Исследование мотивов учебной деятельности учащихся

Исследование мотивов учебной деятельности учащихся

12

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы мотивации учебной деятельности

1.1.Мотив и мотивация

1.2. Пути формирования учебной мотивации

Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

2.1. Методика проведения исследования

2.2.Коррекционная работа по формированию учебной мотивации

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Актуальность темы.
Наблюдение за работой учителей показывает, что они да-леко не всегда уделяют должное внимание мотивации уча-щихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исхо-дят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узна-ет, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нель-зя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, си-дящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый чело-век не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись, вставать и рано утром идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение учителя к нему передалось ученикам класса, поэто-му многие из них тоже относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет работу. Учитель должен посто-янно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

В этой связи стоит вспомнить В.Ф.Шаталова. Его главная заслуга, по нашему мнению, не в конспектах и опорных пунк-тах, а в том, что он снял у детей страх перед школой, сделал ее местом детской радости. А ребенку школа должна обязатель-но приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но и забота об успешности учебной дея-тельности. В свое время Л.Фейербах писал, что то, для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума.

Задача учителя прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него же-лание усваивать новый материал, научиться работать с ним.

Психологическое изучение мотивации и ее формирова-ние - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности уче-ника. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз-вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.

Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и даль-нейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складыва-ется мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюде-ния за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благода-ря чему учитель может делать достаточно достоверные вы-воды, намечать и корректировать пути формирования.

Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

изучить литературу по теме «Мотивация учения и ее формирование»

рассмотреть методику формирования мотивации учащихся

провести исследование на формирование мотивации учебной деятельности

Для решения поставленных задач использованы следующие научно - исследовательские методы: методические (социально педагогический - наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы, экспериментальный и статистический методы).

Объект исследования: мотивация учебной деятельности.

Предмет изучения - пути формирования мотивации учебной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что, если содержание обучения направлено на мотивацию учебной деятельности, то оно должно способствовать появлению глубокого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литература.

Глава 1.Теоретические основы мотивации учебной деятельности

1.1.Мотив и мотивация

В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне[11,79].

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойст-ва субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоя-тельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведениях[11,89].

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние сти-мулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как цикли-ческого процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразо-вания, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое пове-дение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций[11,101].

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа, и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, coциальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена[11,103].

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие -- цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, свя-занное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную по-требность[11,106]. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобраз-ной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее яркое в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержа-ние сознания, которое воспринимается человеком как непосредствен-ный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачи-вающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, веро-ятно, хранятся, в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние' познавательного характера, которое, как правило, напря-мую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент вре-мени потребностью. Интерес к себе может, вызвать любое неожидан-ное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание. Любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель[11,108].

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средст-ва. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препят-ствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же нecпeцифичнa для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения -- это сиюминутно возникающие и доволь-но часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, одна-ко выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструмен-тальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направлен-ность, поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бес-сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляю-щие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.

Любой учитель знает, что заинте-ресованный школьник учится луч-ше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устой-чивого познавательного интереса должны быть направлены развива-ющие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно проду-манные методы и приемы подачи учебного материала. Интерес играет важную роль в мо-тивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учи-теля сами должны испытывать ис-кренний интерес к своей деятель-ности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. По-ведение, ориентированное на дос-тижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения ус-пеха. Известно, что учащиеся, мо-тивированные на успех, предпочи-тают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Други-ми словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, пере-оценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успе-хи. В этой связи педагогу необхо-димо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и диффе-ренцированно подходить к оцени-ванию результатов выполнения по-ставленных задач. Оценивая результат, учитель обыч-но сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психоло-гически более оправданно сравне-ние сегодняшних собственных ре-зультатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормати-вом. Познавательный интерес фор-мируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способно-сти оцениваются позитивно. Направленность учебной мотива-ции школьника и его статус как ученика в классном коллективе взаимосвязаны. В доброжелатель-ной атмосфере у школьников раз-виваются позитивные навыки об-щения. Однако часто случается так, что школьников сковывают страх перед плохой оценкой, кри-тикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве «своего». Неспособность (по раз-личным причинам) принимать уча-стие в жизни класса, а также опре-делять свои цели приводит к воз-никновению трудностей в школе чаще, чем невысокие интеллекту-альные возможности. Специально-го внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т.п.) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо не-благоприятных условиях -- и к ее деградации. В случае долгого пре-бывания в такой группе отрица-тельные отношения порождают тревожность и фрустрацию. Научное понятие «тревожность» в повседневном языке выражают та-кие слова, как беспокойство, страх, опасение, боязнь, повышенная на-пряженность. Личностная тревож-ность представляет собой базовую черту личности, которая формиру-ется и закрепляется в раннем дет-стве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и разви-тие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мо-тив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Учащийся, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Учебная деятельность всегда полимотивирована. К внутренним моти-вам учебной деятельности можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения; позна-ние нового, неизвестного, понима-ние необходимости учения для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возмож-ность общения, похвала от значи-мых лиц, являются вполне есте-ственными, хотя они в большей сте-пени определяются зависимостью от внешних факторов. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба ради ли-дерства, престижа, материального вознаграждения или избежания не-удач[12,157].

Поэтому одной из основных задач учителя должно быть повы-шение в структуре мотивации уча-щегося «удельного веса» внутрен-ней мотивации учения. Развитие внутренней мотивации учения про-исходит как сдвиг мотива на цель учения. Каждый шаг этого процес-са характеризуется наложением одного, более близкого к цели уче-ния мотива на другой, более уда-ленный от нее. Поэтому в мотивационном развитии учащегося сле-дует учитывать, так же как и в про-цессе обучения, зону ближайшего развития. Для того чтобы учащий-ся по-настоящему включился в ра-боту, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поня-ты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для учащегося.

1.2. Пути формирования учебной мотивации

Наблюдение за работой учителей показывает, что они да-леко не всегда уделяют должное внимание мотивации уча-щихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исхо-дят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать