Исследование мотивов учебной деятельности учащихся
12
СодержаниеВведениеГлава 1.Теоретические основы мотивации учебной деятельности 1.1.Мотив и мотивация 1.2. Пути формирования учебной мотивации Глава 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов2.1. Методика проведения исследования2.2.Коррекционная работа по формированию учебной мотивацииЗаключениеЛитератураПриложениеВведениеАктуальность темы. Наблюдение за работой учителей показывает, что они да-леко не всегда уделяют должное внимание мотивации уча-щихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исхо-дят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узна-ет, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нель-зя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, си-дящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый чело-век не может длительное время работать в таких условиях.Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись, вставать и рано утром идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение учителя к нему передалось ученикам класса, поэто-му многие из них тоже относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет работу. Учитель должен посто-янно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.В этой связи стоит вспомнить В.Ф.Шаталова. Его главная заслуга, по нашему мнению, не в конспектах и опорных пунк-тах, а в том, что он снял у детей страх перед школой, сделал ее местом детской радости. А ребенку школа должна обязатель-но приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но и забота об успешности учебной дея-тельности. В свое время Л.Фейербах писал, что то, для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума.Задача учителя прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него же-лание усваивать новый материал, научиться работать с ним.Психологическое изучение мотивации и ее формирова-ние - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности уче-ника. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз-вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и даль-нейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складыва-ется мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюде-ния за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благода-ря чему учитель может делать достаточно достоверные вы-воды, намечать и корректировать пути формирования. Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся. В связи с этим были поставлены следующие задачи:изучить литературу по теме «Мотивация учения и ее формирование»рассмотреть методику формирования мотивации учащихсяпровести исследование на формирование мотивации учебной деятельностиДля решения поставленных задач использованы следующие научно - исследовательские методы: методические (социально педагогический - наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы, экспериментальный и статистический методы).Объект исследования: мотивация учебной деятельности. Предмет изучения - пути формирования мотивации учебной деятельности. Гипотеза исследования состоит в том, что, если содержание обучения направлено на мотивацию учебной деятельности, то оно должно способствовать появлению глубокого познавательного интереса к изучаемому материалу. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литература.Глава 1.Теоретические основы мотивации учебной деятельности 1.1.Мотив и мотивацияВ поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне[11,79]. Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойст-ва субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоя-тельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведениях[11,89].Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние сти-мулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как цикли-ческого процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразо-вания, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое пове-дение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций[11,101].
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа, и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, coциальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена[11,103].
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие -- цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, свя-занное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную по-требность[11,106]. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобраз-ной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее яркое в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержа-ние сознания, которое воспринимается человеком как непосредствен-ный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачи-вающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, веро-ятно, хранятся, в долговременной памяти.
Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.
Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние' познавательного характера, которое, как правило, напря-мую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент вре-мени потребностью. Интерес к себе может, вызвать любое неожидан-ное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание. Любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель[11,108].
Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средст-ва. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания.
Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препят-ствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же нecпeцифичнa для потребностей, как и интерес.
Желания и намерения -- это сиюминутно возникающие и доволь-но часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, одна-ко выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструмен-тальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направлен-ность, поведения.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бес-сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляю-щие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.
Любой учитель знает, что заинте-ресованный школьник учится луч-ше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устой-чивого познавательного интереса должны быть направлены развива-ющие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно проду-манные методы и приемы подачи учебного материала. Интерес играет важную роль в мо-тивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учи-теля сами должны испытывать ис-кренний интерес к своей деятель-ности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. По-ведение, ориентированное на дос-тижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения ус-пеха. Известно, что учащиеся, мо-тивированные на успех, предпочи-тают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Други-ми словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, пере-оценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успе-хи. В этой связи педагогу необхо-димо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и диффе-ренцированно подходить к оцени-ванию результатов выполнения по-ставленных задач. Оценивая результат, учитель обыч-но сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психоло-гически более оправданно сравне-ние сегодняшних собственных ре-зультатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормати-вом. Познавательный интерес фор-мируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способно-сти оцениваются позитивно. Направленность учебной мотива-ции школьника и его статус как ученика в классном коллективе взаимосвязаны. В доброжелатель-ной атмосфере у школьников раз-виваются позитивные навыки об-щения. Однако часто случается так, что школьников сковывают страх перед плохой оценкой, кри-тикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве «своего». Неспособность (по раз-личным причинам) принимать уча-стие в жизни класса, а также опре-делять свои цели приводит к воз-никновению трудностей в школе чаще, чем невысокие интеллекту-альные возможности. Специально-го внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т.п.) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо не-благоприятных условиях -- и к ее деградации. В случае долгого пре-бывания в такой группе отрица-тельные отношения порождают тревожность и фрустрацию. Научное понятие «тревожность» в повседневном языке выражают та-кие слова, как беспокойство, страх, опасение, боязнь, повышенная на-пряженность. Личностная тревож-ность представляет собой базовую черту личности, которая формиру-ется и закрепляется в раннем дет-стве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и разви-тие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мо-тив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Учащийся, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Учебная деятельность всегда полимотивирована. К внутренним моти-вам учебной деятельности можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения; позна-ние нового, неизвестного, понима-ние необходимости учения для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возмож-ность общения, похвала от значи-мых лиц, являются вполне есте-ственными, хотя они в большей сте-пени определяются зависимостью от внешних факторов. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба ради ли-дерства, престижа, материального вознаграждения или избежания не-удач[12,157].
Поэтому одной из основных задач учителя должно быть повы-шение в структуре мотивации уча-щегося «удельного веса» внутрен-ней мотивации учения. Развитие внутренней мотивации учения про-исходит как сдвиг мотива на цель учения. Каждый шаг этого процес-са характеризуется наложением одного, более близкого к цели уче-ния мотива на другой, более уда-ленный от нее. Поэтому в мотивационном развитии учащегося сле-дует учитывать, так же как и в про-цессе обучения, зону ближайшего развития. Для того чтобы учащий-ся по-настоящему включился в ра-боту, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поня-ты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для учащегося.
1.2. Пути формирования учебной мотивации
Наблюдение за работой учителей показывает, что они да-леко не всегда уделяют должное внимание мотивации уча-щихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исхо-дят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.