Использование дидактических игр для развития внимания на уроках математики в 5 классах
p align="left"> 4. Домашнее задание: № 1262, 1263.

5. Итог урока.

Самоанализ.

В начале урока сообщены тема и цели. Урок был практического характера. Для активизации учащихся на этапе «Устные упражнения» проводилась дидактическая игра «Муха». На этот раз дидактическая игра была достаточно сильно осложнена. Вниманию детей была предоставлена таблица с десятичными дробями, только теперь ряды не подписывались.

При первом чтении учителю пришлось зачитывать цепочку во второй раз, так как дети были возмущены тем, что ряды не подписаны и они не могут считать таким образом. Однако учитель не пошёл на уступки, сохранив правила игры.

При втором чтении учащиеся слушали внимательно учителя, а он в свою очередь делал долговременные паузы между действиями. Таким образом, давал подумать учащимся и сосчитать.

Однако при опросе было выявлено, что 5 человек из всего класса не получили ответа, так как сбились, запутались. У 6 человек получился один и тот же ответ, и он был верным. У 3 опрошенных учащихся получились разные варианты ответа. (Приложение 7)

При втором чтении результаты улучшились. Это можно объяснить тем, что детям была ясна дидактическая ситуация. Из 15 опрошенных учащихся, только двое допустили ошибку в вычислениях. (Приложение 7)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при новых правилах или изменениях правил, учащиеся теряются, сбиваются. В этой игре развивается не только внимание учащихся, но и ориентация в пространстве. Успешных результатов в игре можно добиться лишь тогда, когда дети хорошо знают правила игры, а игровая ситуация должна быть знакома учащимся. Дети работали на уроке активно, поэтому план был выполнен. Цели реализованы.

Конспект урока математики

по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цели:

- обобщение и закрепление знаний, умений и навыков учащихся по данной теме;

- развитие внимания, математической речи учащихся;

- воспитание интереса к предмету, самостоятельности.

Оборудование: раздаточный материал к самостоятельной работе.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Устные упражнения. Игра «Коллективный счет».

Правила и игровые действия. Класс разбивается на команды по рядам парт. По каждому ряду парт передают лист бумаги с написанным на нем произвольным числом: для 1 ряда - 217, для 2-го ряда -317, для третьего - 472. Каждый из учеников, сидящий первым в своем ряду, должен прибавить к написанному числу 1, вторым - к полученной сумме - 2, третьим - к полученной сумме - 3 и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно выполнит работу.

3. Работа по теме урока.

3.1. Работа с учебником.

№ 1227 (у доски)

№ 1228 (а,б,в - у доски; г,д,е - самостоятельно).

4. Самостоятельная работа. (20 минут).

5. Итог урока.

Самоанализ.

В начале урока сообщены тема и цели. На этапе «Устные упражнения» проводилась дидактическая игра «Коллективный счет». Задача учеников заключалась в следующем: быстро сконцентрировать внимание на задании, посмотреть на предыдущий пример, увидеть, какое число прибавлял сосед, и какая сумма у него получилась, переключить внимание на свой пример.

Эта игра командная. И, конечно, каждый ученик старался действовать быстро, чтобы не подвести товарищей. Однако, команды были очень возбуждены, особенно, когда считали последние игроки, своими криками они мешали друг другу. Учителю пришлось убедить детей в том, что они только ухудшают ситуацию своей недисциплинированностью.

Все же задача была не так сложна, поэтому все команды справились с заданием. Были выявлены победители и проигравшие.

Таким образом, в данной игре у учащихся развивались следующие качества внимания: сосредоточенность, концентрация, переключаемость. В игре «Коллективный счет» создаются такие условия, в которых каждый ребенок получил возможность самостоятельно действовать.

Перед самостоятельной работой были решены два номера для того, чтобы настроить учащихся на серьезную работу. План урока был выполнен. Урок достиг своих целей.

Конспект урока математики

по теме «Приближенные значение чисел. Округление чисел».

Цели:

- знакомство учащихся с понятием приближенного значения чисел, округлением чисел;

- обучение учащихся определению приближенного значения числа, округление десятичных дробей; развитие внимания.

- воспитание интереса к предмету.

Оборудование: карточки к устным упражнениям.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Устные упражнения. Игра «Найди слово».

Дидактическая задача: каждому ученику выдаётся карточка с буквами.

Задача учеников: среди букв найти математические термины. Смотреть по строчкам. Термины подчеркивать карандашом.

1 вариант

авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениепрививкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникпточкатронсопуговказсмеязнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислительпрожникь

2 вариант

светплюсгрозаборминускосфьросокмирнапирогечазадачабусмузыкаскругмохромиаквадратсеникзпмфцыпрямоугольникпряникфчзверьпримервгзснщяюхфчсмноыщкделениеплнесотврекпрнсуммакросс

3.Объяснение нового материала.

3.1. Актуализация знаний учащихся.

3.2. Рассказ учителя.

3.3. Работа над правилом.

4.Закрепление изученного материала.

4.1. Работа с учебником

№ 1272 (у доски, цепочкой).

№ 1274 (у доски, цепочкой).

5. Домашнее задание: № 1297, 1301.

6. Итог урока (вопросы после параграфа).

Самоанализ.

В начале урока сообщены тема и цели. На этапе «Устные упражнения» проводилась игра «Найди слово».

Перед детьми была поставлена дидактическая задача. К игре подготовлен раздаточный материал. Каждый ученик работал самостоятельно. Учителем было сделано предупреждение, чтобы дети внимательно послушали задание, т.к. среди букв встречаются не только математические термины, но и другие слова. Задача же детей состояла в том, чтобы отыскать математические термины. Однако когда ребята начали работу, учителю был задан вопрос от ученика: «А другие слова тоже надо подчеркивать?». Это говорит о том, что не все слушали задание внимательно даже после предупреждения учителя.

Учащиеся справились с заданием: отыскали все слова. Ученик, отвечавший на задание 1 варианта, не нашел слова «точка», но его ответ дополнили.

В данной игре у учащихся развивается устойчивость внимания, потому что эта деятельность требует от детей умения поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько им необходимо. Также эта игра способствует развитию объема внимания, так как все буквы в строчке воспринимаются ребенком с одинаковой степенью отчетливости.

Эта игра не готовила учащихся к изучению новой темы, поэтому учителю пришлось актуализировать знания учащихся по теме «Разложение числа по разрядам». Однако план урока был выполнен полностью. Цели урока реализованы.

Конспект урока математики

по теме «Приближенные значение чисел. Округление чисел».

Цели:

- закрепление знаний учащихся по теме;

- развитие математической речи учащихся, внимания, познавательного интереса;

- воспитание аккуратности.

Оборудование: раздаточный материал к игре.

Ход урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Устные упражнения. Игра «Составь ряд».

Дидактическая задача: каждый ряд получает карточку с заданием.

Задача учащихся: округлить дробь до сотых. После округления всех дробей последнему игроку нужно записать полученные числа в порядке возрастания. Побеждает тот, кто выполнил всё правильно и быстро.

Оформление карточки:

Округлите до сотых:

1) 2,0567 ? 5) 2,0455 ?

2) 8,7613 ? 6) 2,1432 ?

3) 9,5731 ? 7) 5,6783 ?

4) 1,7164 ? 8) 8,7658 ?

3. Работа по теме.

3.1. Работа с учебником.

№ 1270 (устно).

№ 1274 (по цепочке у доски).

№ 1276 (у доски).

№ 1273 (самостоятельно).

№ 1277 (дополнительно).

4. Домашнее задание: № 1298, 1299, 1302.

5. Итог урока.

Самоанализ.

Детям были сообщены тема и цели урока. На этапе «Устные упражнения» проводилась игра «Составь ряд».

Данная игра закрепляет знания и умения учащихся по теме урока. В игре «Составь ряд» у детей развивается устойчивость внимания, так как ученику необходимо поддерживать уровень внимания все время, которое он тратит на выполнение задания.

Результат игры зависит в большей степени от последнего игрока, поэтому ему нужно быть предельно внимательным, то есть у него должна быть хорошо развита переключаемость внимания. Его задача заключается в том, чтобы из полученных чисел выбрать самое маленькое, а затем записать его в ряд, потом найти число, больше предыдущего и записать в этот же ряд, т.е. происходит переключение внимания от одного задания к другому.

С этим заданием справились только 2 ряда, а ученики третьего ряда допустили ошибку. Кто-то из учащихся неправильно округлил дробь, поэтому ряд был составлен неверно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребята слушают учителя более внимательно, так как вопросов по правилам игры не было. Каждый понял свою задачу. Во время работы на уроке ребята внимательно читали задания, так как тема «Округление чисел» требует особого внимания. Учащимся нужно увидеть разницу между названиями разрядом «сотен» и «сотых», «десятков» и «десятых». Обычно из-за невнимательного чтения задания ребята допускают ошибки при их выполнении, поэтому учитель на уроке требовал особого внимания от детей при чтении условия задания. Конечно, ученики допускали ошибки, но с самостоятельной работой справились хорошо.

План урока выполнен. Цели реализованы.

Таким образом, дидактические игры, проведённые на уроках, способствовали развитию таких качеств внимания, как устойчивость, переключаемость, объем, концентрацию, а также помогали в усвоении нового материала, в закреплении знаний, умений и навыков, активизировали деятельность учеников, вызывая интерес к уроку.

2.2. Результаты исследования влияния дидактических игр

на развитие внимания учащихся 5 классов

Педагогический эксперимент чаще всего преследует цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (методы, приемы, формы организации учебной или воспитательной работы). Это значит, что с помощью эксперимента может и должна быть установлена причинная связь между проверяемыми педагогическими воздействиями и их результатом. Психология и физиология дают ключ к раскрытию психологических и физиологических механизмов связи между педагогическим воздействием и его результатами.

В данной работе сделана попытка раскрытия связи воздействия дидактической игры на развитие внимания учащихся. Для того чтобы показать эту связь, автором работы проведены 3 эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

Исследование проходило на базе Лысьвенской школы № 13.

Задачи экспериментальной работы:

· провести диагностику «Корректурная проба Бурдона» [7,37];

· подобрать и апробировать дидактические игры на развитие внимания;

· провести контрольную работу;

· выявить влияние дидактических игр на развитие внимания учащихся;

· сделать выводы по работе.

Констатирующий эксперимент.

Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого. Это разовый «срез», дающий данные состояния исследуемого объекта. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности. Это даёт основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик.

Цель эксперимента: выявление уровня развития внимания у учащихся на исходном этапе эксперимента. Для реализации этой цели автором работы в 5А и 5Б классах была проведена диагностика «Корректурная проба Бурдона».[7,37]

Цель диагностики: определение степени устойчивости и переключаемости внимания.

При выполнении задания учащимся давался бланк с рядами, расположенными в случайном порядке букв и предлагалось за 5 минут просмотреть в каждой строчке все знаки, зачёркивая буквы следующим образом к с, а букву а обвести в круг а , таким способом определялась степень устойчивости внимания.

Результаты диагностики занесены в таблицу. (Приложение 8)

Анализируя таблицу, получились следующие результаты. (Приложение 9(а))

Данная диаграмма позволяет сделать вывод о том, что в 5А классе 77% человек имеют высокую степень устойчивости внимания, у 11,5% человек устойчивость внимания развита средне, 11,5% человек показали низкий результат.

В 5Б классе высокую степень устойчивости внимания имеют 60% учеников, среднюю - 20% и низкую - 20% учащихся.

Таким образом, у большинства пятиклассников в обоих классах устойчивость внимания на данном этапе эксперимента развита достаточно хорошо. Однако не все учащиеся могут долговременно сосредотачивать внимание на работе, а значит, нуждаются в помощи.

Для выявления коэффициента переключаемости учащиеся 5-х классов была предложена аналогичная работа, только теперь им нужно было в первой и второй строчке вычёркивать буквы в и н, а в третьей к и д и время увеличивается до 9 минут.

Полученные результаты занесены в таблицу. (Приложение 8)

Исследуя данные сведения, получились следующие результаты. (Приложение 9(б))

Более точное процентное соотношение выглядит следующим образом. В 5А классе 69% человек показали низкий результат, то есть коэффициент переключаемости у них ниже среднего; 31 % учащихся дали более высокие результаты. В 5-6 классах 40% человек имеют высокий коэффициент переключаемости.

Однако большинство учащихся данного класса, т.е. 60% человек, показали низкий уровень развития переключаемости внимания.

Таким образом, констатирующий эксперимент подтвердил существование проблемы недостаточного развития внимания у пятиклассников. С помощью исследования видно, над чем нужно работать и какие качества внимания нужно развивать у учащихся.

Для выбора экспериментального и контрольного класса были проанализированы результаты контрольной работы по теме «Обыкновенные дроби» (Приложение 10,11,12).

Данную работу в 5А классе на «5» написали 19% учащихся, на «4» - 42% учеников, на «3» - 31% учащихся, на «2» - 8% учащихся. в 5Б классе эту же работу ученики написали следующим образом: на «5» - 28%, на «4» - 36% учеников, на «3» - 24% учеников, на «2» - 12% учащихся.

Таким образом, оказалось, что оба класса по уровню развитию примерно одинаковые. По этой причине экспериментатором произвольно были выбраны экспериментальный - 5А и контрольный 5Б классы. На выбор также повлияла дисциплинированность учащихся 5А класса. Очень важен быстрый переход от игры к работе по теме урока, конечно, в дисциплинированном классе легче осуществлять этот переход.

Формирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, т.е. оно исследуется в ходе собственного формирования в естественной ситуации выполнения деятельности.

В таком эксперименте формирование и исследование становления и развития изучаемого свойства осуществляется в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, организации взаимодействия на учащихся, которые одновременно являются и испытуемыми. В формирующем психолого-педагогическом эксперименте планомерно и целенаправленно взаимодействуют все участники образовательного процесса для достижения прогнозируемого экспериментатором уровня развития изучаемых свойств.

С целью выяснения влияния дидактической игры на развитие внимания в экспериментальном классе было проведено 12 уроков с использованием дидактических игр [см. 2.1.]. На уроках дети 5А класса ознакомились с играми: «Будь внимателен!», «Раз словечко, два словечко…», «Разгадай шифр», «Игра для внимательных», «Коллективный счет», «Найди слово», «Составь ряд», «Муха». Последняя игра на уроках проводилась многократно, так как в ней развивается как устойчивость, так и переключаемость внимания, а также память. На каждом уроке она проводилась в разной вариации: постепенно усложнялись правила игры. Первый вариант был самый простой: нужно было найти сумму натуральных чисел, и ряды подписывались. Второй вариант был осложнён тем, что слагаемыми являлись десятичные дроби, но ряды так же подписывались. Третий вариант игры вызывал трудность у учащихся в том, что числами были десятичные дроби, и ряды не подписывались.

Игры проводились на этапе «Устные упражнения» и носили развивающий характер.

В командных играх «Разгадай шифр», «Составь ряд» ребята учились сотрудничать, проявляли самостоятельность, выдержку, терпение, так как пятиклассники очень эмоциональны.

Важной задачей учителя является: умело контролировать процесс игры, не допустить ссоры между учениками, настроить учащихся на дальнейшую работу на уроке.

Таким образом, из урока в урок проводились игры, и автором работы было замечено, что ученики становятся более внимательными, не отвлекаются, когда учитель читает цель задания, а значит, дидактические игры в той или иной степени способствуют развитию внимания учащихся.

Контрольный эксперимент.

Цель: подтверждение или опровержение гипотезы, выдвинутой в данной работе.

Контрольный эксперимент проводился в форме контрольной работы по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей». Контрольная работа была составлена на два варианта (Приложение 13). В контрольную работу было включено задание на внимание: пример на сложение десятичных дробей (Задание № 2(а))

Учащиеся должны были самостоятельно увидеть, что пример решается удобным способом.

Результаты контрольной работы отражены на диаграмме и в таблице (Приложение 14,15)

Таким образом, в 5А классе 35% учащихся написали работу на «5», 38% учащихся на «4», 23% учеников на «3», 4% учащихся не справились с работой. пример на внимание в этом классе решили 88% учащихся, из них данный пример решили удобным способом 52%

В 5Б классе 24% учеников справились с работой на «отлично», 40% написали работу на «4», 28% человек на «3» и 8% учащихся на «2». В этом классе пример на внимание решили 72% учащихся, из них удобным способом данный пример решили только 22% учеников.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что процент качества выполнения контрольной работы в 5А классе выше на 9% и количество учащихся, решивших пример на внимание в 5А классе на 30% больше, чем в 5Б.

Таким образом, контрольный эксперимент подтверждает гипотезу, а, значит, использование дидактических игр на уроках математики влияет на развитие внимания учащихся 5 классов.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов

Сравнение диаграмм наглядно показывает, что учащиеся 5А класса со второй контрольной работой справились лучше, чем учащиеся 5Б класса. Однако в том и другом классе в обеих контрольных работах преобладающей оценкой является «4».

Сравнивая результаты двух контрольных работ получилось, что в 5А классе «5» увеличилось на 16%, «4» уменьшилось на 4%, «3» уменьшилось на 8% и «2» уменьшилось на 4%. В 5Б классе получились такие результаты: «5» уменьшилось на 4%, «4» уменьшилось на 4%, «3» увеличилось на 4% и «2» увеличилось на 4%.

Итак, из анализа диаграмм можно сделать вывод о том, что учащиеся экспериментального класса улучшили результаты. Можно предположить, что именно внимательное чтение заданий, условий задач помогли учащимся данного класса лучше справиться с работой.

Таким образом, по экспериментальной работе можно сделать ряд выводов:

· констатирующий эксперимент показал, что проблема недостаточного развития внимания у пятиклассников существует и имеет место;

· формирующий эксперимент выявил, что использование дидактических игр на уроках математики в той или иной степени способствует развитию внимания учащихся;

· контрольный эксперимент подтвердил гипотезу, поставленную в работе, то есть использование дидактических игр на уроках математики влияет на развитие внимания учащихся.

Заключение

Целью данной работы явилось обоснование использования дидактических игр на уроках математики, как средства развития качеств внимания школьников. Была изучена и проанализирована психолого - педагогическая литература в соответствии с темой, подобраны дидактические игры, способствующие развитию качеств внимания. Проведено 12 уроков математики в пятых классах с использованием дидактических игр и выявлена значимая роль игры на уроках математики.

Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснения учителя. Дидактические игры требуют от детей активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения, сосредоточенного внимания.

В свою очередь, дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер.

«Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала». [13,4]

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации.

У учащихся необходимо развивать внимание, так как на его основе формируется особая черта личности - внимательность. «Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая как черта личности, имеет большое значение в общем психическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее». [4, 43]

Итак, констатирующий эксперимент показал, что внимание учащихся 5 классов развито недостаточно хорошо. С помощью формирующего эксперимента было выявлено влияние использования дидактических игр на уроках математики в 5 классах для развития внимания у учащихся в той или иной степени. Контрольный эксперимент проходил в форме контрольной работы. В результате выявилось, что использование дидактических игр на уроках математики способствует развитию внимания и не оказывает отрицательного эффекта на качество знания учащихся.

Таким образом, контрольный эксперимент подтвердил гипотезу, поставленную в начале работы.

Цель реализована, задачи решены.

Выполняя данную работу, автор училась анализировать свою деятельность, деятельность учащихся, также училась общению с детьми, с педагогами. Была проделана большая работа по обработке результатов диагностирующих методик.

Данная работа может использоваться студентами Кунгурского педагогического училища и учителями средних общеобразовательных школ при подготовке к урокам.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания у школьников / Б.Г.Ананьев.- М.: Бук - мастер, 2003.- 135с.

2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1985. - 160с.

3. Выпускная квалификационная работа: Учебно - методическое пособие / сост. Л.А.Дубровская.-Пермь,2003.-32с.

4. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н.Гоноболин. - М.: Педагогика,1973.

5. Данилов, А.П. Психологические «штучки» на уроке математики // Математика,2006. - №18. - с.31 - 32.

6. Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е.Е. Данилова.-М.: Академия,1998 -160с.

7. Дидактические игры в детском саду // сост. А.И.Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 96с.

8. Зак, З.А. 600 игровых задач для развития внимания детей / З.А.Зак. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 192с., ил.

9. Захарова, С.И. Математику учим в игре // Начальная школа. - 2000. - №8. - с.40 - 42.

10. Иремошкина, Л.В. Развитие внимания детей / Л.В.Иремошкина. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 153с.

11. Картер, Ф. Развивайте интеллект: упражнение для развития творческого мышления, памяти, внимания, сообразительности и интеллекта / Ф.Картер. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 136с.

12. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников/А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. - М.: Бук - мастер, 19 93. - 190с.

13. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В.Г.Коваленко. - М.: Просвещение, 1990. - 96с.

14. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ / В.А.Крутецкий.-М.:Просвещение,1980.-350с.

15. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А.Люблинская. -М.: Просвещение, 2000.- 415с.

16. Методы начального обучения математике. Сборник для детей / под ред. Л.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 2005.

17. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 2001.

18. Рочев, В.П. Основы внимания и памяти / В.П.Рочев, Л.И.Рочева. - Пермь: Академия развития, 2006.

19. Селевко, Г.К. Познай себя / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 2006. - 98с.

20. Ситников, Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 - 6 кл. // Математика в школе. - 2003. - № 2. - 24с.

21. Спиваковская, Т.В. Игра - это серьезно/ Т.В.Спиваковская. - М.: Педагогика, 2001. - 123с.

22. Степанов, С. Внимание// Школьный психолог. - Издательский дом «Первое сентября». - 2002. - № 18. - 25с.

23. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. - Р/Д.: Феникс,1997. - 736с.

24. Чилингирова, Л. Играя, учимся математике / Л.Чилингирова, Б.Спиридонова . - М.: Просвещение, 1993. - 191с.

25. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике / М.Ю.Шуба. - М.: Просвещение, 2003. - 222с.: ил

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать