Использование компьютерно-информационных технологий в организации проектной деятельности по математике

Использование компьютерно-информационных технологий в организации проектной деятельности по математике

38

Содержание

Введение

§1. Проектная деятельность в учебном процессе

1.1 Метод учебного проекта в школьном образовании

1.2 Виды учебных проектов

1.3 Этапы проектной деятельности

1.4 Результаты проектной деятельности

§2. Компьютерно-информационные технологии

2.1 Компьютер как предмет обучения и средство обучения

2.2 Интерактивная доска

§3. Использование компьютерно-информационных технологии в организации проектной деятельности

Заключение

Литература

Приложения

Введение

В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном математическом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Многие ученые, учителя - новаторы, методисты ищут пути и способы решения этой проблемы. В результате этого возник метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Он предполагает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где и как я могу эти знания применить» -- вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы и в последнее время широко внедряется в них.

Применяя компьютерные технологии в качестве средства исполнения проекта, расширяются возможности творческой самореализации ученика, развиваются его способности, так как ему приходится работать с информацией, необходимой для раскрытия темы проекта, и с информацией, необходимой для практической реализации проекта при помощи тех или иных программных средств.

Представляя результаты работы, дети учатся формулировать свои мысли, выделять наиболее существенные моменты, отстаивать свою точку зрения, опираясь на убедительные аргументы, принимать и оценивать критику.

Обеспечивая разумное соответствие между теорией и практикой, между знаниями и умениями, технология проектной деятельности создает условия для организации эффективной учебной деятельности учащихся.

Цель курсовой работы заключается в изучении возможности применения компьютерно-информационных технологий в организации проектной деятельности учащихся по математике.

Для достижения поставленной цели целесообразно решить следующие задачи:

· подобрать материал по теме исследования;

· изучить понятия «метод проектов», «информационные технологии», «компьютерные технологии»;

· привести, в качестве примера, разработку одного занятия кружка по математике с применением компьютерных технологий;

· оформить работу в компьютерном виде.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения? списка литературы и трёх приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи работы. В §1 рассматриваются понятия «проект», «метод проектов», раскрывается сущность проектной деятельности, приводится классификация проектов, перечень умений и навыков, которые приобретают учащиеся в процессе проектной деятельности. В §2 формулируются определения таких понятий, как «информационные технологии», «компьютерные технологии», описывается применение компьютерных и информационных технологий в процессе обучения. В §3 приводится разработка одного занятия кружка по математике в физико-математическом профиле в 10 классе.

§1. Проектная деятельность в учебном процессе

1.1 Метод учебного проекта в школьном образовании

В основе проектной деятельности учащихся лежит педагогическая технология обучения, которая так и называется -- метод проектов.

Этот метод возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи (осуществлявщего свои исследования в экспериментальной "школе-лаборатории" при Чикагском университете), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Проект - это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно - урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.

С позиций педагогики проектную деятельность можно считать действенным средством воспитания разума, что является одной из важнейших целей образования. Антиподом проектирования является репродуктивное использование известных решений, повторение пройденного и известного. Проектирование следует искать там, где есть восхождение, диалектическое развитие от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего к удовлетворяющему новым потребностям улучшения технико-экономических и социальных показателей производства, по большому счету -- потребностям людей.

Умение пользоваться методом проектов -- показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Организация проектной деятельности требует знания специфики этой деятельности и понимания её целей и задач: стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Где, каким образом? Это может подсказать учитель, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Школа - это очень сложный организм, в котором одно из важных мест отведено учителю. Учитель - это человек, работающий на будущее. Поэтому, чтобы соответствовать духу времени, помочь детям организовать их проектную деятельность, необходимы приёмы, методы, средства, позволяющие учителю эффективно учить, а ученикам - эффективно учиться.

Роль учителя в проектной деятельности состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта он должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели; специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех) областях; консультант, помогающий организовать работу; руководитель, помогающий планировать работу по времени; «человек, задающий вопросы», помогающие увидеть ошибки и недочеты работы; координатор группового процесса; эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

1.2 Виды учебных проектов

1)
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

§ Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

§
Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

§ Информационный проект - направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

§ Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

2) Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.

По комплексности (предметно-содержательной области):

§ Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант- учитель другой дисциплины. Могут быть математическими, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

§ Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов:

§ Внутриклассные,

§ Внутришкольные,

§ Региональные (в пределах одной страны),

§ Международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, использование средств современных компьютерных технологий.

3) Классификация проектов по продолжительности.

§ Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

§ Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

§ Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

§ Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму (приложение 1) проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

1.3 Этапы проектной деятельности

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя следующие основные этапы: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления полученных результатов. Логика каждого из этих этапов определяет ролевое содержание деятельности участников работы над проектом: учащихся, учителей, консультантов.

Этап предпроектной подготовки включает в себя:

· формирование проектной группы;

· выбор научных руководителей;

· выбор и формулирование темы проектной работы;

· формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;

· обоснование методов исследования;

· разработка плана и структуры исследования;

· изучение источников и литературы по теме.

На этапе планирования:

· определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные);

· дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;

· обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;

· определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

На организационно-исследовательском этапе:

· расписывается последовательность выполнения проектной работы;

· распределяются конкретные задания;

· собирается и обрабатывается информация; источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет; готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;

· оформляются результаты исследования, и готовится отчет.

1.4 Результаты проектной деятельности

Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполнением проектов. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это формирование общеучебных умений и навыков у учащихся:

§
Рефлексивные умения:

§
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

§ Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

§ Поисковые (исследовательские) умения:

§ Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

§ Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

§ Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

§ Умение находить несколько вариантов решения проблемы

§ Умение выдвигать гипотезы

§ Умение устанавливать причинно-следственные связи

§ Умения и навыки работы в сотрудничестве:

§ Навыки коллективного планирования

§ Умение взаимодействовать с любым партнером

§ Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

§ Навыки делового партнерского общения

§ Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

§ Менеджерские умения и навыки:

§ Умение проектировать процесс (изделие)

§ Умение планировать деятельность, время, ресурсы

§ Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

§ Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

§ Коммуникативные умения:

§ Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

§ Умение вести дискуссию

§ Умение отстаивать свою точку зрения

§ Умение находить компромисс

§ Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

§ Презентационные умения и навыки:

§ Навыки монологической речи

§ Умение уверенно держать себя во время выступления

§ Артистические умения

§ Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

§ Умение отвечать на незапланированные вопросы

§2. Компьютерно-информационные технологии

2.1 Компьютер как предмет обучения и средство обучения

«Информационные технологии - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова).

Информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии - это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации - это не передача знаний.

В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:

· Компьютерное программное обучение - обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;

· Изучение с помощью компьютера - самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;

· Изучение на базе компьютера - использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;

· Обучение на базе компьютера - всевозможные формы передачи знаний обучаемым.

· Оценивание с помощью компьютера - передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;

· Компьютерные коммуникации - программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

Свойства Internet:

1. Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.

2. Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

1. Microsoft Word - это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).

2. Microsoft Excel - это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.

3. Microsoft Access - программа, предназначенная для формирования баз данных.

4. Microsoft Publisher - программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.

5. Paint - программа для рисования.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать