Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых

Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых

35

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДЕТСКИЙ САД № 90 "АЙБОЛИТ"

Творческий отчет

"Использование элементов моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у дошкольников"

составлен

Воспитателем

Юсуповой Р.В.

г. Нижневартовск

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Теоретические основы формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
    • 1.1 Проблема формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
    • 1.2 Моделирование как средство формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
    • Глава 2. Изучение особенностей знаний детей дошкольного возраста о труде взрослых
    • 2.1 Выявление уровня сформированности системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
    • 2.2 Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
    • 2.3 Работа с родителями
    • Выводы
Введение

Современная образовательная ситуация в России весьма своеобразна и не имеет аналогов. Кардинальные перемены в экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах общества, государства, в общественном сознании, во всем образе жизни народа с необычайной остротой и рельефностью обнажили многие проблемы детства - образования, воспитания, развития, сохранения здоровья.

Мир, в котором живут дети, образ жизни семей, по сравнению с предыдущими годами существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Эти изменения затрагивают социально-экономические условия, ценностные ориентации воспитанников, педагогов и родителей.

Сегодня, в эпоху массовой культуры и "эстетированного" с помощью изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.

Такое мировоззрение начинает формироваться с дошкольного возраста.

Человек лишь тогда может ощущать прелесть жизни, когда он своими делами делает лучше, прекраснее окружающий мир, делает, более счастливыми окружающих людей. Эти простые истины буквально пронизывают всю человеческую культуру.

Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что "все работы хороши" и т.п.)

Более того, даже представители так называемых творческих профессий, вызывающие восхищения, а иногда и зависть окружающих, далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что им не всегда удается реализовать свои творения, замыслы, но и в том, что оценка их труда со стороны общества и коллег не всегда бывает справедливой. В итоге труд, вместо того чтобы доставлять человеку радость реализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась.

Получается, что неудачное профессиональное (а в более широком смысле - и трудовое) самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных, экзистенциальных проблем, о чем говорится в концепции модернизации Российского образования до 2010 года и как раз на втором этапе концепции модернизации 2005 - 2006 года очень остро стоит проблема создания условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы, закладка которой лежит в основе дошкольного детства.

Со времен становления дошкольного воспитания знания о труде рассматривались как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку - труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе.

Исследования последних лет (В.И. Логинова и ее ученики) раскрыли принципиально новые возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности. При использовании специальной методики ребенок с помощью взрослого способен освоить простейшие, посильные его физическим возможностям процессы самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, и тем самым овладеть трудовой деятельностью во всех ее компонентах от целеполагания и мотивации труда до получения результата.

Выявлена прямая зависимость между уровнем освоения социального трудового опыта, уровнем овладения трудовой деятельностью и отношением детей к труду: чем выше уровень овладения деятельностью, тем более эффективно ее использование в развитии ребенка, в воспитании его личности. Вместе с тем изучение работы ДОУ показывает, что потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере, труд не становится действенным средством воспитания и развития личности. Теоретический анализ и практика отмечают, что в работе детского сада сохранились недостатки в трудовом воспитании дошкольников: снижение от группы к группе интереса детей к труду, низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного детства, бедность, узость, несистемный характер знаний о труде взрослых.

Все это стало причиной для проведения исследований В.И. Логиновой, М.В. Крулехт, Л.А. Мишариной, которые показали возможность формирования системных знаний о труде взрослых у дошкольников. В качестве средств они предлагали использование игр, художественной литературы, занятий основанных на наиболее признанном и наиболее эффективном для дошкольного возраста методе моделирования.

Однако теория и практика показывают, что проблема формирования системных знаний о труде взрослых посредством моделирования в современной системе дошкольного образования разработана недостаточно.

Эффективность применения моделирования в дошкольном возрасте была доказана рядом психологических и педагогических исследований (Л.А. Венгер, Е.Е. Сапогова). Они раскрыли возможности исследования наглядных моделей в обучении дошкольников грамоте, формировании математических представлений, ознакомлении с трудом взрослых. Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей; что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, к сожалению, в условиях нынешнего переходного периода в России труд далеко не всегда является условием развития человеческого достоинства личности. Правильно поставленное трудовое воспитание имеет чрезвычайное значение в развитии ребенка, становлении направленности его личности. Со времен становления дошкольного воспитания знания о труде рассматриваются как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект. Вместе с тем анализ работы показывает, что потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере, труд не становится действенным средством воспитания и развития личности, что потребовало разработки и внедрения иного подхода к содержанию и методике трудового воспитания.

Объектом моей работы является процесс формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

Предметом является моделирование как средство формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

Цель: показать эффективность использования элементов моделирования в процессе формирования системных знаний о труде взрослых.

Цель предполагает решение следующих задач:

Раскрыть теоретические основы формирования системных знаний о труде взрослых в дошкольном возрасте.

Выявить значимость метода моделирования и показать его влияние на формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

Раскрыть этапы формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

Гипотеза - использование элементов моделирования в дошкольном возрасте является эффективным методом в формировании знаний о труде взрослых.

Глава 1. Теоретические основы формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

1.1 Проблема формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание - одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка - дает возможность решать широкий круг воспитательных задач. Правильно организованный труд уже в младшем дошкольном возрасте влияет на развитие самостоятельной деятельности детей, укрепляет физические силы и здоровье.

Велико влияние труда на умственное развитие ребенка. В труде необходимо участие восприятия, внимания, памяти, а главным образом мышления, которое проявляется в простейших аналитико-синтетических процессах при отборе ребенком материала и обдумывании им результата труда, в элементарном планировании.

В труде формируются воля, настойчивость, умение преодолевать препятствия, достигать результата, помогать товарищу, складываются взаимоотношения детей. Это важнейшие условия развития личности ребенка.

Первоначальные мысли о трудовом воспитании зародились в эпоху возрождения (14-16 века). В этот период в педагогической мысли в противовес феодальной педагогике произошли большие изменения, ведущими стали идеи гуманизма. Были заложены основы педагогики двух зарождающихся классов - буржуазии и пролетариата. К представителям пролетариата можно отнести ранних социалистов-утопистов - Т. Мора и Т. Кампанеллу.

Мысли по этому вопросу изложены в книге Т. Мора "Утопия", где в противовес строю, основанному на социальной несправедливости, рисуется утопическая картина идеального коммунистического общественного строя трудящихся, не знающего нищеты. В "Утопии" все живут своим трудом, нет тунеядцев, образование доступно всем - мужчинам и женщинам.

Ценна мысль социалистов-утопистов - связь труда с умственным и нравственным развитием, обращено внимание к дошкольному возрасту. Но их идеи остались утопиями, в практике они нашли ограниченное применение, так как гуманистическая педагогика была мало связана с борьбой за интересы широких масс.

Прогрессивны до настоящего времени идеи о труде, высказанные великим русским педагогом К.Д. Ушинским. Он был сторонником воспитательного значения труда в обучении и воспитании. Труд велик, по его мнению, не только созданием материальных ценностей, но велик силой своего влияния на моральный облик человека, на его психическую жизнь, физическое состояние. Труд нужен человеку для поддержания в нем человеческого достоинства. Отказ от труда приводит к физической и умственной деградации людей; человек не работающий теряет свои лучшие человеческие качества. Семьи, оберегающие детей от физического труда, развращают их, делают несчастными.

Е.Н. Водовозова определила виды труда, доступные детям дошкольного возраста: выращивание и уход за растениями и животными, хозяйственный труд; раскрыла их содержание, сезонный характер труда. В этих идеях ею был разработан ряд наблюдений и опытов (с растениями и неживой природой), которые должны будить детскую мысль, стремление экспериментировать в труде. Очень важным Е.Н. Водовозова считала ознакомление детей с трудом людей в городских и сельских условиях. Указанные мысли оказали несомненное влияние на развитие дошкольной педагогики в дальнейшем.

Дети любят участвовать в труде взрослых, слушать рассказы о разных производствах, разговаривать с трудовыми людьми. Таким путем завязывается здоровое полезное общение, ребенок выносит конкретные представления о труде, у него появляется симпатия к людям труда.

Огромное влияние на преодоление ошибок в трудовом воспитании дошкольников оказали статьи и выступления Н.К. Крупской. Ею был поставлен вопрос о необходимости ознакомления детей с трудом взрослых как основополагающим явлением общественной жизни.

Н.К. Крупская выдвинула основной принцип для составления программ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, требуя "на простых примерах, понятных детям, показать им настоящую сущность явлений".

Серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых были проведены в 50 - 60 гг. (Е.И. Радина, Г.П. Лескова, О.И. Соловьева, О.А. Фролова и другие). Исследователи стремились разработать программу ознакомления с трудом, которая на типичных фактах, примерах труда взрослых раскрыла бы дошкольникам "особый характер труда людей", дала бы возможность понять, что все взрослые трудятся, делают полезное дело, работают дружно, слаженно, любят работать и т.д.

В 70-е годы стало очевидным, что содержание данного раздела программы не осваивается детьми в полной мере, программа не соответствует возможностям детей, знания о труде взрослых не становятся средством организации собственной детской деятельности (В.Г. Нечаева, А.В. Леушина). Возникла необходимость дальнейшего исследования теоретических основ программы знаний о труде взрослых для дошкольников.

Поиск выхода из создавшейся ситуации шел в разных направлениях.

Фундаментальное исследование, в котором В.И. Логиновой был впервые осуществлен логико-дидактический анализ научного понятия "труд", позволило ей в середине 70-х годов разработать гипотетическую программу системных знаний о труде взрослых для дошкольников. В основу данной программы был заложен системный анализ понятий о труде. Это теоретическое исследование позволило определить целостную модель развертывания системных знаний и представить пошаговую организацию материала от одной возрастной группы детского сада к другой.

В середине 80-х годов было экспериментально доказано, что освоение ребенком системы знаний о трудовом процессе как единице труда (формируются знания о направленности, содержании и структуре конкретных трудовых процессов, обобщенные знания о построении трудового процесса) обеспечивает успешное становление трудовой деятельности. Все это позволило В.И. Логиновой и М.В. Крулехт определить формирование системных знаний о труде взрослых как ведущее средство трудового воспитания в детском саду.

Исследования последних лет послужили основой для того, чтобы в настоящее время в отечественной дошкольной педагогике сложились альтернативные подходы к ознакомлению с трудом взрослых. Первыми представителями являются В.И. Логинова, М.В. Крулехт (г. Санкт-Петербург), которые считают, что ребенка необходимо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будут формироваться представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы, С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова (г. Москва), полагают, что необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессии появляются в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей. Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

В дошкольном возрасте дети овладевают знаниями о том, как правильно организовать и построить трудовой процесс (М.В. Крулехт). Системные знания о труде обеспечивают успешное развитие детской речи. В несколько раз увеличивается словарь, обозначающий предметы и орудия труда, трудовые действия и их характеристики. Освоенный словарь дети успешно используют в описательных рассказах. Системные знания о труде вызывают устойчивый интерес к нему, желание научиться трудовым процессам взрослых. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным: возникает стремление учиться тому, что не умеет делать (М.В. Крулехт). Тем самым формирование системных знаний о труде подготавливает основу для освоения этих же трудовых процессов детьми.

Формирование знаний о результате труда - первая ступень в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых. Это обусловлено тем, что знания о направленности трудового процесса на результат, прежде всего, позволяет показать своеобразие труда, как деятельности, ибо получение результата, предназначено для удовлетворения потребностей человека, отличительная особенность трудовой деятельности от всякой другой деятельности. Знания о направленности трудового процесса на результат позволяют раскрыть структуру трудового процесса: цель, выбор материала (предмет труда) и инструментов, трудовые действия, результат труда, а так же познакомить с общими правилами культуры осуществления трудового процесса (сначала подготовиться к работе, отобрать нужное, удобно расположить оборудование, поддерживать порядок на рабочем месте после труда). Получение задуманного результата труда - показатель правильно организованного трудового процесса. Освоение знаний о направленности трудового процесса и его структуре требует специального обучения. Как показали исследования В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, большинство младших дошкольников самостоятельно не вычленяют результаты в конкретных трудовых процессах, не могут воспроизвести последовательность трудовых действий, не осознают такие компоненты трудового процесса, как постановка цели, отбор материала и инструментов. Эти сложности восприятия процесса труда обусловлены рядом причин.

Трудовая деятельность взрослого имеет непрерывный, текущий характер. Все компоненты трудового процесса слиты и не воспринимаются ребенком раздельно. Простое наблюдение ребенком трудового процесса в повседневном общении с взрослым не позволяют ему расчленить трудовой процесс и осознать каждый компонент, обнаружить их связи, общую направленность труда. Кроме того, часто дети в повседневной жизни наблюдают только процессуальную часть трудового процесса, так как взрослый использует уже отобранные материалы и инструменты, а не отбирает их на глазах детей, цель труда так же уже поставлена, и специально для ребенка не мотивируется, а недостаток времени для наблюдения не всегда позволяет увидеть результат труда.

Для того, чтобы помочь ребенку приобрести системные знания о труде, вначале необходимы целенаправленные наблюдения за изготовлением предметов взрослыми (лепка мисочки, чашки из глины или пластилина, поделка игрушки из бумаги и т.д.). Серия таких занятий необходима младшим дошкольникам.

Рост интереса дошкольников к миру взрослых, дальнейшее вхождение ребенка в современный мир требует создания условий для накопления и обобщения знаний о социальной действительности, обуславливающих развитие разных видов детской деятельности (речевой, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой и др.), в которых воспроизводятся результаты познания. Перед педагогом стоит задача стимулировать потребность ребенка в расширении круга общения с другими людьми, развитии умения включаться в обсуждения, беседы, поддерживать общение и прочее. Важно помочь ребенку осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых.

Для формирования у дошкольников обобщенного представления о структуре трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами можно использовать модель трудового процесса. Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, позволяет наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости.

Таким образом, серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать