимые преимущества компьютера как объекта для общения в сравнении с традиционной формой обучения. В отношении к ученику компьютер может выполнять разнообразные функции:

преподавателя;

эксперта;

партнера;

инструмента деятельности.

Ученики могут использовать компьютер в соответствии со своими индивидуальными потребностями на разнообразных этапах обучения. Чаще всего они обращаются к нему во время самостоятельной работы. Работая в этом режиме, ученик может:

получить задание;

запросить дополнительную информацию, необходимую для выполнения задания;

выяснить способ выполнения задания;

ввести ответ как результат выполненного задания.

Приоритетными формами обучения с использованием
электронных средств являются интерактивные виды взаимодействия ученика с компьютером. В результате работы на компьютере у учеников развивается самостоятельность мышления, формируется умение делать обобщение, использовать знание с элементами творчества в новых условиях, самостоятельно находить ответы на вопрос.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах) Т.15. Ломбард - Мезитос М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1976.,- 600с. с 27л. илл., 3л. карт.

2. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках технологии. - М.: Просвещение, 1988. - 160с.

3. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

4. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика.2000.№7 С.32-35.

5. Коменский Я.А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. - М.: Учпедгиз, 1955. с. 168-182.

6. Концепция модернизации российского образования за период до 2010 года.- М.: АПК и ПРО, 2002.- 24 с.

7. Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии и технологии предметного обучения. - СПБ.: Образование, 1995

8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 342 с.

9. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. -- М.: Просвещение, 1993. -- 192 с. - (Психол. наука -- школе).

10. Ожегов С.М. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.-19-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987.- 750 с.

11. Педагогический словарь (В 3 томах). Т. 2. Редакторы Г.М. Воловникова и др. Издательство АПН РСФСР, Москва, 1961г.-264с.

12. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М., 2003. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 376 с.

13. Психолого- педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов на Дону.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.

14. Садовничий В.А. Размышления о Доктрине развития образования в России // Вестник Международной Академии наук высшей школы.-2000.-№1.-с.9-19

15. Смолкин А.М. Методы Активного обучения. - М., 1991. - 142 с.

16. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

17.Тагариев Р.З. Технологическое образование. - М.: Изд-во РАЕ, 2002.

18.Технология 5. Под ред. Симоненко В.Д. - Брянск, 2002.

19.Технология 6. Под ред. Симоненко В.Д. - Брянск, 2002.

20.Тхоржевский А.Д. Методика трудового обучения с практикумом. - М., 2001.

21.Черепахина А.Н. История художественной обработке изделий из древесины. М., «Высшая школа», 1987.

22.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982. - 168 с.

23.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. - М.. 1979. - 164 с.

Приложение

План-конспект урока технологии по разделу «Технология обработки древесины»

ТЕМА: Изготовление предметов деревянной утвари

Цели:

1. Познакомить с новым словом “утварь”, объяснить значение.

2. Обучить приёмам и последовательности обработки внутреннего криволинейного контура детали.

3. Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении более сложных изделий.

4. Отработать навыки ручной обработки древесины.

5. Использовать индивидуальный подход при повторении пройденного материала и распределении практического задания.

6. Воспитывать потребность к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту.

7. Развивать умения в планировании, самооценке, самоконтроле.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование, оснащение занятия:

- столики для пиления;

- лобзики;

- напильники, надфили;

- шлифовальная шкурка;

- шаблоны, карандаши.

Наглядные пособия:

- образцы готовых изделий;

- плакаты, стенды.

План занятия:

Организационная часть (2 мин.)

Повторение пройденного (5 мин.)

Объяснение нового материала (20 мин.)

Закрепление полученных знаний (3 мин.)

Практическая работа (40 мин.)

Заключительная часть (10 мин.)

Литература, использованная при подготовке к уроку:

Василенко В.М. народное искусство. - М., 1974.

Выпиливание лобзиком АЩ3Т “ACTB”, 1998.

Ларин О.И. Поклонись дереву. - М., 1985.

Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: кн. для учителя - М.,1985.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1989.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М., 2001.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Отметить отсутствующих, назначить дежурных, проверить готовность к занятию, сообщить тему урока.

2. Повторение пройденного.

Предложить ученикам на выбор один из трёх тематических кроссвордов, напечатанных на листах разного цвета, с указанием на классной доске, какой теме соответствует цвет:

- на зелёном листе по теме “ Разметка”;

- на синем листе по теме “Сверление”;

- на красном листе по теме “Пиление”.

Задание для всех:

- определить название инструмента по горизонтали.

Кроссворд № 1.

Кроссворд № 2.

Кроссворд № 3.

Через 5 мин. собрать листы и продолжить занятие. Анализ результатов решения кроссвордов отложить на “Заключительную часть” занятия.

3. Объяснение нового материала (сопровождается показом презентации).

Дерево - это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории.

На Руси дерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природная красота сделали его излюбленным поделочным материалом.

И если сегодня каждый из нас посмотрит вокруг, то, несомненно, убедится, что дерево играет в нашей жизни важную роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни его потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня ещё больше ценить его неповторимую красоту, связывающую нас с миром природы.

Дерево - весьма прочный материал, способный дать в руках умелого мастера большое разнообразие форм, а изделия из него служат порой несколько поколений.

К таким изделиям относятся и предметы деревянной кухонной утвари.

Слово “утварь” произошло от старого русского слова “утваряти” (наряжать, убирать, украшать). А ныне, “утварь - украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда ”. (Толковый словарь русского языка В. И. Даля).

В словаре русского языка С. И. Ожегова, “утварь - предметы, принадлежности какого- нибудь обихода, например, домашняя утварь”.

В нашем случае - это предметы деревянной кухонной утвари: разделочные доски, подставки под горячее, деревянные лопатки.

Началом традиционного русского промысла, изготовления изделий из древесины, считают X век, об этом говорят деревянные ложки, которые были найдены археологами, в погребениях Нижегородской области.

В течение следующих столетий, по словам историков, “везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа”.

Сегодня на уроке мы приступаем к изготовлению предметов деревянной кухонной утвари.

Показать образцы будущих изделий, используя технические средства, назвать материал, из которого будут изготавливаться предметы.

Казалось бы, зачем нам это нужно сейчас, когда есть удобные и дешёвые изделия из пластмассы и металла?

Дело всё в том, что так выражается потребность людей в красоте. А. М. Горький говорил, что “человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.

“К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать”, - писал А. Б. Салтыков.

Ещё одно интересное наблюдение.

Слова “утварь” и “творчество” имеют общий корень с чередующимися гласными:

Это корень “твар” - “твор”, гласные “а” и “о”.

А по определению С. И. Ожегова:

ТВОРЧЕСТВО - это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

ТВОРИТЬ - творчески создавать.

Таким образом, приступая к изготовлению предметов, имеющих отношение к кухне, т.е. месту, где человек готовит и принимает пищу, мы будем не просто выпиливать лобзиком, мы будем “творчески создавать новые материальные ценности”.

К тому же, особую ценность в доме представляют предметы, сделанные своими руками.

Снова обратиться к электронному стенду с образцами будущих изделий.

Отметить, что при работе мы будем опираться на уже полученные на предыдущих уроках знания и умения: в разметке, сверлении, выпиливании лобзиком.

Обратить внимание на то, что до сих пор, работая лобзиком, учащиеся пилили фанеру толщиной 4 мм., а на этом занятии для работы будут использовать 6-ти мм. фанеру, березовые и буковые рейки, а выпиливать предстоит как наружный, так и внутренний контур детали.

Особенности задания в том, что для пиления этих заготовок потребуется большая физическая сила, чем раньше, а перед выпиливанием внутреннего контура, необходимо будет просверлить отверстие рядом с разметочной линией, вставить в него пилку и, закрепив ее, выпилить по разметке.

При обработке внутреннего контура детали существует несколько приёмов работы.

Выпиливание острого угла:

I - й способ - если орнамент крупный, то острый угол можно выпиливать также, как и тупой, т.е. поворотом на месте, но у вершины угла пилку лобзика подают на себя, чтобы не было излишнего закругления. При выпиливании тонкого орнамента пропиливают одну сторону угла до вершины (см. рис.1, а), за тем, возвращая пилку назад, пропиливают произвольную линию так, чтобы попасть на смежную сторону угла по касательной и продолжить выпиливание до вершины угла. У вершины угла выпадает выпиленный кусочек, и образуется острый угол. Затем выравнивают смежную сторону угла.

II - й способ - плавно перейти на смежную сторону угла, не доходя до вершины выпилить контур, затем выровнять обе стороны угла.

Если при выпиливании наружного контура, лобзиком в правой руке, необходимо пилить против часовой стрелки, то внутреннего - по часовой стрелке, чтобы при работе была видна разметочная линия.

В первую очередь выпиливают внутренний орнамент, в последнюю очередь - наружный контур. Это связано с безопасностью при работе.

После выпиливания деталь необходимо зачистить и шлифовать.

4. Закрепление полученных знаний.

Задать вопросы на повторение:

Что означает слово “утварь”? Привести примеры домашней утвари;

В какой последовательности и почему выпиливают деталь, имеющую наружный и внутренний контур?

В каком направлении и почему выпиливают деталь по наружному и внутреннему контуру?

5. Практическая работа.

Объяснить последовательность практической работы, записанной на классной доске:

Разметить заготовку по шаблону.

Просверлить отверстие внутри контура.

Вставить пилку, закрепить в рамке.

Выпилить внутренний контур детали.

Вынуть пилку из детали, закрепить в рамке.

Выпилить наружний контур.

Зачистить, шлифовать.

Напомнить о соблюдении правил безопасности во время практической работы:

при сверлении;

при выпиливании лобзиком;

при зачистке и шлифовании.

Поставить задачу на урок.

Предложить каждому ученику индивидуальное задание.

Контролировать работу каждого ученика, оказывать при необходимости помощь, разъяснять моменты, вызывающие наибольшие затруднения.

6. Заключительная часть.

Подать команду о завершении практической работы.

Предложить учащимся самим оценить свои изделия в сравнении с образцами.

Проверить собранные изделия.

Подвести итоги повторения пройденного (по кроссвордам) и практической работы.

Контролировать уборку рабочих мест, мастерской.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать