Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников

Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников

105

117

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия

культуры и искусств»

Выпускная квалификационная работа

Игра как средство развития познавательных процессов

младших школьников

(На примере работы кружка Дома детского творчества города Катав-Ивановска)

Выполнил студент:заочного отделения 5 курса

Группы 502 / УК-04Специальность «Социально-культурная деятельность»

Хохлова Елена Борисовна.

Научный руководитель:

доцент кафедры Социально-культурная деятельность,

кандидат педагогических наук Богдан Светлана Владимировна.

Рецензент:

Директор МОУ ДОД «Дом детского творчества» города Катав-Ивановска

Ренова Наталия Борисовна.

Выпускная квалификационная работа защищена

« »____________2008г.

Оценка_______________

Председатель ГАК:___________ / П.И. Чернецов

Челябинск, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I Теоретические аспекты развития познавательных процессов младших школьников в игре

Характеристика познавательных процессов

Психологические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Влияние игры на развитие познавательных процессов младших школьников

Выводы по первой главе

Глава II Исследование влияния игры на развитие познавательных процессов младших школьников

2.1 Констатирующий этап

2.2 Формирующий этап

2.3 Обобщающий этап

Выводы по второй главе

Заключение

Литература

Приложения

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский Об умственном воспитании. / Сост. М. И. Мухин - К.: Рад. Школа, 1983. - С.193.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема познавательного интереса - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу. Излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.

В результате такого обучения у детей недостаточно развиваются качества мышления: глубина, критичность, гибкость, которые определяют его самостоятельность. Развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Самостоятельность мышления проявляется в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который учитывал бы особенности мыслительной деятельности каждого ученика.

Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, занятия в учреждениях дополнительного образования на которых дети с помощью игры решают нестандартные задачи.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Правильно построенная игра способствует развитию познавательных процессов младших школьников.

На основе изучения педагогического опыта, анализа научной литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между объективно существующей потребностью общества в интеллектуально развитой личности и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к формированию познавательных процессов младших школьников.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия, при которых игра становятся более эффективным средством в развитии познавательных процессов детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста посредством игры.

Предмет исследования - игра как средство развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: игра будет более эффективным средством развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте если:

Ш организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка;

Ш способствовать знакомству с окружающим миром;

Ш педагогическое взаимодействие: сверстники - педагог - социум - среда;

Ш соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой были поставлены следующие задачи:

Ш дать характеристику познавательных процессов;

Ш выявить особенности развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте средствами игры;

Ш определить содержание игр, обеспечивающих развитие познавательной активности младших школьников;

Ш разработать программу и провести опытно-экспериментальное исследование по развитию познавательных процессов младших школьников в игре.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыта характеристика познавательных процессов младших школьников в игре.

2. Определены содержание и психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов младших школьников в игре, предполагающие свободный выбор деятельности, создание благоприятной микросреды, организацию взаимодействия воспитуемых, педагогов и социальной среды, организацию деятельности в соответствии с поставленными целями, реализацию установки на развитие познавательных процессов.

3. Выявлены условия, при которых игра является более эффективным средством в развитии познавательных процессов младших школьников:

Ш учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в процессе развития познавательных процессов;

Ш педагог- носитель интеллектуальных ценностей;

Ш содержание занятий будет наполнено игровыми моментами, в решении которых школьник занимает субъектную позицию во «взаимодействии системы отношений школьник - сверстники - педагог - социум - среда.

Теоретическая значимость исследования состоит:

Ш в раскрытии понятий «развитие познавательных процессов», «игра»;

Ш в выделении психолого-педагогических особенностей развития познавательных процессов младших школьников в игре;

Ш в определении содержания игр, способствующих развитию познавательных процессов детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования состоит:

Ш в разработке программы диагностики познавательных процессов, технологий и программы развития познавательных процессов младших школьников.

Методологическую основу исследования составили теория игровой деятельности, теория ценностей и ценностных ориентации, теория развития личности. Психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов младших школьников проанализированы В.А. Сухомлинским, Н.Н. Подъяковым, Ф.А. Сохиной, Р.С. Немовым. Психолого-педагогические закономерности развития личности в младшем школьном возрасте раскрыты учёными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Психолого-педагогические исследования деятельности младших школьников проведены - Л.И. Божович, А.В. Петровским, А.Н. Леонтьевым. Наиболее значимые подходы к воспитанию младших школьников разработаны К.Д. Ушинским, А.С. Белкиным, Ю.М. Орловым. Условия деятельности, способствующие развитию познавательных процессов младших школьников рассмотрели В.А. Николаев, Л.А. Вегнер, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. Ряд специальных исследований по игровой деятельности школьников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др. Особенности развития познавательных процессов младших школьников в игре рассмотрены Н.П. Локаловой, Л.Ф. Тихомировой и др.

Этапы исследования:

Первый этап. Осуществлялось изучение и состояние проблемы развития познавательных процессов младших школьников в педагогической теории и практике, формировался аппарат исследования, анализировались литературные источники, связанные с проблемной областью исследования. Основные направления исследования на данном этапе - изучение философской, психологической, педагогической литераторы; изучение, обобщение и научный анализ эффективного педагогического опыта: теоретическое моделирование средств игры, влияющих на развитие познавательных процессов младших школьников.

Второй этап. На втором этапе производились систематизация и обобщение теоретического и накопленного экспериментального материала по проблеме исследования, выстраивалась концепция развития познавательных процессов младших школьников, производилось осмысление и корректировка выдвинутых теоретических положений. В ходе формирующего эксперимента совершенствовались условия развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста, проводилась диагностика результативности экспериментальной деятельности. Основные методы исследования - комплекс диагностических методик, эмпирические методы (наблюдение, опрос, беседа, тестирование), методы оценки и самооценки, проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

Третий этап. Производилась апробация полученных результатов исследования, осуществлялось их теоретико-методическое осмысление, выявлялись условия, при которых игра будет более эффективно влиять на развитие познавательных процессов младших школьников. Основные методы исследования - моделирование условий, анализ результатов игровой деятельности, обобщение, систематизация и описание полученных результатов.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Дома детского творчества города Катав-Ивановска Челябинской области, кружка для младших школьников «Эрудит». В эксперименте приняли участие 24 ребенка.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов исследования обеспечивается исходными методологическими и теоретическими положениями; применением диагностических методов, соответствующих исследуемому объекту, ориентацией на аналогичные положения и выводы современных учёных; репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом; подтверждением гипотетического предположения; положительными изменениями в познавательных процессов младших школьников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уточнённое понятие: «познавательные процессы».

2. Содержание и психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов младших школьников в игре.

3. Условия, при которых игра является средством развития познавательных процессов младших школьников.

Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении дается общая характеристика осуществленного исследования, обоснование выбора темы работы; определяются объект, предмет, цель исследования, гипотеза; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава - «Теоретические аспекты развития познавательных процессов младших школьников в игре» - раскрывает основания, по которым осуществляется анализ состояния проблемы.

Вторая глава - «Исследование влияния игры на развитие познавательных процессов младших школьников» - представляет общую характеристику осуществления опытно-экспериментальной работы в учреждении дополнительного образования, методику реализации условий развития интеллектуальных способностей младших школьников, оценку и описание результатов опытной работы.

В заключении приведены общие итоги исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Приложение содержит программу кружка «Эрудит», тесты, методические рекомендации.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ

1.1 Характеристика познавательных процессов

Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными развитие младших школьников. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в систему развития познавательных процессов ребенка.

Познавательный процесс - процесс, способствующий познанию, расширению знаний [61, c. 132].

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов и родителей.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Для этого необходимо научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи необходимо вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость [22, с. 11].

Одна из проблем состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, память, воображение, мышление, восприятие и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», согласно Л. С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным [13, c. 74].

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец - с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности [50]; [51].

В советской психологии понятие «интеллект» употреблялось главным образом в теории индивидуально-типологических особенностей развития личности [72, c. 252-344]. В более общем плане интеллект выступает как синоним мышления, умственного развития личности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз; подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.

Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать