Историческое краеведение как элемент современного исторического образования
p align="left">

Наиболее древнейший вид вещественных источников - археологические материалы.

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам. Термин «археология» впервые употребил древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Термин образован от слияния двух слов: «архайос» - древний, «логос» - наука, слово.

Пользуясь особой системой методов и приемов исследования, археологи добывают, изучают и систематизируют остатки материальной культуры различных племен и народов. Подавляющее число материалов, собранных археологами, не содержащие никаких надписей предметы и орудия человеческого труда, добытые из недр земли. Для того чтобы заставить их заговорить, открыть заложенную в них информацию, археолог должен быть одновременно и историком.

Понятие «археологические источники» оформилось лишь в последние десятилетия. В науке до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, как соотносятся между собой понятия «археологический источник» и «исторический источник».

Именно археологические источники в силу их наглядности , осязаемости и вместе с тем загадочности вызывают у школьников наибольший интерес.

Первые упоминания о попытке раскопок в России относятся к 1144 г., в Ипатьевской летописи рассказывается об археологических находках на реке Волхов. В 1420 году в Пскове начались раскопки остатков древнейшей в городе церкви Власия. В начале XVIII века в России уже издаются государственные законы, предписывающие археологические находки сдавать на хранение в первый общегосударственный музей - Императорскую Кунсткамеру.

В 1739 году В.Н. Татищев составил одну из первых в мире инструкций по сбору сведений об археологических памятниках. Позднее подробные инструкции были написаны М.В. Ломоносовым, Г.Ф. Миллером.

Археологические памятники условно можно разделить на несколько групп. Самые крупные из них - поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового века. Так на юго-западе Ставрополья были проведены раскопки Грушовского городища (VIII - III вв. до н. э.), оно является важным археологическим памятником позднекабанской или киммерийской культуры [7. С. 62].

Погребения делятся на две основные группы: погребения, имеющие надмогильные сооружения (гробницы, курганы) и погребения грунтовые, т. е. без каких либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные погребения - мегалитические погребения, т.е. погребения в гробницах, сооружениях из больших камней (дольмены, менгири). Самые известные из гробниц - пирамиды. На территории России пирамиды строили из дерева и земли. От них остались лишь насыпи - курганы. На территории Ставропольского края найдено довольно много курганов, погребальных памятников. Так в 1973 году в связи со строительством очереди Большого Ставропольского канала обнаружили у хутора Красное Знамя, в 14 км от села Александровского, огромный курган. Его высота 11 метров, а диаметр до 100 метров. Изучение кургана дало невиданные по своему богатству и своеобразию материалы о скифах.

И это лишь один из найденных курганов, а все вместе они дают представления о культуре, уровне развития цивилизации народов, живших на территории Ставрополья в разное время.

Погребения говорят о возрасте умерших, а, следовательно, и о средней продолжительности жизни человека той эпохи, о его образе жизни, о том, чем он питался. Особенности обряда захоронения свидетельствуют о религиозных воззрениях, верованиях мировоззрении соплеменников умершего.

Среди обычных материалов, которые дают раскопки поселений, особый интерес представляют остатки жилищ. У различных племен и народов жилища сильно отличаются друг от друга. Исследования типов жилых построек по археологическим материалам позволяет сделать некоторые выводы об уровне социального развития данного общества.

Своего рода визитной карточкой каждого древнего народа служила керамика. Появившись около 10 тысяч лет назад, в эпоху неолита керамика поначалу изготавливалась от руки. На смену лепной керамике приходит керамика, изготавливаемая на гончарном круге. У каждого народа складываются свои, очень устойчивые, передававшиеся из поколения в поколение традиции изготовления керамики (форма сосуда, состав глиняного теста, качество обжига, орнамент). Все это позволяет предположить, к какому народу принадлежал мастер, изготовивший данное изделие.

Сходство керамики, типов погребений и других признаков позволяет говорить о некоем единстве - археологической культуре. Археологическую культуру не всегда удается связать с каким-либо известным по письменным источникам народом. Часто археологические памятники восходят к таким древним временам, когда еще не сформировались известные нам народы и племена. Понятие «археологическая культура» облегчает исследование этногенеза различных народов, позволяет археологам систематизировать, обобщать свои наблюдения. Для обнаружения основных археологических памятников - поселений и погребений - организуются археологические разведки. Разведки имеют целью обнаружить интересный в археологическом отношении объект, собрать подъемный материал, т.е. мелкие предметы, лежащие на поверхности земли (керамика, обломки вещей…), а также, в случае необходимости, заложить пробный шурф или траншею.

Археологические исследования - сложный, требующий большой подготовительной работы, но зато, в высшей степени, творческий, захватывающий школьников вид исторического краеведения.

Своеобразным видом вещественных источников являются памятники архитектуры. Памятники архитектуры, встречающиеся в сельской местности и областных центрах, как правило, уступают по своим достоинствам столичным «знаменитостям». При анализе архитектурных достоинств памятника нельзя умалчивать и о его недостатках. Показ неуместных пропорций и нелепых украшений, безвкусного богатства и убогой скромности столь же воспитывает вкус, как и наблюдение истиной красоты и соразмерности. Объектом исследования во время экскурсии может стать и непритязательная древняя часовня, и даже обжитая старая изба или амбар.

Подавляющее большинство дошедших до нас памятников архитектуры - культовые сооружения. Среди них деревянные храмы составляют в настоящее время лишь очень небольшую часть, однако, в древности дело обстояло как раз наоборот. Деревянные храмы быстрее, чем каменные поддавались разрушительному воздействию времени, погибали в огне пожаров, вспыхивая то от молнии, то от забытой свечи.

Малейшая небрежность, неосторожность может привести к гибели памятника деревянного зодчества. В целях лучшей сохранности и также для облегчения доступа к ним любителей старины, туристов и экскурсантов памятники деревянного зодчества перевозятся в крупные города, на территорию специально создаваемых музеев под открытым небом.

Деревянные храмы - неотъемлемая часть древнерусского села или города. Следует научить школьников видеть их красоту, их единство с русской природой, с окружающим ландшафтом - все храмы по-своему отражают и характер, и обстановку жизни наших предков. В этом их историческое значение, их ценность, как своего рода исторического источника.

При изучении деревянных храмов следует иметь в виду, что они, как и каменные, зачастую дошли до нас в искаженном виде. Наиболее распространенный вид искажений - дощатая обивка. Не защищая памятник, обивка скрывает своеобразную прелесть серебристых, потрескавшихся от времени старых бревен, затрудняет наблюдение за состоянием храма.

Каменные храмы появились на Руси одновременно с принятием христианства. Подавляющее большинство каменных храмов периода Киевской Руси находятся в городах и селах Украины, в Смоленске Новгороде.

Каменные храмы эпохи Киевской Руси - материальное воплощение могущества древнерусского государства.

Каменное зодчество периода феодальной раздробленности столь же отчетливо отражает особенности своего времени, как и храмы Киевской Руси. Каменные храмы уменьшаются в размерах, однако, их конструкция и техника кладки становятся наиболее разнообразными.

Школьная краеведческая работа с памятниками каменного зодчества XVI -XVII вв. весьма перспективна не только в общеобразовательном, но и в научном плане. Памятники зодчества XVI - XVII вв. можно использовать как своего рода наглядное пособие по истории России.

В конце XVII века начинается быстрое сближение русского каменного зодчества с западноевропейским. Одним из первых проявлений этого процесса стало формирование своеобразного архитектурного стиля, получившего название «нарышкинское барокко». Наиболее известные памятники «нарышкинского барокко» были выстроены в подмосковных вотчинах влиятельного боярского рода Нарышкиных, родственников Петра I по линии матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Последнюю треть XVIII века, время правления императрицы Екатерины II, справедливо называют «золотым веком» дворянства. Освобожденные в 1792 г. от обязательной службы, дворяне все больше внимания уделяют условиям своей повседневной жизни, по-новому относятся к облику своих резиденций - начинают возводиться так называемые «дворянские гнезда» - усадьбы. Изучение истории забытых усадеб может дать школьным краеведам интереснейший материал. Исследования в данном направлении облегчаются тем, что местные архивы содержат, как правило, достаточное количество документов по истории края XVIII - XIX вв.

Вторая половина XIX - начало XX века - время быстрого развития капитализма в экономике России. Яркими иллюстрациями этого процесса служат сохранившиеся во многих городах, а иногда и селах пышные особняки купцов, фабрикантов и заводчиков. Пышная, но безвкусная, эклектическая архитектура этих зданий показывает уровень культурного развития русской буржуазии. Памятники такого рода, наряду с торговыми рядами и купеческими лабазами, мало привлекательны с эстетической точки зрения, однако, изучение их дает отличный краеведческий материал по теме «Развитие капитализма и рабочее движение в нашем крае».

Изучение памятников архитектуры различных эпох требует от школьных краеведов основательной подготовки и систематической работы. Необходимо составить карту размещения архитектурных памятников и составить на каждый памятник паспорт, для того, чтобы краеведы легко могли отыскивать эти памятники для их дальнейшего изучения.

Большое значение для исторического краеведения могут быть изобразительные источники: старинные гравюры, скульптуры, картины с изображением бытовых сцен, национальных костюмов.

Особое значение для краеведов имеют фотоматериалы. Фотографии - прекрасный документальный материал. По ним можно изучать быт, одежду и т.д. Но не только изучение старых материалов, но и создание собственных фототек может стать интересной формой школьной краеведческой работы. Фото - видеолетопись родного города, села через некоторое время станет ценнейшим историческим источником, который расскажет будущим историкам и краеведам о жизни и делах людей в XXI веке.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вещественные источники являются связующим звеном с прошлым, помогают краеведу в изучении прошлого и настоящего. Учитель истории, опираясь на вещественные источники, делает уроки истории неординарными, интересными и тем самым воспитывает в своих учениках целый ряд важных качеств: патриотизм, любовь к родному краю, городу, стране, бережное отношение к памятникам истории.

2. Письменные источники.

Большую часть наших знаний о прошлом дают письменные источники. Они позволяют проследить события политической истории, содержат сведения по экономике и культуре.

Древнейшая письменность возникла у народов Египта и Междуречья около 5 тысяч лет назад. Изобретение письменности было определенным шагом вперед на пути прогресса. Люди получили возможность фиксировать свои знания, идеи, образы, передавать их следующим поколениям в более надежных, нежели устная традиция, формах. Благодаря письменности мы знаем, как представляли мир, о чем мечтали, о чем думали строители египетских пирамид, вавилонских дворцов.

Письменность донесла до нас величайшие творения древней поэзии: «Песнь песней», «Илиаду», «Одиссею»…

Славянская письменность возникла в IX веке нашей эры благодаря деятельности братьев Кирилла и Мефодия. Используя буквы греческого алфавита и дополнив их некоторыми новыми знаками, они создали славянскую азбуку, распространившуюся среди большинства восточнославянских и южнославянских племен. Вместе с тем, в источниках есть сведения о том, что еще до введения кириллицы у восточных славян были какие-то особые знаки, заменявшие буквы, - «черты и резы»[13, С. 62]

Древнейшая надпись славянскими буквами обнаружена на глиняном горшочке, найденном в слое первой половины X века.

Распространение письменности было ускорено принятием христианства в 988 году.

Так начала свой путь древнерусская письменность, превратившаяся со временем в строки Пушкина, Достоевского, Радищева и Герцена.

Без исключения все письменные источники до середины XVI века, то есть до начала книгопечатания, - рукописи. Даже и в XVI веке печатные издания были редкостью. Древние рукописи, сохранившиеся до нашего времени, имели самое различное назначение. Это рукописные книги, всякого рода юридические акты, писцовые книги, письма, послания, записки.

Древнейшие рукописные памятники отличаются, прежде всего, по материалу, на котором был написан текст. Примерно до начала XV века материалом служил пергамен - особым образом выделанная телячья кожа. С XV века в обиход широко проникает бумага, вначале привозная, а с XVIII века и отечественная.

Книги отличались большим разнообразием содержания, но в настоящее время пергаменные книги - большая редкость. Всего в книгохранилищах нашей страны их известно около двух тысяч. Главной причиной гибели книг являются пожары, постоянно из века в век уничтожавшие ценности Древней Руси .

Даже при первом знакомстве памятниками древнерусской письменности бросаются в глаза не только особенности почерка, оформления, но и особенности самого текста. Чаще всего встречаются в средневековых текстах слова - «бог», «князь» - сокращались за счет гласных и писались под особым значком. Первая буква нового абзаца обычно писалась красной краской, книгу заключали в обшитые кожей переплеты. Изучением типов древнего письма занимается особая наука - палеография.

Особый вид древнейших рукописей представляют собой летописи и берестяные грамоты. Берестяные грамоты найдены во многих древнерусских городах - Смоленске, Пскове, Старой Руссе. Однако, большинство грамот найдено в Новгороде.

Берестяные грамоты представляют собой краткие записи, извещения, отправленные древними новгородцами своим друзьям, родственникам.

Работа с древними рукописями - многостороннее, требующее большой профессиональной подготовки дело. Для школьного краеведа рукописи интересны, прежде всего, как источники. Учитель может использовать их не только на уроках истории, но и на уроках литературы, обществознания, русского языка. Получив разрешение скопировать рукописный материал XVII - XIX вв., учитель может составить целую подборку оригинальных старинных текстов, посвященных истории края. Предварительно проработав и досконально изучив эти тексты, учитель затем может предложить их для изучения юным краеведам для чтения и изучения. Все это может доставить юным краеведам огромную радость самостоятельного научного поиска, маленьких исторических открытий. Соприкосновение с живой историей, проникновение в язык времен будет способствовать более осознанному усвоению нового исторического материала на уроках истории.

К письменным источникам могут относиться указы, документы, которые отражают развитие города или села. Ярким примером таких письменных источников являются Указ Екатерины II «О постройке Константиногорской крепости», статистические оценки, перепись населения Ставрополья, документы, отражающие, когда и где был построен тот или иной санаторий, сооружены архитектурные ансамбли. Эти письменные источники доступны для изучения школьным краеведам, так как находятся в краеведческом музее г. Пятигорска.

Распространение в России книгопечатания было важнейшим фактором развития культуры. Печатные издания представляют для краеведов двоякий интерес - как источник по истории края и как историко-культурная ценность, подлежащая выявлению и бережному хранению.

Возникнув в России в XVI веке, русское книгопечатание носило чисто церковный характер. Однако позже появляются книги светского содержания: «Азбука» - 1634 г., «Грамматика» - 1648 г.[2, С. 97].

Постепенно книги становятся все более и более доступными, их тираж растет, основывается ряд типографий, расширена и усовершенствована книжная торговля. Императрица Екатерина II, проводя политику «просвещенного абсолютизма», проявляет постоянную заботу о развитии книгопечатания. В этот период вкусы среднего читателя были крайне не взыскательны.

Но позже наблюдается заметный спад развития книгопечатания. Это происходит во второй половине 90-х годов XVIII века, когда были запрещены частные типографии, резко сокращен ввоз иностранных книг. Но книгопечатание вновь оживает в первой половине XIX века. Указом Александра I были вновь разрешены частные типографии, ввоз иностранной литературы.

Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX века характеризуется, прежде всего, появлением массовых изданий. Среди разнообразной печатной продукции этого периода особый интерес для краеведа представляют некоторые важнейшие справочные издания по истории России, путеводители, краеведческие сборники.

В наши дни возможны крупные открытия древних, до сих пор неизведанных книг, их можно найти в какой-нибудь неизвестной библиотеке. Такие поиски - первейшая задача историка-краеведа в работе над книгой.

Помимо рукописей и книг к письменным источникам относится и периодическая печать, получившая свое начало еще во времена Петра I. Первая русская печатная газета «Ведомости» была основана царским указом от 15 декабря 1702 года. Петр I требовал помещать в газете известия о военных и политических событиях внутри страны и за ее пределами. По мере распространения грамотности, роста общественного движения газеты становились духовной пищей средних городских слоев населения, а концу XIX века кое - где проникают в деревню, т. е. идет активное развитие газетного дела [2, С. 126].

Подобный указ был принят правительством об издании на местах «Губернских ведомостей» (1837 г.). Именно он положил начало регулярному выпуску газет в провинции. 1 января 1850 г. вышел в свет первый номер первой печатной газеты на Северном Кавказе - «Ставропольские губернские ведомости». Ее редактором стал чиновник И.А. Юркевский. Она выходила один раз в неделю тиражом сто экземпляров.

Несколько иначе, нежели история газетного дела, сложилась судьба русских журналов. Уже с XVIII века журналы издавались частными лицами, они служили определенной трибуной общественно-политических и литературных взглядов, в них открывалась душа народа.

Задача историка-краеведа, разыскав старые календари, газеты, журналы, сберечь их. История их еще не рассказана полностью, а она полезна и увлекательна.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать