История фортепианного исполнительства
p align="left">Исследовательская работа проводилась в течение 8 лет в процессе занятий по дисциплине «История фортепианного исполнительства». Общая численность студентов в поисковых группах составила 74 человека. Согласно программе изучение предмета проводилось в форме лекций и практических занятий (12 учебных часов на констатирующем этапе, 48 учебных часов на формирующем этапе и 12 учебных часов на контрольном этапе опытно-поисковой работы). Целью опытно-поисковой работы было нахождение оптимальной методики преподавания дисциплины, наиболее соответствующей возрастным психологическим особенностям студентов ССУЗов. Одновременно решались важные задачи профессионального роста молодых музыкантов, связанные с преодолением дисбаланса между уровнем сформированности у них практических навыков исполнительства и уровнем теоретических знаний. Сюда относятся, прежде всего, такие качества как историчность мышления и стилистическая грамотность. При отборе методов опытно-поисковой работы мы следовали рекомендациям отечественных учёных (Э.Б. Абдуллин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, Л.В. Школяр). Основными методами стали: тестирование, письменные работы студентов по истории фортепианного исполнительства, педагогическое наблюдение с фиксированием результатов, обучающий и опросный методы, количественный анализ результатов и его последующая обработка.

Были определены следующие критерии освоенности знаний в области истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов колледжа: осведомлённость о периодизации истории фортепианного исполнительства; идентификация периодов истории фортепианного исполнительства исходя из их содержания; знание о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи; применение полученных знаний в практической деятельности. Критерий осведомлённости о периодизации фортепианного исполнительства характеризуется следующими показателями: осведомлённость о названиях периодов; осведомлённость об их временных границах; осведомлённость об основных персоналиях истории исполнительства. Критерию идентификации периодов истории фортепианного исполнительства соответствуют такие показатели: историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация основных принципов и целей обучения исполнителя. Критерий знания о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи подразумевает следующие показатели: знания об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания о художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве. Критерию применения знаний по истории фортепианного исполнительства в практической деятельности отвечают показатели: применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; их применение в исполнительской практике и их применение при оценке явлений исполнительского искусства.

Низкий уровень освоенности знаний об истории фортепианного исполнительства предполагает, что студент (1) осведомлен о названиях, исторических границах не менее двух периодов истории фортепианного исполнительства и знает не менее пяти персоналий; (2) испытывает затруднения с исторической идентификацией явлений исполнительского искусства, музыкальных произведений (исходя из трактовки инструмента) и принципов педагогики музыкального образования; (3) имеет ограниченные представления об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства, слабо ориентируется в художественных направлениях и индивидуальных стилях фортепианного исполнительства; (4) не применяет полученные знания при знакомстве с новым произведением, в своей исполнительской практике и при оценке явлений исполнительского искусства.

Средний уровень освоенности знаний об истории фортепианного исполнительства характеризуется тем, что студент (1) осведомлён о названиях и исторических границах всех периодов истории фортепианного исполнительства и знает не менее десяти персоналий; (2) в целом, идентифицирует верно явления исполнительского искусства, музыкальные произведения и принципы педагогики музыкального образования в историческом плане; (3) обладает знаниями об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства, о художественных направлениях и индивидуальных стилях фортепианного исполнительства; (4) с помощью преподавателя применяет полученные знания при знакомстве с новым произведением, в своей исполнительской практике и при оценке явлений исполнительского искусства.

Высокий уровень освоенности знаний об истории фортепианного исполнительства констатируется, если студент (1) осведомлён о названиях, содержании и исторических границах всех периодов истории фортепианного исполнительства и знает более десяти персоналий; (2) свободно идентифицирует явления исполнительского искусства, музыкальные произведения и принципы педагогики музыкального образования в историческом плане; (3) представляет фортепианное исполнительство, его направления и индивидуальные стили в художественном контексте эпохи; (4) уверенно применяет полученные знания при знакомстве с новым произведением, в своей исполнительской практике и умеет самостоятельно оценивать явления исполнительского искусства.

Несмотря на то, что до начала обучения в колледже студенты не изучают историю фортепианного исполнительства, у них, как правило, все же присутствуют некоторые знания из этой области, почерпнутые в музыкальной школе из курса музыкальной литературы и на индивидуальных уроках по фортепиано, что даёт возможность провести диагностику их обученности на самых первых занятиях по истории фортепианного исполнительства.

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы в процессе коллективного прослушивания фортепианных произведений различных эпох и в разных исполнениях посредством наводящих вопросов преподавателя осуществлялось выявление и обобщение существующих у студентов эмпирических знаний об истории фортепианного исполнительства. Наиболее показательными заданиями этого этапа явились тесты, анкеты с незаконченными предложениями, исполнительский анализ произведений, письменные работы по проблемам исполнительства, которые и позволили определить уровень освоенности студентами знаний в указанной сфере. Диагностика показала недостаточную ориентированность большей части студентов в истории искусства, что объясняется их возрастом и ограниченным художественным опытом. Наибольшие затруднения у студентов вызвали задания, связанные с идентификацией и соотнесением явлений исполнительского искусства с соответствующими художественными эпохами и с практическим применением имеющихся знаний в собственной исполнительской практике. Предложенная нами обобщенная периодизация истории фортепианного исполнительства (клавирный период, период перехода от клавира к фортепиано, период классицистского фортепиано, период романтического фортепиано, период постромантического фортепиано) способствовала структурированию имеющихся у студентов знаний и систематизации вновь поступающей к ним информации.

Проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы опиралось на дидактический принцип единства чувственного и рационального познания, а освоение теоретических знаний студентами осуществлялось на базе непосредственных художественных впечатлений от различных явлений исполнительского искусства. При этом учитывалась региональная специфика, определяемая условиями малого города, в котором колледж искусств является культурообразующим объектом. Освоению знаний о фортепианном исполнительстве в художественном контексте той или иной эпохи способствовало применение в педагогическом процессе компьютерных дисков, посвященных истории искусства («Энциклопедия живописи», «История искусства», «Лувр», «Эрмитаж», «Русский музей» и т.д.). В ходе формирующего этапа применялись также творческие формы учебных занятий, наиболее соответствующие возрастным особенностям студентов средних специальных учебных заведений: викторины, концерты, предваряемые вступительным словом, студенческие доклады о педагогической деятельности выдающихся композиторов и исполнителей, дискуссии, коллективные обсуждения явлений исполнительского искусства, творческие презентации. Результаты деятельности студентов в рамках студенческого научного общества фиксировались в форме печатных работ.

Согласно намеченному плану методика преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов состояла из трех этапов: мотивационного, развивающего и обобщающего. На мотивационном этапе лекции и семинары сопровождались комментированной демонстрацией аудио- и видеозаписей выдающихся исполнителей. Студентам предлагались разные интерпретации одних и тех же произведений с последующим анализом их сходства и отличий. Особое внимание уделялось произведениям, которые входили в учебный репертуар студентов («Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха, сонаты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена). Этот прием позволил обучающимся сделать вывод о тесной связи учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» с занятиями в специальном классе и, следовательно, о необходимости и важности её изучения. Стилистическая грамотность студентов проверялась в процессе наблюдения за их выступлениями на академических мероприятиях и открытых концертах.

На развивающем этапе ведущим стал метод «погружения». Музыкальные иллюстрации дополнились мультимедийными материалами по истории искусства, художественными и документальными фильмами-биографиями о жизни и творчестве выдающихся композиторов и исполнителей прошлого и современности («Клавесин, клавикорд», «Доменико Скарлатти», «Амадеус», «Ференц Лист. Грезы любви», «Рихтер непокоренный», «Великий Гилельс»). На данном этапе были особенно эффективны межпредметные связи с дисциплинами «Мировая художественная культура» и «Музыкальная литература». Все большее значение стали приобретать активные формы обучения - беседы, диспуты, коллективные обсуждения, на которых проверялись практические навыки студентов в оценке явлений исполнительского искусства.

На обобщающем этапе преобладали проблемно-поисковые методы обучения, благодаря чему возросла самостоятельность учащихся. Новыми формами организации учебных занятий стали подготовка и участие студентов в конференциях СНО (к 100-летию Д.Д. Шостаковича, «Искусство серебряного века», «Русская исполнительская школа и мировая фортепианная культура», к 200-летию Ф. Шопена), в конкурсах студенческих научных работ, в творческих презентациях, в музыкально-поэтических вечерах, в открытых концертах и лекторской практике. Одной из форм применения проблемно-поискового метода стали задания по самостоятельной подготовке и эскизному исполнению несложных произведений различных эпох, предлагаемые совместно с преподавателями по классу специального инструмента. На всех этапах использовалась любая возможность услышать музыку в «живом» исполнении: студенты вместе с преподавателями выезжали на филармонические концерты в близлежащие областные центры, посещали студенческие классные вечера, выступления преподавателей колледжа и концертирующих исполнителей, после чего проводилось коллективное обсуждение услышанного.

На контрольном этапе опытно-поисковой работы была произведена диагностика с использованием диагностического инструментария констатирующего этапа - тестов, анкет с незаконченными предложениями, письменных работ. Применение освоенных знаний в практической деятельности оценивалось по результатам студенческой концертной практики и при помощи самостоятельных письменных работ, содержащих исполнительский анализ изучаемых произведений. В группе студентов фортепианного отделения 2003 г. 21% достигли высокого уровня, 64% - среднего, 15% остались на низком уровне. В 2005 г. 20% респондентов имели высокий уровень, 68% - средний, 12% остались на низком уровне. В 2007 г. высокий уровень определен у 23% учащихся, средним признан 63%, низким - 14%. В 2009 г. достигли высокого уровня 30%, среднего - 58%, 12% остались на низком. При сравнении результатов констатирующего и итогового этапов у студентов всех лет обучения была выявлена положительная динамика в уровнях освоенности ими содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» и умении применять эти знания на практике, что и позволило составить следующую сводную таблицу:

Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. В результате анализа специальной литературы определена следующая периодизация истории фортепианного исполнительства, соответствующая структуре названной дисциплины: клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского фортепиано, период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.

2. Методика освоения студентами средних специальных учебных заведений знаний в области истории фортепианного исполнительства включает три этапа: мотивационный, развивающий и обобщающий. Для мотивационного этапа характерны: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Развивающий этап основан: на принципе комплексности, на методе «погружения», дающем возможность воспринимать явления исполнительского искусства в контексте соответствующей художественной эпохи, на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап подразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и конкурсов научных работ, творческих презентаций.

3. Педагогическими условиями реализации данной методики являются: опора на непосредственные художественные впечатления, формирование восприятия явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохи, освоение студентами принципа историзма, активные и интерактивные формы проведения занятий, возрастающая с каждым этапом реализации методики степень самостоятельности студентов, повышение их исполнительской культуры, отражающееся в переходе от репродуктивного уровня усвоения ими знаний - к продуктивному.

4. Установлены критерии освоенности знаний в области истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений. (1) Осведомлённость, показателями которой являются осведомлённость о названиях периодов, осведомлённость об их временных границах, осведомлённость об основных персоналиях. (2) Идентификация, измеряемая следующими показателями: историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация основных принципов и целей обучения исполнителя. (3) Знание, об уровне которого дают представление такие показатели как знания об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания о художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве. (4) Применение, отвечающее показателям: применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; их применение в исполнительской практике и их применение при оценке явлений исполнительского искусства.

5. В процессе опытно-поисковой работы была подтверждена эффективность разработанной методики в рамках изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства». Это выражено возросшими знаниями студентов колледжа искусств об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства, о художественных направлениях и индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве, а также повысившимися навыками практического применения данных знаний в собственной исполнительской практике и при оценке явлений исполнительского искусства.

Исследование может быть продолжено в направлении дальнейшей детализации изучения периодов истории фортепианного исполнительства. Это особенно актуально применительно к последнему, постромантическому этапу, который отличается особым стилевым многообразием. Представляется возможной также экстраполяция опыта настоящего исследования на изучение аналогичных проблем иных инструментальных специализаций.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих работах:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г. Рубинштейна и идеи философии истории [Текст] / И.М. Борейко // Музыка и время. - 2007. - №7. - С. 9-11. Принято к печати 27.11.2006.

2. Борейко, И.М. Методы формирования знаний об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко // Интеграция образования. - 2009. - №2. - С. 79-81.

Статьи в сборниках научных трудов, тезисы докладов на научно-практических конференциях:

3. Борейко, И.М. Воспитание образного мышления на уроках специальности (на примере цикла «Времена года» П.И.Чайковского) [Текст] / И.М. Борейко // Художественный образ в исполнительском искусстве: тезисы и материалы IX Российских педагогических ассамблей искусств в Магнитогорске «Искусство, наука и художественное образование» 25-29 ноября 2003 г. / МаГК. - Магнитогорск, 2004 . - С. 115-117.

4. Борейко, И.М. Философия музыки в трудах А.Ф. Лосева [Текст] / И.М. Борейко // Философия и наука: материалы V Региональной науч.-практ. конф. аспирантов и соискателей, г. Екатеринбург, Россия, 25 апреля 2006 г. / УрГПУ. - Екатеринбург, 2006. - С. 7-9.

5. Борейко, И.М. О задачах дисциплины история фортепианного искусства. [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы современной науки. Гуманитарные науки. Ч. 41. Педагогика: труды 2-го Междунар. форума (7-й Междунар. конф.), г. Самара, 20-23 ноября 2006 г. - Самара, 2006. - С. 30-33.

6. Борейко, И.М. Чтобы снова обрести «Золотой век» [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. Вып. III. - Саратов: ИЦ «Наука», 2007. - С. 254-258.

7. Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г.Рубинштейна и идеи философии истории [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: материалы VIII Междунар. науч.-метод. конф. аспирантов, соискателей и преподавателей вузов. Вып. 8. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородской гос. консерватории, 2007. - С. 95-101.

8. Борейко, И.М. «История фортепианного искусства» - плюрализм мнений и концепций [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы современной науки Ч. 26. Музыкальное искусство: труды 3-го Междунар. форума (8-й Междунар. конф.), г. Самара, 20-23 ноября 2007 г. - Самара, 2007. - С. 5-8.

9. Борейко, И.М. История фортепианного искусства и время [Текст] / И.М. Борейко // Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Пермь, 22-25 октября 2007 г. - ПГИИК. - С. 22-31.

10. Борейко, И.М. Бородин Б.Б. как историк фортепианного искусства [Текст] / И.М. Борейко // Краеведение и художественная культура Урала: творчество, исполнительство, образование: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Магнитогорск, 19-21 ноября 2007 года / МаГК; ред.-сост. А.А. Глазунов. - Магнитогорск, 2008 . - С. 435-437.

11. Борейко, И.М. Философия музыки в трудах А.Ф.Лосева [Текст] / И.М. Борейко // Вопросы современного музыкознания: межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; редкол. Л.К. Игнатьева, С.В. Черевань, Т.С. Сорокина. - Челябинск, 2008. - Вып. 3. - С. 26-34.

12. Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г.Рубинштейна и идеи философии истории [Текст] / И.М. Борейко // Вопросы современного музыкознания: межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; редкол. Л.К. Игнатьева, С.В. Черевань, Т.С. Сорокина. - Челябинск, 2008. - Вып. 3. - С. 21-26.

13. Борейко, И.М. О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у студентов ДХО, ФО ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко // Вопросы современного музыкознания: межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; редкол. Л.К. Игнатьева, С.В. Черевань, Т.С. Сорокина.- Челябинск, 2008. - Вып. 3. - С. 233-247.

14. Борейко, И.М. Об актуальности формирования представлений об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко // К 115-летию музыкального образования в Сибири: Актуальные проблемы музыкального образования: материалы Всерос. науч.-практ. (заочной) конф., г. Томск, 20-25 ноября 2008 г. - Томск, 2008. - С. 129-132.

15. Борейко, И.М. О методах формирования представлений об исторической периодизации фортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы современной науки. Гуманитарные науки. Ч. 24. Педагогика: труды 4-го Междунар. форума (9-й междунар. конф.), г. Самара, 17-19 ноября 2008 г. - Самара, 2008. - С. 72-76.

16. Борейко, И.М. О методах преподавания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: материалы междунар. Интернет-конф., г. Екатеринбург, декабрь 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 6-9.

17. Борейко, И.М. Метод «погружения» применительно к преподаванию учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: материалы второй междунар. Интернет-конф., г. Екатеринбург, декабрь 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - С. 44-50.

18. Борейко, И.М. Методы организации учебной работы на уроках по истории фортепианного исполнительства в ССУЗе [Текст] / И.М. Борейко // Музыкальное и художественное образование в социокультурном развитии личности: материалы всерос. конф., посвящённой 50-летнему юбилею факультета музыкального и художественного образования, г. Екатеринбург, 9 апреля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - С. 3-6.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать