Использование информационных технологий для контроля и оценки знаний в образовательных учреждениях
p align="left">В массовой школе основной формой контроля знаний являются тесты, не требующие развернутых ответов, доказательств и творчества, но обеспечивающие быструю разностороннюю проверку знаний по многим вопросам и позволяющие производить математическую обработку результатов.

Устная проверка знаний считается многими педагогами лишь вспомогательным средством контроля применения ученика в процессе текущей работы, и оценки за нее почти никогда не ставятся.

В области определения системы оценок наблюдается большое разнообразие, как в самих принципах, так и в конкретном выборе способов выставления оценок. Так, в разных странах приняты самые различные системы оценки знаний: 100-бальная система, суммирование очков, которыми различно оцениваются разные по трудности задания (например, за более легкое задание ставится 5 очков, а за трудное - 20), и другие.

Во французском лицее, например, при сдаче выпускных экзаменов результаты определяются по 20-балльной системе (от 0 до 20). При этом по каждому предмету придан особый коэффициент, определяющий вес и значение предмета для профиля данного отделения лицея. Благодаря этому оценки по профилирующим предметам приобретают большую весомость.

В ряде стран система оценок отработана лишь для письменных работ, которые считаются единственным средством объективного контроля знаний. Распространены и буквенные оценки (например, в США), где наивысшая оценка “А”, следующая за ней по убывающей степени “В”, ”С”, ”Д”, ”Е”.

При большой децентрализации многих школьных систем, свободе выбора школой учебников по всем предметам редко проводятся какие-либо централизованные проверки и оценки знаний. В Англии функцию практического контроля за качеством академической подготовки берут на себя университетские комиссии, к которым для сдачи выпускных экзаменов прикреплены все грамматические и привилегированные школы, ориентирующиеся в подготовке учащихся к экзаменам на требования этих комиссий.

В Соединенных Штатах, где после проведения школьных реформ в 60-годах обнаружились серьезные неполадки с перестройкой содержания образования на новых научных принципах и основах, конгресс США в конце 60-х годов принял программу проведения “национальной оценки уровня знаний учащихся” завершившийся признанием плачевных результатов этих реформ. С 1978 г. в этих целях применяется программа проверки минимального уровня подготовки учащихся (по чтению, письму и математике).

В целом можно отметить, что учет и контроль в буржуазной школе носит характер объективной констатации результатов, из которых не делается педагогических выводов о необходимости принятия каких-либо мер, для подтягивания отстающих, действует все тот же пресловутый буржуазный принцип индивидуализации обучения - каждый идет своим путем и учится в меру своих возможностей, потребностей и реальных видов на будущее /3/.

2.3 Контроль знаний студентов

Одним из этапов процесса обучения является контроль, учет и оценка знаний студентов. Цель контроля - определение качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам обучения тому или иному учебному предмету. В процессе контроля формируется ответственное отношение студентов к учебному труду, устанавливается эффективность методики преподавания. В вузе сложились такие виды контроля знаний, умений и навыков, как отборочный (вступительные экзамены, олимпиады, конкурсы) и учебный (контрольные работы, зачеты, экзамены, защита курсовых и дипломных проектов и работ, отчеты по результатам практики). Учебный контроль можно подразделить на следующие типы: предварительный, текущий, тематический, периодический (рубежный) и итоговый. Ведущим и часто применяемым является текущий контроль.

Придя в вуз на основе сложившегося интереса к своей будущей профессии, студент имеет определенное чувство ответственности, которое из года в год должно расти, пополняться привычкой к труду. Если студент учится посредственно, трудно решить эти задачи воспитания. Роль текущего контроля в их решении огромна. Сегодня сторонников текущего контроля в вузе столько же, сколько и его противников. Последние в защиту своих позиций приводят следующие утверждения: излишней опекой и повседневным контролированием преподаватели лишают студентов возможности повзрослеть и приобрести профессиональную и личную самостоятельность. Проведенный кафедрой педагогики и психологии Казанского государственного университета опрос студентов свидетельствует о том, что большинство их высказывается за текущий контроль знаний. Особенно он необходим на младших курсах, когда у студентов отсутствует способность выделить в материале главное, установить причинно-следственные связи, делать выводы и сообщения.

П.П.Лебедев предлагает разграничивать понятия ”текущий контроль” и “текущая успеваемость”. Текущее оценивание результатов обучения - категория педагогическая, а его формы определяются дидактической целесообразностью, учет же успеваемости - категория преимущественно административная, правовая (получение студентами оценки влекут за собой определенные правовые последствия - перевод на следующий курс, отчисление, назначение стипендии и т.д.). Отличия этих понятий очевидны. Текущая успеваемость является следствием текущего контроля, с помощью которого процесс обучения становится управляемым, происходит активизация познавательной деятельности студентов. Текущий контроль позволяет оперативно вмешиваться в учебный процесс, корректировать его. Сложность внедрения текущего контроля в процессе обучения в вузе объясняется в значительной мере сложностью его организации, выбора материала, оценки эффективности.

Методы контроля - это способы обеспечения обратной связи, т.е. получение информации о содержании и характере познавательной деятельности студентов, эффективности деятельности преподавателя. Все методы в зависимости от характера задач и средств обеспечения обратной связи можно объединить в такие группы: устный контроль знаний (отчеты, рефераты, контрольные, курсовые работы, творческие задания, конспекты, тезисы); графический (чертежи, курсовые и дипломные проекты, эскизы, схемы); программированный контроль (машинный и безмашинный). Сочетание методов обеспечивает эффективность процесса и проверки знаний, и всего процесса обучения в целом.

В основе оценивания качества знаний студентов лежат требования предметных программ, которых дополняют следующие: понимание и степень освоения вопроса; полнота, измеряемая количеством программных знаний об изучаемом объекте; глубина, характеризующая совокупность осознанных студентами связей между соотносимыми знаниями; методологическая подготовка; знакомство с основной литературой по предмету, а также современной периодической отечественной и иностранной литературой по специальности; умение приложить теорию к практике, решать задачи, осуществлять расчеты, разрабатывать проекты, т.е. оперативность (число ситуаций, где студент может применять эти знания); знакомство с историей и современным состоянием науки и перспективами ее развития; логика, структура, стиль ответа и умение студента защищать выдвигаемые научно-теоретические положения, осознанность, обобщенность и конкретность; гибкость, т.е. умение студента самостоятельно находить ситуации применения этих знаний; прочность знаний.

Таким образом, контроль знаний рассматривается нами как важнейший фактор повышения производительности труда педагога и обучающихся /4/.

2.4 Функции проверки и оценки знаний

С того момента в истории школы, когда был осуществлен переход на строгий индивидуальный учет знаний и появились первые серьезные научные работы по этой проблеме, установилось, что проверка и оценка знаний выполняют три основных функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. В последнее время все чаще добавляют к ним и функцию развивающую. Контролирующая функция является основной, свойственной данному методу, а обучающая и воспитывающая функции являются сопутствующими, хотя и весьма важными.

В зависимости от разных обстоятельств (вида проверки успеваемости, этапа усвоения знаний, учебно-воспитательной цели) эти три функции могут выступать в разных сочетаниях, причем та или иная функция будет преобладать.

Контролирующая функция заключается в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся (как у отдельных учеников, так и всего класса в целом) для определения возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала и в то же время служит средством контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых самим учителем. Эта функция связана с определением более рационального пути продвижения вперед в изучении программного материала.

Обучающая функция требует такой организации проверки знаний, чтобы ее проведение было полезно для всего класса. Это означает, ученики или получают пользу от слушания хорошего ответа товарища (прежде всего благодаря тому, что ответы служат остальным ученикам средством самоконтроля), или сами активно участвуют в опросе (задавая вопросы, отвечая на вопросы, повторяя материал про себя), готовясь к тому, что их в любой момент могут вызвать. Обучающее значение имеет и то, что ученики в процессе опроса слушают дополнительные объяснения по плохо усвоенным разделам темы. Обучающая функция ярко проявляется в том, что вызванный ученик, отчитываясь в усвоенных знаниях перед классом, еще раз повторяет выученный материал, выполняет ряд упражнений, закрепляя знания, умения и навыки; при разборе выполненных им упражнений лучше понимает и усваивает материал и т.д.

Воспитывающая функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в дисциплинировании их, в выработке у них волевых усилий. Ожидание проверки заставляет их регулярно готовить уроки, вызывает необходимость отказываться от развлечений и удовольствий, если они мешают приготовлению уроков, и т.п.

Кроме того, проверка и оценка знаний помогают ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях. Одни в результате избавляются от излишней самоуверенности и самоуспокоенности, другие начинают яснее осознавать свои трудности, третьих удачный ответ окрыляет, придает уверенность в силах, поднимает в своих собственных глазах и глазах и в глазах товарищей, способствует воспитанию чувства собственного достоинства. Вместе с тем, осуществление этой функции более других связано с различного рода трудностями. Каждая “несправедливость” с точки зрения ребят и никак не обоснованная учителем оценка могут послужить причиной возникновения конфликтов между учителем и учащимся. В условиях перегрузки домашними заданиями у учеников нередко формируется избирательное отношение к учению, вырабатывается “умение” обходить требования учителя, приспосабливаясь к сиюминутной ситуации.

Главное, на что должен быть нацелен учет успеваемости, - это формирование позитивных качеств личности, побуждение желания лучше и настойчивее учиться, добросовестнее относиться к своим учебным занятиям, повышение самостоятельности в работе при подготовке к ответу, углубление познавательных интересов.

Функция развивающая связана, прежде всего с функциями обучающей и воспитывающей, так как при правильной организации контроля имеет место развития мышления, и воспитание волевых и других нравственных качеств.

Значение всех этих функций помогает учителю более тщательно подойти к организации учета успеваемости учащихся, стараясь использовать его для решения целого ряда воспитательных задач. Эти функции обуславливают и основные педагогические требования к организации и выбору методов проверки и оценки знаний. К числу этих требований (и условий эффективности) относятся:

- систематичность и регулярность осуществления контроля знаний, как отдельного ученика, так и класса в целом;

- использование контроля в интересах всех учащихся и целях их обучения, воспитания и развития;

- всесторонность контроля, что предполагает как контроль усвоения знаний, так и сформированность требуемых умений и навыков;

- объективность, связанная с созданием при контроле равных для всех учащихся условий, подтверждаемая пониманием учащимися и принятием ими формы контроля и выставленной оценки;

- оптимальность контроля, который должен быть так организован, чтобы за минимальное время с помощью достаточного количества проверочных знаний можно было выявить знания у большого числа учащихся. /2/

Функция установления обратной связи. Получение преподавателем информации о ходе учебного процесса является необходимым условием его совершенствования. К формам получения обратной связи относятся: опрос студентов и школьников по усвоению материала предыдущей лекции (перед изложением очередной лекции); опрос студентов и школьников в ходе лекции о понимании сущности излагаемых вопросов; анализ работы студентов и школьников по упражнениям; доклады и выступления студентов на семинарах (как по гуманитарным, так и по техническим дисциплинам); письменные и контрольные работы; контрольные домашние задания; рефераты по узловым вопросам курса; собеседование по пройденному материалу в ходе консультации; защита отчетов по лабораторным работам, представляемым студентами после их выполнения. Все перечисленные формы обратной связи не исключают друг друга и реализуются в разных видах учебной работы, а потому дополняют друг друга. Известно, что внутренняя обратная связь, осуществляемая в результате самоконтроля, является необходимым компонентом познавательной деятельности и зависит от сформированности у студентов способности к адекватной самооценке /4/.

2.5 система и методы проверки знаний в школе

В школе проводится текущая и итоговая проверка знаний. Для осуществления текущего контроля применяются следующие виды проверки: устный опрос, проверка письменных домашних работ, контрольные работы, повседневное наблюдение. Эти виды проверки проводятся на уроке в специально отводимое время, либо в процессе закрепления и выполнения упражнений, либо на специальном уроке (например, уроке контрольной работы).

Итоговая проверка производится также в форме устного или письменного опроса. Особой формой итоговой проверки знаний являются экзамены.

Устный опрос

Устный опрос - наиболее важный и широко распространенный, но вместе с тем и наиболее трудный вид проверки знаний, так как он во многом зависит от того, как ученики приготовили домашнее задание.

Основными методами устного опроса являются: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, уплотненный (комбинированный) опрос.

Индивидуальный опрос заключается в вызове ученика к доске для развернутого ответа на оценку. При этом от учащихся обычно требуется не простое воспроизведение текста учебника или пересказ сообщения учителя, а самостоятельное объяснение разнообразного материала, доказательство всех выдвигаемых положений, приведение своих примеров и т.д.

В последнее время все чаще индивидуальный опрос органически включается в общую работу, проводимую учителем для закрепления знаний, выработки умений и навыков и развития способностей учащихся. Главное заключается в том, чтобы организовать работу таким образом, чтобы на протяжении всего опроса все учащиеся активно работали.

Фронтальный опрос заключается в вызове многих учащихся для ответа на вопросы, требующие небольшого по объему ответа. Чаще всего это проводится для проверки знания материала, который нужно обязательно запомнить. Фронтальный опрос имеет много положительных сторон: учитель в относительно короткий отрезок времени может проверить знания у большого количества учащихся, побуждая к высокой активности; имеется возможность быстро проводить обобщение и систематизирующее повторение, что очень важно для перехода к новому материалу. Фронтальный опрос представляет собой удачное сочетание контролирующей и обучающей функции опроса, так как является, прежде всего, разновидностью устного упражнения по закреплению и заучиванию.

На практике фронтальный опрос очень часто сочетается с индивидуальным. Эффективность индивидуального и фронтального опроса обеспечивается в первую очередь умением учителя задавать вопросы учащимся, т.е. умением вести с ним проверочную беседу.

Уплотненный (комбинированный) опрос в вызове для проверки одновременно нескольких учеников, из которых один спрашивается устно, а остальные в это время выполняют по указанию учителя какие-либо письменные или практические задания по карточкам, по учебным или другим пособиям.

Одним из очень частых случаев применения уплотненного опроса является сочетание проверки на доске письменного домашнего задания с фронтальной работой, проводимой учителем с классом. В этом случае один - два ученика вызываются к доске для записи домашнего задания или задачи, а учитель в это время проверяет усвоение учащимися терминов, формулировок, определений, правил, дат и т.п. Эту работу учитель может в любую минуту прекратить, как только увидит, что один из учащихся готов отвечать.

Проверка письменных работ

В школе широко применяются практически по всем предметам письменные (или практические) домашние задания. Ведущей формой одновременной проверки знаний у всех учащихся являются письменные контрольные работы.

В проверке письменных домашних заданий контролирующая функция имеет меньшее значение, ибо учитель без специальной проверки не может убедиться, что работа учениками выполнена самостоятельно. Большое значение имеют здесь функции обучающая и воспитывающая.

Для того чтобы проверка знаний с помощью контрольной работы полностью выполняла присущие ей функции и была педагогически оправданной, следует учитывать ряд положений. Основными из этих положений являются следующие:

- учитель имеет право проводить контрольную работу лишь тогда, когда у него есть уверенность, что контрольная работа будет успешной, так как материал усвоен большинством учащихся;

- запрещается концентрация контрольных работ, как в конце четверти, так и в течение одной недели, тем более одного дня.

Обучающая функция контрольных работ проявляется главным образом при анализе и обсуждении допущенных ошибок после проверки учителем контрольной работы.

Контрольная работа - это очень эффективная форма контроля, которая позволяет проверить знания учащихся по сравнительно широкому кругу вопросов за относительно небольшой промежуток времени.

Контрольные работы являются, по существу, одной из форм итогового контроля, поскольку они даются по завершении изучения крупной темы или раздела курса.

Зачеты

Особой формой итогового учета являются зачеты, которые стали вводиться в школе в старших классах с 1959г.

Зачеты выставляются на основе учета всех видов проверки, применявшихся учителем во время работы учащегося над определенным разделом или темой курса. Если ученик неоднократно отвечал устно, делал доклад или сообщение, активно выступал на семинарах, удовлетворительно выполнял письменные работы, учитель выставляет ему зачет по данной теме. Это означает, что материал данной темы признан усвоенным. Если же у учителя есть сомнение в этом, он проверяет знания ученика по всей теме или тем частям, которые ранее не были усвоены.

При проведении зачетов учитывается работа учащихся во время уроков, результаты письменной работы по теме, а также оценки, полученные при устной проверке знаний.

Зачетная система не исключает текущей проверки знаний. Школьник должен готовиться к каждому уроку, а не оставлять проработку всей темы к концу ее изучения.

Зачетная система позволяет вести тематический учет знаний. Зачеты проводятся обычно на уроке во время самостоятельной работы. Главной трудностью такой проверки знаний является, несомненно, ограниченность времени, отводимого на изучение и контроль каждой темы.

Экзамены

Экзамены являются специальной формой итоговой проверки и оценки знаний учащихся, которая одновременно служит средством государственного контроля за работой каждого учителя и всей школы в целом. Экзамены проводятся под наблюдением и руководством органов народного образования.

В процессе проведения самих экзаменов проявляется только контролирующая функция этого вида проверки и оценки знаний.

Однако вызываемая перспективой экзаменов работа по повторению учебного материала придает экзаменам образовательное и воспитательное значение.

Экзамены помогают подытожить и систематизировать знания учащихся и в большей степени обеспечивают реализацию дидактического принципа прочности обучения. Они дисциплинируют учащихся, стимулируя их учение в течение года. Поэтому экзамены служат эффективным средством, помогающим повышению учебной работы.

Экзамены, как и текущая индивидуальная проверка знаний, были введены в школу после постановления ЦК партии от 25 августа 1932г.

Повседневное наблюдение

Для всех видов текущей и итоговой проверки знаний чрезвычайно большое значение имеет повседневное наблюдение учителя за каждым учащимся. Без опоры на него снижается эффективность всех методов обучения и специальных методов проверки знаний.

Систематическое наблюдение за учащимися в процессе работы над учебным материалом помогают учителю составить правильное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала и на этой основе планировать специальную проверку его знаний. Оно способствует индивидуальному подходу при применении различных методов проверки знаний к разным учащимся.

Полнота и ценность повседневного наблюдения во многом определяется отношения учителя к детям, его интересом к самому наблюдению за ними, всестороннему изучению и т.п., т.е. тем, насколько он любит свою профессию.

Некоторые учителя ведут специальные дневники, в которые записывают свои наблюдения за каждым из учащихся, отмечая их индивидуальные особенности, имеющиеся у них пробелы в знаниях, причины появления этих пробелов и т.п., или применяют какие-либо другие формы записи и составления индивидуальных памяток о каждом из учеников /3/.

Тесты.

Структурированные тесты как средство контроля знаний

С тех пор как образование стало массовым процессом, начались поиски повышения эффективности контроля знаний обучаемых, что привело к возрастанию интереса к тестовому контролю знаний. Контроль такого вида обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми: тесты можно проводить так часто, как это необходимо преподавателю, каждый испытуемый проходит тест с той скоростью, с какой ему удобнее. В конце теста выставляется объективная оценка, не зависящая от настроения преподавателя, его отношения к конкретному учащемуся, высчитанная от ответов на предыдущие вопросы. Тесты экономят время преподавателя, и это действительно так, если имеется в иду только проведение самого теста, особенно с использованием ЭВМ, когда оценка выставляется сразу же по окончании прохождения теста. Эти преимущества тестов приводят к их широкому использованию, но при этом нужно иметь в иду, что проведение тестов предполагает большую предварительную работу по подготовке и компоновке тестовых заданий /5/.

Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся производится только по конечному результату, при этом остаются не оцененными деятельность учащегося, его уровень развития и динамика обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.

Разработка тестового контроля включает следующие этапы:

1) определение целей тестирования (прогностические- связаны с профильной ориентацией учащихся, диагностические- связаны с уровневой дифференциацией обучения, ориентированные на обратную связь;

2) отбор и упорядочивание заданий;

3) компоновка тестов по блокам;

4) апробация;

5) проведение тестовых испытаний.

Тест (проба, испытание)- это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляются определенные требования: валидность, определенность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

- информационные навыки (узнает, вспоминает);

- понимание (объясняет, показывает);

- применение (демонстрирует);

- анализ (обдумывает, обсуждает);

- синтез (комбинирует, моделирует);

- сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).

Это позволяет определить уровень сложности теста /6/.

Тест представляет собой набор вопросов, которые выдаются пользователю в определенной последовательности. Самый простой способ организации тестов- выдача вопросов теста обучаемому последовательно одного за другим, пока не исчерпается весь набор. Тесты с такой последовательностью выдачи вопросов имеют линейную структуру. При линейной структуре вопросы могут выдаваться и в случайном порядке. Тесты с линейной структурой могут быть разбиты на секции. При тестировании сначала выдаются вопросы из набора первой секции, затем из набора второй и т.д. возможно и так называемая случайно- линейная выдача вопросов. В этом случае из каждой секции случайным образом выбирается заданная при создании теста число вопросов.

Другой способ организации тестов заключается в том, что вопросы теста выбираются по заданному автором количеству или по ключевым словам. Тесты могут быть созданы и с более сложной структурой- древовидной. Древовидная структура позволяет организовать тестирование в зависимости от уровня подготовленности обучаемого, с переходом от более простого вопроса к более сложному при успешном ответе и, наоборот, с переходом к более простому вопросу в случае неверного ответа. Такая структура позволяет получать многовариантные тесты.

Если несколько вопросов теста отображаются на одной экранной странице, то такой тест называют одностраничным. Если же каждый вопрос теста отображается на отдельной странице, то это многостраничный тест.

Желательно, чтобы выполнение теста имело ограничение по времени. При возможны следующие ситуации:

1) если время, отведенное на выполнение секции теста, истекло, то осуществляется переход к следующей секции;

2) превышение лимита времени учитывается при выставлении оценки за тест /7/.

Общие требования к тестам

В заданиях теста не должно быть лишних слов, каждое задание должно содержать четкие и короткие инструкции, ответы должны быть короткими и содержательными. По форме тестовые задания можно разделить на следующие основные группы:

- задание с выбором верного ответа (или несколько верных) из набора предлагаемых- тесты закрытого типа;

- ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым- тесты открытого типа.

При компьютерном тестировании вторая форма тестов трудно реализуется. Задания открытого типа иногда порождают ответы, которые формально трудно оценить ни как правильные, ни как неправильные. Поэтому при компьютерном тестировании чаще используют тесты закрытого типа. При этом следует иметь в виду, что неправильные варианты ответов должны быть правдоподобны. Удачно составленные задания отвлекают внимание примерно половины испытуемых, незнающих правильного ответа на вопрос. Обязательным условием и основным этапом при разработке и формировании теста является оценка его качества, трудности и надежности. Опыт разработки тестов показывает, что создание качественного теста предполагает совместную работу преподавателя- предметника со специалистами по тестам. Оценка качества теста достигается путем обсуждения несколькими экспертами формы, содержания теста и вариантов ответов. Трудность теста можно определить экспериментально (по частоте появления верных ответов на задания), надежность же тестов характеризуется воспроизводимостью результатов при повторном тестировании и также может быть установлено экспериментально.

Одним из наиболее трудоемких этапов в разработке тестов является этап составления заданий. Тест должен отражать контролируемый материал, не содержать избыточных заданий, соответствовать целям тестирования. Под структурой теста будем понимать определенный порядок связывания заданий в тесте: задания считаются связанными, если верный (неверный) ответ на одно задание предполагает верный (неверный) ответ на другое. В этом случае при ответе на одно задание учитываются ответы на все задания, структурно с ним связанные. Для такой структуры естественно выстроить все задания теста по степени сложности и установить между ними связи.

Контроль осуществляется следующим образом: тестируемому предъявляется некоторое задание. Если задание выполнено верно, предполагается, что также верны результаты всех заданий, предшествующих выбранному на данном шаге. Если результат неверный, то предполагается неверными результаты всех заданий следующих в структуре теста за выполненным. Далее выделенные таким образом задания отсекаются (включая предъявленное задание), и формируется новая структура из заданий с еще неопределенным результатом, из числа которых выбираются очередные задания для предъявления тестируемому. Таким образом, данный алгоритм позволяет исключить из запроса те задания, ответы на которые предопределены ответами на уже заданные.

НВ каждом шаге вычисляется количество правильно выполненных заданий. Опрос завершается, если это количество станет большим или равно некоторой величине, заданной преподавателем и определяющей полноту опроса. Такой алгоритм позволяет проводить опрос начиная с более легких или со сразу сложных заданий в зависимости от целей тестирования /5/.

Уровни тестов

Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне знакомства) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий, направленных на узнавание. Это распознавание, различения, классификация объектов, явлений и понятий. Тесты первого уровня- это тесты на опознания («да»- «нет») и тесты на различение (избирательные или выборочные).

Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнение действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения. Например:

А) дополните текст…….;

Б) напишите формулу……..;

В) нарисуйте схему………….

В случае а) испытуемый должен дать полную формулировку, в случае б) необходимо написать лишь нужную формулу, в случае в) требуется вставить по памяти расположение элементов.

Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнение или подстановку, тесты на понимание и воспроизведение. Тесты третьего уровня требуют от испытуемого умение применить усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. При этом всегда имеет место продуктивная деятельность учащегося в результате которой приобретенные знания проверяются на уровне умений. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения без его существенного преобразования. Воспроизведение и использование знаний происходит в том виде, в котором они были усвоены в процессе обучения.

Тесты четвертого уровня требуют таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной, незнакомой ему ситуации.

Следует подчеркнуть также важность оценки трудности теста. Нередко составители теста путают трудность теста со сложностью измеряемого или интеллектуального процесса. Задание или тест, требующий простого воспроизведения, может быть очень трудным из-за некорректно поставленного вопроса или большого объема элементарных операций. С другой стороны, тест, требующий интерпретации данных или применения принципов решения, может быть простым, потому что сами принципы или методы решения хорошо известны.

Свойства тестов

Тесты должны обладать следующими свойствами:

- валидность (адекватность, обоснованность);

- определенность (общепонятность);

- надежность;

- практичность;

- простота в использовании;

- прогностическая ценность.

Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и на сколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.п.), для оценки которого он предназначен. Не обладающие валидностью тесты непригодны для практического использования. Выделят три типа валидности:

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать